Электронное правительство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:22, доклад

Описание работы

Электронное правительство — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Работа содержит 1 файл

Электронное правительство.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Люди многого ожидают от государства, и скорость реализации проектов автоматизации государственных организаций играет большую роль. Проведенные повсеместно опросы показывают, что, по мнению людей, задача перехода к «электронному правительству» должна пользоваться приоритетом и что всякий раз, когда какая-либо услуга для населения начинает предоставляться по Интернету, это вызывает положительную реакцию граждан и частных фирм. Автоматизация государственных служб достигает успеха тогда, когда она придает положительный импульс всему обществу и способна охватить все население.

«Электронное  правительство» состоит из трех групп ИТ-средств, расширяющих возможности людей: инфраструктуры, вертикальных решений и различных каналов доступа, таких как общественные порталы. Инфраструктура «электронного правительства» создается снизу вверх; она приносит пользу всем, поскольку позволяет использовать конкретные приложения для решения конкретных проблем и вопросов. Поэтому, хотя и важно, чтобы такая инфраструктура была создана повсеместно, настоящую пользу приносят те решения, которые создаются на базе этой инфраструктуры. Когда у людей появляется доступ в Интернет и адреса электронной почты, самое положительное воздействие на их жизнь окажут те приложения и услуги, доступ к которым люди получат с помощью этих средств коммуникации. К числу подобных услуг относятся, например, телемедицина2, членство в виртуальных сообществах, передача срочных сообщений, которые должны повысить уровень готовности граждан и государственных органов к непредсказуемым событиям, и так далее…

Вероятность успеха повышается, когда государственные органы могут установить партнерские отношения с частными компаниями, прочно закрепившимися в Интернете. Это поможет наладить онлайновые контакты с гражданами и компаниями, создавая при этом самые различные типы сложных сетей для предоставления интегрированных государственно-частных услуг.

Лунная модель “электронного правительства”

 

В последнее время  достаточно много в СМИ и  по «телевизору» начали говорить о теме «электронного правительства» и, по всей видимости, для упрощения представления информации на страницах печатных и интернет изданий описание «электронного правительства» сводится к минимуму – как к тому, что «можно посмотреть через интернет». 

Даже отс ылка к официальным текстам, часто не дает возможности объяснить разным людям при “должности”, что «электронное правительство» - это не только сайты органов государственной власти (которые видны всем), а в большей степени сложная система взаимоувязанных ИТ-систем обеспечивающих деятельность госструктур.

В Концепции электронного правительства “черным по белому”  прописано, что:

«Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов» 

так вот, все видят  слова про “удобство получение гражданами и организациями государственых услуг” и считанные единицы обращают внимание на то, что создание электронного правительства предполагает “новую форму организации деятельности органов государственной власти”.

Несмотря на то, что  в официальных документах, где все таки  выделяют две характеристики/стороны электронного правительства:    

  1. видимую - предоставление государственных услуг посредством ИКТ, в том числе предоставление доступа к информации   
  2. невидимую -  использование ИКТ для деятельности ОГВ.

 

 Про “невидимую”  часть говорится немного и  она «как бы подразумевается», но именно из-за невнятного проговаривания второй – скрытой части «электронного правительства» обычно и происходит то, что с одной стороны проекты “электронного правительства” - “как бы есть” и активно создаются очень разными ведомствами, но реально они не работают как элементы связанной ИТ-конструкции.

В  продолжение ситуации с “видимым/невидимым” в отношении к «электронному правительству» очень уместно сравнение с «луной» - у которой с Земли можно увидеть только одну – «освященную сторону», а втора сторона «луны» всегда в тени. 

Лунная модель “электронного  правительства”:  

Лунная модель электронного правительства

На рисунке 1 представлена общая модель информационной сферы (включая как внешние и внутренние стороны понятия «электронного  правительства»). 

 

Рис.2. Лунная модель электронного правительства  

Данная модель описывает общую информационную конструкцию, в которой выделены такие объекты, как: институты власти, бизнес структуры и общество. С точки зрения информатизации власти можно выделить сферу электронного правительства, где есть освещенные аспекты ЭП (Front office) и внутренние аспекты (Back office). При этом сфера пересечения электронного правительства с общественной сферой (G2C) и бизнес структурами (G2B) относится к внешней части ЭП, поскольку может быть представлена такими направлениями формирования ЭП как: предоставление государственных в электронном виде и обеспечение доступа к информации о деятельности ОГВ посредством ИКТ. 

Как правило, большинство  источников, определяющих понятие ЭП, фокусируются лишь на «освещенной» стороне электронного правительства, на конечном продукте – государственных услугах и информировании. При этом вторая составляющая понятия – информатизация непосредственно органов государственной власти, зачастую, нивелируется.   

Подобный тренд, может быть обусловлен тем, что представление об электронных услугах для многих является понятным и повседневным за счет реализации сервисо-ориентированного подхода в различных компаниях, а перевод бюрократической машины государства в электронное русло вызывает много трудностей и непонимания.  

«Оборотная сторона» электронного правительства заключается  в необходимости реформирования сложившейся структуры органов  власти на различных уровнях:

·        стратегическом – пересмотр концепции функционирования органов власти с управленческой на сервисную позицию;

·        нормативно-правовом – разработка и утверждение новых стандартов, концепций и планов функционирования ОГВ с точки зрения легитимности действий в рамках использования ИКТ;

·        организационном – внедрение и развитие ИКТ зачастую подразумевает реорганизацию внутренних процессов, поскольку информационные технологии изменяют ландшафт организации подобно земле после дождя (сокращение/наращивание организационных единиц, оптимизация процессов функционирования и т.п.);

·        информационном – разработка, внедрение, интеграция и эксплуатация информационных систем;

·        инфраструктура данных – разработка необходимых реестров, справочников, классификаторов и т.п.;

·        технологическом – разработка и поддержка ИТ инфраструктуры. 

стоит в заключение отметить, что пока в большинстве случаев (и большинством людей) под “электронным правительством” будет пониматься такая простая конструкция, как  “посмотреть в интернете” т.е. –  предоставление информации органами государственной власти и оказание государственных услуг в электронном виде, то двигаться в сторону создания реальных проектов по «электронному правительству» -  которое является сложной конструкцией, охватывающей различные аспекты деятельности органов государственной власти, большая часть которого скрыта и не видима с позиции простого наблюдателя будет очень непросто.

«Электронная Россия» обретет  второе дыхание

11.08.2009 в 21:21     Павел Лебедев

Фото (с) РИА Новости

Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев  пообещал, что с 2011 года граждане смогут общаться с чиновниками с помощью  Интернета. До сих пор программа «Электронная Россия» не принесла ощутимых результатов, и, по оценкам ООН, Россия в этом плане все больше отстает от других стран.

Российские граждане смогут с 2011 года получать услуги федеральных министерств  и ведомств в электронном виде, пообещал глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев в ходе рабочей встречи 11 августа с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.

«Мы перейдем к предоставлению электронных  услуг гражданам в режиме электронного документооборота», – цитирует министра ИТАР-ТАСС. Речь идет о таких видах деятельности, как предоставление лицензий, выписка справок, подготовка различных документов. Точный список еще не составлен, но, по словам Щеголева, 46 приоритетных услуг будут определены до конца 2009 года.

Электронная подпись 

С 2011 будут информационные услуги, а сроки, когда появятся документы с электронной подписью, оформляемые через интернет, будут определены, по словам министра, только в 2011 году. Тем не менее, уже в 2010 году начнется пробная раздача электронных ключей для использования электронной подписи

Министр посетовал, что пока оказание госуслуг связано с «большими  очередями, издержками, нервами и  неэффективной работой ведомств». Щеголев заверил, что с конца 2009 года и в течение 2010 года граждане смогут получать услуги информационного характера по Интернету.

Готовность падает

Концепция электронного правительства  реализуется в рамках Федеральной  целевой программа (ФЦП) «Электронная Россия», которая была принята еще  в 2001 году. Каких либо успехов добиться за этот срок не удалось. Наоборот, в 2008 году по сравнению с 2005 годом Россия переместилась с 50-го на 60-ое место в рейтинге готовности стран к созданию электронного правительства, который ежегодно составляет ООН.

Щеголев признал неудачи и пообещал, что его министерство совместно с Министерством экономического развития подготовит новую редакцию «Электронной России», которая позволит «придать ей второе дыхание».

Следует отметить, что 5 августа Минфин предложил в 2010 году урезать финансирование программы на 55% до 1,2 млрд рублей. С другой стороны, план реализации стратегии развития информационного общества в РФ предполагает финансирование в размере 152 млрд рублей в 2009-2011 годах, из которых на создание электронного правительства планируется потратить 17,9 млрд рублей.

Сапоги всмятку

В апреле 2009 года президент Медведев подверг критике реализацию «Электронной России». В пример он привел сайт Федеральной  Миграционной Службы, который, по его  образному выражению, настолько  неудобен в использовании, что напоминает «сапоги всмятку».

Помимо этого, президент отметил, что разные сайты используют различные  технические платформы, что приводит к затруднению документооборота между различными ведомствами.

Это ведет к бессмысленной растрате средств бюджета. По данным отчета Института современного развития (ИНСОР), львиная доля финансирования (более 90%) на внедрение информационных технологий выделяется по линии отдельных ведомств без технической экспертизы, финансово-экономических обоснований и соответствующих расчетов.

Правительство онлайн

Получать госуслуги в электронном  виде скоро смогут все жители России


Ольга Кондрева

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4981 (157) от 25 августа 2009 г. 
Версия для печати / сохранить материал


Сергей Собянин (второй справа) знакомится с опытом Татарстана по работе электронного правительства.

 

Татарстан станет базовой  площадкой для создания мобильной  системы управления регионами и  тиражирования ее для других субъектов  Российской Федерации.

Об этом заявил вчера, будучи в Казани, заместитель председателя правительства РФ - руководитель аппарата Сергей Собянин. По его словам, проект под условным названием "Электронный регион" и перевод государственных услуг в электронную форму в комиссии при президенте РФ по модернизации экономики рассматриваются как один из главных приоритетов.

- Перечень первоочередных услуг,  которые министерства и ведомства  должны перевести в электронный  вид до 2011 года, расширился, - напомнил  Сергей Собянин. - Сейчас он насчитывает  60 видов. В ближайшее время мы должны утвердить распоряжение о графике работ по внедрению электронной формы этих услуг и составить детальный план. Это один из самых важных вопросов системы как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти в стране, включая органы местного самоуправления.

При этом заместитель главы правительства  РФ предупредил всех участников совещания, на котором присутствовали министр  связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, председатель правления  Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов, президент РТ Минтимер Шаймиев и другие официальные лица, что контроль будет жестким не только по линии правительства РФ, но и со стороны президента России.

Ну а воплотить все задуманное в жизнь во многом, по мнению Сергея Собянина, поможет опыт Татарстана. В части внедрения инфокоммуникационных технологий в государственное управление республика обошла многие российские регионы. Созданием электронного правительства Татарстан вплотную занимается с 2006 года. За это время была сформирована государственная сеть телекоммуникаций, к которой подключено более 4,5 тысячи бюджетных учреждений, в том числе более 900 муниципальных образований республики. Свыше 8,5 тысячи служащих почти из 400 государственных и муниципальных учреждений уже работают в системе межведомственного электронного документооборота. Все министры во главе с премьером Татарстана Рустамом Миннихановым имеют специальные "Мобильные офисы", что позволяет им оперативно давать не только рукописные, но и голосовые поручения подчиненным. Все бюджетные учреждения республики имеют цифровую электронную подпись и давно отчитываются перед налоговыми и пенсионными органами в режиме онлайн. Но самое главное - у граждан появилась реальная возможность заочно пообщаться с любым министром через интернет-приемную. По официальным данным, ведомственные сайты в составе портала правительства РТ посещают более 200 тысяч пользователей в месяц. Возможности электронного правительства республики позволяют в онлайн-режиме оплатить штраф ГИБДД, справиться о налоговой задолженности и погасить ее, получить выписку из Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости, а также оформить заграничный паспорт и многое другое.

Информация о работе Электронное правительство