Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:22, доклад
Электронное правительство — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
Люди многого ожидают от
«Электронное правительство» состоит из трех групп ИТ-средств, расширяющих возможности людей: инфраструктуры, вертикальных решений и различных каналов доступа, таких как общественные порталы. Инфраструктура «электронного правительства» создается снизу вверх; она приносит пользу всем, поскольку позволяет использовать конкретные приложения для решения конкретных проблем и вопросов. Поэтому, хотя и важно, чтобы такая инфраструктура была создана повсеместно, настоящую пользу приносят те решения, которые создаются на базе этой инфраструктуры. Когда у людей появляется доступ в Интернет и адреса электронной почты, самое положительное воздействие на их жизнь окажут те приложения и услуги, доступ к которым люди получат с помощью этих средств коммуникации. К числу подобных услуг относятся, например, телемедицина2, членство в виртуальных сообществах, передача срочных сообщений, которые должны повысить уровень готовности граждан и государственных органов к непредсказуемым событиям, и так далее…
Вероятность успеха повышается, когда государственные органы могут установить партнерские отношения с частными компаниями, прочно закрепившимися в Интернете. Это поможет наладить онлайновые контакты с гражданами и компаниями, создавая при этом самые различные типы сложных сетей для предоставления интегрированных государственно-частных услуг.
В последнее время достаточно много в СМИ и по «телевизору» начали говорить о теме «электронного правительства» и, по всей видимости, для упрощения представления информации на страницах печатных и интернет изданий описание «электронного правительства» сводится к минимуму – как к тому, что «можно посмотреть через интернет».
Даже отс ылка к официальным текстам, часто не дает возможности объяснить разным людям при “должности”, что «электронное правительство» - это не только сайты органов государственной власти (которые видны всем), а в большей степени сложная система взаимоувязанных ИТ-систем обеспечивающих деятельность госструктур.
В Концепции электронного правительства “черным по белому” прописано, что:
«Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов»
так вот, все видят слова про “удобство получение гражданами и организациями государственых услуг” и считанные единицы обращают внимание на то, что создание электронного правительства предполагает “новую форму организации деятельности органов государственной власти”.
Несмотря на то, что в официальных документах, где все таки выделяют две характеристики/стороны электронного правительства:
Про “невидимую” часть говорится немного и она «как бы подразумевается», но именно из-за невнятного проговаривания второй – скрытой части «электронного правительства» обычно и происходит то, что с одной стороны проекты “электронного правительства” - “как бы есть” и активно создаются очень разными ведомствами, но реально они не работают как элементы связанной ИТ-конструкции.
В продолжение ситуации с “видимым/невидимым” в отношении к «электронному правительству» очень уместно сравнение с «луной» - у которой с Земли можно увидеть только одну – «освященную сторону», а втора сторона «луны» всегда в тени.
Лунная модель “электронного правительства”:
Лунная модель электронного правительства
На рисунке 1 представлена
общая модель информационной сферы
(включая как внешние и
Рис.2. Лунная модель электронного правительства
Данная модель описывает общую информационную конструкцию, в которой выделены такие объекты, как: институты власти, бизнес структуры и общество. С точки зрения информатизации власти можно выделить сферу электронного правительства, где есть освещенные аспекты ЭП (Front office) и внутренние аспекты (Back office). При этом сфера пересечения электронного правительства с общественной сферой (G2C) и бизнес структурами (G2B) относится к внешней части ЭП, поскольку может быть представлена такими направлениями формирования ЭП как: предоставление государственных в электронном виде и обеспечение доступа к информации о деятельности ОГВ посредством ИКТ.
Как правило, большинство источников, определяющих понятие ЭП, фокусируются лишь на «освещенной» стороне электронного правительства, на конечном продукте – государственных услугах и информировании. При этом вторая составляющая понятия – информатизация непосредственно органов государственной власти, зачастую, нивелируется.
Подобный тренд, может быть обусловлен тем, что представление об электронных услугах для многих является понятным и повседневным за счет реализации сервисо-ориентированного подхода в различных компаниях, а перевод бюрократической машины государства в электронное русло вызывает много трудностей и непонимания.
«Оборотная сторона» электронного правительства заключается в необходимости реформирования сложившейся структуры органов власти на различных уровнях:
· стратегическом – пересмотр концепции функционирования органов власти с управленческой на сервисную позицию;
· нормативно-правовом – разработка и утверждение новых стандартов, концепций и планов функционирования ОГВ с точки зрения легитимности действий в рамках использования ИКТ;
· организационном – внедрение и развитие ИКТ зачастую подразумевает реорганизацию внутренних процессов, поскольку информационные технологии изменяют ландшафт организации подобно земле после дождя (сокращение/наращивание организационных единиц, оптимизация процессов функционирования и т.п.);
· информационном – разработка, внедрение, интеграция и эксплуатация информационных систем;
· инфраструктура данных – разработка необходимых реестров, справочников, классификаторов и т.п.;
· технологическом – разработка и поддержка ИТ инфраструктуры.
стоит в заключение отметить,
что пока в большинстве случаев
(и большинством людей) под “электронным
правительством” будет
11.08.2009 в 21:21 Павел Лебедев
Фото (с) РИА Новости
Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев пообещал, что с 2011 года граждане смогут общаться с чиновниками с помощью Интернета. До сих пор программа «Электронная Россия» не принесла ощутимых результатов, и, по оценкам ООН, Россия в этом плане все больше отстает от других стран.
Российские граждане смогут с 2011 года получать услуги федеральных министерств и ведомств в электронном виде, пообещал глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев в ходе рабочей встречи 11 августа с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.
«Мы перейдем к предоставлению электронных услуг гражданам в режиме электронного документооборота», – цитирует министра ИТАР-ТАСС. Речь идет о таких видах деятельности, как предоставление лицензий, выписка справок, подготовка различных документов. Точный список еще не составлен, но, по словам Щеголева, 46 приоритетных услуг будут определены до конца 2009 года.
С 2011 будут информационные услуги, а сроки, когда появятся документы с электронной подписью, оформляемые через интернет, будут определены, по словам министра, только в 2011 году. Тем не менее, уже в 2010 году начнется пробная раздача электронных ключей для использования электронной подписи
Министр посетовал, что пока оказание
госуслуг связано с «большими
очередями, издержками, нервами и
неэффективной работой
Концепция электронного правительства реализуется в рамках Федеральной целевой программа (ФЦП) «Электронная Россия», которая была принята еще в 2001 году. Каких либо успехов добиться за этот срок не удалось. Наоборот, в 2008 году по сравнению с 2005 годом Россия переместилась с 50-го на 60-ое место в рейтинге готовности стран к созданию электронного правительства, который ежегодно составляет ООН.
Щеголев признал неудачи и пообещал, что его министерство совместно с Министерством экономического развития подготовит новую редакцию «Электронной России», которая позволит «придать ей второе дыхание».
Следует отметить, что 5 августа Минфин предложил в 2010 году урезать финансирование программы на 55% до 1,2 млрд рублей. С другой стороны, план реализации стратегии развития информационного общества в РФ предполагает финансирование в размере 152 млрд рублей в 2009-2011 годах, из которых на создание электронного правительства планируется потратить 17,9 млрд рублей.
В апреле 2009 года президент Медведев подверг критике реализацию «Электронной России». В пример он привел сайт Федеральной Миграционной Службы, который, по его образному выражению, настолько неудобен в использовании, что напоминает «сапоги всмятку».
Помимо этого, президент отметил, что разные сайты используют различные технические платформы, что приводит к затруднению документооборота между различными ведомствами.
Это ведет к бессмысленной растрате средств бюджета. По данным отчета Института современного развития (ИНСОР), львиная доля финансирования (более 90%) на внедрение информационных технологий выделяется по линии отдельных ведомств без технической экспертизы, финансово-экономических обоснований и соответствующих расчетов.
Правительство онлайнПолучать госуслуги в |
Ольга Кондрева "Российская газета" - Федеральный
выпуск №4981 (157) от 25 августа 2009 г. |
|
Сергей Собянин (второй справа) знакомится с опытом Татарстана по работе электронного правительства. |
Татарстан станет базовой площадкой для создания мобильной системы управления регионами и тиражирования ее для других субъектов Российской Федерации.
Об этом заявил вчера, будучи в Казани, заместитель председателя правительства РФ - руководитель аппарата Сергей Собянин. По его словам, проект под условным названием "Электронный регион" и перевод государственных услуг в электронную форму в комиссии при президенте РФ по модернизации экономики рассматриваются как один из главных приоритетов.
- Перечень первоочередных услуг,
При этом заместитель главы
Ну а воплотить все задуманное в жизнь во многом, по мнению Сергея Собянина, поможет опыт Татарстана. В части внедрения инфокоммуникационных технологий в государственное управление республика обошла многие российские регионы. Созданием электронного правительства Татарстан вплотную занимается с 2006 года. За это время была сформирована государственная сеть телекоммуникаций, к которой подключено более 4,5 тысячи бюджетных учреждений, в том числе более 900 муниципальных образований республики. Свыше 8,5 тысячи служащих почти из 400 государственных и муниципальных учреждений уже работают в системе межведомственного электронного документооборота. Все министры во главе с премьером Татарстана Рустамом Миннихановым имеют специальные "Мобильные офисы", что позволяет им оперативно давать не только рукописные, но и голосовые поручения подчиненным. Все бюджетные учреждения республики имеют цифровую электронную подпись и давно отчитываются перед налоговыми и пенсионными органами в режиме онлайн. Но самое главное - у граждан появилась реальная возможность заочно пообщаться с любым министром через интернет-приемную. По официальным данным, ведомственные сайты в составе портала правительства РТ посещают более 200 тысяч пользователей в месяц. Возможности электронного правительства республики позволяют в онлайн-режиме оплатить штраф ГИБДД, справиться о налоговой задолженности и погасить ее, получить выписку из Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости, а также оформить заграничный паспорт и многое другое.