Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:02, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать современное состояние электроэнергетики и ее.основные проблемы. Основная задача состоит в том чтобы дополнить уже имеющиеся исследования электроэнергетики России комплексным взаимосвязанным анализом состояния и перспектив развития, посмотреть по-новому на развитие электроэнергетики в условиях перехода к рыночной экономике и интеграции ее в мировое хозяйство.
Введение 3
1 Электроэнергетика и ее основные функции 6
1.1 Понятие электроэнергетики -
1.2 Экономическая эффективность электрификации 9
1.3 Значимость, необходимость государственного
регулирования в электроэнергетике 10
2 Современное состояние электроэнергетики 15
2.1 Современное состояние электроэнергетики
и перспективы дальнейшего развития -
2.2 Программа развития ТЭК 17
2.3 Мировой опыт 20
3 Реформирование электроэнергетической отрасли 24
3.1 Программа реформирования электроэнергетической отрасли -
3.2 Реформирование РАО «ЕЭС России» 25
3.3 Программа развития электроэнергетики и роль государства 26
Заключение 30 Список использованной литературы 33
Приложения 34
Программа энергетического реформирования выделила три ключевые задач , на решения которых направлены все усилия и которые концентрируют суть энергетической политики страны.
Первая
задача – коренное повышение энергетической
эффективности экономики с тем,
чтобы энергоемкость ВВП
Первым и важнейшим средством повышения энергетической эффективности является структурная перестройка экономики. Россия не осилит 5 %-ных темпов роста при сохранении современной энергоемкой структуры экономики, ориентированной на отрасли первого передела. Необходимо развивать высокотехнологичные отрасли и сферу услуг, чтобы из 5-5,5 % среднегодового роста ВВП почти половину (2,3- 2,7 %) обеспечить структурной перестройкой экономики. Следующим средством повышения энергетической эффективности должна стать массовая реализация сначала организационных, а затем и технологических мер энергосбережения, то есть проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Для этого Россия располагает большим потенциалом.
Реализация
освоенных в отечественной и мировой практике
организационных и технологических мер
экономии энергоресурсов способна понизить
их расход в стране на 40-48 %, или на 360-430
млн т топлива в год. Большая и двоякая
роль в этом отведена электроэнергетике.
Во-первых, потенциал экономии электроэнергии
в целом по России составляет более четверти
ее современного потребления, что с учетом
расхода топлива на ее производство составляет
20 % общего потенциала энергосбережения.
Во-вторых, сегодня средний КПД электростанций
(около 35 %) настолько ниже лучших технологических
достижений (свыше 60 %), что в самом производстве
электроэнергии возможности экономии
топлива достигают 25 % общего потенциала
энергосбережения. Таким образом, в целом
совершенствование электроэнергетики
призвано реализовать до 45 % всех организационно-технологических
мер экономии энергоресурсов.
Вторая коренная задача программы реформирования
- обеспечить ожидаемое наращивание потребления
первичных энергоресурсов и их экспорт.
При росте энергопотребления с темпом
1,5-1,7 % ежегодно и почти стабильном экспорте
энергоресурсов (рост не более чем на 10
% за период) требования к наращиванию
производственной базы энергетики на
первый взгляд оказываются вполне приемлемыми
- 11 % в период до 2010 г. и 23 % за весь период
до 2020 г. Но специалисты предполагают,
что в этот период потребуется восстановить
до 80 % ресурсной базы и заменить не менее
70 % существующего оборудования.. Восстановление
и наращивание производственной базы
топливно-энергетического комплекса (ТЭК)
потребует огромных затрат - более 500 млрд
долл. за 20-летний период.
Третья
задача реформы - обеспечить энергетическую
безопасность, потерей которой грозит
стремительное скатывание страны к моногазовой
структуре топливно-энергетического баланса.
Доля природного газа в энергопотреблении
России составляла 40 % в 1990 г., и за последние
10 лет она достигла 50 %. Если продолжится
та же линия использования дешевого газа,
то возникнет предельно опасная ситуация.
Она уже четко обозначилась тем, что 80
% котельно-печного топлива (не включающего
светлые нефтепродукты) в европейской
части страны составляет газ, и при этом
через Урал из Сибири в европейскую часть
страны ежегодно подается почти 1 млрд
т топлива.
3.2Реформирование
РАО ЕЭС
Реформа электроэнергетики в стране заканчивается и с 1 июля 2008 года, когда РАО «ЕЭС России» как монополия прекращает свое существование. Реорганизация ОАО РАО "ЕЭС России" станет логичным завершением реформирования электроэнергетики и создания новой демонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО "ЕЭС России" прекращает свою деятельность в качестве "государственной монополии" и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний.
В соответствии с решениями совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России", реорганизация Общества проводится в два этапа:
В ходе второго этапа (окончание – 1 июля 2008 г.) завершатся структурные преобразования активов энергохолдинга, произойдет обособление от ОАО РАО "ЕЭС России" всех компаний целевой структуры. В итоге она будет иметь вид указанный на рис.3; в ее состав будут входить следующие виды энергетических компаний:
ФСК — Федеральная сетевая компания;
МРСК
— межрегиональные
МРСК-1 — компания, выделившаяся из РАО «ЕЭС России» и владеющая акциями МРСК;
РСК — распределительные сетевые компании;
ОГК — оптовые генерирующие компании;
ТГК — территориальные генерирующие компании;
РГК — региональные генерирующие компании.
Выбор
двухэтапной схемы вызван необходимостью
в ходе первой реорганизации оценить
способность крупных частных
генерирующих компаний самостоятельно
привлекать инвестиции, управлять своим
развитием, участвовать в работе оптового
рынка электроэнергии, а для ТГК – и в
сегменте тепловой энергии. Последовательное,
в два этапа, реформирование ОАО РАО "ЕЭС
России" также вызвано необходимостью
отработки механизма реорганизации Общества.
3.3 Программа развития электроэнергетики и роль государства.
Состояние
энергетической отрасли требует
оперативных решений по корректировке
сложившейся ситуации. Среднесрочная
программа развития энергетики рассчитана
на 5-7 лет и нацелена на развитие генерирующих
мощностей и инфраструктуры для расшивки
узких мест и обеспечения минимального
инвестиционного задела на будущее, с
учетом разрабатываемой Генеральной схемы
размещения до 2020 года.
В результате электроэнергетика должна
превратиться из фактора, тормозящего
рост экономики страны, в отрасль, обеспечивающую
надежную энергетическую основу для устойчивого
роста экономики.
При формировании среднесрочной программы
принимались во внимание только объекты,
имеющие проектную проработку и обеспеченные
строительными площадками, которые могут
быть введены в строй к 2010 году. При этом,
принимались во внимание и предварительные
оценки инвестиций для необходимого задела
до 2015 года.
Оценка спроса для целей подготовки программы
базируется на макроэкономических прогнозах
развития экономики; на прогнозах энергетических
компаний по территориальному изменению
спроса, с учетом неравномерности регионального
развития; на планах развития крупных
предприятий, выявленных в ходе проводимого
энергокомпаниями ежегодного анкетирования
на базе заявок на присоединение новых
мощностей.
В качестве базового был принят сценарий
среднего роста спроса на электроэнергию
на 2,2% ежегодно до 2010 года. Этот прогноз
следует считать консервативным, дающим
минимальную оценку. Дополнительные сценарии
будут проанализированы в процессе завершения
работы над Генеральной схемой размещения
до 2020 года.
К 2010 году потребление электроэнергии
по России в целом прогнозируется в объеме
- 1045 млрд.кВт.ч.В синхронной зоне ЕЭС России
спрос на электроэнергию к 2010 году достигнет
1029,9млрд.кВт.ч.
Исходя из условий среднемноголетних
зимних температур наружного воздуха,
сформирован прогноз зимних максимумов
нагрузки по ЕЭС и ОЭС России на период
2006-2010 годов.
Особое
внимание при прогнозировании уделено
ситуации, сложившейся в Москве,
Санкт-Петербурге и Тюмени, где в
осенне-зимний период 2005-2006 годов был превышен
исторический максимум потребления.
В процессе разработки среднесрочной
программы развития была поставлена задача
оценить конкретные необходимые вводы,
позволяющие достичь поставленных целей.
Программа предусматривает комплексное
развитие генерации и сетевой инфраструктуры.
Новые генерирующие мощности, сетевые
активы будут создаваться исключительно
на основе современных технологий.
Для поддержания баланса активной мощности
с учетом потребности в расчетном резерве,
прогнозируемой динамики действующих
мощностей, объемов ограничений и "запертой"
мощности требуется ввод до 2010 года новых
генерирующих мощностей в объеме 21,8 ГВт.
Для сравнения – за предыдущие пять лет,
с 2001 по 2005 год, было введено 9 ГВт генерирующих
мощностей.
Программа
развития сетевой инфраструктуры сформирована
с учетом следующих критериев:
- повышение надежности электроснабжения
Московского, Ленинградского и Тюменского
регионов;
- обеспечение выдачи мощности новых генерирующих
вводов;
- снятие первоочередных сетевых ограничений
и повышение надежности электроснабжения
потребителей;
- техническое перевооружение и реновация
сетей.
Программа развития сетевой инфраструктуры
на 2007-2010 годы предусматривает строительство
новых линий электропередачи и подстанций
для обеспечения выдачи мощности строящихся
объектов атомной, тепловой и гидрогенерации.
Реализация разработанной программы позволит
остановить процесс старения оборудования,
а сохранение такой политики на ближайшие
10 лет позволит довести состояние магистральной
сети до нормативного состояния, при котором
средний уровень износа будет составлять
порядка 40%.
Среднесрочная программа развития распределительного
сетевого комплекса направлена на решение
двух основных проблем: высокого уровня
износа основных средств, приводящего
к повышенной аварийности и снижению надежности
процесса передачи электроэнергии конечному
потребителю и невозможности подключения
новых потребителей из-за перегрузки центров
питания.
Реформа
электроэнергетической отрасли
должна осуществляться при непосредственном
участии и контроле государства
за ходом ее проведения.
Принятие решений по отдельным направлениям
реформирования и проведение государственной
политики в этой области должно обеспечиваться
Правительством Российской Федерации
и федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с их полномочиями,
а также представителями государства
в органах управления энергокомпаний.
При разработке нормативной базы приоритетными
являются проекты федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений
в параграф 6 Главы 30 Гражданского кодекса
Российской Федерации", "Об электроэнергетике",
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральные законы "О государственном
регулировании тарифов на электрическую
и тепловую энергию", "О лицензировании
отдельных видов деятельности", "О
естественных монополиях".
Обеспечивая реализацию настоящих основных
направлений реформирования электроэнергетики
Российской Федерации, в развитие положений
принимаемых федеральных законов Правительство
Российской Федерации осуществляет:
разработку и принятие комплексного нормативного
акта, определяющего основы функционирования
рынка электроэнергии;
уточняет структуру и полномочия федеральных
органов исполнительной власти, регулирующих
отношения на рынке электроэнергии, и
деятельность его участников.
Федеральные органы исполнительной власти
в соответствии с возложенными на них
функциями по регулированию отношений
на рынке электроэнергии обязаны обеспечить
единство проводимой государственной
политики и принятие нормативных актов
по реформированию отрасли, руководствуясь
настоящими Основными направлениями реформирования
электроэнергетики Российской Федерации.
Особую роль приобретает контроль государства
за ходом проведения реформы, включая:
контроль за соблюдением всеми участниками
рынка электроэнергии требований федеральных
законов, указов Президента Российской
Федерации и постановлений Правительства
Российской Федерации в части поддержания
договорной и финансовой дисциплины;
контроль за соблюдением бюджетного законодательства
при проведении расчетов за электроэнергию
и оказываемые участникам рынка системные
услуги;
контроль за соблюдением лицензионных
требований и условий субъектами оптового
рынка электроэнергии;
контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства субъектами рынка.
Заключение
Энергетика является основой развития производственных сил в любом государстве, обеспечивает бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. Стабильное развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики.
На данный момент электроэнергетика наряду с другими отраслями народного хозяйства рассматривается как часть единой народно-хозяйственной экономической системы. В настоящее время без электрической энергии наша жизнь немыслима. Электроэнергетика вторглась во все сферы деятельности человека: промышленность и сельское хозяйство, науку и космос. Без электроэнергии невозможно действие современных средств связи и развитие кибернетики, вычислительной и космической техники. Так же велико значение электроэнергии в сельском хозяйстве, транспортном комплексе и в быту. Представить без электроэнергии нашу жизнь невозможно. Столь широкое распространение объясняется ее специфическими свойствами:
Основным
потребителем электроэнергии остается
промышленность, хотя ее удельный вес
в общем полезном потреблении
электроэнергии значительно снижается.
Электрическая энергия в
В результате исследования были выявлены следующие проблемы:
Информация о работе Электроэнергетика России и ее значение для экономики страны