Электроэнергетика России и ее значение для экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать современное состояние электроэнергетики и ее.основные проблемы. Основная задача состоит в том чтобы дополнить уже имеющиеся исследования электроэнергетики России комплексным взаимосвязанным анализом состояния и перспектив развития, посмотреть по-новому на развитие электроэнергетики в условиях перехода к рыночной экономике и интеграции ее в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1 Электроэнергетика и ее основные функции 6
1.1 Понятие электроэнергетики -
1.2 Экономическая эффективность электрификации 9
1.3 Значимость, необходимость государственного
регулирования в электроэнергетике 10
2 Современное состояние электроэнергетики 15
2.1 Современное состояние электроэнергетики
и перспективы дальнейшего развития -
2.2 Программа развития ТЭК 17
2.3 Мировой опыт 20
3 Реформирование электроэнергетической отрасли 24
3.1 Программа реформирования электроэнергетической отрасли -
3.2 Реформирование РАО «ЕЭС России» 25
3.3 Программа развития электроэнергетики и роль государства 26
Заключение 30 Список использованной литературы 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Электроэнергетика и её основные функции.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

    Поскольку электроэнергетическая отрасль  является социально важной как для  России, так и для других стран, то государство должно контролировать все процессы происходящие в данном секторе. Также оно должно обеспечить надежную экономическую базу для развития и поддержании отрасли в дееспособном виде.

    Государство заинтересовано в увеличении промышленного  потенциала Росси, который напрямую зависит от поставок и объемов  электроэнергии. В настоящее время наблюдается нехватка энергомощностей и поэтому государство вынуждено вмешиваться в энергетическую политику.

    Государственное регулирование предполагает  осуществление прямого и косвенного надзора государственных органов над ценами и качеством продукции (услуг), производимой субъектами отрасли, а также контроля за их оперативными и долгосрочными решениями. В результате к регулируемой относится деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), регулируемым государством.

    В целях осуществления регулирования  и контроля государство в первую очередь должно определить модель функционирования отрасли, поскольку от нее зависит  выбор метода регулирования.

    К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетики относятся:

  • Обеспечение единства технологического управления, надежного и безопасного функционирования ЕЭС России;
  • Эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике;
  • Обеспечение баланса экономических интересов и тепловой энергии для потребителей и защита их прав;
  • Обеспечение социальной защиты населения от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию;
  • Создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях функционирования и развитие энергетики;
  • Развитие конкурентного рынка электрической энергии и мощности;
  • Обеспечение недискриминационного доступа Администратора торговой сети (АТС) оптового рынка;
  • Сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;
  • Обеспечение доступа потребителей электроэнергии к информации о функционировании оптового и розничного рынков, а также деятельности субъектов рынков.

    В электроэнергетике применяются  следующие методы регулирования:

  • Регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий;
  • Установление единых правил доступа к электрическим сетям и услугам по передачи энергии;
  • Государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции или услуг;
  • Управление государственной собственностью;
  • Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере электроэнергетики;
  • Техническое регулирование в энергетике;
  • Государственный контроль за выполнением технических регламентов и требований к безопасной эксплуатации энергетических объектов.
 
 
 
 
 
 

 

     Глава 2 Современное состояние электроэнергетики 
 

    2.1 Современное состояние  электроэнергетики  России и перспективы  дальнейшего развития.

    В настоящий момент ситуация на рынке  характеризуется следующими важнейшими обстоятельствами:

    1) резким ростом потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть);

    2) увеличением разрыва между объемами  потребления и объемами производства  нефти и газа в экономически  развитых странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта, а для большинства крупнейших азиатских стран этот показатель превышен уже сегодня);

    3) недостатком перерабатывающих и  транспортных  мощностей и ограниченностью дополнительных мощностей по добыче нефти;

    4) недостаточной транспарентностью  мировой торговли нефтью –  малая толика непроверенной информации  способна вызвать обрушение рынка,  а нехватка и неполнота информации  об основных показателях спроса  и предложения в глобальном  ТЭКе затрудняет планирование развития национальных хозяйств;

    5) недостаточностью инвестиций во  все этапы производственной цепочки  в нефтегазовой отрасли, что  приводит к недостаточности темпов  восполнения запасов сырья, неадекватному  развитию перерабатывающих предприятий и изношенности и недостаточности транспортной инфраструктуры.

    Российская  электроэнергетика переживает состояние  острого кризиса. Существуют крупные  препятствия и нерешенные проблемы, не позволяющие форсировать процесс  российских реформ. Это, прежде всего - затянувшийся системный кризис экономики страны, вызвавший серьезные перебои в системе денежного обращения и финансировании отрасли.

    Превращение отрасли из естественной монополии  в олигополию происходит посредством  преобразования активов энергохолдинга и обособление от ОАО РАО "ЕЭС России" всех компаний целевой структуры. Данное решение о реструктуризации приняло Правительство РФ в 2001г[2]. Поскольку совмещение естественно монопольных и не являющихся таковыми видов деятельности в рамках одной компании не способствует достижению прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и не позволяет вывести из-под государственного тарифного регулирования потенциально конкурентные виды деятельности.Все это приводит к снижению надежности, безопасности и эффективности энергоснабжения. Нарастает угроза ограничений по удовлетворению будущего спроса на электрическую и тепловую энергию уже в ближайшие годы. Также главной целью было уменьшение тарифов на электроэнергию и образованию конкурентноспособного рынка.

    В последние годы в электроэнергетике России неуклонно обостряется проблема физического и морального старения оборудования электростанций и электрических сетей. Нарастают мощности энергооборудования ТЭС и ГЭС, отработавшие свой парковый ресурс. Старение оборудования - одна из главных причин ухудшения технико-экономических и экологических показателей электростанций. Требуется принятие незамедлительных мер по обеспечению надлежащего технического состояния генерирующего оборудования электростанций РАО «ЕЭС России».Сохранение тенденции снижения располагаемой мощности электрических станций даже в краткосрочной перспективе может привести к невозможности удовлетворения растущего спроса на электроэнергию. Низкая рентабельность и неплатежи, отсутствие государственной поддержки развития электроэнергетики привели к снижению за последние годы объема инвестиций в электроэнергетику в 6 раз. Учитывая сложную ситуацию в топливодобывающих отраслях и ожидаемый высокий рост выработки электроэнергии на тепловых электростанциях (почти на 40-80 % к 2020 г.), обеспечение электростанций топливом становится в предстоящий период одной из сложнейших проблем в энергетике.

    В условиях практически полного прекращения  бюджетного финансирования, в результате исключения инвестиционной составляющей из себестоимости энергии электроэнергетика потеряла значительную часть источников инвестиций. Итог неутешителен - затормозилось развитие отрасли. Новых мощностей за 2000-2006 годы введено в среднем по 760 МВт в год, что на порядок меньше необходимого их объема с учетом морального и физического старения оборудования электростанций. Для решения данной проблемы, намечена достройка в 2000-2010 годы 5 ГВт атомных энергоблоков (двух блоков - на Ростовской АЭС и по одному - на Калининской, Курской и Балаковской станциях) и новое строительство 5,8 ГВт атомных энергоблоков (по одному блоку на Нововоронежской, Белоярской, Калининской, Балаковской, Башкирской и Курской АЭС). В 2011 - 2020 гг. предусмотрено строительство четырех блоков на Ленинградской АЭС, четырех блоков на Северо-кавказской АЭС, трех блоков Башкирской АЭС, по два блока на Южно-Уральской, Дальневосточной, Приморской, Курской АЭС -2 и Смоленской АЭС - 2, на Архангельской и Хабаровской АТЭЦ и по одному блоку на Нововоронежский, Смоленской и Кольской АЭС - 2. 

 

     2.2 Программа развития ТЭК 
 

    Россия  по–прежнему сохраняет доминирующую роль в рамках экономического пространства СНГ. На нее приходится более 60% ВВП  и около 2/3 промышленного производства содружества. В 1990 г. Доля России среди  республик бывшего СССР достигла в производстве электроэнергии 80%.

    Несмотря  на резкий спад в экономике, по объему промышленного производства Россия остается в числе ведущих стран  мира (четвертое место после США, Японии, Германии).Однако отставание от этих стран по эффективности производства нарастает.

    Топливно-энергетический комплекс охватывает все процессы добычи и переработки топлива, производство электроэнергии, ее транспортировку  и распределение. От развития ТЭК  в значительной мере зависит вся  деятельность народного хозяйства.

    На  развитие ТЭК затрачивается почти 30% средств, выделяемых государством промышленности.

    ТЭК обладает большой районообразующей ролью: близ энергетических источников формируется мощная промышленность, растут города и поселки. В последнее  время наблюдалось усиление роли ТЭК во всех сферах жизни России – экономической, политической и социальной. Ее продукция остается основным источником валютных поступлений – доля ее в общем объеме экспорта составляет 46%.

    Все отрасли комплекса взаимосвязаны. Чтобы учитывать пропорции в добыче различного топлива, производстве энергии и распределении ее между различными потребителями, используют топливно-энергетические балансы.

    В последнее время много говорится  о необходимости глобального  энергетического диалога, важности построения системы глобальной энергетической безопасности. Эти проблемы стали ключевыми на Саммите в Санкт-Петербурге. При этом часто повторяется, что Россия – это часть глобального рынка, что российские компании – полноправные игроки на международной арене, что Россия – важнейший элемент международной энергетической инфраструктуры и сохранит и разовьет этот статус в XXI веке.

    В то же время упомянутые выше истины не всегда находят понимание у  других игроков глобального рынка. Однако при этом не понимается одна вещь – без России и полноправного участия наших компаний в мировом рынке – глобальная энергетика никогда не будет стабильной.

    Взаимодействие  в энергетической сфере является потенциально одним из наиболее перспективных  направлений двустороннего экономического сотрудничества всех стран. В документе, принятом на саммите G8, отмечено, что «для бесперебойного функционирования мировых энергетических рынков необходим также регулярный и своевременный обмен надежной информацией между всеми рыночными игроками».

    Россия - это единственный представитель стран нетто-экспортеров энергоресурсов в «Группе восьми», самим выбором ключевой темы своего председательства задала очень сложный и в чем-то неприятный вопрос мировому сообществу: «Хорошо, мы знаем или можем хотя бы приблизительно определить для себя, что такое национальная энергетическая безопасность (такое «национальное определение» есть и в российской Энергостратегии). Но мир глобализируется, глобализируется и энергетика.

    Ситуация  на рынках заставляет Россию соответствующим  образом формулировать свою экспортную и инфраструктурную политику, т.к. основные внутриотраслевые проблемы затрагивают и российский ТЭК. Поскольку российская экономика окончательно отказалась от самоизоляции. И в первую очередь в энергетической сфере. Россия, с учетом собственного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности не только как свою собственную, внутригосударственную, а, в первую очередь, как общую проблему надежного обеспечения стран и населения планеты энергоресурсами, как проблему для всего мирового сообщества. У нашей страны особое отношение к проблеме энергобезопасности, это обусловлено спецификой географического и экономического положения России. Мы являемся одновременно крупным экспортером, так и крупным потребителем энергоресурсов. В то же время Россия – значимое государство с точки зрения транзита. Поэтому мы в состоянии понять точки зрения практически всех игроков глобального энергетического рынка. Благодаря этому Россия нацелена на проведение систематической, последовательной политики в сфере энергобезопасности, и ведение активного открытого диалога с представителями всех трех групп участников мировой энергетики.

Информация о работе Электроэнергетика России и ее значение для экономики страны