Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 05:06, реферат

Описание работы

Анализ спроса и предложения, позволил выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон — закон спроса и предложения. Однако часто исследователю бывает недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объема спроса на товар, нужна более точная количественная оценка, ибо указанное сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым.

Содержание

Общее определение эластичности
Свойства эластичности
Эластичность спроса по цене
Эластичность предложения

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 157.71 Кб (Скачать)

Эластичность  спроса по доходу

Эластичность  спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

В силу того, что рост дохода увеличивает возможности  совершения покупок, спрос на большинство  товаров с увеличением доходов  возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при  этом коэффициент эластичности по абсолютному  значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

Для товаров низкого  качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет  величиной отрицательной (Е<0).

Перекрестная  эластичность спроса

Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

В зависимости от характера  взаимосвязи анализируемых  товаров коэффицент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

  • Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.
  • Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.
  • Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские  свойства различных благ, их способность  замещать или дополнять друг друга  в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек. Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован  с определенными оговорками для  определения границы отрасли. Высокая  перекрестная эластичность группы товаров  дает основание полагать, что товары принадлежат к одной отрасли. Низкая перекрестная эластичность одного товара по отношению ко всем прочим товарам свидетельствует о том, что он составляет отдельную отрасль. Если подобным же образом, несколько  товаров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но низкую перекрестную эластичность по отношению  к другим товарам, то эта группа товаров  может представлять отрасль. Например, различные торговые марки телевизоров  имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но малую перекрестную эластичность с другими товарами для дома.

Основные трудности  определения границ отрасли при  помощи коэффициента перекрестной эластичности заключаются в следующем:

  • во-первых, трудно определить насколько должна быть высокой перекрестная эластичность в отдельной отрасли (например, перекрестная эластичность мороженых овощей может быть очень высокой, а перекрестная эластичность мороженых овощей и пельменей может быть довольно низкой, поэтому неясно — следует ли говорить об отрасли мороженных продуктов или о двух отраслях);
  • во-вторых, существует цепь перекрестной эластичности (так, между стандартными цветными и портативными цветными ТВ, с одной стороны, и между портативными цветными и портативными черно-белыми ТВ, с другой — существует высокая перекрестная эластичность. Однако между стандартными цветными ТВ и портативными черно-белыми перекрестная эластичность довольно слабая).

Эластичность  предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения  объема предложения в зависимости  от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

  • ΔS — изменение  величины предложения;
  • ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы определяющие эластичность предложения

Основными факторами, определяющими  эластичность предложения  являются:

  1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)
  • для мгновенного периода предложение неэластично;
  • для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;
  • для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный объем затрат на  расширение производства); 
3. возможности хранения изготовленной продукции; 
4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

Изучение эластичности предложения является необходимым  условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение  цены вызывает сокращение предложения  до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения  то данная ситуация характеризует абсолютно  эластичное предложение.

Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения  качественного и количественного  состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых  при производстве того или иного  товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

Заключение

В наиболее общем  виде функция спроса (или предложения) на товар зависит от огромного  количества ценовых и неценовых детерминант.

Эластичность спроса (или предложения) по отношению к  любой из детерминант характеризует  чувствительность величины спроса (или  предложения) к процентному изменению  этой детерминанты, при том что другие детерминанты полагаются постоянными.

Математически это  означает, что для определения  эластичности в точке необходимо нахождение частной производной  функции спроса (или предложения) по какой-либо детерминанте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая литература: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/elastichnost-sprosa-i-predlozheniya.html

Информация о работе Эластичность спроса