Автор: Уфаринова Елена, 05 Декабря 2010 в 07:56, курсовая работа
Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса (law of demand).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1. Покупательский спрос и факторы, влияющие на его изменение
1.2 Предложение товаров на рынке и факторы, влияющие на его изменение
1.3 Эластичность спроса и предложения
2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО РЫНКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ПРИМЕРЕ ОАО
«ЦЕНТРПРОДСЕРВИС»
2.1 Изучение товарного рынка продуктов питания г.Новокузнецка
2.2 Анализ эластичности на продовольственные товары, реализуемые на рынке ОАО «Центрпродсервис»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.3
Эластичность спроса
и предложения
При проведении экономических расчетов, и особенно при прогнозировании различных важных для производителей и потребителей процессов, очень часто возникает необходимость не просто определить общий вид функций спроса и предложения, но и выяснить, как сильно будет реагировать в каждом конкретном случае величина спроса или предложения на изменения соответствующих факторов[8,82]. Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане. Она имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется здесь для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку.
Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент, т.к. процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – стоимостных или натуральных единицах. В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.
Так, показатель эластичности спроса относительно цены (price elasticity of demand), применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие 1%-ного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены. Расчет осуществляется следующим образом [4,253]:
ЕDР = Изменение объема спроса на товар, %
Изменение
цены, %
Где ЕDР - ценовая эластичность спроса.
В экономической науке принято считать, что если:
В
графической интерпретации
Практически значимость изменения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется как произведение цены и количества реализованного товара:
TR = P × Q
TR (total revenue) – совокупная выручка
P (price) - цена
Q (quantity) - количество
Например, если спрос по цене эластичный, снижение цены вызывает рост совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к сокращению продаж, соответственно к падению совокупной выручки.
При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.
В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж, что совокупная выручка снижается, соответственно увеличение цены на товар приведет к росту общей выручки.
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить такие как:
В современной экономике используется также показатель эластичности спроса относительно дохода (income elasticity of demand). Определить эластичность спроса по доходу можно следующим образом:
ЕDI = Изменение объема спроса на товар, %
Изменение среднего дохода, %
Где ЕDI - эластичность спроса по доходу.
Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (ЕDI < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данный товар, и можно сказать, что товар является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом и т.д.
Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (ЕDI > 0), товар является нормальным и потребитель увеличивает объем покупок при возрастании дохода.
Если 0 < ЕDI < 1, то спрос на товар растет медленнее дохода, что типично для товаров первой необходимости (хлеб, соль).
При ЕDI > 1 – высокая эластичность, спрос на товар опережает рост доходов (автомобили, персональные компьютеры).
Например, в СССР за 1961-1985 годы коэффициент эластичности спроса по доходу на радиотовары был равен 1,912; на муку, хлеб и хлебобулочные изделия 0,479; на одежду и белье – 1,004 [8,93].
Знание эластичности товаров по доходу важно для прогнозирования потребительского спроса, так как при увеличении среднего дохода населения, потребители предъявят спрос на большее количество эластичных по доходу товаров и сократят потребление некачественных товаров. Если фирма производитель вовремя переориентируется, с учетом меняющихся тенденций, то фирме можно рассчитывать на расширение производства. В обратном случае предприятие может столкнуться с серьезными трудностями.
Как уже отмечалось, реакция потребителей на изменение цены зависит от цен на другие товары [7,175]. Зависимость эластичности спроса на одно благо относительно изменения цен на другие блага называется перекрестной эластичностью (cross elasticity), которая измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар X к процентному изменению цены на товар Y:
ЕDcross = dQx/Qx = dQx × Py
dPy/Py dPy Qx
Где ЕDcross - перекрестная эластичность
Qx – объем спроса на товар X
Py – цена товара Y
Перекрестная
эластичность показывает наличие связи
в потреблении между
Если ЕDcross < 0, т.е. повышение цен на товар Y ведет к уменьшению спроса на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами: так, рост цен на фотопленку уменьшает спрос на фотоаппараты.
Наконец,
товары могут быть индифферентны
друг к другу (ЕDcross
= 0), т.е. изменение цен а один из
них ничего не меняет в количественном
спросе на другой, например, растущие цены
на автомобили не влияют на количество
покупаемой соли.
Аналогичное значение для анализа рынка и тенденций изменения рыночной ситуации имеет понятие эластичности предложения по цене (price elasticity of supplu), которое характеризует относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1% [6,321]:
ЕSР = Изменение объема предложения товаров, %
Изменение цены, %
Где ЕSР – эластичность предложения по цене.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.
Степень эластичности предложения в графической интерпретации (рисунок 4 приложения 4).
Практически сложно выделить факторы, которые бы однозначно воздействовали на эластичность предложения, однако решающее значение для оценки эластичности предложения многих товаров имеет временной интервал.
В условиях кратчайшего рыночного периода, когда все факторы производства постоянны, предложение совершенно неэластично (ЕSР = 0). Производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Поэтому повышение или понижение спроса приводит к повышению или понижению цен соответственно, но не отражается на величине предложения. Масштабный пример – сельскохозяйственная продукция. Увеличить производство при любом уровне спроса до следующего года не удастся. Справедливость этого положения на себе ощутили жители российских городов в 1998г. Когда после девальвации объемы импорта упали, цены на российские сельхозпродукты быстро пошли вверх. Но переключение спроса на отечественные товары могло вздуть цены, но не могло увеличить предложение [7,178].
В условиях короткого периода, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства (сырье, рабочая сила и др.). В этом периоде предложение более эластично (0 < ЕSР < 1). Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. Но, тем не менее, степень эластичности невелика – за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства. Эта ситуация также весьма актуальна для России. После либерализации внешнеэкономической деятельности экспорт многих товаров, в том числе нефти, стал быстро расти. Однако, достигнув некоторого уровня, застыл на нем. Лимитирующим фактором стала пропускная мощность нефтепроводов. Как бы велик ни был зарубежный спрос, больше определенного максимума, работающие на пределе насосы через существующие трубопроводы прокачать не могут.
В условиях длительного периода, когда все факторы являются переменными, включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д., предложение почти совершенно эластично, либо абсолютно эластично (ЕSР >1, ЕSР = ∞), поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.