Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:53, доклад
Генри Форд прежде всего символ организационного и технического прогресса, сознательный создатель общества массового потребления и социальных гарантий, то есть всего того, что составляет «лицо» современного капитализма. В Америке таких людей называют «человек, который сам себя сделал».
“Провинившегося” предупреждали, лишали на месяц надбавки и устанавливали за ним наблюдение. Если за это время он исправлялся, ему возвращали деньги полностью, если нет, то испытание продолжалось, а возвращаемая по исправлении сумма урезалась. За 6 мес. “плохого поведения” работника увольняли, но “раскаявшегося” обычно восстанавливали, давая шанс начать все сначала.
Надбавку редко присуждали сразу, но возможность ее получения побуждала рабочего следовать всем рекомендациям компании – научиться бережливости, чистоплотности, выкраивать деньги на хорошее жилище (трудолюбивым и непьющим предоставлялась для этой цели небольшая ссуда). Для иммигрантов являлось обязательным изучение английского языка на бесплатных курсах (где “на общественных началах” преподавали добровольцы из числа служащих компании), а желательным – получение американского гражданства. Собственный дом и автомобиль “форд” считались высшим достижением. “Приманка” срабатывала: к концу 1916 г. почти 90% рабочих получали 5 долл. в день.
При найме работников
в компании Форда отсутствовала
дискриминация по состоянию здоровья,
образованию, знанию английского языка,
цвету кожи, вероисповеданию, национальности
и гражданству, а также по наличию
судимости. Практиковалось трудоустройство
людей с физическими
Осуществленная
компанией классификация всех видов
работ показала, что из 7 882 различных
операций 3 595 не требуют от работника
физического напряжения, 670 могут
выполняться людьми без обеих
ног, 2 637 – с одной ногой, 715 –
с одной рукой, 2 – без обеих
рук, 10 – слепыми. В ноябре 1917 г. среди
рабочих насчитывалось более 6 тыс.
инвалидов (18%), из которых 85% хорошо справлялись
с работой. С тех пор трудоустройство
инвалидов стало традицией
С разрешения судебных органов и тюремного начальства отлучаться на завод Форда могли даже заключенные, зарабатывая как и другие работники, но с условием отбывания установленного срока.
Социальная программа принесла ощутимые плоды. По данным социологического отдела, сумма сбережений и денег, вложенных в дома и земельные участки, в расчете на одного рабочего компании выросла за январь 1914 г. – январь 1917 г. более чем в 3,5 раза. Процент англоговорящих поднялся с 64 до 88, получивших гражданство США – с 34 до 49, а лиц с нормальными жилищными условиями – с 47 до 88. Доля рабочих с “хорошими привычками” к 1917 г. превысила 79%, семейных рабочих – выросла с 59 до 70%. В начале 1917 г. 4% рабочих имели собственные дома и 27% приобрели их в кредит.
В начале 20-х годов социальная программа компании Форда сошла на нет. Рост спроса на рабочую силу обусловил повышение постоянной части заработка, так что стимулирующая роль надбавки резко упала. После первой мировой войны инфляция обесценила дневной заработок даже в 6 долл., а платить более высокую ставку компания уже не могла. Сам Форд охладел к “альтруистическому” эксперименту, решив, что при поточном производстве более важное значение имеет жесткая дисциплина. Рабочих стали увольнять за малейший проступок. Потогонная система восторжествовала.
Все это, однако, не помешало компании Форда взять на себя расходы по обустройству быта горняков и лесозаготовителей, не снижая оплаты их труда. Она строила общежития и семейные коттеджи с отоплением, электричеством, водопроводом и канализацией, которые сдавала в аренду, а также магазины, школы, больницы, спортивные площадки, дороги (совместно с властями штатов).
Попытки создания
“сельской промышленности”
В 30-е годы, увлекаясь сельским хозяйством, Форд стал одним из крупнейших землевладельцев в США. Он интересовался мелиорацией, селекцией растений, агрохимией, получением новых материалов “из того, что можно найти в лесу или в поле”. По его заданию специалисты инженерной лаборатории переработали сою в прочный материал типа пластмассы, построив из него экспериментальный автомобиль, на котором можно было ездить.
Форд предлагал заменители традиционных материалов – пластмассу из органических веществ вместо металла, молоко из сои, этиловый спирт из зерна и картофеля вместо бензина, формовку кирпичей из земли, извлекаемой при рытье котлована. На лесных промыслах он создал практически безотходные, экологически чистые производства, а служба утилизации использовала почти без остатка старые автомобили, металлический и деревянный лом, опилки, разнообразный мусор. Собственные фермы Форда стали площадками для самых различных опытов, окупаясь продажей продуктов питания. Он уделял внимание благоустройству местности, где располагались его владения. Десятки миллионов долларов жертвовались на частные школы с практическим уклоном (механика для мальчиков, домоводство и уход за больными для девочек).
***
Оценивая социально-
Дилетантизм и
самомнение не раз подводили “автомобильного
короля”. Попытки перехода на “даровую”
энергию и материалы