Экономист Генри форд

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:53, доклад

Описание работы

Генри Форд прежде всего символ организационного и технического прогресса, сознательный создатель общества массового потребления и социальных гарантий, то есть всего того, что составляет «лицо» современного капитализма. В Америке таких людей называют «человек, который сам себя сделал».

Работа содержит 1 файл

Генри Форд прежде всего символ организационного и технического прогресса.docx

— 25.82 Кб (Скачать)

Генри Форд прежде всего  символ организационного и технического прогресса, сознательный создатель  общества массового  потребления и  социальных гарантий, то есть всего того, что составляет «лицо» современного капитализма. В Америке таких  людей называют «человек, который сам себя сделал».

Родившись на ферме  около городка Дирборн, штат Мичиган, Генри ушел из школы в 16 лет и  умер миллиардером в возрасте 83 лет. Жизнь его полна противоречий: он был великолепным организатором, который удвоил минимальную заработную плату рабочих, сократил их рабочий  день и ввел два скользящих выходных, чтобы ускорить технологический  процесс. Он же нанимал доносчиков, которые шпионили за рабочими, и  боролся с профсоюзами, применяя грубую силу и террор; часто не скрывал  своего презрения к людям и  восстанавливал против себя даже своих  друзей. Был филантропом, и он же опубликовал серию резких антисемитских  статей, а в 1938 году награжден медалью  Адольфом Гитлером. Начало всех начал

А начиналось все  пятого мая 1876 года, когда Генри Форд, сын Уильяма Форда и Мэри Литогот, увидел паровоз.  Паровоз был чахлым даже по меркам прошлого века - высокие  красные колеса, колокол, в который  звонил машинист, чтобы расшугать  забредших на рельсы коров, куча угля в тендере и потеки грязи по бокам. Паровоз тащил за собой  две груженные неошкуренными  бревнами платформы, пыхтел и ужасно дымил - а Генри смотрел на него и благоговел.

Придет время, и Генри Форд станет кумиром нации - он создаст автомобиль века, благодаря  ему американцы навсегда влюбятся в  машины.

Семья Фордов - идеальная  находка для нравоучительных  жизнеописаний! - жила трудовой жизнью, наслаждаясь скромным, тяжело дававшимся достатком. Уильям Форд работал поденщиком, плотником, а потом поднакопил денег, прикупил земли (акр леса стоил десять шиллингов - ровно столько он получал  за день работы) и вскоре стал зажиточным фермером, мировым судьей и церковным  старостой. У Генри Форда было шесть братьев и сестер: все  они хлопотали по дому, рубили дрова, пасли свиней, вскапывали, доили, пололи, а Генри к тому же все время  что-то свинчивал и развинчивал.

Генри увлекся  механизмами благодаря отцу.

Когда сыну исполнилось  двенадцать, Уильям Форд подарил ему  карманные часы. Тот не утерпел  — поддел отверткой крышку, и  его глазам открылось нечто чудесное. Генри быстро научился ремонтировать  часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры.

Генри Форд никогда  не учился в университете, а школа  в городе Диаборне была такой, что  он до конца жизни писал с орфографическими ошибками. Все классы приходской школы - с первого по восьмой - занимались вместе, в одной комнате, летом, когда  учитель шел боронить, место у  доски занимала его жена. Больших  знаний отсюда вынести было нельзя, зато в том, что такое хорошо и  что такое плохо, юные пуритане разбирались  отлично. Из года в год они перечитывали книжки, в которых действовали  хорошие и плохие дети: плохие заканчивали  жизнь на виселице, хорошие становились  президентами Соединенных Штатов. Генри  Форд придумал себе несчастную юность, превратил в тирана своего благодушного и добропорядочного отца, зато сам, по его словам, был примерным мальчиком: свою судьбу он выстроил по рецептам нравоучительных книг, которые зубрили в школах всех американских штатов.

В 1879 году ему  исполнилось шестнадцать лет, и  в один прекрасный день он, не сказав никому ни слова, сложил узелок и отправился в Детройт. Отшагав девять миль, Генри  снял там комнату и устроился  учеником машиниста. Закончив обучение, он занимался установкой и ремонтом паровых двигателей на паровозах. После  смены он спешил к часовщику и  до утра чистил и чинил часы (потом  это превратилось в его хобби  на всю жизнь), чтобы было чем платить  за комнату. Но через четыре года такая  жизнь ему надоела, и юный Форд вернулся на родную ферму. Там он проведет следующие десять лет - навыки, приобретенные  в механической мастерской, ему очень  пригодятся.

С 1893 года он –  главный инженер «Эдисон ильюминейтинг  компании» (Электрической компании Томаса Эдисона, создателя электрической  лампочки). В 1892 - 1893 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего  сгорания (марка «Форд»). В 1899 уволился с должности главного инженера, чтобы  полностью посвятить себя созданию собственной автомобильной компании в Детройте. В 1899 - 1902 - главный инженер  «Детройт отомобил компании». Компания обанкротилась, и Форд решил завоевать  репутацию для своих автомобилей  участием в автогонках: ему удалось  стать очень популярным автогонщиком.

В 1903, с помощью  группы финансистов, основал «Форд  мотор компании» (Ford Motor Company). В 1908-м  он создал «Форд Т» - машину всех времен и народов, с незначительными  изменениями выпускавшуюся вплоть до 1928 года. Он создавал её как скульптор, отсекая всё лишнее, создавал не роскошную игрушку для избранных, а доступный по цене товар для  тысяч и тысяч «средних американцев». Легкая, компактная, дешевая, простая.Прежде чем появилась «Модель Т», было создано 8 других моделей, отличительной особенностью которых была их небольшая цена. Главной целью Генри Форда стало превращение автомобиля из предмета роскоши в предмет первой необходимости. Когда появилась «Модель Т», большинство автомобилей в США стоили от 1100 до 1700 долларов, а цена автомобилей класса люкс доходила до 2500 долларов. И тут появляется вполне приличный «фордовский» автомобиль модели «Т» по цене всего 825-850 долларов. А потом — он снизит цены. Его машина будет стоить сначала восемьсот долларов, потом шестьсот и, наконец, четыреста.

Продажу на территории США осуществляла впервые созданная  дилерская сеть: в 1913 - 1914 годах у  Форда насчитывалось 7 тыс. таких  дилеров, не только продававших, но и  ремонтировавших «Модель Т». К 1914 году число проданных автомобилей  модели «Т» достигло 250 тыс., что составило  около 50% всего автомобильного рынка  США тех лет. Массовое производство потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов. «Террор  машины» – так Форд характеризовал внедрённую им систему управления. Чёткая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные  технологические цепочки – всё  это способствовало тому, что империя  Форда работала в режиме автомата.

Сотрудничество  с Россией началось в 1909, когда  в Санкт-Петербурге, а затем в  Москве, Одессе и прибалтийских портовых городах были открыты сбытовые конторы  компании. В 1919, по инициативе Советского бюро в Нью-Йорке, Форд заключил сделку о продаже Советской России тракторов  «Фордзон». СССР превратился в самого крупного зарубежного покупателя тракторов  Форда.

31 мая 1929 с  компанией Форда был подписан  договор о технической помощи  Советскому Союзу в строительстве  автозаводов сроком на 9 лет. Для  строительства завода полного  цикла был избран Нижний Новгород (будущий Горьковский автомобильный  завод, ГАЗ). Со своей стороны,  советское правительство брало  на себя обязательство закупить  в течение 4 лет продукцию компании  Форда на общую сумму 4 млн.  долл. 1 февраля 1930 из ворот Автосборочного  завода № 1 вышла первая советская  «полуторка». 

Социально-экономические  эксперименты Генри  Форда.

Генри Форд (1863 – 1947 гг.) вошел в историю не только как один из пионеров автомобилестроения и основатель Ford Motor Company, 100-летие которой отмечается 16 июня 2003 г., но и как инициатор многих проектов в различных областях. К числу наиболее крупных можно отнести социальную программу 1914 – 1920 гг., центральным пунктом которой было установление самой высокой в то время оплаты труда промышленных рабочих при соблюдении ими определенных условий, и строительство малых предприятий в сельской местности (1919 – 1945 гг.).

Веря в безграничные возможности реальной экономики  и материального прогресса, Форд утверждал, что массовое производство удешевляет товары, делает жизнь комфортнее, создает новые рабочие места, а высокий объем прибыли дает возможность “поделиться” ею с  рабочими. Рост производительности труда  и рациональное использование ресурсов, считал Форд, способны сделать процветающей любую страну, покончить с бедностью  и безработицей.

Экономические проекты Форда совмещались с социальными утопиями и популистскими рецептами. Будучи полновластным хозяином компании закрытого типа, доходы которой по мере развертывания производства росли с головокружительной быстротой, он обладал самой широкой свободой действий.

Основные положения

 социальной  программы

Форд уловил возникшую в начале ХХ в. новую тенденцию – возможность производить жизненные блага в таком количестве, чтобы хватало на всех, в то время как люди веками стремились отнимать их друг у друга. Однако чтобы реализовать эту возможность, считал Форд, предприниматель должен научиться получать прибыль не за счет снижения заработков и повышения цен, а посредством эффективной организации производства и материального стимулирования работников, которым следует рационально использовать растущие заработки. Дисциплинированные, трудолюбивые, трезвые, бережливые люди всегда живут лучше. Но как выработать такие качества у рабочих?

Население г. Детройта, где концентрировалась автопромышленность США, отличалось этнической пестротой. Наряду с американцами там проживали иммигранты, многие из которых не могли приспособиться к жизни в Америке и были отнюдь не лучшими работниками. Они мало зарабатывали, мирились с плохими условиями труда, становились жертвами дельцов и мошенников.

В январе 1914 г. Форд сделал сенсационное заявление о  предстоящей “революции в оплате труда”: рабочим его предприятий  будет выплачиваться надбавка из прибыли компании, которая повысит  минимальный дневной заработок  почти вдвое – до 5 долл., причем без увеличения продолжительности  рабочего дня. Никто в промышленности не получал таких денег кроме  рабочих высшей квалификации или  работающих сдельно. На предприятиях же Форда существовала только повременная оплата, при этом большинство операций не требовало особого мастерства.

Свое решение  “автомобильный король” мотивировал  тем, что рабочие являются такими же участниками бизнеса, как менеджеры  и владельцы капитала, и в силу этого должны иметь свою долю в  прибылях. Другая причина – необходимость  повысить эффективность работника, но не за счет увеличения нормы эксплуатации, а путем создания весомого стимула  для отказа от вредных привычек и  неустроенного быта, мешающих трудиться  с полной отдачей. Людям давался  шанс “подтянуться”, а компания должна была этому содействовать. Речь шла  не о благотворительности и уравниловке  – надбавки лишались те, кто тратил деньги не для своего блага (и блага  компании), а на азартные игры, спиртное и т.п. Иммигрантам предоставлялись  равные с американцами возможности  получения надбавки. Весной 1914 г. компания Форда начала индивидуальную проверку быта и привычек рабочих и выплату  надбавок (на менеджеров и служащих эта программа не распространялась).

Основные положения  социальной программы, которая дорабатывалась в ходе ее реализации, сводились  к следующему.

На центральном  автозаводе в Хайленд- Парке (пригород г. Детройта) продолжительность рабочего дня сокращалась с 9 до 8 ч, но вводилось три смены, на местных же сборочных заводах, где выпускалось меньше продукции, 9-часовой рабочий день сохранялся. Всем лицам физического труда, включая уборщиков, грузчиков и подсобных рабочих, предоставлялась возможность “участвовать в прибылях” посредством новой системы оплаты труда. В г. Детройте для рабочего старше 22 лет она составляла не менее 5 долл. в день (независимо от квалификации и специальности), на сборочных заводах – не менее 4 долл., при этом 5 долл. являлись предельной ставкой. Летом 1916 г. минимальный возраст для получения надбавки одинокими рабочими был снижен до 21 года, а женатые и имевшие иждивенцев допускались к участию в прибылях с 18 лет. С осени 1917 г. надбавку могли получать все рабочие, достигшие 18 лет, независимо от семейного положения, при этом лишь требовалось, чтобы перед наймом на работу они не менее полугода проживали в г. Детройте.

Новая заработная плата вводилась только для непьющих, бережливых и усердных работников, а сбором соответствующих доказательств  занималась компания. К участию в  прибылях не допускались временные  рабочие, для постоянных же вводился 6-месячный испытательный срок, сокращенный  до 30 дней в 1919 г., когда надбавку заменили минимальной ставкой 6 долл. в день.

Прием на работу женщин Форд ограничивал, считая, что  их место – дом и семья, а  заработка мужа должно хватать на содержание семьи. Если же эта функция  в силу разных причин ложилась на плечи  женщин, их трудоустраивали. В октябре 1916 г. женщин уравняли с мужчинами  в оплате труда. Все работницы, отработавшие более 6 мес. на производстве, проходили  проверку на предмет получения 5 долл. в день. В течение испытательного срока мужчинам и женщинам устанавливалась  более высокая основная ставка (3,44 долл. в день) и предоставлялся полностью  оплачиваемый двухнедельный отпуск (имеющие же надбавку должны были отдыхать за свой счет от одной до двух недель).

Для рабочих  учреждалась добровольная ссудно-сберегательная касса. В день получки желающие вносили  туда по одному доллару, однако любой  работник, даже не имевший вклада, мог  под небольшой процент получить ссуду в размере до 20 долл.

Надбавку не давали, если рабочий проживал в  убогом районе, в грязном, тесном жилище, плохо питался, злоупотреблял спиртным, играл в азартные игры, не имел счета  в банке. Чтобы заслужить надбавку, не следовало посылать большую часть  заработка на родину, сдавать жилплощадь постояльцам, иметь сожительниц. Женам  не полагалось работать, поскольку  это снижало значение надбавки, ухудшало быт, оставляло детей без присмотра.

Информация о работе Экономист Генри форд