Экономиканы және қаржы жүйесін тұрақтандыру жөніндегі 2009 – 2010 жылдарға арналған бірлескен іс-қимыл жоспары

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:28, лекция

Описание работы

2007 жылдың екінші жартысында басталған әлемдік қаржы нарықтарындағы тұрақсыздық Қазақстанның даму қарқынына әсер етті. Бұл отандық банктердің сыртқы қаржылық ресурстарды тарту мүмкіндіктерін төмендетуде, ал, ізінше, ішкі экономикаға кредит беру көлемін қысқартуда көрінді. Бұдан басқа, әлемдік нарықтағы азық-түлік тауарлары бағасының шапшаң көтерілуі салдарынан экономикаға инфляциялық қысымды едәуір күшейтті.

Содержание

Кіріспе..................................................................................................................... 3
2007 – 2008 жылдары қабылданған шаралар...................................................... 3
Жоспардың мақсаты мен бағыты......................................................................... 6
Қаржы секторын тұрақтандыру........................................................................... 8
Жылжымайтын мүлік нарығындағы проблемаларды шешу............................. 11
Шағын және орта бизнесті қолдау....................................................................... 12
Агроөнеркәсіптік кешенді дамыту...................................................................... 13
Инновациялық, индустриялық және инфрақұрылымдық жобаларды іске асыру............................................................................................................... 14
Қорытынды............................................................................................................. 16

Работа содержит 1 файл

5 батыл кадам.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

По оценке Управляющего партнера по Каспийскому региону  компании Deloitte Дэррила Хадевея, за последний  год показатели казахстанской экономики с точки зрения производительности и эффективности не только не улучшились, но и откатились назад. При этом сама себестоимость ведения бизнеса постоянно растет. Так, например, уже сегодня своим сотрудникам в Казахстане Deloitte приходится платить больше, чем работникам компании в Норвегии, Дании или Финляндии. Между тем именно проникновение технологий и инноваций в бизнес должно априори приводить к снижению затрат и времени, а также к повышению качества продукции и услуг.   

Опираясь на этот тезис, участники конгресса выделили целый ряд проблем, которые Казахстану еще предстоит решить, чтобы инновационные процессы в стране реально заработали. В частности, Председатель правления АО «ФУР «Казына» Арман Дунаев считает, что первая задача, стоящая перед государством, – это формирование нормальной, абсолютно адекватной законодательной базы. «Бизнес должен четко знать, что ему можно делать в рамках закона, а что делать нельзя. Но при всем при этом нужно создать такие условия, чтобы они были выгодны для представителей частного бизнеса, в данном случае для венчурных фондов. Этот вопрос уже обсуждается в парламенте».  

Несовершенство  законодательства отметил и г-н  Раев. «Сегодня по закону вузы не могут  участвовать в финансировании start-up. Как правило, проекты на этой стадии не требуют больших объемов финансирования, поскольку речь идет не о научных исследованиях, а об опытно-конструкторских разработках. Такие проекты вузы вполне могли бы финансировать сами или создавать совместно с нами венчурные фонды». Кроме того, по мнению Председателя правления НИФ, Казахстану нужен единый рамочный закон об инновационной деятельности, где наука и инновации были бы объединены.   

Общим для всех выступающих стал тезис о необходимости  развития человеческого капитала –  сегодня в стране ощущается острая нехватка квалифицированных инженеров, маркетологов, инновационных менеджеров и т. д. По словам Ельдара Абдразакова, Председателя совета директоров АО «Сентрас Секьюритис», необходимо сформировать общественно-социальное понимание сути и значимости венчурной индустрии, и ключевым фактором здесь станет создание и культивирование инновационного предпринимателя. По его мнению, еще одна проблема заключается в том, что в отличие от западных стран развитие отечественных венчурных фондов не связано с развитием фондового рынка как такового. В Казахстане венчурные фонды появились раньше фондов прямых инвестиций, которые, по идее, и должны быть основными покупателями проектов венчурных фондов.  

Президент ЦИИТ Азат Бетекбаев считает, что одним  из основных барьеров в развитии инновационной инфраструктуры является оторванность научного комплекса от промышленного сектора. В качестве подтверждения он привел следующую статистику: в 2003–2006 годах в Казахстане на 25 ученых приходилось 4 конструктора и только 1 работник опытного производства. В то же время в развитых странах это соотношение соответственно составляло 1:2:4.  

По словам г-на Бетекбаева, причина нехватки у компаний средств на инновационную деятельность кроется в организации самих  казахстанских предприятий. Анализ состояния их основных фондов показал, что удельный вес полностью изношенных фондов достиг 20%, в том числе более 30% по машинам и оборудованию. Затраты на капитальный ремонт регулярно составляют до 40% собственных инвестиционных средств. Как результат, желаемые затраты на НИОКР или приобретение инновационных технологий значительно превышают собственную прибыль предприятий.  

Приходится констатировать, что отсутствие реального спроса на инновационные разработки со стороны  промышленного сектора и есть корень всех проблем строителей казахстанской НИС. В условиях недостаточной конкуренции крупный и средний отечественный бизнес в большинстве своем слабо заинтересован в дополнительных вложениях в новые разработки. И тут у государства вряд ли получится использовать директивные методы столь же эффективно, как при создании инфраструктуры. Как совершенно справедливо отметил г-н Дунаев, если представить экономику Казахстана в виде парусника, то «Казына» – это парус, то есть двигатель, а ветром, то есть движителем, является частная инициатива.  
 
 

Вероятно, наблюдающиеся  в последнее время перемещения  финансовых активов банковской сферы  за пределы Казахстана в определенной мере ускорили принятие и утверждение  дорогостоящих проектов, требующих  существенного притока отечественных инвестиций. 
 
В расширении финансовой деятельности за рубежом участвуют крупные банки, открывая филиалы на территории СНГ и в других государствах. Так, руководство Министерства финансов Азербайджана пригласило казахстанский "ТуранАлем" "к реализации перспективных проектов", отметив, что местные банки в силу своей недостаточной капитализации не в состоянии финансировать долгосрочные и масштабные проекты". "БТА" проявил заинтересованность в активной работе на финансовом рынке этой страны, в нефтегазовом секторе, в сфере финансирования строительства и ипотеки. Располагая значительными ресурсами и передовыми технологиями, банк предлагает инвестировать в проекты до 1 млрд. долл. 
 
"Казкоммерцбанк", "БТА" и "АТФБанк", несмотря на сохраняющиеся риски, направляют капиталы в финансовую сферу Таджикистана. "АТФБанк" приобрел контрольный пакет ОАО "Сохибкорбанк". Председатель Нацбанка этой страны в числе основных причин притока казахстанских активов называет более высокий уровень ставки на размещаемые ресурсы – по кредитам в национальной валюте этот показатель почти в 2 раза превышает казахстанский, а также низкую стоимость привлечения сбережений для казахстанских банков в связи с высокими рейтингами. Это позволяет предлагать кредитные продукты на более выгодных условиях. 
 
Многие отечественные компании инвестируют проекты за пределами страны. Только в Кыргызстане действует около 400 предприятий с участием казахстанского капитала и их количество увеличивается. Предполагается построить ферросплавный завод стоимостью более 100 млн. долл.

 

Информация о работе Экономиканы және қаржы жүйесін тұрақтандыру жөніндегі 2009 – 2010 жылдарға арналған бірлескен іс-қимыл жоспары