Экономика ЖКХ муниципального образования на примере г.Нижнего Новгорода

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования жилищно-коммунального сферы, поиск новых форм и методов государственного управления.
Данная тема курсовой работы является актуальной в современное время.
Цель курсовой работы состоит в том, чтоб при исследование ЖКХ в г. Нижний Новгород, дать полный анализ ситуации в городе, выявить структуру, проблемы ЖКХ и меры совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования…………...……………………………………….5
Сущность, особенности жилищно-коммунального хозяйства………….5
Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством…………….9
Глава II. Экономика жилищно-коммунального хозяйства Нижнего Новгорода………………………………………………………………………...13
2.1. Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры………..14
2.2. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в Нижнем Новгороде………………………………………………………………………...17
Глава III. Рекомендации по преобразованию жилищно-коммунальной отрасли……………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсач по Перцевой.docx

— 214.28 Кб (Скачать)

В связи с необходимостью развития конкуренции, демонополизации  сферы и повышения эффективности  взаимодействия между субъектами ЖКХ  назрела необходимость пересмотра структуры управления жилищным хозяйством. Разработана структура взаимодействия уровней управления жилищным хозяйством, включающая систему информационных связей на региональном и муниципальном уровнях.

Каждый уровень имеет  конкретную организационную структуру, содержательную и функциональную сторону  управления. Именно это положение является элементом новизны структуры, так как включает выделение первичного уровня управления в виде собрания собственников жилья и введение в структуру управления регионального уровня как обязательного элемента, в отрыве от которого невозможно рассматривать управление ЖКХ.

Разработанная структура  уровней управления позволяет организационно разделить функции каждого из них и определить систему информационных связей в системе ЖКХ региона.

Первичным уровнем управления жилищным фондом является общее собрание собственников жилья, которое выбирает способ управления домом, условия содержания общего имущества и принимает окончательные решения. Правильную организацию информационного обеспечения проведения собраний, мотивацию участников, составление типовых повесток собраний и последующую защиту прав собственников целесообразно осуществлять под контролем муниципалитета. Своевременная и активная работа исполнительной власти в вопросах стимулирования активности населения, методической помощи – необходимый элемент успешного реформирования отрасли.

Второй уровень управления отображает различные формы управления жилищным фондом и их особенности, определенные в Жилищном Кодексе РФ. На практике в настоящее время различают две основные формы: управляющая компания (УК) и товарищество собственников жилья (ТСЖ).

 УК – организация,  профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, плюсы работы которой заключаются в профессиональном подходе к управлению, возможности аккумулировать денежные средства нескольких домов для проведения капитального ремонта, в наличии производственной базы.

ТСЖ – объединение домовладельцев для совместного управления и, в установленных законом рамках, распоряжения недвижимым имуществом, – наиболее демократичный способ управления, когда собственники самостоятельно управляют своей и общедолевой собственностью.

 Характерной особенностью  в управлении ЖКХ является возможность непосредственного управления жильцами своим имуществом, без организации, занимающейся профессиональным управлением.

Каждая форма управления ЖФ имеет ряд особенностей, оказывающих  влияние на эффективность этого  управления в тех или иных условиях.

Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых – не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.

Четвертый уровень управления включает региональные органы власти и ориентирован на поддержку развития муниципального самоуправления в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также независимый контроль эффективности работы муниципалитетов.

 

 

Глава II. Экономика жилищно-коммунального хозяйства Нижнего Новгорода

2.1. Структура департамента  жилья и инженерной инфраструктуры

Управлением ЖКХ г. Нижний Новгород занимается Департамент жилья и инженерной инфраструктуры, который организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, обеспечивает коммунальное обслуживание населения, организует работы по благоустройству города.

 

Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры

Основные функции Департамента: 
1. Участие в разработке и корректировке генерального плана развития города Нижнего Новгорода.  
 
2. Составление концепции развития жилищно-коммунального хозяйства города.

3. Анализ состояния жилищно-коммунального  хозяйства в городе и формирование  приоритетного ряда проблем развития  жилищно-коммунального хозяйства.  
 
4. Подготовка для принятия главой администрации города правовых актов по жилищно-коммунальному хозяйству.  
 
5. Определение потребности в капитальных вложениях на развитие жилищно-коммунального хозяйства города, осуществление контроля за их использованием.  
 
6. Планирование бюджетных ассигнований на капитальный ремонт и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.  
 
7. Организация аукционов и конкурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.  
 
8. Разработка перечня приоритетных объектов инженерной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых должно осуществляться за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.  

9. Разработка целевых  программ по подготовке объектов  теплоэнергетического комплекса,  социально-бытового и жилищно-коммунального назначения к работе в зимних условиях, осуществление контроля за их реализацией.  
 
10. Координация деятельности жилищно-эксплуатационных служб и муниципальных унитарных предприятий по проведению проектных, строительно-монтажных работ на объектах инженерной инфраструктуры, по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, лифтового оборудования, систем дымоудаления.  
 
11. Осуществление контроля за санитарным содержанием городских территорий, состоянием уличного освещения, озеленения площадей, парков, скверов, производством земляных и инженерно-коммуникационных работ.  
 
12. Осуществление контроля за сохранностью и соблюдением правил пользования жилищным фондом и его придомовыми территориями.  
 
13. Организация работы с кадрами подведомственных организаций, принятие мер по повышению их квалификации.  
 
14. Организация приема граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб. Принятие соответствующих решений.  
 
15. Привлечение в установленном порядке на договорной основе для разработки вопросов, входящих в компетенцию департамента, научно-исследовательских организаций, а также отдельных ученых и специалистов.  
 
16. Проведение совещаний по вопросам, входящим в компетенцию департамента, с привлечением необходимых специалистов.  

2.2. Анализ состояния  жилищно-коммунального хозяйства  в Нижнем Новгороде

По состоянию на 01.01.2010 года общее  количество многоквартирных домов (МКД), расположенных на территории города Нижнего Новгорода, составляет 9972 единиц, из них в 1084 домах созданы  товарищества собственников жилья, в 169 домах жилищно-строительные кооперативы.

В управлении управляющих организаций  находится 7931 многоквартирный дом. В 225  многоквартирных домах собственники помещений не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.   
   В 219 многоквартирных домах все помещения находятся в собственности муниципального образования.

В последний год прослеживается тенденция роста количества вновь  зарегистрированных и реорганизованных из жилищных и жилищно-строительных кооперативов товариществ собственников  жилья. Со стороны департамента жилья и инженерной инфраструктуры, в целях выполнении условий получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, с собственниками помещений в многоквартирных домах посредством СМИ проводится информационно-разъяснительная работа о преимуществах различных способов управления домом.

По инициативе администрации города создана нижегородская Ассоциация собственников жилья, которая, являясь  деловым партнером администрации, оказывает квалифицированную практическую помощь собственникам помещений  многоквартирных домов.

Администрация города участвует  в финансировании работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в доле муниципалитета, оказывают бюджетную помощь на проведение капитального ремонта.

 В соответствии с Федеральным  законом от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде  содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства" предоставление бюджетных  средств на капитальный ремонт  жилых домов возможно при следующих  условиях: 
- принятие общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения об участии в адресной муниципальной программе по проведению капитального ремонта, утверждение сметы расходов на капитальный ремонт; 
- принятие собственниками помещений решения о долевом софинансировании капитального ремонта - не менее 5% от предоставляемых средств. 
 
   В 2008г. на основные направления капитального ремонта многоквартирных домов было направлено 2,55 млрд. руб. в т.ч.: 
- средств городского бюджета - 1328 млн. руб. 
- средств областного бюджета - 209,0 млн. руб.  
- средства Фонда - 863,0 млн. руб.  
- средства собственников помещений - 150 млн. руб. 

Всего в 2008 году капитальный ремонт проводился в 4159 домах (550 домов ТСЖ  и ЖСК). 
 
    В 2009г. в рамках муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Нижнем Новгороде за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской области и города Нижнего Новгорода были проведены работы по капитальному ремонту в 400 домах.

Общая стоимость работ составила 546,1 млн. руб., в том числе: 
- 462,83 млн. руб. - средства Фонда, 
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской области, 
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета города Нижнего Новгорода, 
- 42,15 млн. руб. - средства собственников помещений в многоквартирных домах.

Виды работ

Ед. измерения 

Объем работ 

Количество домов 

Ремонт внутридомовых  инженерных систем

х

х

327

Ремонт или замена лифтового  оборудования

ед.

45

15

Ремонт крыш

тыс.кв.м.

87,795

87

Ремонт подвальных помещений

тыс.кв.м.

24,534

29

Утепление и ремонт фасадов

тыс.кв.м.

175,887

71

Установка приборов учета

ед.

357

239


 

Кроме того, финансовую помощь в размере 18,5 млн. руб. из бюджета  города на проведение аварийно-восстановительных  работ получили 88 ТСЖ. 
Всего в 2009 году за счет всех источников финансирования работы по капитальному ремонту были выполнены более чем на 2 тыс. домов.   
 
    В 2010г. в рамках муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Нижнем Новгороде за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской области и города Нижнего Новгорода запланирован капитальный ремонт 262 домов.

Общая стоимость работ  составит 310,38 млн. руб., в т.ч.: 
- 242,39 млн. руб. - средства Фонда, 
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской области, 
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета города Нижнего Новгорода, 
- 46,44 млн. руб. - средства ТСЖ, собственников помещений в МКД. 

Теплоэнергетический комплекс города Нижнего Новгорода включает в себя 272 котельные (в том числе 167 котельных, находящихся в муниципальной  собственности города), отапливающие жилищный фонд и объекты социальной сферы; центральных тепловых пунктов  и тепловых насосных станций - 251 ед., 2752 км. тепловых сетей в однотрубном исчислении (в том числе находящихся в муниципальной собственности - 2535 км.).

В систему водоснабжения  города входят 5 водозаборных станций, 234 водопроводных насосных станций, 1854 км. водопроводных сетей.

Система канализации включает в себя Нижегородскую станцию  аэрации, 109 ед. насосных канализационных  станций, 1392 км. сетей канализации.

Система электроснабжения включает в себя 4274 км линий электроснабжения (в том числе 1316 км, находящихся  в муниципальной собственности  города). подстанций 110 кВ - 24 ед.; распределительных пунктов - 137 ед.; трансформаторных подстанций - 1645 ед.

В 2009 году ресурсоснабжающими организациями выполнен капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности: 
- сетей отопления и ГВС - 76,3 км; 
- сетей холодного водоснабжения - 24,1 км. 
- сетей канализации - 3,4 км. 
- сетей электроснабжения - 29,9 км.

Всего в рамках подготовки к отопительному сезону 2009-2010гг. реализовано мероприятий по ремонту  инженерной инфраструктуры общей стоимостью 990 млн. руб. (ОАО "Нижегородский водоканал", ОАО "Теплоэнерго", ООО "Энергосети"). 

 

Глава III. Рекомендации по преобразованию жилищно-коммунальной отрасли

Характерной особенностью современного социально-экономического положения  в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.

Информация о работе Экономика ЖКХ муниципального образования на примере г.Нижнего Новгорода