Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:15, курсовая работа
Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования жилищно-коммунального сферы, поиск новых форм и методов государственного управления.
Данная тема курсовой работы является актуальной в современное время.
Цель курсовой работы состоит в том, чтоб при исследование ЖКХ в г. Нижний Новгород, дать полный анализ ситуации в городе, выявить структуру, проблемы ЖКХ и меры совершенствования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования…………...……………………………………….5
Сущность, особенности жилищно-коммунального хозяйства………….5
Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством…………….9
Глава II. Экономика жилищно-коммунального хозяйства Нижнего Новгорода………………………………………………………………………...13
2.1. Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры………..14
2.2. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в Нижнем Новгороде………………………………………………………………………...17
Глава III. Рекомендации по преобразованию жилищно-коммунальной отрасли……………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………
В связи с необходимостью
развития конкуренции, демонополизации
сферы и повышения
Каждый уровень имеет конкретную организационную структуру, содержательную и функциональную сторону управления. Именно это положение является элементом новизны структуры, так как включает выделение первичного уровня управления в виде собрания собственников жилья и введение в структуру управления регионального уровня как обязательного элемента, в отрыве от которого невозможно рассматривать управление ЖКХ.
Разработанная структура уровней управления позволяет организационно разделить функции каждого из них и определить систему информационных связей в системе ЖКХ региона.
Первичным уровнем управления жилищным фондом является общее собрание собственников жилья, которое выбирает способ управления домом, условия содержания общего имущества и принимает окончательные решения. Правильную организацию информационного обеспечения проведения собраний, мотивацию участников, составление типовых повесток собраний и последующую защиту прав собственников целесообразно осуществлять под контролем муниципалитета. Своевременная и активная работа исполнительной власти в вопросах стимулирования активности населения, методической помощи – необходимый элемент успешного реформирования отрасли.
Второй уровень управления отображает различные формы управления жилищным фондом и их особенности, определенные в Жилищном Кодексе РФ. На практике в настоящее время различают две основные формы: управляющая компания (УК) и товарищество собственников жилья (ТСЖ).
УК – организация, профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, плюсы работы которой заключаются в профессиональном подходе к управлению, возможности аккумулировать денежные средства нескольких домов для проведения капитального ремонта, в наличии производственной базы.
ТСЖ – объединение домовладельцев для совместного управления и, в установленных законом рамках, распоряжения недвижимым имуществом, – наиболее демократичный способ управления, когда собственники самостоятельно управляют своей и общедолевой собственностью.
Характерной особенностью в управлении ЖКХ является возможность непосредственного управления жильцами своим имуществом, без организации, занимающейся профессиональным управлением.
Каждая форма управления ЖФ имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на эффективность этого управления в тех или иных условиях.
Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых – не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.
Четвертый уровень управления включает региональные органы власти и ориентирован на поддержку развития муниципального самоуправления в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также независимый контроль эффективности работы муниципалитетов.
Глава II. Экономика жилищно-коммунального хозяйства Нижнего Новгорода
2.1. Структура департамента
жилья и инженерной
Управлением ЖКХ г. Нижний Новгород занимается Департамент жилья и инженерной инфраструктуры, который организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, обеспечивает коммунальное обслуживание населения, организует работы по благоустройству города.
Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры
Основные функции
Департамента:
1. Участие в разработке и корректировке
генерального плана развития города Нижнего
Новгорода.
2. Составление концепции развития жилищно-коммунального
хозяйства города.
3. Анализ состояния жилищно-
4. Подготовка для принятия главой администрации
города правовых актов по жилищно-коммунальному
хозяйству.
5. Определение потребности в капитальных
вложениях на развитие жилищно-коммунального
хозяйства города, осуществление контроля
за их использованием.
6. Планирование бюджетных ассигнований
на капитальный ремонт и содержание объектов
жилищно-коммунального хозяйства.
7. Организация аукционов и конкурсов в
сфере жилищно-коммунального хозяйства.
8. Разработка перечня приоритетных объектов
инженерной инфраструктуры, строительство
и реконструкция которых должно осуществляться
за счет средств городского бюджета и
внебюджетных источников.
9. Разработка целевых
программ по подготовке
10. Координация деятельности жилищно-эксплуатационных
служб и муниципальных унитарных предприятий
по проведению проектных, строительно-монтажных
работ на объектах инженерной инфраструктуры,
по обслуживанию и содержанию жилищного
фонда, лифтового оборудования, систем
дымоудаления.
11. Осуществление контроля за санитарным
содержанием городских территорий, состоянием
уличного освещения, озеленения площадей,
парков, скверов, производством земляных
и инженерно-коммуникационных работ.
12. Осуществление контроля за сохранностью
и соблюдением правил пользования жилищным
фондом и его придомовыми территориями.
13. Организация работы с кадрами подведомственных
организаций, принятие мер по повышению
их квалификации.
14. Организация приема граждан, рассмотрение
предложений, заявлений и жалоб. Принятие
соответствующих решений.
15. Привлечение в установленном порядке
на договорной основе для разработки вопросов,
входящих в компетенцию департамента,
научно-исследовательских организаций,
а также отдельных ученых и специалистов.
16. Проведение совещаний по вопросам, входящим
в компетенцию департамента, с привлечением
необходимых специалистов.
2.2. Анализ состояния
жилищно-коммунального
По состоянию на 01.01.2010 года общее количество многоквартирных домов (МКД), расположенных на территории города Нижнего Новгорода, составляет 9972 единиц, из них в 1084 домах созданы товарищества собственников жилья, в 169 домах жилищно-строительные кооперативы.
В управлении управляющих организаций
находится 7931 многоквартирный дом.
В 225 многоквартирных домах собственники
помещений не выбрали или не реализовали
выбранный способ управления.
В 219 многоквартирных домах все
помещения находятся в собственности
муниципального образования.
В последний год прослеживается тенденция роста количества вновь зарегистрированных и реорганизованных из жилищных и жилищно-строительных кооперативов товариществ собственников жилья. Со стороны департамента жилья и инженерной инфраструктуры, в целях выполнении условий получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, с собственниками помещений в многоквартирных домах посредством СМИ проводится информационно-разъяснительная работа о преимуществах различных способов управления домом.
По инициативе администрации города
создана нижегородская
Администрация города участвует в финансировании работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в доле муниципалитета, оказывают бюджетную помощь на проведение капитального ремонта.
В соответствии с Федеральным
законом от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде
содействия реформированию
- принятие общим собранием собственников
помещений многоквартирного дома решения
об участии в адресной муниципальной программе
по проведению капитального ремонта, утверждение
сметы расходов на капитальный ремонт;
- принятие собственниками помещений решения
о долевом софинансировании капитального
ремонта - не менее 5% от предоставляемых
средств.
В 2008г. на основные направления
капитального ремонта многоквартирных
домов было направлено 2,55 млрд. руб. в т.ч.:
- средств городского бюджета - 1328 млн.
руб.
- средств областного бюджета - 209,0 млн.
руб.
- средства Фонда - 863,0 млн. руб.
- средства собственников помещений - 150
млн. руб.
Всего в 2008 году капитальный ремонт
проводился в 4159 домах (550 домов ТСЖ
и ЖСК).
В 2009г. в рамках муниципальной
адресной программы по проведению капитального
ремонта многоквартирных домов в Нижнем
Новгороде за счет средств Фонда содействия
реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской
области и города Нижнего Новгорода были
проведены работы по капитальному ремонту
в 400 домах.
Общая стоимость работ составила
546,1 млн. руб., в том числе:
- 462,83 млн. руб. - средства Фонда,
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской
области,
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета города
Нижнего Новгорода,
- 42,15 млн. руб. - средства собственников
помещений в многоквартирных домах.
Виды работ |
Ед. измерения |
Объем работ |
Количество домов |
Ремонт внутридомовых инженерных систем |
х |
х |
327 |
Ремонт или замена лифтового оборудования |
ед. |
45 |
15 |
Ремонт крыш |
тыс.кв.м. |
87,795 |
87 |
Ремонт подвальных помещений |
тыс.кв.м. |
24,534 |
29 |
Утепление и ремонт фасадов |
тыс.кв.м. |
175,887 |
71 |
Установка приборов учета |
ед. |
357 |
239 |
Кроме того, финансовую помощь
в размере 18,5 млн. руб. из бюджета
города на проведение аварийно-восстановительных
работ получили 88 ТСЖ.
Всего в 2009 году за счет всех источников
финансирования работы по капитальному
ремонту были выполнены более чем на 2
тыс. домов.
В 2010г. в рамках муниципальной
адресной программы по проведению капитального
ремонта многоквартирных домов в Нижнем
Новгороде за счет средств Фонда содействия
реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской
области и города Нижнего Новгорода запланирован
капитальный ремонт 262 домов.
Общая стоимость работ
составит 310,38 млн. руб., в т.ч.:
- 242,39 млн. руб. - средства Фонда,
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской
области,
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета города
Нижнего Новгорода,
- 46,44 млн. руб. - средства ТСЖ, собственников
помещений в МКД.
Теплоэнергетический комплекс города Нижнего Новгорода включает в себя 272 котельные (в том числе 167 котельных, находящихся в муниципальной собственности города), отапливающие жилищный фонд и объекты социальной сферы; центральных тепловых пунктов и тепловых насосных станций - 251 ед., 2752 км. тепловых сетей в однотрубном исчислении (в том числе находящихся в муниципальной собственности - 2535 км.).
В систему водоснабжения города входят 5 водозаборных станций, 234 водопроводных насосных станций, 1854 км. водопроводных сетей.
Система канализации включает в себя Нижегородскую станцию аэрации, 109 ед. насосных канализационных станций, 1392 км. сетей канализации.
Система электроснабжения включает в себя 4274 км линий электроснабжения (в том числе 1316 км, находящихся в муниципальной собственности города). подстанций 110 кВ - 24 ед.; распределительных пунктов - 137 ед.; трансформаторных подстанций - 1645 ед.
В 2009 году ресурсоснабжающими
организациями выполнен капитальный ремонт
объектов инженерной инфраструктуры,
находящихся в муниципальной собственности:
- сетей отопления и ГВС - 76,3 км;
- сетей холодного водоснабжения - 24,1 км.
- сетей канализации - 3,4 км.
- сетей электроснабжения - 29,9 км.
Всего в рамках подготовки
к отопительному сезону 2009-2010гг.
реализовано мероприятий по ремонту
инженерной инфраструктуры общей стоимостью
990 млн. руб. (ОАО "Нижегородский водоканал",
ОАО "Теплоэнерго", ООО "Энергосети").
Глава III. Рекомендации по преобразованию жилищно-коммунальной отрасли
Характерной особенностью современного
социально-экономического положения
в России является глубокое расслоение
населения по уровню доходов и, соответственно,
по потреблению материальных благ,
в том числе и в жилищно-
Информация о работе Экономика ЖКХ муниципального образования на примере г.Нижнего Новгорода