Экономика Японии на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Главной агрокультурой Японии является рис. Япония не имеет достаточной посевной площади для возделывания достаточного количества пшеницы, сои, либо других растений, чтобы прокормить себя. Среди индустриально развитых стран Япония занимает одно из последних мест по самообеспеченности продуктами и многое импортирует. Кроме этого развито овощеводство, плодоводство, скотоводство, шелководство, птицеводство, рыболовство.

Содержание

Ведение……………………………………………………..…………………3
Особенности японской экономической модели………………………...….4
Система образования Японии. Основные направления преобразований в
системе образования………………………………………………………….5
Проблемы и тенденции развития школьного образовании……………..7
Состояние и перспективы высшего образования……………………….….9
Оценка качества образования………………………………………………11
Финансирование образования и оплата труда…………………………….12
Литература…………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Экономика Японии реферат.docx

— 44.64 Кб (Скачать)

Обязательное школьное образование  отличается единообразием, строгой дисциплиной.

Учебная классная нагрузка в средней  школе колеблется от 850 до 1 050 час/год. В связи с большой перегруженностью школьников с 1989 г. пересматривается программа обучения. Для уменьшения нагрузки с сентября 1992 г. была разрешена одна 5-дневная школьная неделя в месяц, а с апреля 1996 г. каждая вторая учебная неделя стала 5-дневной. С 2002 г. 5-дневная учебная неделя введена для всех школ одновременно с внедрением новых учебных программ для начальной и средней школы. С 2003 г. такие программы были введены для учащихся первого года заключительного цикла средней школы. Новые программы ориентированы на развитие индивидуальности, обучение в соответствии со степенью понимания, возможностью выбора различных курсов по интересам.

По законодательству, наполняемость  классов не должна превышать 40 человек, однако в последние годы наметилась тенденция к уменьшению численности учащихся в классе до 20 человек.

В соответствии с "Законом о школьном образовании", каждый учащийся должен иметь учебник по всем предметам. Каждый учебник утверждается министерством для использования в школах на основе заключений, сделанных Советом по учебной литературе. Весь спектр утвержденных учебников демонстрируется на регулярных книжных выставках, организуемых министерством. Право выбора необходимых учебников для местных общественных школ лежит на органах управления образованием префектур, в то время как учебники для национальных и частых школ подбирает директор школы. Для учащихся начальной и средней школы все учебники бесплатные, затраты на их создание оплачиваются из государственного бюджета.

Для оценки уровня полученных знаний в 2001 г. введены национальные тесты академических достижений учащимися основной средней школы, а с 2002 г. - для старших классов. Для начальной школы ежегодная аттестация проводится по 4 предметам: японский язык, общественные науки, математика, естествознание. В основной средней школе учащиеся экзаменуются по 5 предметам - дополнительно вводится экзамен по иностранному языку в каждом классе.

Поступление в среднюю школу  высшей ступени (заключительный 3-летний цикл среднего образования) осуществляется на основе результатов вступительных  экзаменов, проводимых органами управления образованием в префектурах и  муниципалитетах, а также с учетов уровня школьных оценок выпускника 9-летней основной школы. Полный срок обучения по окончании средней школы высшей ступени составляет, таким образом, 12 лет.

Образование в средних школах высшей ступени можно получать как по очной (дневной) форме обучения, так  и по заочной и вечерней формам. По профилю обучения средние школы  высшей ступени делятся на общеобразовательные (академические), специализированные и интегрированные. В общеобразовательных школах акцент делается на изучение академических предметов, а специализированные школы обеспечиваю профессиональное обучение.

В 1992 г. по рекомендации Консультационного  комитета реформам в области среднего образования высшей ступени министерство учредило создание так называемых "интегрированных" школ, которые дают учащимся некоторую свободу выбора изучаемых дисциплин в соответствии с их собственными интересами и способностями, однако доля таких школ в настоящее время составляет только 2% от общего числа.

В Японии не существует системы единых выпускных экзаменов за курс средней  школы высшей ступени, такие экзамены являются внутренними, школьными. Документ, подтверждающий получение полного среднего образования и дающий право доступа к высшем) образованию, выдает непосредственно директор школы.

В университеты и колледжи прием  осуществляется на конкурсной основе, в том числе по результатам единого экзамена, проводимого в январе под контролем Национального центра университетских вступительных экзаменов.

 

Состояние и перспективы  высшего образования

К системе высшего образования  Японии относятся университеты, младшие  и технические колледжи, специальные  подготовительные школы.

Из 889 000 абитуриентов 2000 г, в университеты и колледжи было принято 741 000 человек (49% граждан, достигших 18-летнего возраста), среди них около 20% учащихся окончили среднюю школу более, чем год назад. В 1995 г. желающих обучаться в университетах было около 1 млн. 100 тыс. чел., а учащимися стали 801 000 молодых японцев. Эта цифры демонстрируют уменьшение конкурса в высшие учебные заведения в последние годы. Главная причина этого явления заключается в сокращении рождаемости в последние 10-летия.

Обучение в японских вузах структурировано  по американской модели, ведется более чем по 100 направлениям и специальностям, из которых инженерное направление имеет 35 образовательных программ, а гуманитарное - 38 программ (направлений). Программы 2 или 3-летних младших колледжей, в которых 90% численности учащихся составляют женщины, ориентированы на гуманитарные и социально-экономические науки, искусство, медицину, педагогику и домоводства Технические колледжи имеют более 30 программ инженерно-технического профиля, среди них преобладают программы по информатике и электронике, промышленному дизайну и инженерной графике. Технические колледжи, в отличие от младших колледжей и университетов, принимают выпускников основной средней школы, обучая их в течение 5 или 5,5 лет. При успешном завершении обучения выпускники младших колледжей и технических колледжей получают ассоциированную степень.

В университетах осуществляется подготовка по 4-летней, а для медицинских специальностей - 6-летней программе, успешное окончание обучения приводит к получению первой университетской степени, считающейся аналогом степени бакалавра, присваиваемой в США. В университетах существуют программы, ориентированные на подготовку магистров или докторов наук, на которые принимаются выпускники университетов со степенью бакалавра; нормативная длительность обучения - 2 года и 5 лет соответственно.

Для завершения каждого периода  обучения и итоговой аттестации по всей образовательной программе  учащиеся университетов, колледжей  и технологических колледжей должны получать определенное число зачетных единиц (кредитов). Оптимальные стандартные требования по необходимому количеству зачетных единиц вырабатываются соответствующими подразделениями министерства, в то время как содержание и методы обучения определяются непосредственно учебными заведениями.

Внедряя современные информационные технологии в образование, университеты Японии засчитывают зачетные единицы, набранные при дистанционном образовании с помощью Интернет-технологий, необходимые для получения первой университетской степени.

В связи с тем что только половина выпускников школ преодолевают барьер сложных вступительных экзаменов, в последние годы широкое распространение получили так называемые специальные подготовительные школы, впервые созданные в 1976 году на базе различных курсов, которые теперь также относят к системе высшего образования. Это в основном частные учебные заведения, позволяющие повысить общий образовательный и культурный уровень учащихся при особом акценте на дисциплины, соответствующие профилю будущего обучения в вузе. Учебная нагрузка в этих подготовительных школах составляет не менее 800 часов в год. Реформирование образования затронуло и эти новые учебные заведения: теперь после 2-3-летнего обучения выпускники специальных подготовительных школ получают возможность продолжить свое обучение в вузах сразу со 2-го или 3-го курса, так как кредиты, полученные на таких курсах, могут быть засчитаны в качестве университетских кредитов по соответствующей образовательной программе.

Выполняя значительную роль в экономической, социальной и культурной жизни общества, высшая школа Японии в последнее десятилетие столкнулась с рядом проблем и сложностей, разрешение которых потребовало проведения существенных преобразований в этой сфере. В связи с этим 90-е годы называют декадой университетских реформ.

Университетский совет, созданный  по решению Национального совета по реформам в образовании, опубликовал  за указанный период около 20 аналитических докладов по реформированию высшего образования. В них были выявлены и проанализированы существующие проблемы и определены следующие основные направления реформирования высшего образования:

-- улучшение образования в колледжах  и университетах;

-- изменение стандартов учреждения  классических университетов и  университетов дистанционного обучения;

-- изменение в системе академических  степеней;

-- развитие вечернего и заочного  обучения для магистров и докторантов;

-- изменение системы трудоустройства  выпускников и введение контрастной системы для университетских сотрудников.

На основании сформулированных Университетским советом рекомендаций с 1989 г. было разрешено учреждение университетов, обучение в которых осуществляется только по магистерским и докторским программам, а затем и по этим же программам в вечернее Время. Были созданы особые условия для завершения магистерских программ за 1 год и докторских - за 3 года. В результате этих нововведений за последнее 10-летие общая численность учащихся по магистерским и докторским программам удвоилась.

В 1990 г. был принят Закон о создании системы обучения в течение всей жизни и создан Совет, разрабатывающий  рекомендации по дальнейшему развитию непрерывного образования.

В 1991 г. Министерством образования  проведена реформа порядка присвоения академических квалификаций, в результате которой Национальный институт академических степеней получил право присваивать академические степени тем, кто получил свидетельство об окончании курса обучения или необходимое число кредитов в образовательных учреждениях неуниверситетского типа.

Новые Национальные стандарты учреждения университетов (1991 г.) привели к изменению  как программ обучения во многих университетах, так и структуры факультетов. Многие национальные университеты ликвидировали  факультеты общего образования, переместив акцент на изучение специальных дисциплин.

С 1998 г. введена более гибкая система  отбора абитуриентов в университеты на естественнонаучные специальности.

На период после 2000 г. Университетский  совет сформулировал следующие задачи по реформированию высшего образования:

-- введение системы зачетных  единиц (кредитов), которая позволит  выпускникам специальных подготовительных школ поступать в университеты;

-- пересмотр программ университетских  курсов переподготовки учителей в соответствии с потребностями общества;

-- введение дополнительных критериев  оценки уровня абитуриентов, кроме  уже существующих собеседований,  тестирований, экзаменов;

-- развитие дистанционного образования  с использованием современных информационных технологий в области подготовки магистров и докторов наук;

-- создание условий для обучения  в течение всей жизни в соответствии  с общественными запросами;

-- последовательное реформирование  университетского управления за  счет усиления руководства университетами.

 

Оценка качества образования

Среди всего комплекса образовательных  проблем - качество образования является в Японии одним из важнейших вопросов. Однако в связи с тем, что в стране отсутствует система государственной аккредитации учебных заведений, а существует только система их учреждения (лицензирования), акцент в достижении качества образования смещен в сторону формирования высококвалифицированного преподавательского состава и внедрения системы самомониторинга и самооценки для различных типов учебных заведений.

В высшей школе, в отличие от среднего образования, отсутствует система свидетельств о профессиональной пригодности, и квалификация преподавателей регулируется указами министерства, устанавливающими стандарты штатов ППС для университетов и колледжей. В последние годы предпринимаются меры для привлечения учащихся магистерских и докторских программ к педагогической деятельности.

В настоящее время, в связи с  принятием Университетским советом  рекомендаций по изменению стандартов в университетах и колледжах, вводится система самомониторинга и самооценки высших учебных заведений и последующей публикации их результатов. В будущем для участия в аттестации университетов планируется привлекать независимых экспертов.

 

Финансирование образования  и оплата труда

Финансирование образования осуществляется как национальным правительством, так и администрациями префектур и муниципалитетов. Расходы правительства на образование формируются из ассигнований на содержание национальных образовательных учреждений и субсидий, выделяемых на поддержание образования на местном уровне и для частных учебных заведений. Объем финансирования образовательных расходов на местном уровне определяется непосредственно администрациями префектур и муниципалитетов из собранных налогов и других доходов.

Наибольшая часть расходов (около 80%) идет на обязательное 9-летнее образование, которое, в соответствии с Конституцией и Законом об образовании, является бесплатным. За обучение в старших классах средней школы, а также в высших учебных заведениях учащиеся вносят определенную плату. Уровень оплаты для студентов национальных вузов устанавливается Министерством образования, науки, спорта и культуры, в то время как стоимость обучения в учебных заведениях префектур и муниципалитетов определяется местными законами.

На зарплату учителей, занятых в  системе обязательного образования, из бюджета министерства выделяется 46,5%, что составляет половину фонда  заработной платы преподавателей, другая половина финансируется из средств  местных бюджетов. В 1974 г. был принят закон, который определил ряд  необходимых мер для привлечения  в учебные заведения квалифицированных педагогов и установления им соответствующего уровня заработной платы, которую в последующие годы удалось значительно увеличить. В дополнение к зарплате учителя получают специальные пособия. Одно из них, наиболее весомое, называемое "бонус", выплачивается всем учителям 3 раза в год и равно примерно пятикратной месячной зарплате. Заработная плата варьируется от 250 000 до 375 500 йен в зависимости от стажа и уровня образования учителей. Необходимо отметить, что заработная плата преподавателей с одной и той же квалификацией примерно одинакова во всех типах учебных заведений от детского сада до университета.

Информация о работе Экономика Японии на современном этапе