Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:45, реферат
Главной агрокультурой Японии является рис. Япония не имеет достаточной посевной площади для возделывания достаточного количества пшеницы, сои, либо других растений, чтобы прокормить себя. Среди индустриально развитых стран Япония занимает одно из последних мест по самообеспеченности продуктами и многое импортирует. Кроме этого развито овощеводство, плодоводство, скотоводство, шелководство, птицеводство, рыболовство.
Ведение……………………………………………………..…………………3
Особенности японской экономической модели………………………...….4
Система образования Японии. Основные направления преобразований в
системе образования………………………………………………………….5
Проблемы и тенденции развития школьного образовании……………..7
Состояние и перспективы высшего образования……………………….….9
Оценка качества образования………………………………………………11
Финансирование образования и оплата труда…………………………….12
Литература…………………………………………………………………...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Борисоглебский государственный педагогический институт»
Кафедра истории и социально-гуманитарных наук
Реферат по экономике образования
ЭКОНОМИКА ЯПОНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Выполнила: студентка 2 курса
2 группы факультета ФМ и ЕНО
Леликова А.В.
Проверила: Разумова Ж. Г.
Борисоглебск - 2012
Содержание
Ведение……………………………………………………..…
Проблемы и тенденции развития школьного образовании……………..7
Состояние и перспективы высшего образования……………………….….9
Оценка качества образования………………………………………………
Финансирование образования и оплата труда…………………………….12
Введение
В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав. Это - высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По общему объему промышленного производства Япония занимает одно из первых мест. Ее валовой национальный продукт (ВНП) второй по величине в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности.
Япония достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. На мировом рынке Япония - поставщик продукции сложных наукоемких отраслей промышленности, современных конструкционных материалов. Япония занимает одно из ведущих мест в мире по производству промышленного радиоэлектронного оборудования, бытовых электронных приборов, роботов и гибких производственных систем, выплавке стали, производству легковых и грузовых автомобилей, судов, выработке электроэнергии, по переработке нефти, производству цемента, пластмасс и синтетических волокон.
Многие автомобили и бытовые
приборы идут на экспорт, а такие
имена как Honda, Sony, Toyota
В Японии очень развита сеть железнодорожных и автомобильных магистралей, морской транспорт. В городах развиты городские виды транспорта - автобусы, трамваи, метро, часто управляемые компьютером. Между островами - паромы, мосты, подводные туннели.
Главной агрокультурой Японии является рис. Япония не имеет достаточной посевной площади для возделывания достаточного количества пшеницы, сои, либо других растений, чтобы прокормить себя. Среди индустриально развитых стран Япония занимает одно из последних мест по самообеспеченности продуктами и многое импортирует. Кроме этого развито овощеводство, плодоводство, скотоводство, шелководство, птицеводство, рыболовство.
Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве - результат ее развития во второй половине прошлого столетия, а также особенностей японской экономической модели.
На высокие темпы роста
Хотя разговоры о «японском чуде» почти прекратились, феномен японской экономики продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле, почему страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?
Хозяйственное развитие Японии базируется на четырёх принципах:
Жестокое государственное
Ярко выраженная экспортная ориентация экономики для создания мощного фонда накоплений и инвестиций (в новых индустриальных странах очень высока экспортность хозяйства).
Широкое привлечение иностранного капитала (в первую очередь для развития научно-технического прогресса).
Создание крупных национальных
монополий, имеющих возможности
для постоянного улучшения
Перечисленные принципы не являются «изобретением» восточно-азиатских стран, они апробированы во многих странах с рыночной экономикой. «Чисто» восточно-азиатский инструмент в данной модели – широкое использование психологических (в т.ч. поведенческих) традиций населения, сформировавшихся в сложных природных и исторических условиях, на базе философских, религиозных и моральных ценностей, таких как:
жесткая дисциплина;
исключительное трудолюбие;
удивительная аккуратность;
настойчивость, терпение;
минимальные потребности;
ярко выраженное чувство коллективизма;
преданность работодателю;
подчинение и уважение старших;
понимание своего места;
желание учиться.
Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов.
В компаниях не отмечаются резкие
разрывы в оплате. После вычета
налогов средний оклад
Своеобразное положение в
На социокультурных традициях базируется система образования, подготовки и переподготовки кадров. По этому Японии больше учёных, чем во всей Европе.
Благодаря принятию всех этих принципов и ценностей в начале 50-х годов, в разрушенной и ослабленной Японии начался быстрый экономический рост, по уровню которого она обогнала все капиталистические страны. Ускорению роста способствовало:
Во-первых, широкое обновление изношенного и устаревшего заводского оборудования. Теперь в Японии 2/3 оборудования – новейшее из достижений НТП. Страна расширяет собственные научно-технические исследования.
Во-вторых, одним из решающих факторов стала жесточайшая эксплуатация рабочего класса.
В-третьих, государственно-
В-четвёртых, когда расходы на армию были малы, государство имело возможность вкладывать деньги в промышленность, но под давлением реакционных сил Японии пришлось возрождать военно-промышленный комплекс, что привело к оттоку средств из хозяйства.
Сейчас промышленность Японии специализируется на переработке импортного сырья и разработке высоких технологий.
Основные направления преобразований в системе образования
Являясь одной из наиболее развитых
в экономическом отношении
Система образования Японии, экономика которой практически на 100% вовлечена в процессы глобализации, вынуждена также предпринимать энергичные усилия по преодолению все еще существующей закрытости и изолированности. В этом смысле при проведении реформы образования особое значение придается ее международному положению, особенно в Тихоокеанском регионе.
Основные принципы образования в стране определены в ее Конституции, принятой в 1946 г., и в "Основном законе об образовании" от 1947 г. Эта документы определяют равные права граждан для получения образования в соответствии с их способностями. Все дети, независимо от пола, должны получать бесплатное базовое среднее образование.
Государственным органом управления образованием в настоящее время является Министерство образования, науки, спорта и культуры, которое было создано в результате реорганизации структуры министерств в январе 2001 г. На региональном уровне административные и управляющие функции выполняют соответствующие органы управления в префектурах и муниципалитетах.
Для проведения скоординированной политики реформ в области образования в августе 1984 г. был сформирован подотчетный премьер-министру Национальный совет по реформам в области образования. Национальный совет определил 3 основных направления образовательной реформы:
-- усиление и развитие
-- переход к образованию в течение всей жизни;
-- отклик образования на
В период 1987-1990 гг. для выработки рекомендаций по реформированию отдельных областей образования были созданы: Центральный совет по образованию, Университетский совет, Совет по образованию в течение всей жизни, а также такие консультационные органы, как Полномочный совет по учебной литературе, Совет по повышению. квалификации преподавателей, Совет по научному и профессиональному образованию.
В апреле 1991 г. министерство реорганизовало Центральный совет по образованию и поставило перед ним задачу сформулировать основные цели развития образования Японии в XXI веке. Совет выделил 3 главных направления предстоящих преобразований:
-- японская система образования в будущем;
-- роль школы, семьи и общества и формы их сотрудничества;
-- адаптация образования к
-- открытость образования к
Организация, управление, финансирование и другие аспекты функционирования образовательной системы определяются "Законом о школьном образовании". В соответствии с этим законом начальные и средние школы, как и высшие учебные заведения, могут учреждаться не только национальным правительством - национальные учебные заведения, но и администрациями префектур и муниципалитетов - местные общественные учебные заведения, а также общественными и некоммерческими организациями - частные учебные заведения.
Проблемы и тенденции развития школьного образовании
В соответствии с "Законом о школьном образовании", в Японии дети, достигшие 6-летнего возраста, поступают в начальную школу, где они обучаются в течение 6 лет, после чего все 100% выпускников должны перейти без экзаменов в среднюю школу и обучаться в течение 3 лет, получая в итоге общее среднее 9-летнее образование, которое в стране является обязательным. Содержание и методика обучения в начальной и средней школе в последние годы подвергались резкой критике так, как в соответствий с программой обучения детям приходится очень много времени тратить на запоминание и заучивание различной информации и для развития творческих способностей его остается недостаточно. К окончанию начальной школы выпускник осваивает в совершенстве фонетическую азбуку, приобретая базовые знания иероглифического языка. Только к окончанию 9-го класса учащийся, зная около 2 000 иероглифов, получает возможность свободно читать различную полиграфическую продукцию.