Экономика транспорта

Автор: Иван Шойко, 05 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Стоимость транспортных услуг существенно сказывается на конечной стоимости перевозимых грузов, поэтому заказчик изыскивает возможности перевозки своих товаров более дешевым видом транспорта. Перевозка пассажиров является социально значимой. Затраты на транспорт не должны превышать определенного процента бюджета семьи. Во многих государствах мира предусмотрены дотации на транспортные расходы отдельным слоям населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава 1.Теоретический раздел………………………………………………...……….5
1. История развития транспорта ……………………………………………5
2. Железнодорожный транспорт…………………………………………….7
3. Проблемы и тенденции развития железнодорожного транспорта.…….8
4. Статистика железнодорожного пассажирского транспорта……...……9
Глава 2.Расчетный раздел…………….…………………………………………..……11
2.1. Основные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте……………………………………………..……….11
2.2. Средние значения технико-эксплуатационных показателей по АТП в целом……………………………………………………………………….13
2.3. Показатели производительности подвижного состава………………….14
Заключение……………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы………………………………………….…...….16

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ) 
 
 
 
 

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономики и управления предприятиями» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Экономика транспорта» 
 
 
 

Выполнил: студент группы 21ЭУТ

Меньших Денис Геннадиевич

Проверил: преподаватель 

Сухарева  С.В. 
 
 
 
 
 
 
 

            Дата _______ 2009г.                                                                   Подпись ________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2009г.

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………….......3

Глава 1.Теоретический  раздел………………………………………………...……….5

    1. История развития транспорта ……………………………………………5
    2. Железнодорожный транспорт…………………………………………….7
    3. Проблемы и тенденции развития железнодорожного транспорта.…….8
    4. Статистика железнодорожного пассажирского транспорта……...……9

Глава 2.Расчетный  раздел…………….…………………………………………..……11

      2.1. Основные  технико-эксплуатационные показатели  работы подвижного состава на  маршруте……………………………………………..……….11

      2.2. Средние значения технико-эксплуатационных показателей по АТП в целом……………………………………………………………………….13

       2.3. Показатели производительности подвижного состава………………….14

Заключение……………………………………………………………………………...15

Список использованной литературы………………………………………….…...….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Транспорт - стратегически важный комплекс, в  значительной степени определяющий мощь государства, так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров.

    Общественная  собственность, характерная для  социалистического периода жизни нашей страны, сменилась практически на всех видах транспорта на другие формы собственности благодаря акционированию и приватизации. Если ранее вопросы управления (координации) видами транспорта были рассредоточены в отдельных транспортных министерствах, то в настоящее время они (кроме железнодорожного транспорта) сосредоточены в Министерстве транспорта Российской Федерации. В рыночных условиях несколько изменился подход к единой системе транспорта. Появившуюся сегодня конкуренцию нужно рассматривать не как противопоставление одного вида транспорта другому, а как явление, стимулирующее развитие транспорта, поиск новых прогрессивных технологий транспортировки для снижения стоимости транспортных услуг и повышения скорости доставки. Уменьшение стоимости и сокращение времени транспортировки расширяет сферы применения определенного вида транспорта, а следовательно, повышает его значимость на рынке транспортных услуг.

    Стоимость транспортных услуг существенно  сказывается на конечной стоимости  перевозимых грузов, поэтому заказчик изыскивает возможности перевозки своих товаров более дешевым видом транспорта. Перевозка пассажиров является социально значимой. Затраты на транспорт не должны превышать определенного процента бюджета семьи. Во многих государствах мира предусмотрены дотации на транспортные расходы отдельным слоям населения.

    Рыночные  отношения усилили поиск каждого  транспортного предприятия своей  ниши на рынке транспортах услуг. Надо отметить, что в связи с огромной территорией нашей страны есть четко обозначенные сферы применения каждого вида транспорта: по дальности, скорости и комфортности перевозки пассажиров; по расстоянию, скорости и видам грузов (например, перевозка сырья на значительные расстояния предпочтительнее по железной дороге). Есть регионы практически с единственным видом транспорта, например отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока. Но существуют регионы (и сферы деятельности), в которых заказчик может выбирать вид транспорта исходя из своих потребностей.

    Современные рыночные условия ведения хозяйства, расширяющие международные связи и связи внутри страны, требуют наличия специалистов высокой квалификации, с широким кругозором, не только с знаниями в области одного вида транспорта, но и с пониманием специфики каждого вида и возможностей совместной работы, особенно в мульти- и интермодальных перевозках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретический раздел.

    1.1.История  развития транспорта. 

    История развития отдельных видов транспорта и единой транспортной системы уходит в далекие времена и тесно связана с научными достижениями.  С изобретением колеса стал развиваться сухопутный транспорт. До этого применялся лишь «волок». На водном транспорте долгие годы в качестве двигателя использовался парус, на суше - различные животные. Характерная черта транспорта - тесная связь с культурой и торговлей. Изобретение компаса, которое в конце XV в. привело к эпохе Великих географических открытий, значительно расширило возможности общения между странами. Формирование транспорта общего пользования в Европе в 60-е гг. XVIII в. совпадает с эпохой промышленного развития. Паровой двигатель дал транспорту невиданную доселе мощь и вызвал бурный рост экономики, позволяя осваивать новые территории для проживания населения и производства различной продукции и расширять связи между городами и странами. Рост экономики, в свою очередь, дал толчок развитию транспорта для обеспечения нужд производства и вывоза продукции. Здесь прослеживается причинно-следственная связь между транспортом, экономикой и структурой общества. Появление транспортных средств, работающих на электротяге (в частности, электрического трамвая), изменило облик города, так как уменьшение времени передвижения позволило расширить территорию города. Появление реактивных двигателей сократило время на транспортировку грузов и пассажиров до минимальных значений, в связи с чем возросла, прежде всего, активность передвижения населения по странам и континентам. Развитие космического транспорта значительно расширило представления людей о космосе и предоставило возможности изучения других планет Солнечной системы. Возникновение и развитие железнодорожного транспорта относится к первой половине XIX в. и напрямую связано с формированием капиталистического способа производства, ростом крупной промышленности (в частности, горнодобывающей), образованием национальных и мировых рынков, потребовавших быстрой, массовой, недорогой и достаточно регулярной перевозки грузов. Первые лежневые дороги были проложены на железоделательных заводах, шахтах и рудниках (применялись в Великобритании с XIV в.). Первые металлические рельсы были изготовлены в Великобритании в 1767 г. Начало строительства рельсовых дорог в России относится к концу XVIII в. Чугунная рельсовая дорога в России была построена в 1788 г. инженером Ярцевым на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске, а затем — в 1808— 1810 гг. на Алтае. Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 г. на Нижнетагильском заводе Демидовых. В 1803 г. Дж. и Р. Стефенсонами был построен первый паровозостроительный завод, что позволило открыть междугородную железнодорожную линию общего пользования. Железные дороги коммерческого назначения были построены во Франции (1828), США (1829), Бельгии и Германии (1835), Италии (1839), а также в Австралии, странах Азии, Африки и Южной Америки (50-е гг. XIX в.). Первая железная дорога общего пользования в России была проложена между Санкт-Петербургом и Царским Селом в 1837 г. Перевозки осуществлялись английскими паровозами со скоростью до 60 верст/ч. В 1851 г. была построена двухпутная магистраль Москва—Санкт-Петербург протяженностью 611 км. Железные дороги со второй половины XX в. стали развиваться как межгосударственные и даже межконтинентальные. Примерами могут служить межгосударственная сеть железных дорог Европы и железные дороги России, через которые осуществляются евро-азиатские связи. Усиление международных торговых отношений, развитие науки, экологическая ситуация и энергетические проблемы потребовали модернизации и совершенствования железнодорожного транспорта, которому нет альтернативы в дешевых массовых и экологически чистых перевозках, что особенно заметно с 80-х гг. XX в., когда удалось значительно повысить скорости на железных дорогах мира. Конец XIX - начало XX в. характеризуется появлением и развитием автомобильного транспорта. 

    1.2. Железнодорожный транспорт. 

    Железнодорожный транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов по рельсовым путям в вагонах (поездах) с помощью локомотивной тяги. Железнодорожный путь - комплекс сооружений и устройств, образующий дорогу с направляющей рельсовой колеей для движения подвижного состава железнодорожного транспорта. Железнодорожный путь имеет сложное строение. Основные элементы железнодорожного пути: верхнее строение, земляное полотно, инженерные сооружения (мосты, тоннели, виадуки, дренажные сооружения, подпорные стенки). В разных странах принята различная ширина колеи, что объясняется в основном историческими причинами: в России - 1520 мм; в Западной Европе, Канаде, США и Японии на новых линиях - 1435 мм; в отдельных штатах Южной Америки, странах Африки, Индии - 1067 мм. Узкая колея может быть шириной 1000; 914; 891; 750 и 600 мм. Колея шириной 600 и 750 мм характерна для промышленного железнодорожного транспорта России.

    В России существуют четыре категории  железнодорожных магистралей, различающиеся по грузонапряженности и числу пар поездов в сутки. Например, 1-я категория имеет грузонапряженность более 10 млн. т-км/км пути и свыше 10 пар поездов, но густота ее сети (количество километров пути на 100 км2 территории) составляет 0,51 км, что ниже, чем в большинстве стран, включая страны СНГ. Парк локомотивов в грузовом движении насчитывает примерно 4 тыс. единиц (2/3 электровозов), парк грузовых вагонов - 385,1 тыс. единиц, парк пассажирских вагонов - более 20 тыс. единиц.

    Основные  технико-эксплуатационные особенности  и достоинства Железнодорожного транспорта:

    ●высокая  пропускная и провозная способность;

    ● надежность работы благодаря независимости от климатических условий, что обеспечивает бесперебойную перевозку грузов в любое время;

    ●возможность  сооружения путей сообщения на любой  сухопутной территории и на водной территории при наличии паромов;

    ●непосредственная связь с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями любых отраслей экономики. Отдельные отрасли (металлургическая, угледобывающая, нефтеперерабатывающая и др.) имеют, как правило, свои подъездные пути для выхода на магистральную сеть;

    ●массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью (малые эксплуатационные расходы) и достаточно высокой скоростью доставки;

    ●более  короткий путь следования по сравнению  с естественными путями водного транспорта.

    Относительные недостатки железнодорожного транспорта:

    ●ограниченная маневренность из-за «привязки» к  колее;

    ●высокая  первоначальная стоимость основных фондов;

    ●высокая  металлоемкость, трудоемкость, низкая производительность труда.

    Технология  работы железнодорожного транспорта наиболее сложная, что связано с привязкой его к железнодорожной колее. Основой технологии работы железнодорожного транспорта является теория расписаний (график движения); план формирования поездов по направлениям движения; согласованный план формирования поездов на магистральном направлении с графиком работы подъездных путей предприятий, имеющих связь с магистральной сетью железных дорог. 

    1.3. Проблемы и тенденции развития железнодорожного транспорта. 

    Проблемы  и тенденции развития железнодорожного транспорта:

    ●повышение  производительности, прежде всего путем  создания резерва пропускной и провозной  способностей (сейчас 70 % железных дорог страны -  однопутные, 80 % железнодорожной сети имеет максимальный коэффициент грузонапряженности) и повышения скорости движения (рекорд скорости на отечественных железных дорогах — около 200 км/ч).

    ●увеличение темпов электрификации дорог (сегодня  электрифицированных дорог более 40%; себестоимость электровозов на 15 % ниже, а производительность выше; они экологически менее вредны; условия их управления лучше);

    ●снижение расхода топлива при повышении  скорости, что достигается уменьшением общего веса поезда;

    ●выравнивание путей, особенно при увеличении скорости, так как при радиусах закругления 300 м скорость для безопасного движения не должна превышать 70 км/ч, а при радиусе 1000 км - 132 км/ч;

    ●внедрение  тяжеловесных составов (оптимальный  вес около 10 тыс. т - обеспечивает минимальные  эксплуатационные затраты), новых типов  подвижного состава грузоподъемностью 120 т (8-осные вагоны с повышенными прочностными характеристиками);

    ●создание специализированных вагонов для  разнообразной номенклатуры грузов (сейчас уровень специализации около 30 %);

Информация о работе Экономика транспорта