Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:13, контрольная работа
Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,3% населения мира. Значительно превосходя США по численности населения, ЕС уступает им по общему объему ВВП и в производстве ВВП на душу населения.
1. Место и роль ЕС в мировой экономике.
2. Природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический и финансовый потенциал ЕС.
3. Специфика экономики ведущих стран ЕС (Великобритания, Италия, Франция, Германия).
4. Основные этапы осуществления, современное состояние и перспективы интеграционного процесса в рамках ЕС.
5. Перспективы и проблемы расширения ЕС на рубеже XX-XXI веков.
Долговременная экономическая политика экономического роста, не зависящая от многих проблем экономического и валютного сотрудничества в рамках ЕС, обеспечила Великобритании устойчивый экономический подъем к концу XX в. В основе такой независимой позиции Великобритании в ЕС (еще при подписании Маастрихтского договора она зарезервировала за собой право не участвовать в ЕВС, даже при условии соблюдения ею всех финансовых критериев) лежит боязнь утраты части национального суверенитета, усиления наднациональных интересов в ЭВС, а также традиционная ориентация Великобритании на экономику США.
Италия: Италия занимает особое место в Европейском Союзе. Если в 1957 г. она вступила в ЕС как самый слабый его участник, то в настоящее время Италия вплотную приблизилась по показателям экономического роста к самым развитым странам ЕС. В 1997 г. объемы ВВП на душу населения в Италии (19,15 тыс. долл.) превосходили аналогичный показатель третьей по уровню экономического развития страны в ЕС — Великобритании.
Кроме того, доля Италии в мировом ВВП (3,2%) сравнялась с долей Великобритании и лишь немного уступает Франции. Данный качественный скачок в развитии экономики обусловлен ее сравнительно быстрым экономическим ростом в предыдущие десятилетия, на который позитивное влияние оказала интеграция итальянской экономики в хозяйственную систему ЕС.
В отличие от, Великобритании Италия стремится к наиболее тесному сотрудничеству в рамках Евросоюза. Так, для вступления в ЕВС Италия пошла на беспрецедентно жесткие финансово-бюджетные меры и за 1994—1998 гг. снизила бюджетный дефицит с 9,2% до 2,5% ВВП. Для этого были сокращены государственные расходы, проводились мероприятия по улучшению собираемости налогов, расширены объемы приватизации и даже был введен чрезвычайный «европейский налог».
Хозяйственная
система ЕС представляет собой конгломерат
эффективно взаимодействующих национальных
экономик, которые не утратили своеобразия,
несмотря на многолетнее сотрудничество
[6].
4.
Перспективы и проблемы
расширения ЕС на рубеже XX - XXI
«Восточное» расширение Евросоюза существенно повлияло и на международно-политическое положение ЕС, и на внешнюю политику его «старых» и «молодых» членов.
В процессе расширения трансформируется и сам Евросоюз. Как отмечают исследователи ЕС, в современном мире Евросоюз уже стал заметным центром силы, причем «европейские лидеры абсолютно открыто говорят о намерении ЕС стать сверхдержавой», лимитирующей претензии США на единоличную гегемонию в мире. Однако многое свидетельствует о том, что намечаемое расширение ЕС на восток скорее отдаляет, чем приближает эту цель.
Руководители ЕС видят одну из миссий Евросоюза в том, чтобы «распространить на восточноевропейские страны те ценности, на основе которых мы создаем ЕС». В то же время они утверждают, что «Евросоюзу надо набраться больше сил и стать более сплоченным, прежде чем он сможет совладать с включением в сообщество восточноевропейских стран» [3].
Уже в конце первого десятилетия XXI в. проявляются сложности во взаимоотношениях «старой» и «молодой» Европы.
В Европе ощущаются все опасности растущего глобального кризиса. На континенте все больше расширяется конфликтное пространство, никто не представляет, куда идет Европа.
Угроза безопасности стала гораздо большей, чем в годы «холодной войны». Процесс разоружения прекратился. НАТО и ОБСЕ уже не считают своей первостепенной задачей обеспечение европейской безопасности, передвинув свою деятельность далеко за пределы Европейского континента. А их активность на юге Европы стала противоречить ее интересам.
Произвольное
выделение при содействии НАТО и
ОБСЕ Края Косово из Сербии и провозглашение
его независимости создало
Дальнейшее
развитие ситуации в Европе, и прежде
всего в расширившемся
В
таком случае независимая Россия
и независимая (от США) Европа могут
стать «системообразующим фактором» международных
отношений и обеспечить более перспективное
будущее всего европейского сообщества,
включая и страны Центрально-Восточной
Европы.
Заключение
Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы. Экономику еврозоны часто именуют глобальным конкурентом Соединенных Штатов.
Список
литературы