Экономика стран ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,3% населения мира. Значительно превосходя США по численности населения, ЕС уступает им по общему объему ВВП и в производстве ВВП на душу населения.

Содержание

1. Место и роль ЕС в мировой экономике.
2. Природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический и финансовый потенциал ЕС.
3. Специфика экономики ведущих стран ЕС (Великобритания, Италия, Франция, Германия).
4. Основные этапы осуществления, современное состояние и перспективы интеграционного процесса в рамках ЕС.
5. Перспективы и проблемы расширения ЕС на рубеже XX-XXI веков.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     Структурная политика ЕС проводится одновременно на двух уровнях: секториальном (отраслевом) и региональном. В наибольшей степени интеграционному регулированию подвержена такая отрасль, как сельское хозяйство. Для стимулирования аграрного производства при более высоких, чем мировые, ценах на территории ЕС действует ряд регламентов, предусматривающих защиту внутреннего рынка ЕС от международной конкуренции: при импорте более дешевой продукции от третьих стран на границах ЕС взимается компенсационный сбор; «своим» сельскохозяйственным производителям гарантирован сбыт по заранее определенной цене.

     Закрытость  рынка для внешней конкуренции, крупные дотации в сельское хозяйство, а также применение новейших технологий в этой сфере приводят к перепроизводству многих видов сельхозпродукции в ЕС: зерна — на 20%, сахара — на 37, говядины — на 10, сливочного масла — на 22, молочного порошка — на 64%. Эти излишки скупаются Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий и ориентации и продаются в основном в странах Восточной Европы и СНГ [4].

     Высокая затратность, зарегулированность сельскохозяйственного  сектора, недостаточность рыночного  компонента в аграрной политике отмечается многими западными экономистами и функционерами ЕС. Данные проблемы решаются путем структурной перестройки западноевропейского сельского хозяйства: повышением концентрации производства до оптимального уровня, сокращением площадей, занятых сельскохозяйственными угодьями, перемещением рабочей силы из сельского хозяйства в другие сферы, применением новейших достижений НТП (биотехнологий, генной инженерии и др.).

     Другим  элементом структурной политики ЕС является политика перестройки промышленности на уровне отдельных регионов. Динамичное изменение структуры хозяйства  на основе достижений науки и техники приводит к сокращению доли традиционных отраслей (текстильной, металлургической, угледобывающей), закрытию предприятий базисных отраслей и Возникновению депрессивных регионов с массовой безработицей.

     Европейский фонд регионального развития оказывает финансовую помощь проблемным регионам в строительстве новых промышленных объектов, создании новых рабочих мест на успешно работающих предприятиях региона, в реализации программ переобучения и переквалификации. Однако участие фонда может составлять только до 20% инвестиционных затрат, но не более 50% помощи, оказываемой данному проекту национальным правительством.

     В последние годы в структурной  политике преимущественное развитие получает селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Суть данного подхода состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов, причем не путем строительства крупных индустриальных предприятий, а главным образом созданием малых и средних предприятий передовых отраслей.

     Помимо  льготного налогообложения, облегчения доступа к кредитам, антимонопольных  процедур предусмотрены мероприятия, подготавливающие малые и средние  предприятия к эффективному участию  в европейской конкуренции. В  рамках этих мер предоставляется более полная информация о рынке, например, за счет расширения числа участников электронной базы данных ТЕД. Проводится специальная подготовка персонала к работе в новых условиях, оказывается техническая помощь предприятиям, участвующим во внутриевропейских обменах. Таким образом, основными направлениями структурной политики стран ЕС являются ломка старой индустриальной базы, деиндустриализация на основе развития новых наукоемких отраслей и ресурсосберегающих технологий.

     Особенностью  совместной научно-технической политики является стимулирование НТП в «предконкурентных» областях (на стадии разработки проекта), не приносящих непосредственной прибыли. В то же время решение производственно-внедренческих задач передано в компетенцию самих предпринимателей. Для реализации совместной научно-технической политики ЕС разрабатываются четырехлетние рамочные программы в области информатики, новых материалов, телекоммуникаций, биотехнологий, состоящие из отдельных проектов с определенным сроком их выполнения и необходимым финансовым покрытием.

     Финансирование  этих проектов может быть прямым, если исследования ведутся в научных центрах, принадлежащих ЕС, косвенным, если исследования ведутся фирмами не менее двух стран-членов на контрактной основе (в этом случае предусмотрено 50%-ное финансирование стоимости работ) и согласованным, если совместные проекты выполняются на основе национальных средств, а Еврокомиссия оплачивает лишь часть расходов на координацию действий и обмен информацией.

     Несмотря  на высокую степень координации в области научных разработок на макроуровне, основная доля научных исследований, как показывает практика, осуществляется на уровне отдельных предприятий. Так, расходы на НИОКР в оборотах немецких фирм составляют: в электротехнике — 7,4%, в химической промышленности — 7, в автомобилестроении — 6,2, в машиностроении — 3,7%. Пример Германии характерен для всех стран ЕС. Каждое второе предприятие в Западной Европе проводит собственные исследования в области НИОКР и патентует свои изобретения. Внутри ЕС список зарегистрированных патентов общим числом 16256 возглавляет Германия, на втором месте — Великобритания (8494), на третьем — Италия (7259), на четвертом — Франция (6582). Для защиты инновационных исследований и обмена научно-технической информацией 17 стран Западной Европы заключили патентное соглашение, которое охватывает 360 тысяч предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Экономика ведущих стран ЕС 

     Усиление  наднациональных элементов интеграции не устраняет национальных особенностей экономического развития стран — членов ЕС, что проявляется в различии темпов экономического роста, инфляции, безработицы, а также в подходах, методах и инструментах государственного регулирования экономики. Эти межстрановые отличия и в дальнейшем будут проявляться в экономическом развитии Евросоюза и активно воздействовать на интеграционный процесс.

     Германия: Страна занимает центральное положение в Европе не только в географическом, но и в экономическом смысле, являясь двигателем западноевропейской экономики. По объемам ВВП (1625 млрд долл.) Германия находится на первом месте в Европе, производя 4,7% мирового ВВП. Однако по некоторым макроэкономическим показателям она уступает ряду европейских стран, что вызвано снижением темпов экономического роста (до 1,4% в 1996г.) к середине 90-х годов. Так; по уровню жизни в 1997 г. Германия занимает лишь восьмое место в Западной Европе (уступая Бельгии, Австрии, Швейцарии и др.), производя 19,75 тыс. долл. ВВП на душу населения. Прогнозные темпы прироста ВВП, которые закладываются в бюджет Германии 2000 г., составляют 2,5—3%, что отражает тенденции ускорения темпов экономического роста в конце 90-х годов.

     «Классическими» отраслями немецкой промышленности, занимающими лидирующее положение  в народном хозяйстве, являются химия, автомобилестроение, общее и электротехническое машиностроение. Хотя Германия еще не может на равных конкурировать с США и Японией в областях высоких технологий, в производстве и сбыте изделий микроэлектроники, однако немецкие фирмы нашли устойчивую внешнеторговую «нишу» и успешно конкурируют на рынке изделий средней традиционной технологии, оснащенных дополнительно высокотехнологичными устройствами. Продукция таких отраслей составляет основной экспортный потенциал Германии. Почти каждый третий инженер, техник или предприниматель страны работает на экспорт, и хотя положительное сальдо внешнеторгового баланса Германии после воссоединения сократилось, оно остается еще достаточно высоким.

     К негативным факторам, снижающим конкурентоспособность  немецких товаров, относятся: завышенный курс, национальной валюты, один из самых высоких в мире уровень затрат на оплату труда рабочих и служащих, растущая доля налогов в ВВП (47,9% в 1999 г.).

     Германия  является крупнейшим в мире экспортером  не только товаров, но и капитала, занимая пятую позицию в списке мировых кредиторов. Основной зарубежный регион прямого германского инвестирования — Западная Европа (74,5% всех зарубежных инвестиций). Следует отметить, что Германия является самым крупным кредитором России. За годы реформ она предоставила нашей стране банковских кредитов на сумму 29,9 млрд долл. (для сравнения США предоставили 7,5 млрд долл.).

     Экономический кризис начала 90-х годов прервал  девятилетний период подъема экономики. Несмотря на то, что к 1994 г. объемы ВВП  Германии возросли на 2,2%, впоследствии темпы экономического роста замедлились. Это, в частности, вызвано необходимостью проведения в эти годы жесткой бюджетно-финансовой политики по росту налогов и сокращению бюджетных расходов для выполнения Маастрихтских критериев присоединения к «зоне евро».

     В результате этой политики Германии удалось  снизить инфляцию до рекордных значений (1,4% в 1998 г.), сократить дефицит бюджета  с 4,0% в 1996 г. до 2,7% в 1998 г. Но такая политика привела к отставанию Германии в  темпах экономического роста (2,4% в 1997 г. против 3,8% в США и 3,4% в Великобритании) и опережению других стран по уровню безработицы (11,8% в 1997г. против 4,2% в США). Ситуация вызывает девальвацию марки по отношению к доллару до самых низких значений за последние десять лет (1,86 марки за доллар).

     Франция: Франция по уровню экономического развития занимает в ЕС вторую позицию и четвертую среди стран «большой семерки». По объему ВВП (1160 млрд долл.) Франция в 1997 г. уступила в ЕС только Германии. Ее доля в мировом ВВП составила 3,4%. Однако по показателю среднедушевого ВВП (19, 65 тыс. долл. в 1997 г.) страна находится только на девятом месте в Западной Европе.

     Франция была одной из немногих стран, которая  на протяжении подготовительного периода  полностью соответствовала «пропускным» критериям ЕВС, выдвинутым Маастрихтскими соглашениями: инфляция к 1999 г. была ниже среднего показателя трех стран с наименьшей инфляцией (2,7%) на 1,5%, удельный вес внутреннего долга и бюджетного дефицита также не превысил критических уровней (60 и 3% ВВП). Таких показателей Франция добилась благодаря жесткой антиинфляционной политике, проводимой государством независимо от смены правительств. Однако такая политика имеет и оборотную сторону: на протяжении подготовительного периода к вступлению в ЕВС во Франции сохранялся один из самых высоких в ЕС уровней безработицы (11,9% в 1998 г.).

     В этих условиях правительство Франции  решает одновременно две задачи: стимулирование занятости путем финансирования программ создания рабочих мест и  снижение дефицита государственного бюджета за счет роста прямых и косвенных налогов, обязательных выплат в фонды социального страхования, привлечения средств в бюджет от приватизации конкурентоспособных государственных предприятий. Так, объектами приватизации стали автомобильная группа «Рено», алюминиевый концерн «Пешино», Французский банк внешней торговли и др.

     Ведущий фактор экономического рост во Франции  в последние годы — конкурентоспособный  экспорт. Относительно низкие издержки производства (за счет невысокого по европейским стандартам уровня заработной платы) и сравнительно небольшая доля прибыли в цене позволяют сохранять низкие экспортные цены. К тому же высокое качество французских товаров и хорошее послепродажное обслуживание расширяют объемы внешней торговли на европейских рынках.

     Другой  составляющей экономического роста  страны является активное привлечение  иностранных капиталовложений в  сферу электроники, телекоммуникаций, автомобилестроения, биохимии и фармацевтики. В 1995 г. Франция отменила последнее  административное ограничение для иностранных инвесторов из стран, не входящих в ЕС, — предупреждение Министерства финансов о покупке пакетов акций французских компаний. Иностранных инвесторов привлекает во Францию высокая квалификация и дешевизна рабочей силы, развитая инфраструктура экономики. В то же время французское правительство также заинтересовано в притоке зарубежных инвестиций, поскольку они обеспечивают создание новых рабочих мест и повышение темпов экономического роста.

     Великобритания: Эта страна по уровню экономического развития является третьей в ЕС. В 1997 г. объемы произведенного ВВП достигли 1110 млрд долл. (3,2% мирового ВВП), что в пересчете на душу населения составило 19, 0 тыс. долл. (двенадцатое место в Западной Европе).

     Ведущие отрасли — металлургия, тяжелое машиностроение, угольная и легкая промышленность. Великобритания обладает самыми значительными запасами энергоресурсов среди стран ЕС, включая нефть, газ и уголь. Причем с открытием месторождений нефти и газа в середине 60-х годов роль традиционной угольной отрасли постоянно снижается.

     Характерной особенностью современного этапа развития экономики Великобритании являются высокие по сравнению с другими  странами темпы роста основных макроэкономических показателей: по темпам роста производительности труда, промышленного производства и ВВП на душу населения Великобритания опережает Германию и Францию. При этом высокие темпы экономического роста на протяжении шести последних лет сочетаются со снижением инфляции и безработицы. Так, инфляция снизилась к 1998 г. до 2,3%, а безработица имеет один из самых низких значений среди стран — участниц ЕС — 6,5% в 1998 г. Государственный долг и дефицит бюджета — самые низкие среди основных стран ЕС.

     Высокой степени интеграции Великобритании в мирохозяйственные связи способствует активная политика государства, нацеленная на либерализацию английской экономики, увеличение объема международной торговли и инвестиций. Компании с участием иностранного капитала дают 40% экспорта британских промышленных изделий и 32% инвестиций в промышленность. Иностранных инвесторов привлекают высокая степень защищенности капиталовложений, самая низкая среди развитых стран ЕС заработная плата в сочетании с высококвалифицированными кадрами, а также правительственные субсидии для поддержки инвестиций и создания рабочих мест.

Информация о работе Экономика стран ЕС