Экономика СССР в период Великой Отечественной Войны и послевоенного восстановления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Великая Отечественная война принесла народам СССР не только огромные жертвы на фронте. Миллионы мирных жителей унесла развязанная фашистами бойня. Не считаясь ни с какими нормами международного права и цивилизованных отношений, фашистская армия, объявив тотальное истребление "недочеловеков" (так, в частности, гитлеровцы называли славянские народы), методично организовывала бесчеловечный террор на занятых ею территориях. СССР был вынужден вступить в смертельную схватку с захватчиками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны………....4
1.1 Экономика СССР накануне войны………………………………………..4
1.2 Советская экономика в годы войны……………………………………...11
Глава 2 Послевоенное восстановление и развитие СССР……………….….19
2.1 Послевоенное развитие народного хозяйства……………………………19
2.2 Послевоенное развитие промышленности……………………………….27
Заключение…………………………………………………………………… .31
Список используемой литературы…………………………………………....32
Приложения…………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсов.ЭКОН.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

 

    

    2.2 П о с л е в о е н н о е р а з в и т и е п р о м ы ш л е н н о с т и  

    Напряжённый труд народа, талант организаторов  производства, учёных и конструкторов  обеспечивал выполнение и перевыполнение плановых заданий пятилетки как раз в тех областях экономики, где западные скептики ожидали этого меньше всего. Конверсия промышленности (переналадка ее на выпуск мирной продукции), сопровождавшаяся сокращением объемов производства на 17%, была завершена в 1946 г. Еще около года понадобилось, чтобы вывести экономику на довоенные уровни .выпуска промышленной продукции. С октября 1947 г. страна уже наращивала предвоенный уровень, через 4 года и 3 месяца выполнила плановые задания и к концу пятилетки увеличила выпуск промышленной продукции на 73% по сравнению с 1940 г. За пятилетку было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий. В соответствии с планом первоочередное внимание уделялось развитию отраслей тяжелой промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Уже в 1946 г. были пущены восстановленные Макеевский труболитейный, Днепродзержинский азотно-туковый, Рижский электромашиностроительный, Минский станкостроительный заводы. Восстанавливались предприятия металлургической промышленности (Запорожсталь и Азовсталь) и угольные шахты Донбасса. Одновременно создавались новые угольные районы, расширялась металлургическая база на востоке страны. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Были построены Калужский турбинный завод, Коломенский завод тяжелого станкостроения, Рязанский станкостроительный завод. Первоочередное внимание уделялось наращиванию производства электроэнергии. В 1945 г. была восстановлена Волховская ГЭС, начаты работы по восстановлению Дубровской, Свирской и других электростанций в Ленинградской области. Быстрыми темпами восстанавливался Днепрогэс, крупнейшая электростанция Европы. Уже в 1947 г. станция дала первый ток, к концу пятилетки заработала на полную мощность. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции. Были построены Нижнетуринская и Щекинская государственные районные электростанции (ГРЭС). В конце 40-х годов в СССР решили использовать атомную энергию для производства электричества, началось строительство атомной электростанции в г. Обнинске Калужской области. Электровооруженность труда в промышленности к концу четвертой пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.; предприятия оснащались новой технологией, увеличилась механизация трудоемких процессов. В августе 1950 г. были опубликованы правительственные решения о начале строительства Куйбышевской и Сталинградской ГЭС на Волге. В сентябре объявлено о начале строительства Каховской ГЭС на Днепре, главного туркменского оросительного канала Аму-Дарья — Красноводск длиной 1100 км, Южно-Украинского и Северо-Крымского оросительных каналов. Вместе с планом создания полезащитных полос грандиозные гидросооружения стали именовать в печати «великими стройками коммунизма». Особое место в послевоенный период отводилось оборонной промышленности и в первую очередь решению атомной проблемы. Импульс этой работе, ведшейся с 1943 г., был придан 20 августа 1945 г. образованием Специального комитета при ГКО по осуществлению советского аналога американского «уранового проекта». В комитет вошли государственные и партийные деятели Л. П. Берия (председатель), Г. М. Маленков, Н. А. Вознесенский, физики И. В. Курчатов и П. Л. Капица, организаторы производства Б. Л. Ванников, А. П. Завенягин, В. А. Махнев, М. Г. Первухин. Решение атомной, ракетной и других оборонных проблем велось в десятках новых закрытых городов с уникальными предприятиями, лабораториями, конструкторскими бюро. Позже эти производственные центры стали известны как Арзамас-16, Снежинск, Маяк, Приозерск, Шиханы, Горный, Камборка, Капустин Яр, Сунгул, целые районы вокруг Красноярска, Томска, Москвы. Летом 1948 г. под Челябинском был запущен первый ядерный реактор и введен в эксплуатацию завод по производству плутония. Успешное испытание советской атомной бомбы было проведено 29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском.

  Приоритетное  развитие тяжелой индустрии, перераспределение средств в ее пользу привели к углублению разрыва в производстве продукции групп «А» и «Б». Планы по развитию легкой и пищевой промышленности не выполнялись. Тем не менее, годы первой послевоенной пятилетки стали временем начала массового выпуска ряда сложных потребительских товаров — легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», мотоциклов, радиоприемников, телевизоров, существенно преображавших облик городов и быт советских людей. По новым генеральным планам развития обновлялись разрушенные войной Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Севастополь. В ноябре 1945 г. было принято специальное решение о восстановлении 15 крупных и старейших русских городов: Новгорода, Смоленска. Курска, Орла, Калинина, Великих Лук и др. Восстанавливались пострадавшие исторические памятники и сооружения. В Москве возводились помпезные «сталинские» дома, высотные здания (с 1947 г.), определившие новый облик столицы на долгие годы. К концу пятилетки было введено в строй 100 млн кв. м жилья, однако до решения жилищного вопроса было еще далеко, большинство населения городов было вынуждено жить в коммунальных квартирах.

  Восстановление  промышленности и транспорта, новое  индустриальное и жилищное строительство привели к росту численности рабочего класса. Только за годы четвертой пятилетки ряды рабочих увеличились на 11 млн человек. Общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве в 1950 г. достигла 27,7 млн человек. Из них в промышленности трудились 15,3 млн человек, на стройках — 2,6 млн, на транспорте — около 4 млн человек. Производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах, способствовал успешному выполнению планов четвертой пятилетки. Широкую известность и поддержку в эти годы получили начинания токарей ленинградца Г. С. Борткевича и москвича П. Б. Быкова (скоростное резание металла), слесаря московского часового завода А. Я. Якушина, ткачих из Купавны М. И. Рожневой и Л. Ф. Кононенко (сокращение производственных потерь), помощников мастеров предприятий московской легкой промышленности В. И. Волошина (повышение культуры производства) и А. С. Чутких (движение за звание бригад отличного качества) и другие почины.

  Свой  вклад в развитие народного хозяйства  СССР внесли также многие сотни тысяч  заключенных (в 1945 г. численность лагерников составляла 1,5 млн человек, в 1950 г. — 2,6 млн, в 1953-м — 2,5 млн); спецпереселенцы (немцы, карачаевцы, калмыки и др., к концу 40-х годов общей численностью 2,3 млн человек), военнопленные (1,5 млн немцев и 0,5 млн японцев). Трудом заключенных строились многие военные объекты, рудники, шахты, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, железная дорога Воркута—Салехард—Норильск, прокладывался тоннель под Татарским проливом на остров Сахалин. В Московской области прокладывались кольцевые бетонированные дороги в радиусе 50 и 100 км от центра столицы общей протяженностью около 2 тыс. км для системы ПВО. В Башкирии и Иркутске возводились крупнейшие нефтехимические комбинаты. Значительна была роль репараций, поступавших из побежденной Германии. СССР получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долларов. В счет репараций из Германии и других побежденных стран вывозилось промышленное оборудование, включая целые заводские комплексы. Этот источник позволил наполовину оснастить оборудованием восстановленные и вновь построенные в СССР промышленные предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В данной работе рассматривается множество  проблем, особенностей, а также сущность экономического развития СССР в годы Великой Отечественной войны, и  её послевоенное восстановление. Завершая анализ экономического развития советского государства в военные годы, подчеркнем несколько ключевых моментов.

   Великая победа Советского Союза над фашистской Германией оказалась возможной благодаря тому, что СССР превзошел ее не только в военном, но в экономическом и морально-психологическом противостоянии. Германия, оккупировав к 1941 году большую часть европейских стран, поставила их экономический потенциал под свой контроль. В это тяжелое время достаточно оперативно и энергично проявила себя сверхцентрализованная директивная система управления. Под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны (ГКО), созданного 30 июня 1941 года, была проведена быстрая эвакуация заводов, фабрик и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы. Несмотря на большое неравенство экономического потенциала СССР и Германии к началу войны, советская экономика в этот период оказалась более эффективной. За все военные годы в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений. Каждая тонна металла, цемента, угля, каждый киловатт электроэнергии, каждая единица оборудования использовались у нас лучше, чем в германской экономике. Основная заслуга в этом принадлежит рабочим, крестьянам, всем гражданам страны, таланту организаторов производства, учёных и конструкторов которые проявляли повсюду трудовой героизм. В том числе и после войны, что обеспечивало выполнение и перевыполнение плановых заданий пятилетки как раз в тех областях экономики, где западные скептики ожидали этого меньше всего. 
 
 
 
 

                             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Волкогонов, Д. А. Триумф и Трагедия: Политический портрет Сталина./ Д.Волкогонов.- М.: Новости, 1989. Кн. 2,ч 1

2. Гусейнов, Р.. -  История экономики России: Учебник / Р. Гусейнов. – Новосибирск.: ИНФРА-М, 1998. – 584.

3.  История  народного хозяйства. Словарь  справочник / Под ред. А.Н Марковой. – М., 1995. 338.

4. История народного хозяйства СССР: Курс лекций / Под ред. Ф. Я. Полянского.- М.: 1960. С. 585.

5.  История Отечества в документах. Хрестоматия. Ч.1-4. М., 1994-1995.

6. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка и А. Н. Марковой. М.: Юнити, 2004. С. 238-239, 254, 375, 639-640, 673.

7. История экономики: Учебник /Под ред. О. Д. Кузнецовой и И. Н. Шапкина. М.: Инфра-М, 2002. С. 88, 262, 350.

8. Лузан,  П. О советских деньгах и  последствиях денежной реформы / П.Лузан // ЭКО. – 2007. -№7 – с186 – 191.  

9. Лузан, П. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны и проблемы безопасности страны./ П.Лузан // ЭКО.- 2005. - №3 –с172 -177.

10. Микоян А. И. Так было: Размышления о минувшем./ А.Микоян.- М.:ВАГРИУС, 1999.С. 291.

11. П и х о я, Р. Г. - Советский Союз: история власти: Учебник/ Р.Г. Пихоя.— М, 1998. — С. 62.

12. Хрущев Н. С. О культе личности и его последствиях: доклад на XX съезде 
КПСС // Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. С. 128-170.

13. Экономическая  теория: вопросы и ответы, задачи и решения / Под ред. В.Я. Иохина. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2003. -538с.

14. 1941 год. Документы / Под. ред. В. П. Наумова.- М.: Международный фонд «Демократия», 1998. Кн. 2. С. 340-341.

                                                       ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

                                                                                                   П р и л о ж е н и е 1

                                                                                         

   Состояние производства некоторых ресурсов в СССР в 1940 – 1945 гг. 

  1940 г.6, 1942 г. 1945 г.8, 1945 г.
    Ресурс
млн т % к 1941 г. млн т % к 1940 г.
Чугун 14,9 34,1 8,8 59,0
Сталь 18,3 44,7 12,3 67,2
Нефть 31,1 66,6 19,4 62,0
Уголь 166,0 49,8 149,3 89,9
Электроэнергия, млрд кВтч 48,6 61,7 43,3 89,6

Информация о работе Экономика СССР в период Великой Отечественной Войны и послевоенного восстановления