Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:42, курсовая работа
Великая Отечественная война принесла народам СССР не только огромные жертвы на фронте. Миллионы мирных жителей унесла развязанная фашистами бойня. Не считаясь ни с какими нормами международного права и цивилизованных отношений, фашистская армия, объявив тотальное истребление "недочеловеков" (так, в частности, гитлеровцы называли славянские народы), методично организовывала бесчеловечный террор на занятых ею территориях. СССР был вынужден вступить в смертельную схватку с захватчиками.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны………....4
1.1 Экономика СССР накануне войны………………………………………..4
1.2 Советская экономика в годы войны……………………………………...11
Глава 2 Послевоенное восстановление и развитие СССР……………….….19
2.1 Послевоенное развитие народного хозяйства……………………………19
2.2 Послевоенное развитие промышленности……………………………….27
Заключение…………………………………………………………………… .31
Список используемой литературы…………………………………………....32
Приложения…………………………………………………………………….33
2.2 П о с л е в о е н н о е р а з в и
т и е п р о м ы ш л е н н о с т и
Напряжённый труд народа, талант организаторов производства, учёных и конструкторов обеспечивал выполнение и перевыполнение плановых заданий пятилетки как раз в тех областях экономики, где западные скептики ожидали этого меньше всего. Конверсия промышленности (переналадка ее на выпуск мирной продукции), сопровождавшаяся сокращением объемов производства на 17%, была завершена в 1946 г. Еще около года понадобилось, чтобы вывести экономику на довоенные уровни .выпуска промышленной продукции. С октября 1947 г. страна уже наращивала предвоенный уровень, через 4 года и 3 месяца выполнила плановые задания и к концу пятилетки увеличила выпуск промышленной продукции на 73% по сравнению с 1940 г. За пятилетку было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий. В соответствии с планом первоочередное внимание уделялось развитию отраслей тяжелой промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Уже в 1946 г. были пущены восстановленные Макеевский труболитейный, Днепродзержинский азотно-туковый, Рижский электромашиностроительный, Минский станкостроительный заводы. Восстанавливались предприятия металлургической промышленности (Запорожсталь и Азовсталь) и угольные шахты Донбасса. Одновременно создавались новые угольные районы, расширялась металлургическая база на востоке страны. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Были построены Калужский турбинный завод, Коломенский завод тяжелого станкостроения, Рязанский станкостроительный завод. Первоочередное внимание уделялось наращиванию производства электроэнергии. В 1945 г. была восстановлена Волховская ГЭС, начаты работы по восстановлению Дубровской, Свирской и других электростанций в Ленинградской области. Быстрыми темпами восстанавливался Днепрогэс, крупнейшая электростанция Европы. Уже в 1947 г. станция дала первый ток, к концу пятилетки заработала на полную мощность. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции. Были построены Нижнетуринская и Щекинская государственные районные электростанции (ГРЭС). В конце 40-х годов в СССР решили использовать атомную энергию для производства электричества, началось строительство атомной электростанции в г. Обнинске Калужской области. Электровооруженность труда в промышленности к концу четвертой пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.; предприятия оснащались новой технологией, увеличилась механизация трудоемких процессов. В августе 1950 г. были опубликованы правительственные решения о начале строительства Куйбышевской и Сталинградской ГЭС на Волге. В сентябре объявлено о начале строительства Каховской ГЭС на Днепре, главного туркменского оросительного канала Аму-Дарья — Красноводск длиной 1100 км, Южно-Украинского и Северо-Крымского оросительных каналов. Вместе с планом создания полезащитных полос грандиозные гидросооружения стали именовать в печати «великими стройками коммунизма». Особое место в послевоенный период отводилось оборонной промышленности и в первую очередь решению атомной проблемы. Импульс этой работе, ведшейся с 1943 г., был придан 20 августа 1945 г. образованием Специального комитета при ГКО по осуществлению советского аналога американского «уранового проекта». В комитет вошли государственные и партийные деятели Л. П. Берия (председатель), Г. М. Маленков, Н. А. Вознесенский, физики И. В. Курчатов и П. Л. Капица, организаторы производства Б. Л. Ванников, А. П. Завенягин, В. А. Махнев, М. Г. Первухин. Решение атомной, ракетной и других оборонных проблем велось в десятках новых закрытых городов с уникальными предприятиями, лабораториями, конструкторскими бюро. Позже эти производственные центры стали известны как Арзамас-16, Снежинск, Маяк, Приозерск, Шиханы, Горный, Камборка, Капустин Яр, Сунгул, целые районы вокруг Красноярска, Томска, Москвы. Летом 1948 г. под Челябинском был запущен первый ядерный реактор и введен в эксплуатацию завод по производству плутония. Успешное испытание советской атомной бомбы было проведено 29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском.
Приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение средств в ее пользу привели к углублению разрыва в производстве продукции групп «А» и «Б». Планы по развитию легкой и пищевой промышленности не выполнялись. Тем не менее, годы первой послевоенной пятилетки стали временем начала массового выпуска ряда сложных потребительских товаров — легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», мотоциклов, радиоприемников, телевизоров, существенно преображавших облик городов и быт советских людей. По новым генеральным планам развития обновлялись разрушенные войной Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Севастополь. В ноябре 1945 г. было принято специальное решение о восстановлении 15 крупных и старейших русских городов: Новгорода, Смоленска. Курска, Орла, Калинина, Великих Лук и др. Восстанавливались пострадавшие исторические памятники и сооружения. В Москве возводились помпезные «сталинские» дома, высотные здания (с 1947 г.), определившие новый облик столицы на долгие годы. К концу пятилетки было введено в строй 100 млн кв. м жилья, однако до решения жилищного вопроса было еще далеко, большинство населения городов было вынуждено жить в коммунальных квартирах.
Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное и жилищное строительство привели к росту численности рабочего класса. Только за годы четвертой пятилетки ряды рабочих увеличились на 11 млн человек. Общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве в 1950 г. достигла 27,7 млн человек. Из них в промышленности трудились 15,3 млн человек, на стройках — 2,6 млн, на транспорте — около 4 млн человек. Производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах, способствовал успешному выполнению планов четвертой пятилетки. Широкую известность и поддержку в эти годы получили начинания токарей ленинградца Г. С. Борткевича и москвича П. Б. Быкова (скоростное резание металла), слесаря московского часового завода А. Я. Якушина, ткачих из Купавны М. И. Рожневой и Л. Ф. Кононенко (сокращение производственных потерь), помощников мастеров предприятий московской легкой промышленности В. И. Волошина (повышение культуры производства) и А. С. Чутких (движение за звание бригад отличного качества) и другие почины.
Свой
вклад в развитие народного хозяйства
СССР внесли также многие сотни тысяч
заключенных (в 1945 г. численность лагерников
составляла 1,5 млн человек, в 1950 г. — 2,6
млн, в 1953-м — 2,5 млн); спецпереселенцы (немцы,
карачаевцы, калмыки и др., к концу 40-х годов
общей численностью 2,3 млн человек), военнопленные
(1,5 млн немцев и 0,5 млн японцев). Трудом
заключенных строились многие военные
объекты, рудники, шахты, Байкало-Амурская
железнодорожная магистраль, железная
дорога Воркута—Салехард—Норильск, прокладывался
тоннель под Татарским проливом на остров
Сахалин. В Московской области прокладывались
кольцевые бетонированные дороги в радиусе
50 и 100 км от центра столицы общей протяженностью
около 2 тыс. км для системы ПВО. В Башкирии
и Иркутске возводились крупнейшие нефтехимические
комбинаты. Значительна была роль репараций,
поступавших из побежденной Германии.
СССР получил с Германии репарации на
сумму 4,3 млрд. долларов. В счет репараций
из Германии и других побежденных стран
вывозилось промышленное оборудование,
включая целые заводские комплексы. Этот
источник позволил наполовину оснастить
оборудованием восстановленные и вновь
построенные в СССР промышленные предприятия.
В данной работе рассматривается множество проблем, особенностей, а также сущность экономического развития СССР в годы Великой Отечественной войны, и её послевоенное восстановление. Завершая анализ экономического развития советского государства в военные годы, подчеркнем несколько ключевых моментов.
Великая
победа Советского Союза над фашистской
Германией оказалась возможной благодаря
тому, что СССР превзошел ее не только
в военном, но в экономическом и морально-психологическом
противостоянии. Германия, оккупировав
к 1941 году большую часть европейских стран,
поставила их экономический потенциал
под свой контроль. В это тяжелое время
достаточно оперативно и энергично проявила
себя сверхцентрализованная директивная
система управления. Под чрезвычайно жестким
руководством Государственного комитета
обороны (ГКО), созданного 30 июня 1941 года,
была проведена быстрая эвакуация
заводов, фабрик и перевод гражданского
сектора экономики на военные рельсы. Несмотря на большое неравенство
экономического потенциала СССР и Германии
к началу войны, советская экономика в
этот период оказалась более эффективной.
За все военные годы в СССР было выпущено
почти вдвое больше военной техники и
вооружений. Каждая тонна металла, цемента,
угля, каждый киловатт электроэнергии,
каждая единица оборудования использовались
у нас лучше, чем в германской экономике. Основная заслуга в
этом принадлежит рабочим, крестьянам,
всем гражданам страны, таланту организаторов
производства, учёных и конструкторов
которые проявляли повсюду трудовой героизм.
В том числе и после войны, что обеспечивало
выполнение и перевыполнение плановых
заданий пятилетки как раз в тех областях
экономики, где западные скептики ожидали
этого меньше всего.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкогонов, Д. А. Триумф и Трагедия: Политический портрет Сталина./ Д.Волкогонов.- М.: Новости, 1989. Кн. 2,ч 1
2. Гусейнов, Р.. - История экономики России: Учебник / Р. Гусейнов. – Новосибирск.: ИНФРА-М, 1998. – 584.
3. История народного хозяйства. Словарь справочник / Под ред. А.Н Марковой. – М., 1995. 338.
4. История народного хозяйства СССР: Курс лекций / Под ред. Ф. Я. Полянского.- М.: 1960. С. 585.
5. История Отечества в документах. Хрестоматия. Ч.1-4. М., 1994-1995.
6. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка и А. Н. Марковой. М.: Юнити, 2004. С. 238-239, 254, 375, 639-640, 673.
7. История экономики: Учебник /Под ред. О. Д. Кузнецовой и И. Н. Шапкина. М.: Инфра-М, 2002. С. 88, 262, 350.
8. Лузан, П. О советских деньгах и последствиях денежной реформы / П.Лузан // ЭКО. – 2007. -№7 – с186 – 191.
9. Лузан, П. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны и проблемы безопасности страны./ П.Лузан // ЭКО.- 2005. - №3 –с172 -177.
10. Микоян А. И. Так было: Размышления о минувшем./ А.Микоян.- М.:ВАГРИУС, 1999.С. 291.
11. П и х о я, Р. Г. - Советский Союз: история власти: Учебник/ Р.Г. Пихоя.— М, 1998. — С. 62.
12. Хрущев
Н. С. О культе личности и его последствиях:
доклад на XX съезде
КПСС // Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. С. 128-170.
13. Экономическая теория: вопросы и ответы, задачи и решения / Под ред. В.Я. Иохина. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2003. -538с.
14. 1941 год. Документы / Под. ред. В. П. Наумова.- М.: Международный фонд «Демократия», 1998. Кн. 2. С. 340-341.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Состояние
производства некоторых ресурсов в СССР
в 1940 – 1945 гг.
|