Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:42, курсовая работа
Великая Отечественная война принесла народам СССР не только огромные жертвы на фронте. Миллионы мирных жителей унесла развязанная фашистами бойня. Не считаясь ни с какими нормами международного права и цивилизованных отношений, фашистская армия, объявив тотальное истребление "недочеловеков" (так, в частности, гитлеровцы называли славянские народы), методично организовывала бесчеловечный террор на занятых ею территориях. СССР был вынужден вступить в смертельную схватку с захватчиками.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны………....4
1.1 Экономика СССР накануне войны………………………………………..4
1.2 Советская экономика в годы войны……………………………………...11
Глава 2 Послевоенное восстановление и развитие СССР……………….….19
2.1 Послевоенное развитие народного хозяйства……………………………19
2.2 Послевоенное развитие промышленности……………………………….27
Заключение…………………………………………………………………… .31
Список используемой литературы…………………………………………....32
Приложения…………………………………………………………………….33
Говоря о факторах, сыгравших заметную роль в победе, нельзя обойти молчанием и внешний фактор. Сразу же после начала войны правительства Великобритании и США выступили с поддержкой Советского Союза в его борьбе с фашизмом. 12 июля 1941 года в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии и ее союзников, что послужило началом формирования антигитлеровской коалиции. 2 августа 1941 года было заключено военно-экономическое соглашение с США, а в октябре 1941 года — тройственное соглашение о снабжении Советской армии оружием, военной техникой и стратегическими материалами. Это соглашение немедленно вступило в силу, и уже в битве под Москвой участвовали в боях танки, самолеты, прибывшие из-за океана. С октября 1941 до середины 1942 года в Советский Союз было отправлено из Англии 16 конвоев военных кораблей через Северное море в Мурманск. Они везли самолеты, танки, автомашины, бензин и пр. К сожалению, из-за огромных потерь конвои пришлось отменить, и основные грузы стали поступать через Дальний Восток. Усилению военной мощи Советского Союза способствовали поставки из США, осуществленные в соответствии с законом о ленд-лизе (официально он назывался «Акт содействия обороне США»), по которому происходила передача взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др. Помощь по ленд-лизу составила заметную часть советского военного потенциала: самолетов — около 10%, танков и самоходно-артиллерийских установок — 12%, орудий — около 2%. Особенно значительным было количество полученных автомобилей («джипов», «студебеккеров»): 401,4 тыс. единиц, что в пять с лишним раз больше, чем было изготовлено в СССР. В Советский Союз поступило почти 2,6 млн. т нефтепродуктов, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн. пар обуви (в основном, солдатских сапог), почти 70 млн. кв. м шерстяных тканей, 4,3 млн. т продовольствия. Общая стоимость поставок по ленд-лизу составила с учетом транспортных поставок и услуг около 11 млрд. долл. Всего же за время войны СССР получил от союзников 18,7 тыс. самолетов, 10,8 тыс. танков, 9,6 тыс. артиллерийских орудий, 44,6 тыс. металлорежущих станков, 517,5 тыс. т цветных металлов, 1860 паровозов, 11,3 тыс. железнодорожных платформ, большое количество консервов, медикаментов, одежды и т.д.
Весьма
сложным во взаимоотношениях «Большой
тройки» (США, Англии и СССР) был вопрос
об открытии второго фронта в Западной
Европе против Германии, который смог
бы отвлечь значительные немецкие силы
с восточного фронта и приблизить окончание
войны. Первоначально союзники обещали
это сделать в 1942 году, но реально открытие
второго фронта произошло лишь в июне
1944 года, когда стало ясно, что СССР может
самостоятельно завершить разгром Германии.
На конференции «Большой тройки» в Ялте
(февраль 1945 года) и Потсдаме (июль — август
1945 года) были приняты важные решения о
послевоенном устройстве мира.
Были определены новые западные и восточные
границы Польши, принято решение о передаче
Советскому Союзу Восточной Пруссии с
ее центром Кенигсбергом. Были также одобрены
принципы полной демилитаризации Германии
и раздел ее (и Берлина) на временные оккупационные
зоны. Западные союзники признали фактическое
включение стран Центральной и Восточной
Европы (кроме Австрии), освобожденных
Красной Армией, в сферу интересов СССР.
После капитуляции Японии 2 сентября 1945
года Советский Союз вернул себе Южный
Сахалин и Курильские острова, утраченные
Россией в 1905 году. Победа СССР то Второй
мировой войне неоспорима. Именно восточный
фронт был решающим во всей войне: здесь
вермахт потерял более 73% личного состава,
до 75% танков и артиллерийских орудий,
более 75% авиации. Однако цена, которую
заплатили народы СССР в этой жестокой
схватке с фашистскими агрессорами, была
чрезмерно велика. На фронтах, в плену,
на оккупированных землях погибло почти
27 млн. людей, из них около 11,3 млн. человек
— на поле боя. Около 18,4 млн. воинов были
ранены или заболели при исполнении служебных
обязанностей, стали инвалидами. Около
6 млн. советских солдат и офицеров оказались
в плену, из них свыше 4 млн. погибли. У большинства
людей, находившихся в тылу, за годы войны
также было подорвано здоровье из-за плохо
устроенных жилищных условий, недоедания,
тяжелых физических и моральных перегрузок,
низкого качества медицинского обслуживания
и т.д. Все это явилось следствием не только
целенаправленной политики фашистов на
уничтожение советского государства и
народа, но и пренебрежением советских
политических и военных деятелей к жизни
людей. В истории Великой Отечественной
войны было много примеров, когда советские
войска посылались в наступления, которые
были совершенно неподготовленными, что
приводило к огромным неоправданным потерям.
Уместно также вспомнить положение, в
котором оказался Ленинград. Оборона этого
города была крайне непродуманной, в результате
чего во время блокады погибли миллионы
людей.
ГЛАВА 2. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СССР
2.1
П о с л е в о е н н о е р а з в и т и е н а
р о д н о г о х о з я й с т в а
Потери страны за годы войны были определены в размере 2569 млрд. руб. в ценах 1941 г., в том числе 1890 млрд. - финансирование военных расходов, 679 млрд. - материальные потери граждан и государства. Последняя цифра в 2,8 раза превышает сумму капитальных вложений за четыре первые пятилетки. Размер материальных потерь умножался необходимостью закрывать и перевозить предприятия с территорий, на которых проживало 45% населения СССР, добывалось 63% угля, производилось 68% чугуна и 50% стали. Только за 5 месяцев 1941 г. было эвакуировано 2593 предприятия, в том числе 1523 крупных, из них 1360 - военных. Из крупных предприятий 667 было перевезено на Урал, 308 -в Казахстан и Среднюю Азию, 244 - в Западную Сибирь, 226 - в Поволжье, 78 - в Восточную Сибирь. Это привело к сокращению промышленного производства во второй половине 1941 г. в 2,1 раза. И только к лету 1942 г. началось оживление производства. В результате, по сравнению с первой половиной 1941 г., производство чугуна составило 34,1%, стали - 44,7, угля - 49,8, электроэнергии -61,7%. И уже в 1942 г., по сравнению с 1940 г., производство военной продукции увеличилось на Урале в 5 раз, в Поволжье - в 9, Западной Сибири - в 27 раз (прилож..2). На перемещение и организацию работы ушло 1,5 года. Увеличение производства оружия началось лишь с 1943 г. Прямой ущерб, нанесенный войной экономике СССР, достиг почти трети всего национального богатства страны. Были разрушены полностью или частично 1710 городов и городских поселков (60% их общего числа), свыше 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железных дорог, 25 млн. человек лишились крова. Было разорено 100 тыс. колхозов и совхозов, зарезано или угнано в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. голов овец и коз. С 1943 года, по мере изгнания оккупантов, в СССР началось восстановление разоренной экономики. Помимо этих работ, предстояло провести конверсию промышленности, поскольку к 1945 году более половины объема промышленного производства приходилось на военную продукцию. Но конверсия носила частичный характер, так как одновременно с сокращением удельного веса выпускаемой боевой техники, боеприпасов и пр. происходила модернизация военно-промышленного комплекса, разработка новых видов вооружения. В сентябре 1949 года в печати появилось сообщение о том, что в СССР успешно прошло испытание первой атомной бомбы, а в августе 1953 года — водородной. В эти же годы проходила массовая демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11,4 млн. человек в мае 1945 года до 2,9 млн. человек в 1948 году. Правда, вскоре численности армии снова выросла: в начале 1950-х годов она достигла почти 6 млн. человек. В1952 году прямые военные расходы составляли 25% государственного бюджета, то есть всего в два раза меньше, чем в военном 1944 году. Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. В целом, за годы четвертой пятилетки (1946— 1950) было восстановлено и построено заново более 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и прежде, по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения. К концу четвертой пятилетки производство потребительских товаров так и не достигло довоенного уровня.
По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности несло сельское хозяйство, которое вышло из войны крайне ослабленным. В 1945 году производство сельскохозяйственной продукции сократилось по сравнению с 1940 годом почти на 50%. Жестокая засуха 1946 года в очередной раз значительно подорвала экономические силы колхозов и совхозов. Она охватила основные сельскохозяйственные районы страны: Молдавию, Нижнее Поволжье, Центрально-Черноземные области, Крым. Особенно тяжелая ситуация сложилась на Украине, где, как и в 1933 году, государство принудительно изымало у крестьян продовольственные запасы. Как и в предвоенные годы, продолжался неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные закупочные цены на основные виды продукции менялись очень медленно и не отражали изменения производственных затрат. Так, закупочные цены на молоко возмещали лишь пятую часть затрат на его производство, на зерно — десятую часть, на мясо — двадцатую. Все убытки покрывались дотациями или за счет государственных кредитов, которые, как правило, не возвращались, а списывались. Крестьяне, не получая почти ничего на трудодни, жили за счет личного подсобного хозяйства. На приусадебных участках, занимавших всего несколько процентов посевных площадей страны, выращивались овощи, картофель, содержался домашний скот, птица. Но начиная с 1946 года, государство стало урезать приусадебные участки и облагать хозяйства большими денежными налогами. Кроме того, каждый крестьянский двор должен был сдавать и натуральный налог мясом, молоком, яйцами, шерстью и другой продукцией. Порой надо было сдавать те продукты, которые в данном хозяйстве вообще не производились, поэтому крестьяне вынуждены были приобретать эту продукцию по рыночным ценам и сдавать государству бесплатно. Подобная практика по отношению к сельским жителям продолжала ужесточаться. В 1948 году было настоятельно «рекомендовано» колхозникам «продать» государству имеющийся мелкий домашний скот, хотя колхозный Устав позволял его держать. В ответ на эту «рекомендацию» крестьяне начали тайно резать скот, в результате чего за полгода было забито более 2 млн. свиней, коз, овец и пр. Таким образом, как и в годы первых пятилеток, послевоенная деревня выживала на грани голодной смерти. Вновь усилился контроль над хозяйствами со стороны МТС и их политотделов. МТС опять получили право распределять плановые задания между колхозами. Вышестоящие организации через систему МТС диктовали хозяйствам сроки посева, уборки и других агротехнических работ. А председатели колхозов, которые нарушали эти сроки, исходя, например, из погодных условий, могли получить строгое наказание. МТС также производили обязательные заготовки сельскохозяйственной продукции, взимали с колхозов натуральную плату за выполнение механизированных работ и т.д. Более того, в начале 1950-х годов было проведено укрупнение колхозов под тем же предлогом усиления процесса механизации сельскохозяйственного производства. В действительности, укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через МТС. Количество колхозов в стране сократилось с 237 тыс. в 1950 до 93 тыс. в 1953 году. Несмотря на эти мероприятия, сельское хозяйство развивалось очень медленно. Даже в относительно благоприятном 1952 году валовой сбор зерна не достиг уровня 1940 года, а урожайность в 1949—1953 годах составила всего 7,7 ц /га (в 1913 году — 8,2 ц/га). В 1953 году поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в 1916 году, а население за эти годы выросло на 30-40 млн. человек, то есть продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупных городов снабжалось с перебоями.
В целях повышения эффективности сельского хозяйства в 1948 году был принят грандиозный «Сталинский план преобразования природы», в соответствии с которым предусматривалось создание в южных и юго-восточных районах европейской части СССР полезащитных лесных полос для задержания влаги на полях и уменьшения пагубного воздействия суховеев на сельскохозяйственные угодья. По этому плану предусматривалось также строительство оросительной системы в Средней Азии — Большого Каракумского канала, по которому вода из Амударьи должна была поступать на орошение полей в Туркмении. В соответствии с этим планом началось также сооружение «Великих строек коммунизма»: строительство огромных ГЭС на Волге, Днепре и других реках (Горьковской, Каховской, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской). Все эти станции были введены в действие в 1950— 1960-е годы. В 1952 году был построен Волго-Донской канал. Полезащитные полосы, действительно, сыграли большую роль на юге Украины, на Северном Кавказе, в Заволжье и других районах страны. Что же касается Каракумского канала, который сооружался несколько десятилетий, то оказалось, что в результате ввода его в строй резко сократилось поступление воды в Аральское море, уровень которого понизился более чем на 10 м, и в 1970-е годы оно стало постепенно высыхать. Если учесть сильную засоленность почв в зоне орошения, то польза от Каракумского канала оказалась очень сомнительной. Невосполнимые потери понесло народное хозяйство и в связи с образованием огромных водохранилищ при ГЭС. Эти «рукотворные моря» поглотили села, города, а также примерно 14 млн. га лесных массивов, плодородных угодий, пастбищ, навсегда изъяв их из сельскохозяйственного оборота. Возведенные на реках плотины перекрыли традиционные пути миграции рыб к местам их нереста. Особенно это сказалось на запасах осетровых рыб, которыми некогда славилась Волга. Помимо этого, вода в волжских водохранилищах стала малоподвижной, что отрицательно сказалось на животном и растительном мире великой реки.
До конца 1947 года в СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 года. Кстати, Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг черного хлеба по карточкам была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп., цена 1 кг мяса выросла с 14 до 30 руб., сахара — с 5,5 руб. до 15 руб., сливочного масла — с 28 до 66 руб., молока — с 2,5 руб. до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составляла 300 руб., средняя заработная плата в 1946 году равнялась 475 руб., в 1947 — 550 руб. в месяц. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые «хлебные надбавки» в среднем около 110 руб. в месяц, но эти надбавки не решали общую проблему доходов.
В то же время была проведена денежная реформа Реформу 1947 г. Хлеб нужен был всем, но некоторые могли приобретать его без очереди - либо через «другую дверь», либо прямо на службе. Конечно, при проведении денежной реформы 1947 г., как и других подобных реформ, наибольшие потери понесло малообеспеченное население, а это - основная часть жителей СССР. Многие были доведены до полного обнищания, несмотря на временные добавки к заработной плате. Например, при обмене 10:1 студенты нижнего (массового) уровня, получавшие 220 руб. в месяц, стали получать 22 руб. При сохранении старых цен на хлеб по карточкам (1 кг - 1 руб.) покупательная способность стипендии уменьшилась бы в 10 раз. Но цена не была снижена до 10 коп., как обещалось, а 1 кг хлеба стал стоить 1,8 руб., то есть цена выросла в 18 раз.
Снижение
цен по карточкам подменили
По-прежнему
чрезвычайно остро стоял жилищный
вопрос. Многие рабочие с семьями в
городах жили в общежитиях, в коммунальных
квартирах, бараках и подвалах. В эти годы
строительство жилья велось в очень ограниченных
размерах. Зато огромные средства вкладывались
в строительство помпезных высотных дворцов
в Москве, призванных символизировать
сталинскую эпоху. Основные же ассигнования
из государственного бюджета расходовались
на военно-промышленный комплекс, тяжелую
промышленность, энергетическую систему.
Советское правительство щедро раздавало
подарки дружественным зарубежным странам
в виде зданий университетов, госпиталей,
культурных центров, а также в виде прямой
военной помощи. Дальнейшее развитие экономики
СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию.
Все экономические вопросы, большие и
малые, решались только в центре, а местные
хозяйственные органы были строго ограничены
в решении любых дел. Основные материальные
и денежные ресурсы, необходимые для выполнения
плановых заданий, распределялись через
большое количество бюрократических инстанций.
Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность
и неразбериха приводили к постоянным
простоям на производстве, штурмовщине,
огромным материальным издержкам, абсурдным
транспортным перевозкам из края в край
необъятной страны. Выросла целая армия
специальных уполномоченных, или «толкачей»,
которые занимались добыванием сырья,
дефицитных материалов, оборудования
на заводах, в министерствах и ведомствах.
Вскоре после окончания Второй мировой
войны антигитлеровская коалиция распалась.
Бывшие союзники Советского Союза опасались
расширения коммунистической идеологии,
поэтому ими предпринимались всяческие
усилия для оттеснения социалистической
системы к довоенным границам. СССР, в
свою очередь, стремился закрепить свое
влияние в освобожденных Красной Армией
странах Центральной и Восточной Европы.
Это противостояние привело к осложнению
международной обстановки, к состоянию
холодной войны. США направили западноевропейским
странам огромную материальную помощь
в размере 12,4 млрд. долл. (так называемый
«План Маршалла»).
Эти средства использовались не только
для послевоенного восстановления экономики,
но и для укрепления военно-политического
влияния США в этом регионе. В 1949 году был
создан военный блок НАТО,
размещена сеть военных баз США, военные
штабы разрабатывали планы новой мировой
войны против СССР с использованием атомного
оружия. В эти же годы Советский Союз, со
своей стороны, осуществлял поддержку
коммунистических и просоветских режимов
в так называемых «странах народной демократии»:
Болгарии, Югославии, Албании, Польше,
Румынии, Венгрии, Чехословакии, а также
в Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае.
Всем этим странам оказывалась интенсивная
материальная, финансовая и военная помощь,
истинные масштабы которой всегда держались
в секрете от советского народа. Известно,
что только в качестве льготных долгосрочных
кредитов в 1945—1952 годах им было предоставлено
15 млрд. руб. (3 млрд. долл.). Такие огромные
по тем временам средства предоставлялись
странам в ответ на проведение там социально-экономических
преобразований по советскому образцу.
В результате этих международных событий
мир на долгие годы был разделен на две
враждебные системы,
что имело самые негативные (прежде всего,
экономические) последствия для внутренней
жизни СССР