Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:46, курсовая работа
Швеция выделяется среди других стран своими большими экономическими и социальными достижениями. По объёму социальных услуг она занимает одно из первых (если не первое) мест в мире. В течение длительного времени успешно развивалась экономика страны. По уровню жизни она опережает почти все государства мира. Поэтому исторический, экономический и социальный опыт развития Швеции представляет несомненный интерес для других стран.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Характеристика экономики Швеции…………………………………………….4
1.Анализ динамики макроэкономических показателей……...……………4
2.Характеристика структуры экономики……...………………………………….8
2. Анализ факторов, влияющих на экономику……….…...…………………….......27
2.1. Характеристика трудовых ресурсов…………..……………………………........27
2. Характеристика полезных ископаемых……...…………………………………..28
3. Характеристика лесного хозяйства………..……………………………………..29
3. Анализ внешнеэкономической деятельности……….…………………………….31
3.1. Характеристика внешних экономических связей Швеции……………..……..31
3.2. Швеция и Россия. Характеристика торгово-экономических отношений…….34
Заключение……………………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………….......39
Приложения………………………………………………………………………………40
Характеристика машиностроения
Машиностроение – самая старая и наиболее развитая отрасль обрабатывающей промышленности в скандинавских странах. В Швеции на ее долю приходится около 45% поступлений от экспорта. Она производит широкий спектр товаров, включая станки, точные измерительные приборы, оборудование для электростанций, шарикоподшипники, радиолокационное оборудование, автомобили, оборудование для сотовой связи, реактивные истребители и проч. Различные предприятия этой отрасли расположены на равнинах Средней Швеции между Стокгольмом и Гётеборгом, причем наибольшее их число сосредоточено вокруг оз. Меларен и в долине р. Гёта-Эльв. Крупный очаг машиностроения находится также на юго-западе Сконе, в Мальмё и других близлежащих городах.
Доля страны в машиностроении индустриальной Европы составляет примерно 5% и значительно превосходит ее долю во всем промышленном производстве. Почти половина выпускаемых в стране машин и оборудования реализуется на внешнем рынке.
Автомобилестроение - важнейшая подотрасль машиностроения. В Швеции имеются
три производителя автомобилей: "Вольво", "Сааб Отомобайл" и "Скания".
Помимо автотранспорта, "Вольво" и "Скания" выпускают промышленные и морские
двигатели и авиационные компоненты. "Скания" разработала и создала
несколько поколений военных самолетов для Военно-воздушных сил Швеции, а
также гражданских самолетов: в кооперации с отделениями "Вольво", "Эриксон"
и "Цельсиус" она разработала и работает над созданием "ЙАС 39 Грипен"
("Гриффон")
- многоцелевого реактивного
После того, как планируемое слияние "Вольво" и французского "Рено" не
состоялось, "Вольво" разработала новую стратегию, сосредоточившись на
автомобильном и родственном ему бизнесе. Производство будет
концентрироваться на производстве грузовиков, автомобилей и автобусов, а
также морских, промышленных и авиационных двигателей.
В 1990 году образовалась компания "Сааб Отомобайл АО", акциями которой
совместно 50 на 50 владеют "Инвестор АО" и американский "Дженерал Моторс".
"Сааб Отомобайл"
сосредоточил свою
и рекламе средне- и крупногабаритных автомобилей.
"Скания" находится в числе наиболее прибыльных мировых производителей
тяжелых грузовиков и автобусов. В начале 1995 года "Сааб-Скания"
разделилась на две независимые компании, соответсвенно "Сааб" и "Скания".
В конце 1997 года принята «стратегическая» трехлетняя программа по
развитию производства и модернизации заводов в Швеции, Бельгии и
Нидерландах, расширению рынков сбыта и усилению сотрудничества с
иностранными автомобилестроителями, по переходу на новые системы
маркетинга. Поставлена цель увеличить к 2001 г. производительность труда на
30%, оборот на 30%, прибыль – на 100%. Объемы инвестиций предусматривается
довести до 12 млрд. крон в год, а расходы на научную разработку продукции –
до 10 млрд. крон. Затраты на приобретение материалов и запчастей
планируется сократить на 15% за счет повышения закупок в странах Восточной
Европы (до 20% от общего числа закупок). Каждой компании поставлена задача
представлять по новой модели каждый год. Кроме того, разработан план
снижения уровня потребления бензина на 25% к 2011 г. путем разработки новых
моделей энергосберегающих двигателей.
В расширении деятельности большое внимание уделяется рынкам Восточной
Европы и Азии. В Восточной Европе (в первую очередь Россия, Венгрия, Чехия)
намечено к 2001 г. поднять оборот в пять раз до 14 млрд. крон за счет
строительства заводов по сборке грузовиков, автобусов и строительной
техники, а в Азии – почти в два раза до 30 млрд. крон за счет местной
сборки легковых автомобилей.
Автомобилестроение - самый развитый сектор шведского машиностроения. Свыше 4/5 выпускаемых в Швеции легковых и грузовых автомашин и автобусов идет на экспорт, причем 1/3 из них направляется в США. Доминирует в отрасли концерн «Вольво», предприятия которого разбросаны по всей стране. Ему принадлежат заводы легковых и грузовых автомобилей в Гётеборге, сборочный завод в Кальмаре, специализированные заводы в Улувстрёме, Шёвде, Чёпинге, Умео. Концерн господствует в сельскохозяйственном машиностроении: завод в Эскильстуне строит тракторы, а завод в Арвике — зерновые комбайны. Кроме того, «Вольво» владеет заводом реактивных авиационных двигателей в Тролль-хеттзне.
Характеристика сельского хозяйства
Сельское хозяйство играет довольно ограниченную роль в экономической
жизни страны.
Только 3% работающего населения заняты в сельском хозяйстве, но эта отрасль настолько высоко развита и механизирована, что ее продукции хватает не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и для экспорта.
В сельском хозяйстве господствуют крупные предприятия, которые обеспечивают свыше 90% потребностей страны в продовольствии. Ведущими отраслями являются мясо-молочное скотоводство и беконное свиноводство. Выращивают пшеницу, рожь, овес, ячмень, а также овощи и картофель.
Из отраслей пищевой промышленности выделяются производство молочных и мясных продуктов, представленное главным образом кооперативными предприятиями в районах интенсивного животноводства — на юге страны и в приозерных низменностях Средней Швеции.
В растениеводстве преобладает возделывание кормового зерна и
травосеяния. Трава в Швеции издавна была самой надежной кормовой культурой.
Во многих хозяйствах они удовлетворяют половину потребности молочного
скота. Из других культур наиболее значительную площадь занимает картофель,
сахарная свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла приготовляется
маргарин. Пахотные
земли расположены главным
низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове
Сконе и на острове Готланд и Эланд. Кроме того, это наиболее вызревающий злак - главная зерновая культура на севере Швеции. Посевы овса сосредоточенны в средней части страны, особенно на западе, где более влажный климат. Поля
пшеницы наиболее обширны на равнинах Сконе и на востоке средней Швеции, в
Эстергетланде. Главный картофельный район - южные склоны Смоланда с сухими
песчаными почвами. Наиболее требовательна к почве и климату сахарная свекла
возделывается почти исключительно на полуострове Сконе. Сельское хозяйство
Швеции отличается высокой степенью механизации.
Животноводство в Швеции резко преобладает над земледелием.
Животноводство имеет мясо - молочное направление, (доходы от мяса в 1,5
больше доходов от молока). При сокращении поголовья крупного рогатого скота
наблюдается рост его продуктивности (средний надой на одну молочную корову
составила в 2008 году около 4500 кг, а средняя жирность молока превысила на
4 %). Производство продуктов животноводства в 2008 году: молока (поставки
на молочные заводы) - 3000 тыс. тонн, мяса - 434 тыс. тонн, масла - 44 тыс.
тонн, сыра 83 тыс. тонн, яиц 109 тыс. тонн.
В сельскохозяйственном производстве используется только 8% территории страны. По производительности труда в сельском хозяйстве Швеция уступает в Европе только Великобритании, Дании и Нидерландам. Однако менее благоприятные по сравнению с названными странами климатические и почвенные условия требуют более высоких издержек производства, что существенно ослабляет конкурентоспособность шведского сельского хозяйства.
В связи с этим шведские власти проводят политику вытеснения мелких сельскохозяйственных производителей, поощрения создания крупных капиталистических ферм и повышения конкурентоспособности их сельскохозяйственной продукции на рынке. За счет государственного бюджета повышаются закупочные цены на продукты, поставляемые фермерами (особенно на экспортные). В конечном итоге все эти затраты на поддержание сельского хозяйства ложатся на плечи населения в форме налогов и высоких цен на продукты питания.
Характеристика лесопромышленного комплекса
Более половины территории Швеции покрыто лесом, в основном, хвойным,
поэтому не удивительно, что лесная промышленность была и остается важной
отраслью. Примерно половина всех лесов принадлежит частным лицам;
акционерные компании распоряжаются 40%, остальное принадлежит государству,
шведской церкви и коммунам. Из-за соответствующего климата деревья растут
достаточно медленно. Поэтому структура дерева получается очень плотной и
потому пригодной в качестве отличного материала для строительства и
изготовления мебели. Швеция является лидером в использовании экологически
чистых методов лесничества.
Шведская лесопильная промышленность высоко механизирована и
автоматизирована. Чтобы свести к минимуму затраты на перевозку, лесопильни
строят в или возле леса. Промышленность достаточно фрагментарна: на ней
специализируется огромное количество мелких фирм, хотя есть и несколько
крупных лесопилен. Более 79% продукции экспортируется. По экспорту хвойной
продукции впереди Швеции идет только Канада.
Около 50% шведского леса идет на строительство, примерно 40% - на
упаковочные материалы и остальное - на изготовление мебели.
Главная отрасль шведской лесопромышленности — целлюлозно-бумажное производство, потребляющее свыше половины заготавливаемой в стране древесины.
Швеция занимает третье место в мире по экспорту целлюлозы и бумаги, 80%
которого идет в страны ЕС. В целлюлозно-бумажной промышленности Швеции
произошли многочисленные слияния. Две ведущие компании - "Стура" и "ССА" -
входят в число крупнейших промышленных групп. Другие ведущие фирмы отрасли
- "МуДу", ранее принадлежащая государству "АссиДумэн" (приватизирована в
1994 году), "Седра Скугсэгарна", "Корснэс" и "НСБ". За последние годы
шведские лесопромышленные компании купили много предприятий в странах ЕС.
По производству бумажной массы Швеция занимает первое место в Зарубежной Европе и четвертое в мире (после США, Канады и Японии). Она изготовляет около 10% бумажной массы в развитых странах. Примерно 1/3 продукции в виде высушенных и спрессованных в кипы пластин направляется на экспорт, а остальная часть перерабатывается в бумагу и картон, из которых более половины также вывозится.
Главный район целлюлозно-бумажного производства — Северная Швеция, где сосредоточены основные лесные ресурсы страны. Большинство предприятий находится на побережье Ботнического залива. В районе городов Сундсвалль и Крамфорс размещены целлюлозные заводы самого крупного в стране лесопромышленного концерна «Свенска целлюлоза», в районе Эрншёльдсвика — заводы второго по значению производителя целлюлозы в стране — концерна «My ок Думшё». Много предприятий целлюлозно-бумажной промышленности расположено на северном и северо-западном побережье оз. Венерн. Здесь находятся заводы концернов «Уддехольм» и «Биллерюд», получающие сырье из принадлежащих им лесов Вермланда.
Характеристика транспорта
Из отраслей сферы услуг важное значение имеют транспорт и связь.
Во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки,
которые, однако, испытывают быстрорастущую конкуренцию со стороны
автомобильного транспорта.
В начале 2008 года в стране насчитывалось более 5,8 млн. легковых и около 400 тысяч
грузовых машин и автобусов. Машины шведского производства составляют 2:5
автомобильного парка страны. Южная и Северная Швеции имеют густую сеть
хорошо оборудованных автомобильных дорог. С юга на север на полторы тысяч
километров от Хельсинборга через Стокгольм и далее побережье Ботнического
залива протянулась более оживленная магистраль. Другая магистраль идет
вдоль западного побережья Швеции до Мальше через Гетеборг к Шведско-
Норвежской границы.
Протяженность автомобильных дорог — 210,7 тыс.км, железнодорожных путей — 12,8 тыс.км (в том числе 7900 км электрифицированных), внутренних водных путей — более 2000 км. Морской торговый флот — 167 судов . Основные порты — Гётеборг, Хальмстад и Стокгольм. В стране действуют 225 аэропортов. Главный международный аэропорт - Арланда близь Стокгольма.
Во внутреннем грузообороте преобладали железнодорожные перевозки.
Электротягой обслуживается более 9:10 грузооборота железных дорог.
Сегодня с ними все больше конкурируют автомобильные. Закрыты многие местные линии, особенно в южных и средних районах страны, в результате чего общая длина железных дорог сократилась с 16 тыс. км до 12 тыс. Тем не менее по протяженности железных дорог и особенно по объему перевозок по ним Швеция опережает все остальные страны Северной Европы вместе взятые. Все основные магистрали — всего 7,5 тыс. км — переведены на электротягу. Основной костяк железнодорожной сети составляют линии, соединяющие треугольником главные экономические центры — Стокгольм, Гётеборг и Мальме, а также магистраль, идущая от Стокгольма на север до Будена, и самая грузонапряженная в стране рудовозная линия Лулео — Кируна — Нарвик (Норвегия). Морские железнодорожные паромы связывают железные дороги Швеции через пролив Эресунн и южную часть Балтийского моря с железнодорожной сетью Дании и Германии.
Водный транспорт также значим для Швеции.
Море и судоходство всегда играли важную роль в экономической жизни страны.
Главные порты (грузооборот в 2009 году): Гетеборг (32,2 млн.
тонн), Стокгольм (15,5 млн тонн).
Морским путем идет 9/10 внешней торговли страны. Перевозки грузов шведскими судами между иностранными портами служат также важным источником валютных поступлений. Торговый флот контролируется мощными монополистическими группами. Более половины прибываемых в Швецию морем грузов составляют нефть и нефтепродукты, а среди отправляемых преобладают железная руда и лесопромышленные товары. Крупнейший порт Швеции и всей Скандинавии — Гётеборг, через который проходит до 1/3 всего морского грузооборота страны.
Информация о работе Экономика Швеции: проблемы и перспективы развития