Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:53, реферат
Цель написания реферата заключается в теоретическом изучении структуры и роли сферы услуг в современном обществе.
Поставленная цель достигается следующими задачами:
1. Изучить понятие и роль сферы услуг;
2. Рассмотреть структуру сферы услуг в современном обществе.
Введение 3
1 Понятие и роль сферы услуг 4
2 Структура сферы услуг в современном обществе 8
Заключение 13
Список использованных источников 14
Продолжение таблицы 1
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека | Образование, радио и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи |
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами | Банки, юридические и консалтинговые услуги, страхование, операции с ценными бумагами |
Приведенная классификация является основной классификацией услуг в сфере нематериального производства, самый общий подход к классификации услуг. Ее вполне можно дополнять новыми видами услуг и развивать в дальнейшем. Услуги, к примеру, можно классифицировать по степени контакта с потребителем, по степени регулирования законодательными и нормативными актами, по трудоемкости, по сегментам потребителей, подразделять на деловые услуги и услуги личного характера, по другим характеристикам.
Классификация услуг может осуществляться по степени их неосязаемости.
Рисунок 1 – Сравнение услуг по степени их неосязаемости
Факторы сегментации услуг могут быть комбинированными (табл. 2) 6.
Таблица 2 – Матрица сегментации услуг (потребителей)
Услуги/Потребители | Деловые услуги | Личные услуги |
Только услуга | Франчайзинг, аудит, безопасность, путешествия и т.д. | Образование, развлечения, путешествия, трудоустройство |
Продолжение таблицы 2
Услуга, увеличивающая ценность чего-либо материального | Страхование, реклама и дизайн, уборка, ремонт | Ремонт, страхование |
Услуга, дающая что-то материальное | Перевозки, торговля, наем персонала | Перевозки, торговля |
Услуги, при всем их разнообразии, можно объединить в несколько групп (таблица 3).
Таблица 3 – Типы услуг
Типы услуг | Сферы услуг |
Производственные | Инжиниринг, лизинг, обслуживание (ремонт) оборудования и др. |
Распределительные | Торговля, транспорт, связь |
Профессиональные | Банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и другие фирмы |
Потребительские (массовые) | Услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением |
Общественные | ТВ, радио, образование, культура |
Многие ранее обособленные виды услуг начинают объединяться в рамках одной компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые, информационные и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг, образуя вместе с этим совершенно новые виды услуг (Интернет-трейдинг, Интернет-банкинг). Происходит объединение разнообразных услуг в рамках туристского бизнеса. Компании, занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества, по доставке корреспонденции, туристские услуги и т.д. 2.
Изучая сферу услуг вполне заметно, что в ее структуре произошли глубокие сдвиги. Под влиянием масштабного обновления за счет новых сервисов и дробления их традиционных видов – значительно изменился его отраслевой состав. Соотношение крупных отраслевых групп услуг в ряде развитых стран представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Соотношение крупных отраслевых групп услуг в ряде развитых стран 5
Страны | Торговля, общепит, гостиничный бизнес | Транспорт, складское хозяйство, коммуникации | Финансы, страхование, недвижимость, профессиональные и деловые услуги | Образование, здравоохранение, социальные услуги | Услуги гос. аппарата | |||||
1985 | 2009 | 1985 | 2009 | 1985 | 2009 | 1985 | 2009 | 1985 | 2009 | |
США | 17,4 | 15,0 | 6,2 | 5,9 | 23,6 | 32,8 | 9,1 | 15,8 | 12,0 | 8,0 |
Великобритания | 11,4 | 16,3 | 6,8 | 6,8 | 16.9 | 31,9 | 5,2 | 17,9 | 12,7 | 5,1 |
Германия | … | 11,8 | 5,4 | 5,8 | 11,5 | 29,2 | … | 16,2 | 11,1 | 5,7 |
Франция | 14,6 | 12,3 | 6,1 | 6,4 | 18,3 | 33,9 | 4,9 | 17,3 | 16,9 | 7,4 |
Италия | 19.1 | 14,9 | 5,4 | 7,6 | 21,5 | 27,6 | 0,9 | 14,4 | 12,1 | 6,4 |
Канада | 12,2 | 13,8 | 6,3 | 6,8 | 16,6 | 25,2 | 7,3 | 14,0 | 14,2 | 5,6 |
Япония | 13,4 | 17,0 | 6,4 | 6,4 | 16,4 | 26,6 | 16,4 | 13,0 | 8,2 | 5,5 |
Швеция | 10,7 | 12,7 | 5,4 | 7,2 | 16,0 | 25,3 | 4,2 | 20,2 | 20,2 | 4,8 |
Таким образом, структура сферы услуг характеризуется следующими элементами: торговля, общепит, гостиничный бизнес, транспорт, складское хозяйство, коммуникации, образование, здравоохранение, социальные услуги, услуги государственного аппарата.
Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка. Сфера услуг – сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
В современных условиях роль сферы услуг проявляется в следующем: она выступает важным сектором национального и мирового хозяйства; играет огромную роль в развитии человеческого капитала; оказывает все возрастающее значение на функционирование и развитие самого материального производства; способствует увеличению свободного времени; создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества; выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни; обеспечивает современное качество экономического роста и повышение конкурентоспособности страны.
В целом, сфера услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено во многом тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы услуг и уровня развития всей национальной экономики.
Сфера услуг – система отраслей народно хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств. В структуру сферы услуг составляют: сфера услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание); сфера услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство); сфера услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение).
5. Услуги в современной экономике / Отв. ред. – Л.С. Демидова В.Б. Кондратьев. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – с. 342
13