Экономика сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

Цель написания реферата заключается в теоретическом изучении структуры и роли сферы услуг в современном обществе.
Поставленная цель достигается следующими задачами:
1. Изучить понятие и роль сферы услуг;
2. Рассмотреть структуру сферы услуг в современном обществе.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и роль сферы услуг 4
2 Структура сферы услуг в современном обществе 8
Заключение 13
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

Реферат Сфера услуг тема 1-1.doc

— 332.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1 Понятие и роль сферы услуг

2 Структура сферы услуг в современном обществе

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка. Сфера услуг – сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

В современном мире превращение сферы услуг в ведущий сектор общественного хозяйства определяет степень развития и конкурентоспособности национальной экономики различных стран мира.

Основные причины столь явного повышения роли услуги в современной экономике видятся, прежде всего, в появлении новых видов деятельности в сфере услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, в усложнении производства и насыщении рынка товарами повседневного спроса. Предпосылками роста значимости услуги явились также увеличение влияния услуг на торговлю новыми типами товаров, в особенности технически сложными; необходимость в комплексе дополнительных услуг при сбыте товаров; увеличение финансовых, транспортных, информационных и иных услуг в связи с развитием производства.

Цель написания реферата заключается в теоретическом изучении структуры и роли сферы услуг в современном обществе.

Поставленная цель достигается следующими задачами:

1. Изучить понятие и роль сферы услуг;

2. Рассмотреть структуру сферы услуг в современном обществе.

В качестве источников при написании работы были использованы учебные пособия, которые наиболее широко освещают характер и содержание выбранной темы.

1 Понятие и роль сферы услуг

Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.

Услуга (от англ. service) – это результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим какие-либо потребности человека.

Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат 1.

К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли. Широкое распространение имели религиозные услуги церкви.  В давние времена имели место и такие необычные и не столь востребованные для современности услуги, как услуги астрологов, магов, колдунов, палачей, скороходов и глашатаев.

На смену старым приходят новые виды и разновидности услуг: информационные, компьютерные, полиграфические, научные, аудиторские, консалтинговые, биржевые и т.п. Некоторые из этих услуг являются относительно новыми для России, а вернее, восстановленными. В то же время ряд из перечисленных новых услуг являются одним из результатов достижений научно-технического прогресса, иногда даже дополнительным.

Можно выделить ряд особенностей сферы услуг. Она представляет собой внутренне однородную экономическую группу отраслей общественно полезной деятельности, которым свойственны в той или иной степени следующие черты и особенности, отличающие их от отраслей материального производства 4:

        нематериализация живого труда;

        невещественный характер конечных результатов деятельности;

        обусловленность полезного эффекта деятельности взаимодействием субъекта и объекта труда;

        преобладающая доля умственного труда в совокупных трудовых затратах;

        ведущая роль творческого труда в достижении конечного эффекта;

        двойственный характер материальных факторов производства как условия производства и средств потребления;

        непосредственное воздействие на человека и пр.

Также особенностью сферы услуг является особый результат труда работников. Труд, затраченный в этой сфере, выступает, с одной стороны, как воплощение идей в виде научно-образовательных знаний, произведений искусства и т.д., а с другой – как деятельность, принимающая форму материально-моральной услуги, моментально исчезающей в процессе потребления, а иногда и не принимающей ощутимую физическую форму.

Другая особенность сферы услуг – неотрывность услуги от полезного результата; например, труд учителей, врачей, и т.д. неотделимы от его полезного результата, хотя последствия этого труда могут сказываться на человеке-потребителе довольно продолжительное время. Так, полученные (или неполученные) знания могут определить всю сознательную жизнь человека. Еще одна особенность состоит в том, что удовлетворить потребности духовно-интеллектуального, культурного характера можно как самостоятельно (различные формы самообразования, слушание музыки.), так и опосредованно (посещение музеев, театров, центров общественного досуга и др.).

Специфическим признаком непроизводственной сферы является также и то, что результаты труда в этой сфере в отличие от сферы материального производства используются исключительно для непроизводственного потребления: как личного, так и общественного. По отношению к материальному производству, сфера услуг выступает почти всегда как сфера потребления. Потребление услуг непроизводственной сферы – необходимое условие воспроизводства рабочей силы, роста уровня жизни, нравственного развития и совершенствования личности и среды ее обитания.

Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.

Основные причины столь явного повышения роли услуги в современной экономике видятся, прежде всего, в появлении новых видов деятельности в сфере услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, в усложнении производства и насыщении рынка товарами повседневного спроса. Предпосылками роста значимости услуги явились так- же увеличение влияния услуг на торговлю новыми типами товаров, в особенности технически сложными; необходимость в комплексе дополнительных услуг при сбыте товаров; увеличение финансовых, транспортных, информационных и иных услуг в связи с развитием производства.

Рост значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли услуг в ВВП развитых стран 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг 5.

В мировой торговле услугами доминирующее положение занимают промышленно развитые страны Северной Америки, Европы, а также Япония и Южная Корея, предоставляющие преимущественно финансовые, телекоммуникационные, информационные, образовательные и медицинские услуги. На долю этих стран приходится более 50% мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран в мировой торговле услугами значительно меньше, при этом они предоставляют в основном транспортные, туристские и финансовые (оффшорные) услуги.

Россия является импортером и экспортером услуг. Она входит в состав 30 стран – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес для зарубежных инвесторов в области оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной индустрии, рекламы и образования.

Употребляя термин сфера услуг, который весьма широко используется во многих изданиях (как научных, так и публицистических), разные авторы вкладывают в него неодинаковый смысл, толкуют его с различной степенью широты и детализации. Во многом это объясняется тем, что такой феномен, как сфера услуг в достаточно целостном, системном, более или менее зрелом виде сформировался и стал проявлять свою роль и значение сравнительно недавно. Поэтому экономисты-теоретики непосредственно занялись ее исследованием только со второй половины ХХ века.

В современных условиях роль сферы услуг проявляется в следующем 7:

  1. Она выступает важным сектором национального и мирового хозяйства;
  2. Играет огромную роль в развитии человеческого капитала;
  3. Оказывает все возрастающее значение на функционирование и развитие самого материального производства;
  4. Способствует увеличению свободного времени;
  5. Создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества;
  6. Выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни;
  7. Обеспечивает современное качество экономического роста и повышение конкурентоспособности страны.

В целом, сфера услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено во многом тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы услуг и уровня развития всей национальной экономики.

Роль и значение непроизводственной сферы проявляется не только в потреблении, но и в целостном воспроизводственном процессе. Отсюда можно сделать вывод, что рассмотрение сферы услуг исключительно лишь в качестве сферы потребления не соответствует действительности и условиям общего развития экономики как самовоспроизводящей системы.

 

2 Структура сферы услуг в современном обществе

Сфера услуг, представляется, как совокупность видов услуг (особых сфер деятельности с присущими только ей особенностями). Всю совокупность услуг можно подразделить на однородные группы, подгруппы, виды и разновидности по достаточно большому количеству независимых и взаимосвязанных классификационных признаков. Это требует применения различных методов классификации.

В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора 2:

        производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);

        производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).

Производство материальных услуг неотрывно связано с материальными объектами: транспорт изменяет положение предметов в пространстве, торговля – их принадлежность кому-либо и т.д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек.

Впрочем, это противопоставление материального/нематериального очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.

Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсектора материального/нематериального производства встречаются и другие классификации.

Среди множества принципов классификации услуг, как элементов структуры сферы услуг, особый интерес представляет классификация Ф. Ловелока (таблица 1). Согласно данной теории, главное в классификации – на кого (на что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет 3.

Таблица 1 – Классификация услуг Ф. Ловелока

Основные классы услуг

Сферы услуг

Осязаемые действия, направленные на тело человека

Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе

Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты

Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги

Информация о работе Экономика сферы услуг