Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:44, доклад
В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики.
Из всего разнообразия стратегий российских предприятий на рынке можно выделить два типа, диаметрально противоположных по целям и основным методам реализации, и все же смыкающихся. Назовем их «Первоначальное накопление капитала» и «Стратегия долгосрочного присутствия». Трудно сказать, в каком процентном отношении разделились приверженцы этих стратегий, известно лишь, что и тех, и других достаточно много. Поскольку нас интересуют фундаментальные связи, попробуем рассмотреть крайние варианты этих стратегий.
Стратегия первоначального накопления капитала:
Нацелена на получение максимума прибыли «сегодня», причем почти любыми способами. В арсенале наиболее действенных средств: доступ к бюджетным ресурсам в том или ином виде; манипуляции с НДС; реструктуризация долгов с «выкачиванием» ресурсов из промышленных предприятий; прямые неплатежи по обязательствам. Вся «прибыль» переводится за границу и оседает в банках. Инвестиции в российскую экономику не предусмотрены, за исключением схем «купить-вычистить-продать».
Стратегия долгосрочного присутствия:
Нацелена на стабильный
рост бизнеса в определенных направлениях
или в определенном стиле. В арсенале
наиболее действенных средств: создание
конкурентных преимуществ, неважно, каким
способом; выполнение платежных обязательств.
Прибыль частично реинвестируется
в собственный бизнес, частично (после
краха ГКО) переводится за границу
и оседает в банках. (Стратегию
продажи за рубеж всего, что можно
продать, и по любым ценам мы не
берем в расчет, т.к. она обусловлена
понятной целью получения в будущем
все большего количества свеженапечатанных
рублей все за ту же долларовую сумму,
и типична для всех фирм, которые
в состоянии добраться до экспортных
ресурсов).
Два крайних варианта рассмотренных стратегий
выглядят практически несовместимыми,
но только до определенного этапа реализации.
В современной экономико-правовой ситуации
стратегия первоначального накопления
капитала вовсе не так быстро исчерпывает
внутренний рынок, как можно было предполагать.
Обнаруживается, что вопреки «правовым»
ожиданиям, привычный арсенал средств
еще можно использовать, хотя и с меньшей
эффективностью, а накопленный капитал
достаточен для действительно масштабного
дела (например, покупки рентабельного
завода). Здесь и происходит переориентация
на долгосрочные цели, которую вынужденно
поддерживает участие накопленного капитала
в «производственном» бизнесе. Вдруг возникает
необходимость в упорядоченном и эффективном
управлении крупным предприятием. Практически,
фирма оказывается на этапе начала реализации
стратегии долгосрочного присутствия,
с капиталом, но без опыта работы на рынке
и с отрицательной репутацией.
Если проследить, куда выводит вторая
стратегия, можно отметить момент кризиса
98 года, когда крупные фирмы данного толка
были поставлены перед дилеммой: сохранить
репутацию или деньги. Сберечь то и другое
было невозможно, т.к. на относительно
развитом рынке дебиторская задолженность
исчислялась в рублях со сроками платежа
в 2-3 месяца, а кредиторская – в долларах.
Мелкие фирмы вообще не имели такой дилеммы,
т.к. расплатиться при изменении курса
в три раза за три месяца для них не представлялось
возможным. (Здесь не берутся в расчет
посреднические операции, в которых задействовано
едва ли не большинство мелких фирм. В
этих операциях валюта дебиторской и кредиторской
задолженности если и не совпадает, то
лишь по халатности руководителей). Ту
часть фирм, которая выбрала деньги, можно
считать примкнувшей к стратегии накопления
капитала. Остальные оказались на изменившемся
рынке с девальвированным опытом и прочной
репутацией, но без денег.
Представленная картина, возможно, неприглядна.
В таком случае можно сформулировать другими
словами. В современном российском бизнесе
присутствует два основных типа стратегий
– ориентированных на накопление капитала,
и ориентированных на долгосрочное присутствие
на рынке. Для обоих типов на разных этапах
их реализации становятся актуальными
вопросы управления сложной структурой
и эффективной обработки рынка – вопросы
внедрения изменений.
Пример
Стратегия оптимальных
издержек компании Toyota. Несмотря на высокое
качество товара, Toyota смогла достичь
абсолютного лидерства по издержкам
благодаря своим
Стратегия компании Toyota имела три характерные черты:
передача своего опыта в производстве высококачественных моделей автомобилей с низкими издержками в производство элитных машин с сохранением издержек ниже, чем у других производителей аналогичных автомобилей, особенно компаний Mercedes и BMW;
снижение цен за счет низких производственных издержек, что позволит увести покупателей, понимающих важность цены, от компаний Mercedes и BMW;
создание сети дилеров моделей Lexus, не связанной с обычными каналами распределения компании, чтобы обеспечить персональное отношение к клиентам, которого еще не было в отрасли.
Стратегия оптимальных
издержек позволила компании добиться
конкурентных преимуществ. Она дала
возможность создать
Пример
В основе концепции
стратегического планирования деятельности
ЗАО «Сибирская кожгалантерея» лежит
система постановки задач по следующим
ключевым областям: маркетинг и сбыт;
персонал; экономика и финансы, производство;
коммуникации. При этом планирование
внутри каждой области нацелено на
реализацию миссии предприятия: удовлетворить
потребности покупателей в
Управление блоком коммуникаций как одной из приоритетных систем в рамках задач стратегического планирования деятельности ЗАО «Сибирская кожгалантерея» направлено на формирование и целенаправленное поддержание имиджа компании. Основные мероприятия — постоянное присутствие компании в общественной жизни региона, формирование устойчивых деловых отношений со стратегическими партнерами, создание рекламы предприятия.
В перечень технико-технологических задач входят вопросы современного технического и технологического обеспечения производственных процессов, разработка и освоение современных технологий в целях расширения ассортимента и модельного ряда изделий.
В целях снижения
затрат на предприятии создана система
внутрипроизводственных заказов на
выполнение работ основными
В рамках стратегического планирования и управления персоналом в ЗАО «Сибирская кожгалантерея» разработан специальный комплекс мероприятий, включающий создание условий и стимулов для повышения качества труда исполнителей, обучение и аттестацию персонала, проведение различных конкурсов («Человек месяца» и т. п.), поддерживаемых системой морального и материального стимулирования.
Таким образом, ЗАО
«Сибирская кожгалантерея» удалось
создать достаточно эффективную
систему стратегического