Экономика России после распада СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:44, доклад

Описание работы

В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

Экономика России после распада СССР.docx

— 29.01 Кб (Скачать)

Экономика России после распада  СССР.

В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство  реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в  сторону рыночной экономики. В конце  ноября 1991 года Россией были взяты  обязательства по долгам СССР.[6]

  • 19 декабря 1991 — постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».
  • январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.
  • 29 января 1992 — Указ о свободе торговли.
  • 11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»
  • июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).
  • 1 января 1998 — 1000-кратная деноминация рубля.
  • с 17 августа 1998 — экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.

Экономические реформы 1990-х годов

Экономические реформы 1990-х годов преследовали две цели — макроэкономическую стабилизацию и реструктуризацию экономики, объединенные одним общим названием — переходом  от плановой к рыночной экономике. Для  перехода к рыночной экономике в  России необходимо было практически  с нуля создавать банковскую систему, восстанавливать институт частной  собственности и коммерческих отношений, которые бы обеспечивали более эффективное  развитие экономики. Открытие внутреннего  рынка для международной торговли и притока иностранных инвестиций, т.е. интегрирование экономики России в мировую экономику, было также  очень важной составляющей для достижения вышеописанных целей. Режим М.С. Горбачева  в середине и конце 1980-х годов  не смог воплотить в жизнь именно эти очень важные составляющие, необходимые  для реструктуризации экономики. Однако, когда начался развал СССР, правительство  Б.Н. Ельцина, принялось осуществлять вышеописанные мероприятия, однако результаты их вплоть до 1996 года казались весьма сомнительными 

Перестройка изменила отношение к планированию, но не кардинально. Решили, что планировать  нужно иначе, что не нужно количественные показатели спускать вниз предприятиям, нужно спускать нормативы. Планирование по нормативам. Любой норматив реализуется  количественно, поэтому это было тоже самое.

Начиная с 92 года функция  планирования исчезла на микро- и  макроуровне. На большинстве предприятий  стали сокращать специалистов плановых отделов. Появлялись службы маркетинга, а плановые отделы исчезали. Те плановые отделы, которые остались сейчас, занимаются чем угодно, например, оптимизацией налогообложения. На крупных предприятиях существуют до сих пор разветвленные  плановые службы, которые достаточно централизованы.

Характеристика  планирования в рыночной экономике. т.е. тогда, когда точкой отсчета является спрос. Благодаря планированию – именно этой управленческой функции – практически исчезло перепроизводство товаров, т.е. планирование вписалось в маркетинговую концепцию. Фирмы на сегодняшний день располагают сложным инструментарием взаимодействия со спросом, взаимодействия с рынком. Т.е. планирование позволяет заранее учесть границы рынка и регулировать объемы своего производства и продаж. С помощью процессов планирования на микроуровне компании ведут поиск оптимального соотношения спроса и предложения на свою продукцию. Но в отличие от организации планирования (все-таки это не планирование, это псевдопланирование, это директирование), в экономике рессурсоориентированной предприятие имеет очень жесткие ограничения бюджетные; в советской системе бюджетных ограничений не было, там были только ограничения по ресурсам, т.е. проще говоря, отсутствовало понимание самостоятельности – то, что Ленин называл коммерческим расчетом, а позже назвали хозяйственным расчетом. Здесь жесткие ограничения бюджетные, а относительно ресурсов, фирма старается закупить столько, чтобы она смогла оплатить их за счет прибыли. В отличие от директивного плана в ресурсоориентированной системе, здесь план получил название “автономный”, т.е. фирма самостоятельно его разрабатывает. Если в ресурсоориентированной системе план предприятия устанавливается на уровне ограничений, обусловленных ресурсами, то здесь план устанавливается на уровне ограничений, обусловленных спросом. При этом он не достигает границы ресурсных ограничений. Еще раз – технологическая цепочка:

Точкой отсчета  является, естественно, исследование рынка. Точка отсчета – это маркетинговый  план, который в конечном итоге  сводится в портфель заказов. Поэтому  если в той системе основа основ  – это план, который разрабатывали снабженцы и на нем все строилось, всю информацию брали именно там, то здесь – это служба сбыта (отдел маркетинга), который включает ту и другую часть ???. Портфель заказов оценивается всеми функциональными службами. В результате этой оценки формируется план производства. Вы должны понимать, что эта оценка включает в себя план по ресурсам: оценить должны технологи (есть ли возможности), энергетики, плановики (как быстро выйти на уровень прибыли; плановики просчитывают, какая ожидается прибыль, если будут такие условия, если будем работать на такой портфель заказов; планирование в рыночной экономике вариантностно); оценка с точки зрения обеспеченности всеми ресурсами, т.е. планы ресурсов предшествуют плану производства тоже, но они не точка отсчета.

В советской системе считалась калькуляция, нужно было выйти на плановые цифры, а здесь другая задача – понять, сколько же предприятие в целом затратит на производство продукции, сразу узнать результат, на который она выйдет, поэтому здесь сначала считается свод затрат по элементам, затем - калькулирование, т.е. свод затрат по статьям. Далее планируется цена, после этапа планирования цены уже появляется возможность выйти на план реализации, план прибыли – в целом и на единицу продукции. Обращаю внимание, что здесь выходят на финансовые результаты не только в целом по предприятию, но и насколько прибылен каждый вид продукции, и на единицу продукции считается план.

Но парадокс рыночного  планирования состоит все-таки в  том, хотя есть теоретические основы планирования цены, но на момент начала всего процесса планирования, когда  есть портфель заявок, когда оценивается  возможность выполнения договоров, уже все решено, уже все цены известны, они определены в договоре. И к сожалению, и в рыночных условиях у плановиков стоит задача: с одной стороны – показать реальные затраты, показать реальную рентабельность; с другой стороны – вложиться  в ту цену, которая указана в  договоре. И наши, а особенно западные плановики- практики пишут, что цена не считается при учете, она считается  обратным ходом, на основе исследования рынка, планирование маркетинговое  уже состоялось (оценили состояние  рынка, оценили возможности потребителя). Известно, что цена должна находиться на таком- то уровне, а плановик пытается свести все к этой цене. Он начинает манипулировать затратами и уровнем  потребления.

  Важнейшие принципы прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики

Разработка прогнозов  и планов должна основываться на методологических принципах. Основополагающим принципом  прогнозирования является принцип  альтернативности, который требует  проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). Согласно этому  принципу, в основу должен быть положен  наилучший вариант из двух или  нескольких возможных. Этот принцип  исходит из сущностных характеристик  прогноза и связан с возможностями  развития экономики и ее звеньев  по разным траекториям.

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести  принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального  аспектов планирования [11, c.9].

Принцип системности  предполагает исследование количественных и качественных закономерностей  в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки  и обоснования любого решения  должен отталкиваться от определения  общей цели системы и подчинять  деятельность всех подсистем достижению этой цели. Он позволяет расчленить любую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние — на подкомплексы и  т.д.). Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли  бы построить целостную картину  его развития.

В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки  и техники должен соблюдаться  принцип непрерывности планирования, т.е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом  должны разрабатываться прогнозы и  планы различного временного аспекта  и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться  на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные — исходя из показателей  среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и  продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением новых потребностей общества, крупными изменениями в технике и другими  причинами.

Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы  каждый план носил целевой характер, т.е. был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись отрасли  экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом. Этот принцип позволяет сосредоточить ресурсы на главных направлениях развития экономики и решении проблем общегосударственного значения. Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие всех других отраслей. С этими принципами в тесной связи должен реализовываться принцип социальной ориентации, требующий обеспечения приоритетного решения социальных проблем [11, c.10].

С целью обеспечения  наиболее эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип  оптимальности. Термин "оптимальный" означает наилучший, т.е. из всех возможных  вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный. Оптимальность  непосредственно связана с повышением эффективности производства. Оптимальный -это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства  и населения при имеющихся  ресурсах с учетом их рационального  использования. Этот принцип реализуется  путем развития оптимального планирования, которое базируется на использовании  ЭВМ, экономико-математическом моделировании  и решении оптимизационных задач  в рамках АСУП, ИСГРЭ и ОАСУ.

Принцип адекватности целесообразно в большей мере рассматривать применительно к  моделированию социально-экономических  процессов. Экономико-математические модели, используемые в процессе прогнозирования  развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, т.е. отражать реальные процессы. От этого  во многом зависят результаты прогнозных и плановых расчетов.

Сбалансированное  и пропорциональное развитие экономики  возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается  в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.

По характеру и  значимости все пропорции подразделяются на ряд групп: общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, территориальные, внешнеэкономические [10, c.13].

Особая значимость в переходный период к рыночным отношениям должна придаваться формированию общеэкономических  пропорций и обеспечению их соблюдения. К общеэкономическим пропорциям следует отнести соотношения: между  спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами  государства, денежной массой и товарными  ресурсами, производством средств  производства и производством предметов  потребления, ростом производительности труда и заработной платы и  др. Нарушение указанных пропорций  вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и т.д.).

Не менее важными  являются межотраслевые пропорции, характеризующие соотношение между  различными отраслями экономики. Устанавливаются  они с помощью межотраслевого баланса.

Внутриотраслевые  пропорции представляют собой соотношение  между отдельными видами сопряженных  производств. Например, в легкой промышленности соотношение между производством  пряжи (прядение), тканей (ткачество) и  их отделкой.

Территориальные пропорции  характеризуют сорт-ношение между  регионами и отражают размещение производства по территории страны.

Внешнеэкономические пропорции — это соотношение  между производством продукции  внутри страны и объемами экспорта и импорта товаров.

Принцип сочетания  отраслевого и регионального  аспектов планирования требует, чтобы  отраслевые планы разрабатывались  с учетом интересов данной территории и рационального использования  местных ресурсов. Отраслевое планирование позволяет осуществлять единую техническую  политику в каждой отрасли, выявлять спрос на продукцию отрасли, поддерживать необходимые пропорции (внутриотраслевые, межотраслевые), использовать передовой  опыт и решать другие задачи. Территориальное  планирование позволяет обеспечить комплексное развитие хозяйства  регионов, рациональное размещение производства, решение социальных и экологических  проблем. Соблюдение этого принципа способствует повышению эффективности  общественного производства, росту  благосостояния народа и улучшению  состояния окружающей среды.

Информация о работе Экономика России после распада СССР