Экономика развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

Исторические особенности, различное сочетание или набор факторов экономического роста определили типы хозяйственного устройства развитой подсистемы мирового хозяйства.Факторы производства используются в разных условиях, определяемых соотношением различного рода политических и социально-экономических сил в их взаимоотношениях. Сюда входят отношения государства и предпринимательства (структурная, промышленная, научно-техническая политика, стратегия обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности), организация функционирования рынка, национальные особенности хозяйственной деятельности, систем внутрифирменного управления, трудовые отношения, структура предпринимательства, включая различные образования, кланы, выступающие элементами координации.Исходя из роли отдельных элементов хозяйственного механизма (государство, институциональная структура рынков) можно выделить ряд моделей экономического развития:

Содержание

Основные экономические модели развитых стран: либеральная, корпоративистская, либерально-реформистская и социально-ориентированная.
Место США в современном мировом хозяйстве. Структура национальной экономики США, особенности ее экономического развития и внешнеэкономическая стратегия США
Внешнеэкономическая политика стран ЕС.
Япония в мировом хозяйстве. Современная внешнеэкономическая стратегия Японии.
5. Контрольное задание:
5.1. Приведите примеры развитых стран с либеральной, корпоративистской, либерально-реформистской и социально-ориентированной моделями развития и объясните, почему Вы считаете, что эти страны развиваются по указанным Вами моделям.
5.2. Покажите перспективы и проблемы расширения ЕС на рубеже XX - XXI вв.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика развитых стран.docx

— 47.27 Кб (Скачать)

6. Важное влияние  на экономическое положение страны  и на другие страны оказывает  участие в международном производстве, основывающимся на зарубежном  предпринимательском капитале. На  долю США приходится 24% общемирового  объема накопленных прямых капиталовложений. Американская доля значительно  сократилась (43% в 1980 г.), но остается  крупнейшей. Сеть международного производства, созданную посредством прямых заграничных инвестиций, в экономической литературе принято называть второй экономикой.

7. Позиции на международных  рынках ссудного капитала. Американское  хозяйство опирается на мощный  внутренний рынок ссудного капитала. Компании и государство выступают  крупнейшими мировыми кредиторами  и крупнейшими мировыми заемщиками  одновременно, в широких масштабах  используя капитал других стран.

8. Поддержанию ведущих  позиций США в мировой экономике  содействует международная роль  доллара, который остается главным  резервным и расчетным средством  в мировой валютно-финансовой  системе. Инвалютные резервы центральных  банков других стран на 61% состоят  из долларов, почти 2/3 расчетов  в мировой торговле осуществляется  в долларах; доллар служит мерой  ценности многих важных товаров  (например, нефти) на мировом рынке;  в долларах проводится 3/4 международного  банковского кредитования. Роль  доллара значительно превосходит  экономический вес США в мире.

Социальной  структуре американского  хозяйства традиционно  присущи монопольно-олигопольные черты. Ключевые позиции в промышленности, кредитной сфере занимают крупные и крупнейшие корпорации. Удельный вес корпораций с числом занятых от 500 человек и выше в общем объеме производства составляет 53%, в том числе в банковской сфере у 50 корпораций сосредоточено примерно 1/3 активов и депозитов почти 12 тыс. банков страны.

В сельском хозяйстве  основную роль играют сверхкрупные предприятия  индустриального типа (доход свыше 0,5 млн долл.). В середине 90-х годов  они составляли 2,4% общего количества хозяйств, располагали 16,5% сельскохозяйственных земель и обеспечивали 46% общего объема реализованной продукции сельского  хозяйства США. Число фермеров-собственников  неуклонно сокращается. Фермы с  годовым доходом до 50 тыс. долл. производят 9% сельскохозяйственной продукции.

Если исходить из правовых форм организации собственности, то основную часть производства обеспечивают партнерства (товарищества) и корпорации. Партнерские хозяйства (10% от общего числа хозяйств), располагают 17% сельскохозяйственных земель и дают 19% продукции. Корпорации, составляя 4% от общего числа хозяйств, сосредотачивают 18,3% земель и 25% производства. Почти половина всех сельских хозяйств работает либо на полностью, либо на частично арендованных землях.

Промышленность в  условиях олигопольной структуры характеризовалась  бурными процессами концентрации и  централизации капитала. Они привели  к почти полному преобразованию одноотраслевых корпораций, диверсификации их производственной деятельности. Большинство  корпораций имеет несколько производственных линий.

Существенную роль в организационной структуре  предпринимательства играют мелкие и средние предприятия. Предприятия  с числом занятых до 9 человек  обеспечивают 10,8% производства в стране. Многие мелкие и средние компании включены в воспроизводственный  процесс крупных объединений, выступая составной частью их рынка. Эта привязка осуществляется через контрактную  систему, субподряд, технологические  связи.

Позиции государства. В американском хозяйстве государство  не играет значительной роли как собственник  средств производства и совокупный предприниматель. Доля государственного сектора в ВВП — около 4%, а  вместе с предприятиями местных  властей — около 13% ВВП. В нем  занято порядка 14—15% рабочей силы. Государству принадлежит значительная часть собственности — почти 25% территории, сеть федеральных дорог и многие другие предприятия инфраструктуры.

Государство играет определяющую роль в воспроизводстве  рабочей силы, охране окружающей среды, развитии научной сферы. Оно осуществляет общенациональное регулирование через  денежно-кредитную и бюджетную  политику, федеральную контрактную  систему. В целом государство  выполняет общественно значимые функции, которые или не приносят быстрого дохода или не являются оптимальными для частных хозяйствующих субъектов.

Расходы центральной  администрации находятся на среднемировом  уровне (1980 г. — 17%, 1998 г. — 20,4% ВВП). В 90-е  годы роль государства в регулировании  деловой активности возросла. Особенно ярко это проявилось в сельскохозяйственном производстве и в воспроизводстве  рабочей силы. Расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение  составляют 17% ВВП, а с учетом расходов местных органов власти — свыше 21% ВВП.

Основные  цели стратегии. Обеспечение глобального доступа к мировым рынкам, минеральным ресурсам, океанам и космическому пространству, повышение уровня конкурентоспособности и сохранение лидирующих позиций в мировом хозяйстве — неотъемлемые элементы стратегии всех без исключения американских администраций второй половины минувшего столетия. Достижение этих целей формируется в рамках национальной экономической безопасности и тесно увязывается с ней. Особое внимание уделяется разработке и реализации глобалистской по форме и экспансионистской по содержанию стратегии, направленной на закрепление лидирующих позиций в политической, экономической и технологической сферах. В этой связи экономическая стратегия США тесно увязывается с задачами в области оборонной и внешней политики. При этом военно-политическая сфера безопасности рассматривается как приоритетная. Опора на военную силу — основное направление политики США на международной арене. На их долю приходится 1/3 военных расходов в мире. Они производят свыше 40% мирового объема вооружений. Идея военного превосходства прочно укоренилась в сознании американцев.

 Являясь крупнейшим  экспортером капитала в форме  прямых инвестиций, США активно  добиваются создания необходимого  инвестиционного климата для  своих корпораций за рубежом,  оказывая им всестороннюю поддержку,  включая военное давление. Основные  усилия в этой области направлены  на создание либеральной инвестиционной  системы для американских инвесторов  и защиту их собственности.

Содействие экспорту частного капитала оказывается через  государственную корпорацию частных  капиталовложений за границей (ОПИК). Она  предоставляет инвестиционные гарантии, осуществляет непосредственное финансирование, проводит подготовительную работу по осуществлению зарубежных инвестиционных проектов. Финансовые условия предоставления заемных средств носят льготный характер. Новым направлением стало  расширение деятельности ОПИК на Центральную  и Восточную Европу, а также  на страны СНГ. Проводя политику стимулирования экспорта капитала, США предпринимают  меры по созданию механизма защиты инвестиций, в котором важное место  отводится двусторонним и многосторонним соглашениям. С 80-х годов усилилась  тенденция к сотрудничеству американских ТНК с местным капиталом. С 1977 г. около половины американских прямых инвестиций осуществляются в форме  смешанных предприятий с местными партнерами.

Для иностранных  прямых капиталовложений в США установлен национальный режим. Официально они  ограничиваются только исходя из интересов  национальной безопасности в ряде отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, в том числе авиационной, судостроительной, в атомной энергетике, морском  судоходстве, авиационном транспорте, радиовещании и космических коммуникациях. В этих случаях на иностранных  инвесторов распространяется режим  наибольшего благоприятствования. Одновременно американская администрация  усилила наблюдение и контроль над  процессами притока и функционирования иностранного капитала. В связи с  этим был принят ряд законодательных  актов.

Важным средством  содействия зарубежной деятельности американских компаний выступают программы экономической  помощи США иностранным государствам. Соглашения о предоставлении помощи нередко определяются обязательствами  стран-получателей создавать инвестиционный климат для деятельности американского  капитала, гарантировать его от национализации.

В сфере постоянного  внимания администрации находятся  внешнеторговые позиции страны. В  области внешней торговли осуществляется двойственный курс, направленный на обеспечение  свободы торговли в мире и защиту своего рынка. Администрация ограждает  интересы отдельных социальных слоев  и групп от излишнего иностранного влияния, учитывая взгляды сторонников  своей партии. Масштабы протекционизма в США весьма значительны. В число  товаров, облагаемых высокими таможенными  пошлинами, входят одежда, обувь, табак  и табачные изделия, овощи и продукты из них. Особенно сильный ущерб наносится  экспорту продукции обрабатывающей промышленности из развивающихся стран. Протекционистская политика проводится на избирательной основе.

В отношении целого ряда стран, курс которых неугоден США, проводится политика запрета экономических  связей. Против стран, в отношении  которых проводятся торговые запреты, выдвигаются обвинения в терроризме или нарушении режима нераспространения, нарушении прав человека. Частичная  практика запретов или угроза их применения в 90-е годы распространялась на страны, насчитывавшие почти 2/3 населения  планеты. Они включали меры от сокращения помощи до блокирования банковских счетов и разрыва связей.

На международной  арене укреплению экспортных позиций  американских ТНК служит содействие либерализации международной торговли, в том числе в рамках поддержки  институтов мирового и регионального, международного экономического сотрудничества (ВТО, Североамериканская зона свободной  торговли и др.) и обеспечение  ведущих позиций в них.

Региональные приоритеты. Во внешнеэкономической политике стал откровенно проявляться североамериканский и тихоокеанский регионализм. Страны Северной и Южной Америки, Тихоокеанского района рассматриваются в качестве приоритетных региональных рынков. Во внешней торговле произошло уменьшение доли западно-европейских стран, Австралии, ЮАР и увеличение удельного веса Канады, Мексики, а также развивающихся  стран Азиатско-тихоокеанского региона.

Торговые отношения  США и новых индустриализирующихся  стран — одно из наиболее динамичных звеньев мировых хозяйственных  связей. Это вызывается особенностями  распределения природных и трудовых ресурсов и условий их эксплуатации, направленностью социально-экономической  политики стран региона. Использование  этих факторов и условий обеспечивает американским ТНК получение более  высоких прибылей, чем в других районах.

3. Внешнеэкономическая политика стран ЕС.

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом  хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной  способности валюты) и 6,3% населения  мира. Значительно превосходя США  по численности населения, ЕС уступает им по общему объему ВВП и в производстве ВВП на душу населения.

ЕС — международное  образование, сочетающее признаки международной  организации (межгосударственность) и  государства (надгосударственность),однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейское содружество входит 27 стран.стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.

Образование в 1957 г. общего рынка положило начало формированию в Западной Европе регионального экономического комплекса со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. С 1993 г. отношения между странами ЕС основываются на договоре о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), в соответствии с которым учреждается политический союз, означающий проведение общей внешней политики, политики в области безопасности, сотрудничество в области правосудия, внутренних дел и в социальной сфере. Этот договор ввел единое гражданство. В составе 27 стран создан валютный союз — Еврозона.

Развитие западно-европейской  интеграции оказывает серьезное  воздействие на структуру и состояние  внешнеэкономических связей. Европейский  Союз является крупнейшим торговым блоком современного мира. Его экспорт превышает  американский — 20,3%. Доля ЕС как единого  субъекта в экспорте капитала в форме  прямых инвестиций составляет примерно такую же величину.

По относительным  показателям участия в мирохозяйственных  связях ЕС не выделяется среди ведущих  центров мирового хозяйства. Фактическая  открытость его хозяйства находится  на уровне США и Японии импортная  квота (9—11%).

До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние  на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью  инструментов торговой и структурной  политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке  и исследованиям и т.д.) или  микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например –  в области охраны труда). В 1990-х  по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического  регулирования.

Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни:

– инфляции, темпы  которой не должны превышать более  чем на 1,5% средний показатель в  странах-членах с наименьшим ростом цен;

– процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых  не должны превышать более чем  на 2 процентных пункта соответствующий  средний показатель для трех стран  с наименьшим ростом цен;

– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

Информация о работе Экономика развитых стран