Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:30, контрольная работа
Исторические особенности, различное сочетание или набор факторов экономического роста определили типы хозяйственного устройства развитой подсистемы мирового хозяйства.Факторы производства используются в разных условиях, определяемых соотношением различного рода политических и социально-экономических сил в их взаимоотношениях. Сюда входят отношения государства и предпринимательства (структурная, промышленная, научно-техническая политика, стратегия обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности), организация функционирования рынка, национальные особенности хозяйственной деятельности, систем внутрифирменного управления, трудовые отношения, структура предпринимательства, включая различные образования, кланы, выступающие элементами координации.Исходя из роли отдельных элементов хозяйственного механизма (государство, институциональная структура рынков) можно выделить ряд моделей экономического развития:
Основные экономические модели развитых стран: либеральная, корпоративистская, либерально-реформистская и социально-ориентированная.
Место США в современном мировом хозяйстве. Структура национальной экономики США, особенности ее экономического развития и внешнеэкономическая стратегия США
Внешнеэкономическая политика стран ЕС.
Япония в мировом хозяйстве. Современная внешнеэкономическая стратегия Японии.
5. Контрольное задание:
5.1. Приведите примеры развитых стран с либеральной, корпоративистской, либерально-реформистской и социально-ориентированной моделями развития и объясните, почему Вы считаете, что эти страны развиваются по указанным Вами моделям.
5.2. Покажите перспективы и проблемы расширения ЕС на рубеже XX - XXI вв.
Список литературы
6. Важное влияние
на экономическое положение
7. Позиции на международных
рынках ссудного капитала. Американское
хозяйство опирается на мощный
внутренний рынок ссудного
8. Поддержанию ведущих
позиций США в мировой
Социальной структуре американского хозяйства традиционно присущи монопольно-олигопольные черты. Ключевые позиции в промышленности, кредитной сфере занимают крупные и крупнейшие корпорации. Удельный вес корпораций с числом занятых от 500 человек и выше в общем объеме производства составляет 53%, в том числе в банковской сфере у 50 корпораций сосредоточено примерно 1/3 активов и депозитов почти 12 тыс. банков страны.
В сельском хозяйстве
основную роль играют сверхкрупные предприятия
индустриального типа (доход свыше
0,5 млн долл.). В середине 90-х годов
они составляли 2,4% общего количества
хозяйств, располагали 16,5% сельскохозяйственных
земель и обеспечивали 46% общего объема
реализованной продукции
Если исходить из правовых форм организации собственности, то основную часть производства обеспечивают партнерства (товарищества) и корпорации. Партнерские хозяйства (10% от общего числа хозяйств), располагают 17% сельскохозяйственных земель и дают 19% продукции. Корпорации, составляя 4% от общего числа хозяйств, сосредотачивают 18,3% земель и 25% производства. Почти половина всех сельских хозяйств работает либо на полностью, либо на частично арендованных землях.
Промышленность в
условиях олигопольной структуры характеризовалась
бурными процессами концентрации и
централизации капитала. Они привели
к почти полному преобразованию
одноотраслевых корпораций, диверсификации
их производственной деятельности. Большинство
корпораций имеет несколько
Существенную роль в организационной структуре предпринимательства играют мелкие и средние предприятия. Предприятия с числом занятых до 9 человек обеспечивают 10,8% производства в стране. Многие мелкие и средние компании включены в воспроизводственный процесс крупных объединений, выступая составной частью их рынка. Эта привязка осуществляется через контрактную систему, субподряд, технологические связи.
Позиции государства. В американском хозяйстве государство не играет значительной роли как собственник средств производства и совокупный предприниматель. Доля государственного сектора в ВВП — около 4%, а вместе с предприятиями местных властей — около 13% ВВП. В нем занято порядка 14—15% рабочей силы. Государству принадлежит значительная часть собственности — почти 25% территории, сеть федеральных дорог и многие другие предприятия инфраструктуры.
Государство играет
определяющую роль в воспроизводстве
рабочей силы, охране окружающей среды,
развитии научной сферы. Оно осуществляет
общенациональное регулирование через
денежно-кредитную и бюджетную
политику, федеральную контрактную
систему. В целом государство
выполняет общественно значимые
функции, которые или не приносят
быстрого дохода или не являются оптимальными
для частных хозяйствующих
Расходы центральной администрации находятся на среднемировом уровне (1980 г. — 17%, 1998 г. — 20,4% ВВП). В 90-е годы роль государства в регулировании деловой активности возросла. Особенно ярко это проявилось в сельскохозяйственном производстве и в воспроизводстве рабочей силы. Расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение составляют 17% ВВП, а с учетом расходов местных органов власти — свыше 21% ВВП.
Основные цели стратегии. Обеспечение глобального доступа к мировым рынкам, минеральным ресурсам, океанам и космическому пространству, повышение уровня конкурентоспособности и сохранение лидирующих позиций в мировом хозяйстве — неотъемлемые элементы стратегии всех без исключения американских администраций второй половины минувшего столетия. Достижение этих целей формируется в рамках национальной экономической безопасности и тесно увязывается с ней. Особое внимание уделяется разработке и реализации глобалистской по форме и экспансионистской по содержанию стратегии, направленной на закрепление лидирующих позиций в политической, экономической и технологической сферах. В этой связи экономическая стратегия США тесно увязывается с задачами в области оборонной и внешней политики. При этом военно-политическая сфера безопасности рассматривается как приоритетная. Опора на военную силу — основное направление политики США на международной арене. На их долю приходится 1/3 военных расходов в мире. Они производят свыше 40% мирового объема вооружений. Идея военного превосходства прочно укоренилась в сознании американцев.
Являясь крупнейшим
экспортером капитала в форме
прямых инвестиций, США активно
добиваются создания
Содействие экспорту
частного капитала оказывается через
государственную корпорацию частных
капиталовложений за границей (ОПИК). Она
предоставляет инвестиционные гарантии,
осуществляет непосредственное финансирование,
проводит подготовительную работу по
осуществлению зарубежных инвестиционных
проектов. Финансовые условия предоставления
заемных средств носят льготный
характер. Новым направлением стало
расширение деятельности ОПИК на Центральную
и Восточную Европу, а также
на страны СНГ. Проводя политику стимулирования
экспорта капитала, США предпринимают
меры по созданию механизма защиты
инвестиций, в котором важное место
отводится двусторонним и многосторонним
соглашениям. С 80-х годов усилилась
тенденция к сотрудничеству американских
ТНК с местным капиталом. С 1977
г. около половины американских прямых
инвестиций осуществляются в форме
смешанных предприятий с
Для иностранных
прямых капиталовложений в США установлен
национальный режим. Официально они
ограничиваются только исходя из интересов
национальной безопасности в ряде отраслей
добывающей и обрабатывающей промышленности,
в том числе авиационной, судостроительной,
в атомной энергетике, морском
судоходстве, авиационном транспорте,
радиовещании и космических коммуникациях.
В этих случаях на иностранных
инвесторов распространяется режим
наибольшего
Важным средством
содействия зарубежной деятельности американских
компаний выступают программы
В сфере постоянного внимания администрации находятся внешнеторговые позиции страны. В области внешней торговли осуществляется двойственный курс, направленный на обеспечение свободы торговли в мире и защиту своего рынка. Администрация ограждает интересы отдельных социальных слоев и групп от излишнего иностранного влияния, учитывая взгляды сторонников своей партии. Масштабы протекционизма в США весьма значительны. В число товаров, облагаемых высокими таможенными пошлинами, входят одежда, обувь, табак и табачные изделия, овощи и продукты из них. Особенно сильный ущерб наносится экспорту продукции обрабатывающей промышленности из развивающихся стран. Протекционистская политика проводится на избирательной основе.
В отношении целого
ряда стран, курс которых неугоден США,
проводится политика запрета экономических
связей. Против стран, в отношении
которых проводятся торговые запреты,
выдвигаются обвинения в
На международной
арене укреплению экспортных позиций
американских ТНК служит содействие
либерализации международной
Региональные приоритеты. Во внешнеэкономической политике стал откровенно проявляться североамериканский и тихоокеанский регионализм. Страны Северной и Южной Америки, Тихоокеанского района рассматриваются в качестве приоритетных региональных рынков. Во внешней торговле произошло уменьшение доли западно-европейских стран, Австралии, ЮАР и увеличение удельного веса Канады, Мексики, а также развивающихся стран Азиатско-тихоокеанского региона.
Торговые отношения
США и новых
3. Внешнеэкономическая политика стран ЕС.
Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,3% населения мира. Значительно превосходя США по численности населения, ЕС уступает им по общему объему ВВП и в производстве ВВП на душу населения.
ЕС — международное
образование, сочетающее признаки международной
организации (межгосударственность) и
государства (
В Европейское содружество входит 27 стран.стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.
Образование в 1957 г. общего рынка положило начало формированию в Западной Европе регионального экономического комплекса со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. С 1993 г. отношения между странами ЕС основываются на договоре о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), в соответствии с которым учреждается политический союз, означающий проведение общей внешней политики, политики в области безопасности, сотрудничество в области правосудия, внутренних дел и в социальной сфере. Этот договор ввел единое гражданство. В составе 27 стран создан валютный союз — Еврозона.
Развитие западно-европейской интеграции оказывает серьезное воздействие на структуру и состояние внешнеэкономических связей. Европейский Союз является крупнейшим торговым блоком современного мира. Его экспорт превышает американский — 20,3%. Доля ЕС как единого субъекта в экспорте капитала в форме прямых инвестиций составляет примерно такую же величину.
По относительным
показателям участия в
До создания Экономического
и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние
на экономическую политику стран-членов
осуществлялось в основном с помощью
инструментов торговой и структурной
политики (общеевропейские транспортные
проекты, экология, содействие науке
и исследованиям и т.д.) или
микроэкономического
Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни:
– инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
– процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;