Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является исследование экономических основ посреднической деятельности в сфере научных исследований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить науку как сектор национальной экономики
- описать виды посредничества в сфере научных исследований
- проанализировать структуру и отраслевые процессы посредничества в сфере научных исследований РФ
Введение……………………………………………………………………3
1. Наука как сектор национальной экономики…………………………..4
1.1 Сущность науки и ее классификация…………………………………4
1.2 Наука в системе государственных приоритетов……………………..7
1.3 Формы государственного регулирования науки……………………..9
1.4 Современное состояние научного комплекса……………………….10
1.5 Механизмы планового финансирования расходов на науку……….11
1.6 Наука как сектор национальной экономики………………………....14
2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ………………………………………...………….16
2.1 Понятие посредника и посреднической деятельности……………...16
2.2 Посредничество в сфере научных исследований……………………17
2.2.1 Российский опыт……………………………………………………18
2.2.2 Современные тенденции посредничества в сфере научных исследований…………………………………………………………………...20
3. Экономическая модель посредничества…………………………….…37
3.1. Обоснование экономической модели посредничества……………….…38
3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах………………..39
Заключение……………………………………………………………….……..40
Список литературы……………………………………………………………41
3.1. Обоснование экономической модели посредничества
Потребитель (Заказчик) ставит конкретные задачи ученым или организациям, занимающимся наукоемкими разработками на требуемую, разработку и финансирует проект. В софинансировании также могут участвовать НИИ, РАН, научный фонд или само государство. Но при государственном или муниципальном заказе в роли Потребителя соответственно участвует государство или органы местного самоуправления.
Идея рождается в НИИ, там же проводятся исследования и демонстрируется принцип работы. Затем создается лабораторный образец, на него требуются более крупные деньги. На этом этапе поддержку оказывают либо региональные фонды, либо Фонд Бортника, либо Министерство промышленности и науки. И, наконец, выпускается опытно-промышленный образец. Здесь требуется поддержка Российского фонда технологического развития (РФТР), либо берутся кредиты в банке, либо используются оборотные средства предприятия.
Фирма-посредник 1, в роли которой может выступать сам НИИ либо сторонняя организация, занимается созданием коммерческого продукта, то есть рассчитывает размер себестоимости разработки, отбирает Производителей, у которых есть технология для серийного производства разработки. Посредник 1 также занимается продвижением по всем правилам маркетинга и другими видами деятельности, требуемыми для увеличения заинтересованности Производителя в серийном производстве. После завершения всех процедур опытно-промышленный образец запускается в производство с привлечением крупных инвестиций.
Фирма-посредник 2 занимается продвижением изделий Потребителю. В роли Потребителя может участвовать как сама организация-заказчик, так и национальный или мировой рынок.
3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах.
1)Технологический.
Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
При этом:
— под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
— под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
— под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.
Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий:
* внедрение;
* тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий);
* консалтинг;
* трансферт;
* инжиниринг.
Внедрение — распространение нововведений; достижение практического использования прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований (инноваций). Внедрение инноваций требует перестройки сложившегося производства, переподготовки работников, капитальных затрат и одновременно связано с риском не получить необходимый результат и потерпеть убытки.
Определение и наличие благоприятных экономических и политических условий для работы, развитой инженерной и социальной инфраструктуры, продуманной логистики, квалифицированного кадрового фонда.
Например, для отраслевых российских и зарубежных компаний в Технополисе «Химград» создана вся необходимая инфраструктура в шаговой доступности, которая в максимально короткие сроки и с наименьшими финансовыми затратами позволяет запустить вновь созданное производство или уделить внимание развитию уже работающего производства. Также, научно-технологический комплекс Сколково должен обеспечить особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: космос и телекоммуникации, медицинская техника и фармацевтика, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.
2)Стратегический.
Стратегия - это иерархия целей, последовательное достижение которых, начиная с нижних уровней, приводит к достижению цели самого верхнего уровня. Быть стратегом - значит уметь выстроить такую иерархию, которая с минимальными затратами ресурсов (время, силы, деньги и пр.) приведет к достижению цели (или целей) верхнего уровня.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии.
Например, продукцию и услуги резидентов Технополиса потребляют крупнейшие компании России и стран СНГ как ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ТНК-ВР, ОАО «Татнефть», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Газпром нефть», ЗАО «Эссен Продакшн АГ», ОАО «Нестле Россия», ОАО «АККОНД», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Кировский шинный завод», «Омскшина», ОАО «Саранский з-д «Резинотехника», ЗАО «Кварт» г. Казань, ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и др. Кроме того, 10 % производимой на площадке продукции экспортируется в страны СНГ. Когда Технополис «Химград» выйдет на проектную мощность, ожидаемый объем продукции составит 16 млрд. руб. в год, число компаний-резидентов — 200, а общее количество рабочих мест — 10 000. Расчетный срок окупаемости Технополиса — 6–7 лет.
Также стратегический аспект в научно-техническом комплексе Сколково очевиден. На очереди задачи коммерческого использования космоса в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей гражданского общества. Проекты данного направления нацелены, прежде всего, на повышение эффективности и качества информационного обслуживания населения, развитие современной информационной инфраструктуры всех отраслей экономики страны.
3) Контрактный
Контракт — производный финансовый инструмент, по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный договором срок передать товар (базовый актив) другой стороне (покупателю) или исполнить альтернативное денежное обязательство, а покупатель обязуется принять и оплатить этот базовый актив, и (или) по условиям которого у сторон возникают встречные денежные обязательства в размере, зависящем от значения показателя базового актива на момент исполнения обязательств, в порядке и в течение срока или в срок, установленный договором.
Технополис «Химград», являясь членом НП «Гильдия Управляющих и Девелоперов», Российского Союза Химиков, Торгово-промышленных палат Республики Татарстан и Российской Федерации, инициирует контакты резидентов с международными компаниями, заинтересованными в сотрудничестве и реализации совместных проектов как на территории республики и России, так и за рубежом. Основными мероприятиями по поддержке резидентов на международном рынке являются совместное участие в международных выставках, форумах и конференциях.
Заключение
В результате рассмотрения представленной темы мы пришли к выводам:
Наука занимает исключительно важное место в обеспечении экономической и технологической безопасности страны. Например, улучшая экологические условия жизнедеятельности людей, наука способствует сохранению их здоровья, и тем самым — демографической ситуации в стране.
Высокая экономическая эффективность продажи наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках ставит в исключительно благоприятные финансовые условия страны, специализирующиеся на производстве и экспорте наукоемкой продукции.
К посредникам относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией интеллектуальной собственности, консалтингом, маркетингом инноваций, то есть занимающиеся собственно продвижением разработок на рынок.
Потребности в консультациях по вопросам маркетинга и продвижения продукции, привлечения инвестиции, поиска партнеров и субподрядчиков жизненно необходимы, но эти услуги либо слишком дороги, либо низкого качества, либо отсутствуют на национальном и местном рынках. Следовательно, устранив эти негативные факторы и создав благоприятные условия для функционирования и развития наукоемких производств, государство сможет повысить свои экономические и технологические показатели на мировой арене.
Список литературы
1) Гранберг А.Г. Испытание временем. // "ЭКО", 2005г., № 10. – с.2-16.
2) Бердашкевич А.П. Бюджет образования и науки в 2006 г. // "ЭКО", 2005г., № 11. – с.15-30
3) Валиева О.В. Наука и бизнес: стратегический альянс. // "ЭКО", 2007г., № 8. – с.41-60
4) Бердашкевич А.П., Булаев Н.И. Бюджетная поддержка российской науки в 2006—2010 годах. // "ЭКО", 2007г., № 12. – с.85-102
5) Елизарова Е.Ю. Технопарк в сфере высоких технологий. // "ЭКО", 2008г., № 5. – с.86-109
6) Вальтух К.К. Без науки - спад и деградация. // "ЭКО", 2008г., № 6. – с.25-36
7) Бердашкевич А.П. Разгосударствление научных учреждений. // "ЭКО", 2004г., № 12. – с.2-11
8) Карачаровский В.В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в России. // "ЭКО", 2004г., № 9. – с.68-79
9) Алексеенко С.В. Наука и жизнь. // "ЭКО", 2004г., № 8. – с.92-96
10) Охотников В.Б. Науку заказывали? // "ЭКО", 2004г., № 8. – с.96-99
11) Бекетов Н.В. Наука в России и в мире. // "ЭКО", 2003г., № 11. – с.12-21
12) Бакаева В.В., Бакаев А.С. Торговые агенты: структура и характеристики сообщества. // "ЭКО", 2002г., № 12.
13) Аблажей А.М. Бизнес и наука: опыт взаимодействия. // "ЭКО", 1999г., № 8. – с.12-21
14) Юрий Нешитов. Проблемы и опыт. // Инновации, 2003г., № 5.
15) http://ru.wikipedia.org
16) http://www.himgrad.ru
17)http://www.
24
[1] Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН |В. А. Шульги:] — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.
[2] Валиева О.В. Наука и бизнес: стратегический альянс. // "ЭКО", 2007г., № 8. – с.41-60
[3] Бекетов Н.В. Наука в России и в мире. // "ЭКО", 2003г., № 11. – с.12-21
[4] Юрий Нешитов. Проблемы и опыт. // Инновации, 2003г., № 5. – с.96-99
[5] Бекетов Н.В. Наука в России и в мире. // "ЭКО", 2003г., № 11. – с.12-21
[6] Щетинин О., Шестоперов О. Посредники между частным сектором и государством: содействие бизнесу или соучастие в коррупции? // Российский экономический журнал, 2008г., № 3. – с.106-123
[7] http://economy.polbu.ru/