Экономика посредничества в сфере науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является исследование экономических основ посреднической деятельности в сфере научных исследований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить науку как сектор национальной экономики
- описать виды посредничества в сфере научных исследований
- проанализировать структуру и отраслевые процессы посредничества в сфере научных исследований РФ

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Наука как сектор национальной экономики…………………………..4
1.1 Сущность науки и ее классификация…………………………………4
1.2 Наука в системе государственных приоритетов……………………..7
1.3 Формы государственного регулирования науки……………………..9
1.4 Современное состояние научного комплекса……………………….10
1.5 Механизмы планового финансирования расходов на науку……….11
1.6 Наука как сектор национальной экономики………………………....14
2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ………………………………………...………….16
2.1 Понятие посредника и посреднической деятельности……………...16
2.2 Посредничество в сфере научных исследований……………………17
2.2.1 Российский опыт……………………………………………………18
2.2.2 Современные тенденции посредничества в сфере научных исследований…………………………………………………………………...20
3. Экономическая модель посредничества…………………………….…37
3.1. Обоснование экономической модели посредничества……………….…38
3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах………………..39
Заключение……………………………………………………………….……..40
Список литературы……………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЧИСТОВИК.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

— государство выступает в роли посредника при организации эффективного взаимодействия академической, вузовской и прикладной науки, стимулируя различными методами кооперацию в области НИОКР.

Экономика России, обладающая значительной частью государственной собственности, имеет широкие возможности по залоговому обеспечению государственным имуществом кредитования приоритетных научных и научно-технических программ.

 

1.4. Современное состояние научного комплекса.

 

Эффективность функционирования научного комплекса зависит от уровня развития научного потенциала, который является важнейшим неисчерпаемым и возобновляемым ресурсом страны. Научный потенциал характеризуется:

— объемом финансирования научного комплекса, в том числе за счет средств: государственного бюджета, внебюджетных фондов, организаций предпринимательского сектора, иностранных инвесторов;

— количеством научных организаций, в том числе: учреждений академического сектора науки, организаций вузовского и отраслевого секторов науки, конструкторских, проектных и проектно-изыскательских организаций, научных организаций негосударственного сектора;

— уровнем развития материально-технической базы науки;

— численностью работающих в сфере науки, в том числе: действительных членов академии наук (включая отраслевые академии), членов-корреспондентов академии наук, докторов наук и профессоров, кандидатов наук.

 

 

 

 

 

1.5. Механизмы планового финансирования расходов на науку.

 

В условиях развития рыночных отношений механизм финансирования научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Финансирование указанных видов деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или приравненных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с действующим законодательством.

При этом источники финансирования науки имеют целевую направленность и в основном зависят от характера выполняемых работ и видов научной деятельности. Так, фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, включая средства Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, а также исследовательские и экспериментальные работы, направленные на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений науки и техники, т. е. исследования, имеющие прикладной характер, финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также за счет собственных средств предприятий и организаций (заказчиков) на долевой основе.

Министерство науки и технологий Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет финансирование:

— конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;

— федеральных целевых научно-технических программ;

— межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;

— приоритетных направлений научно-технического прогресса;

— подведомственных научных организаций;

— корпорации «Трансстрой», Межгосударственного авиационного комитета, Российского научного центра «Курчатовский институт» и Объединенного института ядерных исследований.

В настоящее время организационно-экономическая среда, в которой работают научно-технические организации, определяется:

— сокращением платежеспособного спроса заказчиков;

— определенной «оторванностью» научно-технической продукции от потребителей;

— ограниченностью бюджетных средств в связи с резким спадом производства;

— неплатежеспособностью предприятий в течение длительного времени;

— острой зависимостью экономики от импорта, а также растущей внешней и внутренней задолженностью;

— наличием негосударственного сектора науки;

— низким спросом со стороны коммерческих структур на собственно научную продукцию и, наоборот, возрастающей их заинтересованностью в использовании квалифицированных научных кадров, оборудования, материалов, находящихся в сфере науки;

— отсутствием существенных налоговых льгот;

— неэффективным государственным регулированием науки или полным его отсутствием.

Поиски более эффективных путей преодоления кризисного состояния науки позволяют сделать вывод о необходимости формирования оптимальной структуры научных организаций, сконцентрированных на конкретных направлениях исследований.

В последнее время сформировалась принципиально новая форма научной и инновационной деятельности — технопарки. Это самостоятельные образования, на организацию которых предпринимательские структуры выделяют средства, а высшие учебные заведения — научные кадры, оборудование и территорию.

Соответственно программа исследований технопарков полностью определяется потребностями предпринимательских структур, участвующих в финансировании технопарков. Руководство ими осуществляется специальными комиссиями из представителей предпринимательских структур и учебных заведений или привлеченной организацией, специализирующейся в области управления научными исследованиями и инновационными проектами.

В настоящее время в России созданы и действуют 27 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк».

С переходом на рыночные отношения все большую роль в обосновании эффективности научных исследований на уровне фирм, корпораций и предприятий играют показатели коммерческой эффективности. Она определяется как отношение результатов, получаемых и в процессе научных исследований, и при их практическом внедрении, к затратам, включающим единовременные и текущие расходы, при этом результаты могут быть выражены в форме дополнительной прибыли или прироста прибыли в той части, которая может быть отнесена на результаты научных разработок.

Научная деятельность часто сопряжена с риском, что является определенным тормозом для развития науки на уровне конкретных  заказчиков (потребителей) научной продукции. Этот риск связан с вероятностным характером результатов научных исследований, что не исключает некоторого просчета при определении производственных и коммерческих результатов.

 

В заключение необходимо отметить, что развитие рос­сийской науки и сферы инновационной деятельности всё в большей мере подчиняется требованиям экономической це­лесообразности, преодолевается автаркия научно-техничес­кого развития, происходит формирование российского сег­мента в мировом рынке инноваций. Именно эти аспекты наиболее рельефно отражают современные процессы в сфе­ре инновационной деятельности и определяют особенности политики приспособления и адаптации национальной науч­но-технической системы к реалиям складывающихся рыноч­ных отношений. При всей неоднозначности и незавершен­ности этих процессов, во многих случаях противоречащих сложившимся традициям, менталитету и психологическим установкам российских учёных, обозначенные тенденции соответствуют глобальным изменениям современного научного и инновационного развития.[5]

 

1.6. Наука как сектор национальной экономики.

 

Наука сегодня, с одной стороны - часть национальной культуры, сохранение и развитие которой является одним из приоритетов государства. И столь же естественно видеть в прикладных исследованиях и разработках часть экономики, которая должна регулироваться законами рынка. В первом случае максимально возможный для государства бюджет должен распределяться внутри научного сообщества им самим. Во втором случае государству следует вмешиваться в прикладную науку ровно в той мере, в какой оно готово вмешаться, например, в судостроение или жилищное строительство. Правительство в этом случае должно просчитывать рыночные перспективы - как изменения в этом секторе повлияют на смежные отрасли, отразятся на экономике в целом.

России необходимо как можно активнее осваивать действующие международные грантовые системы, включаясь в состав их доноров, открывать для наших ученых новые грантовые возможности.

В научно-технической сфере, рассматриваемой как сектор экономики, государство, основную поддержку должно оказывать не деньгами, а создавая стимулы для участников процесса. Иными словами, надо помогать производителю, устанавливая налоговые льготы и преференции для его клиентов: для потребителей продукции малых технологических предприятий, заказчиков научных исследований.

Вопрос же об эффективности науки прост: все определяет спрос на ее результаты. 

Высокотехнологическая продукция часто не находит спроса, потому что в России пока не научились ни изучать, ни формировать спрос. Как правило, мы думаем о том, в состоянии ли сделать некий замечательный продукт, а не о том, готов ли будет кто-то его покупать за ту цену, которая у нас получилась.

Принцип: "лучший эксперт - это инвестор" до сих пор верен.

Профессиональные инвесторы обязательно внедрят и профессиональный маркетинг, без чего современная рыночная экономика просто не работает.

В настоящий момент, в экономике России, направленной на сырьевой рынок, наметился спад экономического роста. Следовательно, переход от сырьевой экономики к экономике знаний неизбежен.

Очень важно обеспечить поддержку промышленного экспорта, в том числе продукции высокотехнологических компаний. Сегодня каждое государство поддерживает национальный экспорт. По европейским нормам России для успешной поддержки своего промышленного экспорта необходимо тратить ежегодно 0,3 процента своего ВВП, а это десятки миллиардов рублей. Наше государство сейчас не вкладывает в это даже десятков миллионов рублей, и здесь одна из причин, по которым российский экспорт промышленной продукции - не сырья, с сырьем все в порядке - неприлично мал.

Важно разобраться с проблемами интеллектуальной собственности, причем я бы выделил в качестве приоритета защиту наших патентов за рубежом. Если бы удалось найти системное, с участием государства, решение этой проблемы, мы могли бы немало зарабатывать на лицензиях. И направлять существенную часть этих денег на развитие инновационной инфраструктуры.

Можно сделать вывод, что наука – самостоятельный сектор экономики, так как главной целью является формирование спроса и удовлетворение потребностей в наукоемкой продукции. Но и наука – это стартовая страница в любом секторе экономики, потому что, не зная теоретических преимуществ, нельзя получить практическую выгоду.

2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ.

 

 

2.1. Понятие посредника и посреднической деятельности.

 

Современную экономику невозможно представить без посредников - частных лиц и организаций, помогающих потенциальным участникам трансакций найти друг друга и содействующих заключению и исполнению сделок.

В частном секторе посредники исполняют брокерские функции, гарантируют ликвидность и наличие товаров, распространяют рыночную информацию и дают гарантии качества, обеспечивают функционирование рынков и выполняют иные важные функции, создавая значительную часть - до четверти и выше - национального дохода.[6]

Посредник - лицо, фирма, организация, оказывающие содействие в установлении контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг. В роли посредников выступают агенты, брокеры, дилеры, маклеры, комиссионеры, коммивояжеры. Посредничество - один из видов предпринимательства.[7]

Посредническая предприниматель­ская деятельность ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредствен­ных производителей товаров на основе углубления специали­зации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) ка­питала;

3) к насыщению товарных рынков до объективно требуе­мых размеров и функционированию непосредственных това­ропроизводителей в соответствии с интересами конечных по­требителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский инте­рес к которой он уже выявил; любую продукцию, производи­мую непосредственным товаропроизводителем, он приобре­тать не будет).

Посредники востребованы в экономике в силу своей способности снижать трансакционные издержки: часть такой экономии они присваивают для покрытия собственных затрат и получения прибыли, а остальное составляет выигрыш клиентов.

 

2.2. Посредничество в сфере научных исследований.

 

Основными причинами невосприимчивости российской экономики к высоким технологиям считаются отсутствие средств у предприятий, дорогие кредиты и высокие риски, препятствующие получению кредитов. Такая аргументация не учитывает влияния всей совокупности институциональных ограничений инновационного рынка, механизмы участия науки в процессе производства и реализации инноваций.

Термин «посредник» в сознании многих настолько прочно связан с негативными экономическими взаимодействиями, что зачастую это представление ставит барьеры на пути продвижения научных разработок на рынок. Между тем инновационная инфраструктура включает в свой состав не только производственно-технологические (технопарки, бизнес-инкубаторы, ИТЦ), информационные и финансовые структуры (специальные фонды, ориентированные на поддержку инноваций, или венчурное финансирование), системы сертификации, но и «посредников», занимающихся собственно продвижением разработок на рынок. К ним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией интеллектуальной собственности, консалтингом, маркетингом инноваций.

Информация о работе Экономика посредничества в сфере науки