Экономика отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле.

Содержание

1. Понятие эффективности применительно отрасли. Парето-оптимальное распределение ресурсов.
2. Аналитическая оценка современного состояния внешней торговли Российской Федерации с зарубежными странами (определение региона по выбору студента).
3. Практическое задание.

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли мосин.docx

— 57.78 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Понятие эффективности применительно отрасли. Парето-оптимальное распределение ресурсов.

2. Аналитическая оценка современного состояния внешней торговли Российской Федерации с зарубежными странами (определение региона по выбору студента).

3. Практическое задание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Торговля  является важнейшей отраслью  экономики страны, состояние и  эффективность функционирования  которой непосредственно влияют  как на уровень жизни населения,  так и на развитие производства  потребительских товаров. Она  составляет около 27% внутреннего  валового продукта РФ; по размеру  налоговых поступлений в федеральный  бюджет торговля занимает второе  место среди основных отраслей  экономики.

 Значительные  перемены в экономической и  политической жизни страны, произошедшие  в течение последних лет, повлекли  за собой существенные изменения  в характере и условиях функционирования  всех отраслей народного хозяйства,  в том числе и в розничной  торговле. В настоящее время розничная  торговля РФ претерпевает кардинальные  изменения. Эти изменения связаны,  прежде всего, с резким сокращением  неорганизованной торговли, стремительным  и масштабным развитием российских  розничных сетей, возникновением  острой конкуренции между крупными  отечественными и глобальными  международными розничными сетями. В процессе анализа факторов, препятствующих выходу хозяйствующих  субъектов на товарный рынок,  должны быть, вероятно, учтены различные  сочетания и комбинации так  называемых барьеров и степень  их преодолимости, xapaктерные для отдельных отраслей и территорий. Но можно отметить общую почти для всех отраслей многих рынков страны черту - наличие таких барьеров, как ограничения по спросу, финансовые затруднения предприятий (отсутствие оборотных средств, взаимные неплатежи)

Угроза выхода на рынок новых компаний заключается  в том, что они добавляют в  отрасль новые производственные мощности и тем самым могут  уменьшить рыночные доли существующих конкурентов. Кроме того, "новички" могут привнести существенные ресурсы (такие как развитая реклама или  большой бюджет НИОКР), которые не были до этого обязательными для  успешной деятельности на рынке. Данная угроза тем ниже, чем выше барьеры  входа в отрасль.

1. Понятие эффективности применительно отрасли. Парето-оптимальное распределение ресурсов.

   Рыночное  реформирование национальной экономики  РФ и отдельных ее отраслей  как безальтернативный курс предполагает  последовательное решение комплекса  целей и задач, среди которых  достижение устойчивого повышения  эффективности экономики и, на  этой основе подъем уровня  жизни населения приобретает  первостепенное значение.

В повышении  материального и культурного  благосостояния населения значимая и все более возрастающая роль принадлежит динамичному развитию торговли товарами и услугами, что  в свою очередь обуславливает  создание благоприятных условий  для эффективной деятельности ее предприятий и организаций.

Торговля потребительскими товарами является неотъемлемым и ключевым звеном современной экономики. По своим функциональным назначением она призвана оказывать существенное воздействие на процесс развития и повышения эффективности всех стадий расширенного воспроизводства общественного продукта. Однако, на этапе перехода к рыночной модели хозяйствования значимость торговли как развитой формы обмена, обеспечивающей тесные связи между продавцами и покупателями товаров, возрастает на качественно новой основе.

Эффективная рыночная экономика, способная обеспечить высокое  благосостояние граждан и процветание  страны, возможна лишь на основе достижения мирового уровня конкурентоспособности  российских товаров и услуг, российских предприятий. Управление организацией в условиях рыночной экономики значительно  более сложный процесс, чем в  плановой экономике. В первую очередь, это связано с расширением  прав субъектов предпринимательской  деятельности, с увеличением ответственности  перед акционерами, партнерами, клиентами  и другими субъектами. Возникает  необходимость более гибкой адаптации  к изменениям в окружающей среде. Такие изменения в управлении затрагивают все сферы экономической  деятельности, в том числе и  торговлю.

Влияние со стороны  окружающей среды, проявляющееся в  форме входящих сигналов среды, выраженных определенными значениями количественных и качественных ее параметров, воздействует на эффективность торговли. Сигналы внешней среды меняются во времени случайным образом, причем будущие их значения невозможно определить точно, а можно лишь с определенной вероятностью предсказать некоторые сигналы и задать закон их распределения.

Влияние окружающей среды на эффективность торговли влечет за собой изменение количественных и качественных характеристик составляющих эффективности торговли, причем осуществление  этой взаимосвязи возможно только благодаря  существованию связей между этими  составляющими. Эти связи в процессе взаимодействия составляющих друг с  другом и окружающей средой придают  управлению эффективностью торговли системный  характер.

При управлении эффективностью торговли необходимо использовать системный подход. Системный подход к управлению – это логически  обоснованный подход к исследованию объектов как сложных систем, которые  состоят из отдельных элементов  с многочисленными внутренними  и внешними связями. Системный подход к управлению эффективностью торговли позволит глубже изучить объект управления, получить более полное представление  о нем, выявить причинно-следственные  связи между отдельными частями  объекта.

Системный подход является необходимым условием использования  математических методов, однако его  значение выходит за эти рамки. Он предполагает всесторонний учет  специфических  характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию.

Основой системного подхода к управлению эффективностью является соблюдение принципов системности. К системным принципам относятся  принцип конечной цели, принцип измерения, принцип единства, принцип связности, принцип модульного построения, принцип  иерархии, принцип функциональности, принцип развития, принцип децентрализации, принцип неопределенности. Мы считаем  целесообразным использование этих принципов в системном подходе  к управлению эффективностью торговли. Нами были рассмотрены принципы системности  по отношению к управлению эффективностью торговли.

Принцип конечной цели предполагает определение абсолютного  приоритета конечной (глобальной) цели. В управлении эффективностью торговли конечной целью является повышение  объекта управления, то есть эффективности.

Принцип измерения  подразумевает определение системы как части системы более высокого порядка и рассмотрение ее относительно целей и задач старшей системы. Управление эффективностью являет собой составляющую общего управления торговлей, следовательно, цели управления эффективностью должны соответствовать более высоким целям – целям управления торговлей.

Принцип единства ориентирован на совместное рассмотрение системы как целого, так и совокупности элементов. Принцип единства по отношению к управлению эффективностью торговли подразумевает рассмотрение не только достигнутых уровней эффективности в конкретный период, но и анализ ее составляющих.

Принцип связности  предполагает рассмотрение любой части  совместно с ее окружением, то есть проведение процедуры выявления  связей между элементами системы  и выявление связей с окружающей средой. При управлении эффективностью торговли необходимо рассматривать  изменение эффективности торговли не обособленно, а во взаимосвязи  с динамикой ее составляющих и  во взаимодействии с окружающей средой.

Перечисленные принципы системного подхода применимы  к управлению эффективностью торговли и позволяют лучше увидеть  существенные стороны проблемы повышения  эффективности, а также учесть весь комплекс взаимосвязей, обеспечить системную  интеграцию. На рисунке показаны этапы  системного подхода к управлению эффективностью торговли.

Важным этапом системного подхода к управлению эффективностью торговли является изучение факторов, влияющих на объект управления, то есть эффективность торговли.

Выявление факторов, влияющих на эффективность, предполагает изучение экономических условий  ее формирования. В литературе слово  «фактор» (лат. factor – делающий, производящий) трактуется как движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий. В экономической литературе под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка. Если эффективность торговли характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей, то на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов. Знание факторов и умение определять их влияние на значение показателей эффективности позволяют воздействовать на их уровень посредством управления факторами с целью создания механизма поиска резервов повышения эффективности торговли.

В условиях рыночной экономики на эффективность торговли влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по различным  признакам. В зависимости от места  возникновения выделяются внешние  и внутренние факторы.

 

 Рис. 1. Модель  процесса управления эффективностью  торговли

Внешние факторы  предприятия – это факторы, которые  оказывают воздействие на его  функционирование или от которых  зависит сам процесс его функционирования. К ним относятся процессы, не зависящие  от деятельности какого-либо конкретного  предприятия, однако косвенно влияющие на эффективность его деятельности.

Если при плановой экономике предприятие могло  производить благо независимо от окружающей среды, независимо от общественного  развития и надеяться на гарантированный  спрос, то сегодня немыслимо управлять  предприятием, не обращая внимания на изменения внешних факторов.

Одни внешние  факторы оказывают прямое воздействие  на деятельность предприятия. Такие  факторы называются факторами прямого  воздействия. Другие же не оказывают  такого воздействия, но их учет или  игнорирование в деятельности предприятия  может существенно повлиять на его  эффективность. Такие факторы относятся  к факторам косвенного воздействия.

Решение вопросов управления эффективностью торговли в  значительной степени зависит от способности руководителей наметить курс устойчивого эффективного развития, способности организовать управление эффективностью и повысить энтузиазм  и заинтересованность людей в  работе.

О важной роли умелого  использования всей совокупности внешних  факторов свидетельствует положение  проекта «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», подготовленное Фондом «Центр стратегических разработок»  под руководством Г.О. Грефа. Приоритетной целью экономической политики является процесс формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, обеспечение высокого уровня экономической свободы. Этот процесс характеризуется комплексом взаимозависимых факторов.

Управление эффективностью торговли зависит от влияния факторов как прямого, так и косвенного воздействия. Эффективность торговли в значительной степени зависит  и от внутренних факторов. Внутренние факторы зависят непосредственно  от деятельности торгового предприятия. Совокупность внутренних факторов, влияющих на эффективность торговли, – это  сегментированное, но взаимоувязанное  структурное деление торгового  предприятия и его деятельности. К внутренним факторам относят оборот розничной торговли по отдельным  предприятиям или по совокупности таких  предприятий, а также размер издержек обращения, численность работников, величину основных, оборотных средств, товарных запасов, наличие собственных  оборотных средств и другие факторы.

Классификация факторов позволяет решить важную проблему – определить основные показатели оценки эффективности, которые бы наиболее полно отражали достигнутые результаты деятельности. Комплексная классификация  дает возможность моделировать хозяйственную  деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности торговли.

Парето-оптимальное распределение ресурсов

Функционирование  рыночного механизма дает возможность не только достичь положения мезоэкономического равновесия, но и обеспечить оптимальность экономической системы в целом. 

Информация о работе Экономика отрасли