Экономика неопределенности, спекуляции и страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем абстрактную модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том мы числе предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.

Содержание

1. Неопределенность как характерная черта рыночной экономик понятие асимметричной информации 1
2. Риск и способы его снижения. страхование 5
3. Спекуляция в рыночном хозяйстве 15

Работа содержит 1 файл

econ_neopr.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

• Операции хеджирования. Фьючерсные сделки обычно используются для страхования  — хеджирования (англ. to hedge) от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар. К хеджированию прибегают также фирмы, покупающие или продающие товары на срок на бирже реального товара или вне биржи.

Операции хеджирования состоят  в том, что фирма, продавая реальный товар на бирже или вне ее с поставкой в будущем, желая использовать существующий в момент заключения сделки уровень цен, одновременно совершает на срочной бирже обратную операцию, т.е. покупает фьючерсные контракты на тот же срок и на то же количество товара. Фирма, покупающая реальный товар с поставкой в будущем, одновременно продает на бирже фьючерсные контракты. После сдачи или соответственно приемки товара по сделке с реальным товаром осуществляется продажа или выкуп фьючерсных контрактов. Таким образом, фьючерсные сделки страхуют сделки на покупку реального товара от возможных убытков в связи с изменением цен на рынке на этот товар. Принцип страхования здесь построен на том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество товара, и наоборот. Поэтому покупатель реального товара осуществляет хеджирование продажей (selling hedge), а продавец реального товара — хеджирование покупкой (buying hedge).

Хеджирование продажей — это продажа на срочной бирже фьючерсных контрактов при закупках равного количества реального товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара. Например. торговец-перепродавец (посредник, дилер, агент) покупает большие количества сезонного товара (зерно, какао-бобы, каучук и пр.) в определенный, обычно сравнительно короткий срок, с тем чтобы затем обеспечить полную и своевременную поставку товара по заказам своих потребителей. Не прибегая к хеджированию, он может понести убытки при последующем возможном снижении цен на его товары, находящиеся на складе. Чтобы избежать этого или свести риск до минимума, он одновременно с закупкой реального товара (безразлично, на бирже или непосредственно в производящих странах) производит хеджирование продажей, т.е. заключает на бирже сделку на продажу фьючерсных контрактов, предусматривающих поставку такого же количества товара. Когда торговец перепродает свой товар потребителю, предположим, по более низкой цене, чем он купил, он терпит убыток по сделке с реальным товаром. Нс одновременно он выкупает ранее проданные фьючерсные контракты по более низкой цене, в результате чего получает прибыль. К хеджированию продажей прибегают часто и непосредственные потребители биржевых товаров (какао-бобов, каучука и др.) в тех случаях, когда они покупают эти товары на срок.

Хеджирование покупкой — это  покупка фьючерсных контрактов с  целью страхования цен на продажу  равного количества реального товара, которым торговец не владеет, с поставкой  в будущем. Цель этой операции избежать любых возможных потерь, которые могут возникнуть в результате повышения цен на товар, уже проданный по зафиксированной цене, но еще не закупленный («не покрытый»). Например, мукомольное предприятие заключило контракт на продажу муки по согласованной цене с поставкой через два месяца. Однако за недостатком складских помещений оно вынуждено отложить закупку пшеницы до даты поставки с учетом времени, необходимого для помола, упаковки и транспортировки. Опасаясь, что к моменту закупки пшеницы цены могут подняться, мукомольное предприятие покупает достаточное для покрытия его сделки количество фьючерсных контрактов на срочной бирже. Если цена на пшеницу повысится к тому времени, когда оно будет закупать зерно для помола, оно потеряет на сделке с реальным товаром, но в то же время продаст свои фьючерсы по более высокой цене на срочной бирже и использует полученную прибыль для покрытия убытков по сделке с реальным товаром. Тот же результат будет достигнут и в случае, если цены на пшеницу к моменту закупки снизятся:

мукомольное предприятие  понесет убытки на срочной бирже, но получит прибыль при закупке  реального товара.

Хеджирование покупкой осуществляется также и при сделках  с последующей фиксацией цены, или так называемых онкольных сделках (on call). Так, при закупке биржевых товаров с поставкой на срок покупатель в расчете на то, что до наступления срока сдачи товара его цена на бирже понизится, договаривается с продавцом об установлении цены не при заключении контракта, а по котировке срочной биржи в день, выбранный им по своему усмотрению. Например, 20 февраля продавец и покупатель подписали контракт на продажу 10 тыс. т сахара-сырца на условиях фоб Гамбург с поставкой в сентябре по цене октябрьской позиции Лондонской срочной биржи на сахар-сырец, которая сложится в любой из рабочих дней с 21 февраля по 31 августа по выбору покупателя плюс 1 ф. ст. на 1 т. Чтобы закрепить для себя цену, сложившуюся на рынке в момент заключения сделки, продавец в тот же день продает через брокера на Лондонской бирже 200 октябрьских фьючерсных контрактов по 50 т каждый по цене 166,05 ф. ст. за 1 т. 13 августа покупатель сообщает продавцу, что он намерен зафиксировать цену, исходя из октябрьской котировки на 14 августа. 14 августа продавец откупает свои фьючерсные контракты по цене дня, т.е. по 160,45 ф. ст. за 1 т. Таким образом, покупатель уплатит за сахар-сырец 161,45 ф. ст. за 1 т фоб Гамбург, а продавец кроме этой цены получит разницу по своим операциям на срочной бирже в размере 5,60 ф. ст., а всего 167,05 ф. ст., т.е. столько же, сколько он получил бы, зафиксировав цену, исходя из котировки 20 февраля. Следовательно, продавцу сделка с последующей фиксацией цены не грозит убытками (за исключением расходов по вознаграждению брокера), если он хеджировал эту сделку. Покупателю такая сделка выгодна только в случае падения цен. При повышении цен он понесет убыток.

Хеджирование рисков на длительный период можно проиллюстрировать  следующим примером. Кабельный завод  подписал контракт на покупку медной проволоки с поставкой через шесть месяцев на базе цены на наличные медные вайербарсы, которая составляла в момент подписания контракта 950 ф. ст. за 1 т. и была использована при составлении калькуляции. Для выполнения заказа на кабель предприятию требуется три месяца, следовательно, вайербарсы понадобятся ему лишь через три месяца после заключения контракта. Предприятию невыгодно держать у себя на складе вайербарсы в течение длительного срока (лишние три месяца), поскольку это связано с расходами по складированию и кредитованию. В то же время откладывать закупку сырья до того времени, когда оно понадобится для переработки, рискованно, так как цены на рынке могут повыситься. Опасаясь возможного повышения цен на вайербарсы, предприятие в день подписания контракта закупает на срочной бирже фьючерсные контракты на полное количество медных вайербарсов, необходимое для производства кабеля, по котировке фьючерсных контрактов, которая составляла 952 ф. ст. за 1 т.

Предположим, что через три месяца цены вайербарсов повысятся до 960 ф. ст. за 1 т. Это означает, что предприятие потеряет на каждой тонне медных вайербарсов по 10 ф. ст. Но, покупая реальную медь по 960 ф. ст. за 1 т, предприятие одновременно продает купленные ранее фьючерсы, цена которых повысилась на столько же, на сколько поднялась цена реальной меди (до 962 ф. ст. за 1 т). От ликвидации фьючерсных контрактов предприятие получило на каждой тонне 10 ф. ст. прибыли, которая покрыла убытки от повышения цены на реальный товар.

Следовательно, благодаря фьючерсной операции предприятие застраховало себя от убытков в связи с повышением цен на сырье и обеспечило себе ту прибыль, которую оно запланировало в своей калькуляции. Такой же результат получился бы, если бы цена на реальную медь не повысилась, а понизилась, с той разницей, что экономия, полученная от покупки реальной меди, была бы поглощена убытком от продажи фьючерсов.

Механизм хеджирования основан  на том, что изменения рыночных цен  на реальные товары и цен на фьючерсы одинаковы по своим размерам и  направлению. На самом деле эти цены не всегда одинаковы, однако пределы их колебаний примерно одни и те же. Разница между ценой на контракт реального товара и ценой на фьючерсный контракт называется базисом.

Спекулятивные и хеджевые сделки составляют в настоящее время  основную часть операций важнейших товарных бирж. Так, на Лондонской бирже металлов на операции по хеджированию приходится 50 — 60% и на спекулятивные сделки — 25 — 40%. На Лондонской бирже сахара спекулятивные операции составляют примерно 60 — 65% всех биржевых сделок. На Нью-Йоркской бирже кофе, сахара и какао к спекулятивным относятся свыше 40% сделок. В силу принципиального отличия сделок на реальный товар и фьючерсных сделок биржи этих категорий сделок в большинстве случаев существуют раздельно. Например, зерновые биржи в Лондоне, Гамбурге и Генуе занимаются сделками в основном на реальный товар, между тем как биржи в Роттердаме, Амстердаме, Милане, Буэнос-Айресе занимаются преимущественно срочными сделками.

Сделки на реальный товар  совершаются преимущественно вне  бирж — по телексу, телетайпу или телефону на базе типовых биржевых контрактов и по биржевым котировкам. Это стало возможным благодаря техническим достижениям в области связи — использованию спутниковой связи, компьютерной техники, что способствовало развитию мировых телексных и телетайпных рынков. Телексная связь позволяет в минимальные сроки установить контакт потребителем, поставщиком или перепродавцом товара в любой даже самой отдаленной стране, способствуя формированию единого мирового телексного рынка по каждому из биржевых товаров. Заключение сделки по телексу на условиях типовых контрактов, согласно конвенции ООН о международных говорах купли-продажи, равнозначно письменному контракту.

ЭконНеопр.    31.10.00           Меркулов А.С.


Информация о работе Экономика неопределенности, спекуляции и страхования