Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 04:48, реферат
Индия (официальное название – Республика Индия, или Бхарат) – одно из крупнейших государств мира, которое характеризуется высокими темпами экономического развития, растущим удельным весом в мировой экономике и большим авторитетом на мировой политической арене.
Для лучшего использования внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации деятельности государственного и частного секторов национальной экономики и преодоления зависимости от империализма, государство стало активно применять в своей экономической политике методы программирования и планирования.
Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного развития Индии определяется необходимостью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых средств, а также реализации части продукции на мировом рынке. Оно многократно возрастает в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические связи становятся одним из наиболее важных каналов, по которому осуществляется импорт достижений НТР из промышленно развитых государств.
Преодолевая явное
и скрытое действие империализма,
Индия ведет борьбу за эффективное
использование своих
К началу 70-х годов важным фактором жизни страны стал государственный сектор экономики, произошло определенное ограничение деятельности иностранного капитала, расширились и укрепились экономические связи со странами Восточной Европы. Эти изменения оказали серьезное влияние как на внутриэкономическое положение страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в частности была достигнута большая сбалансированность в масштабах и интенсивности хозяйственных связей с капиталистическими странами и странами Восточной Европы и СССР.
Соответственно претерпели качественные изменения все элементы внешнеэкономических связей Индии. В первую очередь это привело к сокращению размеров и, что особенно важно, ухудшению условий привлечения в страну иностранных частных инвестиций. Вместе с тем взаимоотношения Индии с иностранным частным капиталом остаются чрезвычайно тесными, что достигается предоставлением льгот иностранным компаниям, обязующимся ввозить в страну новую технологию, развивать ее экспорт или производство энергоресурсов.
Индия благожелательно
относится к иностранной
В настоящее время в связи с коренными изменениями, произошедшими в экономике и политике стран бывшего социалистического лагеря, поток помощи из стран Восточной Европы уменьшился и Индии приходится заново переориентировать свои экономические связи, укрепляя внешнеэкономические отношения с развитыми капиталистическими, а также с развивающимися странами. Проблемы укрепления собственной производственной базы и некоторые экономические трудности, в частности в сфере платежного баланса, побуждают Индию к усилению роли внешнеторговых связей в решении общенациональных проблем хозяйственного развития.
Использования Индией
внешнеэкономических связей осуществляется,
в первую очередь, в целях ликвидации
экономической зависимости от империализма
и упрочения хозяйственной
Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической стратегии Индии является курс на ускоренное развертывание товарообмена с развивающимися странами. Страны Афро-азиатского региона стали одним из основных рынков сбыта продукции новых отраслей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важным поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что особенно важно, минерального сырья и нефти для нужд индийской промышленности. Освоение этого рынка производится в Индии объединенными усилиями государственного и частного секторов, причем наряду с товарообменом большое значение приобретает экспорт государственного и частного капитала.
Неравномерность капиталистического развития обусловила такое положение, при котором Индия, продолжая отставать от развитых капиталистических государств, в то же время значительно опережает большинство развивающихся стран. Это тоже накладывает отпечаток на внешнеэкономическую политику Индии, согласно которой основными внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капиталистические страны, страны СНГ и Россия.
2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ 2.1. Роль госсектора во внешнеэкономических связях
Значение внешнеэкономических
связей для национальной экономики
Индии обуславливает весьма активное
участие государства в их развитии
и повышении эффективности
2.1.1. Участие госсектора в экспорте
Формы, в которых осуществляется стимулирование экспортных усилий частнопредпринимательских кругов Индии, на долю которых приходится около 80% стоимости национального вывоза, могут быть разделены на три основные категории.
К первой из них относятся финансовые и налоговые льготы при платежах в национальной валюте. Они включают в себя отсрочки или же освобождение от уплаты экспортных пошлин, предоставление налоговых льгот предприятиям, работающим на экспорт, выплаты экспортных премий, прямое и косвенное субсидирование экспорта, его страхование, предоставление экспортных кредитов и т.д. Так, в середине 80-х годов индийский экспортер получал денежную субсидию в размере 5-25% цены при экспорте товаров.
Вторая категория государственного стимулирования частных экспортеров включает в себя валютные льготы, как например предоставление права на использование части валютных средств, полученных от экспорта, на дальнейшее его расширение, на импорт сырья и материалов для экспортного производства, предоставление премий в твердой валюте и т.д.
Примером такого рода
государственного стимулирования может
служить решение министерства торговли
Индии принятое в сентябре 1975 года
и разрешающее крупным
В 1977 г. в целях укрепления производственной базы экспорта индийским фирмам было предоставлено право импорта любых товаров, необходимых для производства экспортной продукции, в размере 25% от стоимости их экспорта. Специальные льготы были предоставлены мелким и средним экспортерам, в частности выделение импортных лицензий на сумму до 50 тыс. рупий в свободно конвертируемой валюте. Если же предприятие сектора мелкой промышленности экспортировало свыше 20% своей продукции, размеры этих лмцензий не ограничивались.
Третья категория государственных мероприятий, направленных на оказание помощи частным экспортерам, включает сбор и обработку информации о зарубежных рынках, проведение рекламной работы, организацию выставок и т.д. Роль государства в развитии экспорта Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода стимулов частным предприятиям. Государство также самостоятельно вышло на мировой рынок, первоначально через систему государственных внешнеторговых объединений, первым из которых стала созданная в 1956г. Государственная торговая корпорация (Г.Т.К.).
Экспортная деятельность Г.Т.К. характеризуется весьма высокими темпами роста. Динамика его такова, что если в 1956 году ее экспорт составлял около 90 млн. рупий, то через 20 лет, в 1976 г., он достиг 5590 млн. рупий, что равнялось 17% стоимости всего национального экспорта.
Многим индийским
государственным компаниям
Усиление позиции государства в экспортных операциях в связи с абсолютным и относительным ростом экспорта государственных внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положитель ным образом сказалось на повышении эффективности экспортных программ Индии в целом.
Во-первых, при активном участии государственного сектора в экспорте страны произошло увеличение удельного веса готовых изделий, а также товаров с наиболее высокой валютной эффективностью (продукция машиностроения, химии и т.д.). Во вторых, в руках государства находится ныне мощный рычаг, позволяющий ему корректировать географическое направление экспорта в зависимости от первоочередных задач. Иными словами, усиление позиции государства в экспортной торговле оказало важное положительное влияние на укрепление позиций Индии на мировом рынке, рост конкурентноспособности ее товаров и увеличение экспортных поступлений.
2.1.2. Участие госсектора в импорте
Как и экспортной торговле воздействие государства на развитие импорта проявляется, во-первых, через систему государственного регулирования, и, во-вторых, путем непосредственного участия государственных внешнеторговых компаний и предприятий государственного сектора в осуществлении импортных операций.
Государственное регулирование импорта включает валютное регулирование, лицензирование, тарифную политику, установление импортных квот, прямой государственный контроль за ввозом отдельных товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей деятельности государства имеет большое значение, особенно в условиях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с последним обстоятельством государственное внешнеторговое регулирование направлено в первую очередь на обеспечение экономии валютных средств. Этой цели государство в основном добивается посредством предоставления импортных льгот экспортерам. В этом случае импортное регулирование тесно переплетается с экспортным.
Экономному расходованию
валюты при одновременном
Не менее важной целью государственного импортного регулирования является защита национальной промышленности. Именно здесь протекционизм приобретает антиимпериалистическое содержание и служит общенациональным интересам. Осуществление защиты национальной экономики происходит через установление:
- высоких таможенных пошлин;
- импортных квот;
- прямого запрета
на импорт товаров, идентичных
тем, которые производятся
Довольно сильные позиции государства в импорте определяются крупными масштабами деятельности государственных внешнеторговых организаций и предоставлении им исключительного права импорта отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными, но не единственными государственными организациями, участвующими в осуществлении импортных операций. Значительный объем импорта машин и оборудования осуществляется прямыми потребителями этих товаров из числа государственных промышленных предприятий.
Огосударствливание
импорта непосредственно
2.2. Экспорт государственного и частного капитала
Оставаясь крупнейшим
среди развивающихся стран
Безусловно, поток капитала из Индии ни абсолютно, ни относительно не идет в сравнение с вывозом капитала из любого развитого капиталистического государства. Общий объем прямых заграничных инвестиций был в 1986 г в 1800 раз меньше. чем из США и в 2000 раз меньше, чем из Западной Европы. Такая разница вполне закономерна и определяет соотношение сил и возможностей индийского и западного капиталов.