Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 04:48, реферат
Индия (официальное название – Республика Индия, или Бхарат) – одно из крупнейших государств мира, которое характеризуется высокими темпами экономического развития, растущим удельным весом в мировой экономике и большим авторитетом на мировой политической арене.
Введение
Индия (официальное название – Республика Индия, или Бхарат) – одно из крупнейших государств мира, которое характеризуется высокими темпами экономического развития, растущим удельным весом в мировой экономике и большим авторитетом на мировой политической арене.
Занимая 7-е место в мире по территории (3,3 млн. км2), по численности населения Индия уступает только Китаю. По последней переписи 2011 г., численность индийцев составляет 1,2 млрд. чел. 38% населения мира переживают третью фазу демографического перехода, на которой рождаемость постепенно приближается к уровню простого воспроизводства. Примером могут служить такие страны, как Габон, Малайзия, Индия. Если Китай не пересмотрит свою политику в области рождаемости, в ближайшее десятилетие крупнейшей страной мира по численности населения станет Индии, хотя рождаемость в этой стране снизилась вдвое по сравнению с уровнем 1950-х годов. Более высокая рождаемость и молодой состав населения обеспечивают сохранение высокого естественного прироста населения Индии. Наибольшие значения коэффициента естественного прироста – около 2,2% в год - отмечались в 1970-1980-е годы, затем он стал снижаться и в 2005-2010 годы составил около 1,5% в год. Учитывая значительную численность населения – свыше 1,2 миллиарда человек, - такой прирост очень велик. Несмотря на тенденцию замедления роста населения, только последняя перепись населения, проведенная в 2011 году, показала небольшое снижение абсолютного прироста численности населения в межпереписной период: в период между переписями 2001 и 2011 годов население Индии увеличилось на 181,5 миллиона человек, тогда как за период между переписями 1991 и 2001 годов – на 182,3 миллиона человек.
Рост ВВП Индии во втором квартале 2011-2012 года, который начался 1 апреля оказался меньше семи процентов – 6,9%. Хотя 6,9% - высокий показатель по сравнению с темпами роста западных стран, этого недостаточно для борьбы с бедностью в стране, имеющей ужасающие масштабы.
Общая сумма бюджета составляет около 280 млрд долларов, что на 13% больше, чем в 2010 году. Дефицит бюджета Индии в 2011 финансовом году составит 4,12 трлн рупий, что равно 4,6% ВВП нового года. Для сравнения, в 2010 финансовом году дефицит бюджета индийского правительства равен 5,1% ВВП. По прогнозу МВФ в 2010 финансовом году (к марту 2010 года) ВВП Индии вырастет на 8,75% благодаря крупномасштабным инвестициям в инфраструктуру и ростом производительности труда.
За последние два десятилетия средний рост годового ВВП Индии составил 5,5%, что сделало индийскую экономику одной из самых быстроразвивающихся в мире. Индия обладает второй по численности в мире рабочей силой – 516,3 млн человек, 60% из них работают в области сельского хозяйства; 28% в области услуг и 12% в промышленности. Основными сельскохозяйственными культурами являются рис, пшеница, хлопок, джут, чай, сахарный тростник и картофель. Сельскохозяйственный сектор составляет 28% ВВП; сектор услуг и промышленность соответственно составляют 54% и 18%.
Формально не имея статуса великой державы, Индия фактически является таковой и обладает большим авторитетом на мировой политической арене. Страна проводит активную внешнюю политику, твердо отстаивая свои экономические и политические интересы на региональном (в Южной Азии) и
глобальном уровнях. В частности, Индии удалось нормализовать политические и экономические отношения с Китаем и Пакистаном. Индия, как и Пакистан, обзавелась ядерным оружием, и этот фактор определенно стал сдерживающим в их взаимоотношениях. В политическом плане Индия сохраняет дружественные отношения с современной Россией.
Огромная
территория Индийского субконтинента
– от Гималаев до
Индийского океана и от Пакистана до Мьянмы – арена формирования, существования и влияния особой цивилизации, которая существует не менее трех тысячелетий. Ее современная основа – религия индуизма, которую исповедует около миллиарда индийцев. Это не значит, что все индийцы – индуисты (индусы) по религии. В стране живут не менее 200 млн чел., исповедующих другие мировые религии (ислам, христианство, буддизм) и религии, распространенные только в Индии (сикхи, джайны и др.).
По
конституции Индия представляет
федерацию штатов, обладающих обширными
функциями в развитии экономики и управлении,
в том числе и в финансовой сфере. Всего
насчитывается 28 штатов и 7 союзных территорий.
В многонациональной стране большинство
штатов образовано по языковому (национальному)
принципу. Государственным языком провозглашен
язык хинди. Английский язык занимает
исключительное место в жизни страны.
Широкое распространение английского
языка считается одним из конкурентных
преимуществ Индии в мировой экономике.
В последнее время, Индия, благодаря наличию
большого количества англоговорящих специалистов-профессионалов,
стала аутсорсинговым местом назначения
для многих мультинациональных корпораций
и популярным местом для "медицинского
туризма". Индия также превратилась
в значительного экспортера программного
обеспечения, а также финансовых и технологических
услуг.
Современная экономика Индии развивается в условиях структурной трансформации и решения многочисленных внутренних экономических и социальных проблем. Одновременно с этим Индия завоевывает самостоятельные позиции в мировой экономике и вовлечена в процесс глобализации. Развитие страны после завоевания независимости происходит на базе рыночной экономики при значительной, а в определенный период и
решающей, роли государства.
Экономическое развитие независимой Индии включает два этапа, два крупных периода: первый с конца 1940-х гг. до 1991 г. и второй – с 1991 г. до настоящего времени.
На первом этапе была официально принята концепция общества социалистического образца, под которым понималась смешанная экономика и импортзамещающая модель структурной модернизации с опорой на решающую роль государства и государственный сектор экономики (госкапитализм).
Индустриализация, которая изначально была неразрывно связана с государственным сектором, означала создание и развитие базовых отраслей, обеспечивающих производство и экономику в целом топливом, металлом, промышленным оборудованием и сырьем.
Одновременно с процессом индустриализации осуществлялись аграрные реформы. Рост производства сельскохозяйственной продукции, очень значительный, был связан, помимо прочих условий, с так называемой зеленой революцией, характерной и для ряда других развивающихся стран в 60 – 70-е гг. прошлого столетия. Зеленая революция характеризуется ростом урожайности зерновых культур, в результате введения новых сортов, искусственного орошения, передовых методов земледелия и механизации. К началу 1980-х гг. Индия достигла самообеспечения по продовольствию и стала экспортом продовольствия.
Либерализация экономики началась еще в 80-е гг. и значительно ускорилась в 90-е гг. ХХ в. Официально переход к новому этапу развития экономики был оформлен в 1991 г. провозглашением экономической реформы, получившей название новой индустриальной политики.
Основные черты «новой индустриальной политики» следующие.
Экономические реформы 1990-х гг. дали новый импульс экономическому развитию Индии, что положительно сказалось на темпах роста экономики.
Средние годовые темпы роста ВВП в 1991 – 2000 гг. составили 5,8%, а с 2004 г. превышают 8 – 9%. Прирост ВВП в Индии в 2004 – 2005 гг. в 2 раза превышал среднемировой уровень и примерно соответствует росту ВВП в России и группе стран СНГ в целом, хотя и уступает по этому показателю Китаю.
СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ...3 Глава I. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ИНДИИ... 14 1.1. Базовые факторы развития Индии...'...14 1.2. Роль государства в регулировании индийской экономики...24 1.3. Основные направления экономических реформ и их содержание...41 Глава II. СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ХОЗЯЙСТВЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ИНДИИ...62 2.1. Динамика и отраслевая структура экономики Индии: промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг...62 2.2. Состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса...65 2.3. Модернизация сельского хозяйства...79 2.4. Соотношение и развитие традиционных и новейших отраслей промышленности...84 2.5. Особенности развития сектора услуг...99 2.6. Проблемы финансирования развития...103 Глава III. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ И ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ... 133 3.1. Внешнеэкономическая политика Индии в условиях реформ и приоритеты внешней торговли...134 3.2. Динамика и структура внешней торговли, основные торговые партнеры...146 3.3. Перспективы экономических связей России с Индией и научно-техническое сотрудничество...154 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...175 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...179 ПРИЛОЖЕНИЯ...187 | |
Введение | |
ВВЕДЕНИЕ В последние десятилетия Индия (как и страны Восточной и Юго-Восточной Азии) демонстрирует устойчивый экономический рост, влияющий на текущие тенденции на мировых рынках сырья (прежде всего нефти) и готовых изделий, в том числе в области высоких технологий. Индия вносит существенный вклад в возрастание роли региона Азии в мировой экономике. С этих позиций представляется весьма актуальным всестороннее исследование экономики Индии с целью выявления общих и особенных черт в ее развитии на современном этапе. Интерес представляет анализ наиболее актуальных аспектов экономической политики, факторов, обеспечивающих не только быстрый рост национального хозяйства, но и создание основных предпосылок для его модернизации и диверсификации. Актуальным является также изучение опыта такой крупномасштабной страны как Индия в проведении экономических реформ и структурных преобразований в хозяйстве, создавших условия для перехода к новому этапу индустриализации на основе современных технологий. Особый интерес заслуживает также рассмотрение деятельности правительства по реформированию социально-экономической структуры хозяйства страны, ликвидации бедности и нищеты в соответствии с программой ООН -Декларацией тысячелетия. Актуальность темы исследования определяется возрастающей ролью Индии в экономике Азиатского региона и в мировой политике в целом. Индия обладает значительным потенциалом для ускорения экономического роста и решения социальных проблем. Постепенный рост доходов населения, являющийся залогом скорейшего искоренения нищеты, позволяет правительству Индии заручиться широкой общественной поддержкой проводимых структурных преобразований. В то же время увеличение заработной платы и повышение производительности труда создают фундамент для расширения внутреннего потребления, а, следовательно, и для устойчивого и стабильного роста производства на перспективу в целом. Устойчивая экономическая динамика и социальный прогресс в Индии вносят свой вклад в возрастание роли региона Азии в мировой экономике и политике. Существенную составляющую актуальности темы образует растущий и углубляющийся интерес России и Индии к установлению взаимовыгодных политических и торгово-экономических отношений на долгосрочной основе. Партнерство России и Индии носит стратегический характер, влияющий на развитие международных отношений. Об этом свидетельствует обмен визитами между странами на высшем уровнем в 2003-2005 годах. Цель диссертационного исследования заключается в комплексном изучении современного этапа экономического развития Индии с акцентированием внимания на динамике и характере структурных сдвигов в национальном хозяйстве, анализе и вьывлении специфических особенностей развития страны в условиях реформ и изменений ее позиций в международном разделении труда. В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи: - провести анализ теоретико-концептуальных положений, на базе которых осуществляется экономическая политика государства, обеспечивающая модернизацию экономики и формирование условий перехода к современному типу производства; - дать оценку социальной политики правительства и результатов выполнения программ ООН по искоренению нищеты и бедности; - выявить новые особенности в динамике развития экономики в 2000-2005 гг. и ее ведущих отраслей; - оценить результаты проводимых экономических реформ в ведущих экономических сферах; - проанализировать структурные сдвиги в национальном хозяйстве с учетом воздействия на его развитие новейших отраслей материального производства и сферы услуг; - определить основные условия финансирования и роль в этом иностранного капитала; - оценить динамику и изменения в товарной структуре внешней торговли страны, достигнутый уровень товарной диверсификации экспорта; - определить наиболее перспективные направления либерализации и совершенствования внешнеэкономических связей в целях ускорения экономического развития страны; - дать предложения по возможным направлениям дальнейшего развития российско-индийских отношений. Предмет исследования - основные социально-экономические процессы, происходящие в Индии в условиях динамичной перестройки и реформировании всего народнохозяйственного комплекса и либерализации экономических отношений. Объект исследования — экономика Индии в 90-х годах XX в. - и в начале XXI в. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды известных классиков экономической науки: А. Смита, Д. Рикардо, Р. Нурксе, У. Ростоу, А. Маршалла, Г. Мюрдаля, И. Валлерстайна, Я. Тинбергена и др. Большой вклад в понимание проблем современного этапа развития мировой экономики и развивающихся стран внесли работы российских ученых, в частности: М.М. Голанского, Л.Ф. Лебедевой, М.А. Портного, Н.А. Симония, И.П. Фаминского, Р.И. Хасбулатова, Н.П. Шмелева, А.Я. Эльянова, В.А. Яшкина. В диссертационном исследовании использовались фундаментальные труды российских ученых-востоковедов: A.M. Васильева, A.M. Горячевой, А.П. Колонтаева, А.А. Максимова, О.В. Малярова, В.А. Мельянцева, О.А. Небогатовой, В.Г. Растянникова, Г.И. Старченкова, Г.К. Широкого, Л.А. Фридмана. Из зарубежных работ, посвященных различным аспектам социально-экономического развития Индии ее положению в современном мире следует отметить работы, принадлежащие следующим авторам: Ahluwalia M.S., Kapila U., Kurien СТ., Ravallion M., Rodrik D., Sigh Y., Srinivasan T.M., Vaidyanathan A. Информационной базой исследования явились статистические и аналитические документы Правительства и Центрального банка Индии, материалы бюллетеня, издаваемого Посольством Индии в России, а также справочно-информационные и ежегодные аналитические доклады международных организаций — Всемирного Банка, МВФ, ВТО и ООН (ЮНИДО, ЮНКТАД, ЭСКАТО, МОТ, ФАО). При выполнении исследования применялись общие методы научного анализа экономических явлений и процессов - метод эмпирических и сравнительных оценок, графический метод, а также экономико-статистические методы сбора и обработки информации. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведен комплексный анализ экономического развития страны в период 1990-х годов и начале первого десятилетия XXI века, что позволило осуществить обоснованные теоретические выводы и обобщения. Выявлены особенности социально-экономической политики Индии, позволившей достичь устойчивого экономического роста, осуществить диверсификацию производства и внешней торговли. Выявлены результаты экономических преобразований в ведущих сферах хозяйства страны. Значительное место в исследовании отведено рассмотрению возможностей и перспектив торгово-экономического сотрудничества с Россией. Практическая значимость исследования заключается в результатах анализа и выводах, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении хозяйственной динамики Индии, положения ее в системе международных отношений, динамики экономических связей с развитыми и развивающимися странами и Россией. Проведенный комплексный анализ экономических преобразований в Индии и выводы относительно возможностей их дальнейшего развития, как представляется, могут быть полезными и использованы российскими ведомствами при подготовке соглашений по развитию торгово-экономических связей с Индией и другими странами Азиатского региона. Материалы диссертации представляют интерес для российский представителей бизнеса, изучающих рынки Индии, а также преподавателей, при подготовке лекций и семинаров по курсам мировой экономики и международных экономических отношений. Апробация результатов. Ряд основных положений и выводов диссертации изложены в докладах, прочитанных на научных конференциях в РЭА им. Г.В. Плеханова, а также в научных публикациях автора. По теме диссертации автором опубликованы 3 работы, общим объемом 1,62 п.л. В восьмидесятых годах прошлого века Индия вступила в эпоху реформ и либерализация экономики, которые позволили достичь устойчивых темпов развития, повысить роль частного сектора. В 1991 году началась «Новая экономическая политика», которая включает в себя три ключевых направления: либерализацию торговли и инвестиций, финансовую стабилизацию и реформу предприятий госсектора. Реализуются программы по развитию образования, здравоохранения и других социальных услуг, адресованных, прежде всего, беднейшим слоям населения. Планируется увеличение роста объемов экспорта, более широкое привлечение иностранных инвестиций. Государство проводит экономические реформы, расширяя налоговую базу и совершенствуя банковскую систему, ускоряя процесс 8 разгосударствления промышленных предприятий. С конца девяностых годов начался второй этап реформ, которые по замыслу должны сделать Индию промышленно развитой страной. На этом этапе планируется сократить дефицит бюджета, завершить либерализацию торговли, провести реструктуризацию государственного сектора экономики. Ожидается, что в результате реформ в ближайшие 8-10 лет возможно достижение главной цели экономического развития - удвоение дохода на душу населения и сокращение уровня бедности до 15-20%. Несмотря на некоторые трудности, в Индии продолжается стабильный рост увеличения ВВП (см. таблицу 1). В стране постоянно корректируется и обновляется правительственная инвестиционная и экспортно-импортная политика. Совершенствуются валютное и налоговое законодательство, защитные меры для приоритетных направлений экономики. Особое внимание уделяется энергетическому комплексу: к 2012 году планируется удвоить производство электроэнергии. Динамично развивается нефтегазовый сектор. Индийские и зарубежные компании ведут разведку новых месторождений и добычу углеводородного сырья, в том числе и на шельфе Индии. Первостепенное внимание Индия уделяет развитию внешних экономических связей. Правительство разработало систему мер поддержки экспортеров (традиционный экспорт включает в себя хлопковую пряжу, текстильные изделия и одежду, кожевенные товары, сырье) и стремится диверсифицировать структуру экспорта страны за счет товаров высоких технологий. Таблица 1 Индия: некоторые показатели динамики и состояния экономики, 1983—2004 фин. годы.* Показатели 1982/83 г. 1993/94 г. 2002/03 г. 2004/05г.хх 1. ВВП (млрд. долл.) 212 274 606 640 2. Темпы прироста ВВП, % (к предыдущему году) 2,7 5,9 8,6 6,4 3. Отраслевая структура ВВП, в % от ВВП: - сельское хозяйство - промышленность -услуги 36,6 25,8 37,6 31,0 26,3 42,7 22,8 26,5 50,7 22,7 26,5 50,8 4. Отношение к ВВП, %: - валовые инвестиции - стоимость экспорта - внутренние сбережения - внешний долг 19 6 18 15 21 10 23 34 23 15,1 26 19 23 15,3 27 19 5. Отношение обслуживания внешнего долга к стоимости экспорта, % 16 25 14 13 6. Экспорт, всего, млрд. долл. 9,8 22,7 62,9 69,1 7. Импорт, всего, млрд. долл., в т.ч. энергоносители 16,6 4,7 26,7 5,7 79,7 20,6 89,3 8. Условия торговли (1995=100) 96 109 94 х Финансовый год в Индии считается с 1 апреля текущего по 31 марта следующего года. ** Оценка. Источники: India at Glance 2005. Wash.: World Bank, 2005, May; India in the 1980-s and 1990-s: Triumph of Reforms.IMF Working Paper N 45. Wash.: IMF. 2004. P. 32, 33; Economic Survey 2004-2005// indiabudget.nic.in. Правительство М. Сингха сформулировало пять основных вызовов, стоящих перед экономикой; это: а) дальнейшее стимулирование экономического роста и достижение среднегодового роста на уровне 7-8% в ближайшие пять лет; б) сведение уровня годовой инфляции к однозначному числу; в) стимулирование сельскохозяйственного роста путем диверсификации и развития сельского производства; г) быстрое расширение промышленной сферы по крайней мере на 10% ежегодно с тем, чтобы появились новые рабочие места не только для сельскохозяйственных рабочих, но и для ежегодного нового притока рабочей силы; д) консолидация 10 фискальной системы и сокращение дефицита бюджета путем увеличение прибыли и совершенствование управления расходами. По мнению правительства, несмотря на то, что разрыв между спросом и предложением в таких областях, как телекоммуникации, дорожное и портовое хозяйство в последнее время сокращается, сохраняющаяся неадекватная доступность всех этих средств обслуживания продолжает препятствовать экономическому росту. При этом инвестиции в инфраструктуру совершенно не соответствуют реальным запросам, а частный сектор в отсутствие соответствующих условий не способен компенсировать уменьшение государственных расходов на инфраструктуру. В Национальной программе общего минимума (НПОМ - The National Common Minimum Programme, NCMP) правительство придает первостепенную важность прогрессу в социальной области. Среди основных проектов, выполнение которых было начато в 2004г. — Национальная программа "Продовольствие за работу" в 150 наиболее отсталых районах, Национальная схема гарантированного трудоустройства на селе, дополнительная бюджетная поддержка таких плановых программ, как "Продовольствие за работу", элементарное здравоохранение, программа льгот по ускоренной ирригации, строительство водопроводов и дорог, новая всеобщая схема страхования здоровья для бедняков. Для ускорения роста и достижения целей НПОМ необходим прогресс в следующих направлениях: увеличение инвестиций в сельское хозяйство и смежные с ним отрасли, упрощение процедурных вопросов и смягчение таможенных барьеров для поощрения торговли, увеличение инвестиций в инфраструктуру, мобилизация ресурсов и участие частного сектора в инфраструктуре. Инициативы, предпринятые в ряде таких отраслей, как телекоммуникации, строительство дорог и портов, гражданская авиация, также должны дать свои результаты и благоприятно повлиять на экономический рост. 11 В целом экономическое положение Индии позволяет делать достаточно оптимистические прогнозы относительно темпов развития страны. Несмотря на высказываемые некоторыми западными аналитиками предположения насчет цикличности кризисных явлений в индийской экономике, существуют реальные предпосылки для преодоления страной неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке. Фундаментальные основы экономики Индии являются достаточно устойчивыми, что признают как МВФ так и Всемирный банк. По данным опроса менеджеров инвестиционных компаний, проведенного изданием «Economist», Индия является одним из наиболее популярных объектов для инвестиций в Азии. В качестве основных факторов, обуславливающих инвестиционную привлекательность Индии считают растущий в этой стране внутренний спрос, а также идущие в этой стране экономические реформы. Важным результатом проведения либеральных экономических реформ в Индии стало изменение характера привлечения иностранных инвестиций. Если в начале 90-х годов основную часть (до 95%) иностранных инвестиций составляли спекулятивные краткосрочные кредиты, то в настоящее время их доля не превышает 12%. Основные вложения осуществляются путем покупки акций в рамках реализации среднесрочных и долгосрочных программ развития базовых секторов экономики (таких как электроснабжение, строительство инфраструктуры и т.д.). Немаловажным моментом в адаптации индийской экономики к глобальным реалиям современности становится ее политика в отношении ВТО. Приняв в 2001 г. ряд поправок к пятилетнему плану по экспортно-импортной политике, индийское правительство разрешило многолетнюю проблему в своих отношениях с ВТО, связанную с противоречащим правилам этой организации односторонним введением количественных ограничений на импорт товаров (прежде всего продуктов сельского хозяйства). Несмотря на заявления о снятии количественных ограничений, 12 вопрос о протекционизме остается практически открытым, поскольку индийцы, скорее всего, будут стремиться компенсировать отсутствие количественных ограничений на импорт введением более высоких тарифов на ввозимые товары. Вместе с тем, готовность индийской стороны к продолжению диалога с ВТО с целью адаптации своей экономики к ее требованиям не вызывает сомнений. Либеральные сдвиги в экономике Индии привели к значительному увеличению размеров финансовых поступлений в страну, что не могло не сказаться на ее статистических показателях, фиксирующих низкий дефицит платежного баланса и ежегодный экономический рост на уровне 6-7%. Однако, в этой связи необходимо отметить, что либерализация экономики до настоящего времени не стала источником какого-либо существенного сдвига в традиционных производящих отраслях. По оценкам индийских аналитиков, в настоящее время существенная доля затратной части бюджета расходуется нерационально: из этого источника зачастую компенсируется неэффективное производство предприятий государственного сектора, а также финансируются растущие бюрократические потребности. Сдерживающим фактором остается отсутствие свободной обратимости индийской рупии. Индия проводит активную внешнеполитическую политику, сохраняя приверженность принципам Движения неприсоединения (ДН), неучастия в военных союзах, стремится поддерживать со странами нормальные, конструктивные отношения. Индия традиционно выступает против доминирования в международной политике отдельных держав и является сторонницей строительства многополярного мироустройства. Исходя из новых геополитических реалий, Индия является активным сторонником реформирования и повышения эффективности ООН, широкого и справедливого представительства в ней развивающихся стран. Индия рассчитывает на предоставление ей места постоянного члена Совета безопасности и с этой целью стремится заручиться поддержкой большинства 13 членов ООН. Индия продолжает настаивать на официальном ее признании в качестве ядерной державы, воздерживаясь от подписания Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и имеет негативное отношение к Договору о нераспространении ядерного оружия. По вопросу военных действий США в Ираке Индия постоянно выступала против военных действий в отношении Ирака и неоднократно подтверждала свою позицию нежелания направлять индийские войска в Ирак до получения мандата ООН. Важным событием в политической жизни страны и развитии взаимовыгодных отношений между Индией и Россией явились визит премьер-министра Индии А.Б. Ваджпаи в Россию в ноябре 2003 г., официальный визит президента России В.В. Путина в Индию в декабре 2004 г. и официальный визит президента Республики Индия А. Калама в Россию в мае 2005 г. В ходе этих встреч был обсужден комплекс внешнеполитических вопросов, посвященных устранению угроз международной безопасности и стабильности, борьбе с международным терроризмом. Особое внимание было уделено состоянию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и Индией и его дальнейшему развитию, вопросам развития сотрудничества в области науки и космических исследований. 14 ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ИНДИИ 1.1. Базовые факторы развития Индии. Совокупность базовых факторов развития (природные и людские ресурсы, капитал в денежной и вещественной формах, наука и технологии) формирует экономический потенциал страны, который в свою очередь представляет собой основу ее развития и одновременно является результатом предшествующего экономического роста. Экономический потенциал может рассматриваться не только с позиций производства и наличия необходимых для его осуществления ресурсов, но и с точки зрения их потребления. Наиболее близким аналогом понятия экономический потенциал в системе экономических категорий являются производительные силы. Необходимо учитывать, что в их состав входят как функционирующие, так и не используемые, но имеющиеся в наличии ресурсы, которые могут быть включены в хозяйственный оборот страны. В качестве одного из ближайших аналогов экономического потенциала может также рассматриваться емкость внутреннего рынка. Индия - страна с большой численностью трудоспособного и экономически активного населения (более 500 млн. чел.). В определенной мере фактор людских ресурсов в Индии превышает определенную «критическую массу», величина которой как одной из основных составляющих экономического потенциала — понятие условное, различающееся по содержанию на разных этапах развития страны. В тоже время она фиксирует, однако, тот переход количества в качество, при котором объем накопления капитала, становится достаточным (или недостаточным) для создания целостного промышленного комплекса, формирования научно-технического потенциала, способного обеспечить и 15 усвоение достижений мировой науки и собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Размеры экономического потенциала, структура и сочетание используемых в процессе производства базовых факторов во многом предопределяют возможности, направление и характер экономического роста. Значительный экономический потенциал оказывает двоякое воздействие на процесс развития. Позитивное, поскольку он в известной мере компенсирует ограничения в развитии, которые определяются сравнительно низким общим уровнем производства и потребления (находящим отражение в душевых показателях). Мобилизуя накопления, превышающие некоторый уровень даже при относительно невысокой их норме, и опираясь на сравнительно емкий внутренний рынок даже при довольно ограниченной покупательной способности большинства населения, Индия имеет возможность маневрировать фондом накопления, выбирать варианты стратегии развития, создавать новый комплекс промышленных отраслей, добиваться оптимизации различных параметров и условий воспроизводства и т. д. В то же время в крупномасштабной экономике наличие отрицательных проявлений и последствий внутренних противоречий развития подчас вызывает своеобразный мультипликационный эффект: например, нарушение хозяйственных связей механизма; внушительная численность безработных, голодных, неграмотных чревата опасной социальной напряженностью. Экономический рост в крупномасштабной экономике подобной Индии в решающей степени опирается на внутренние факторы и ориентирован преимущественно на собственные потребности и внутренний рынок, а основные секторы хозяйства имеют сравнительно широкую эндогенную базу развития (например, сельское хозяйство в принципе должно обеспечивать население продовольствием). Большое значение для динамики и направленности социально-экономического развития страны имеет 16 сочетание и качество составляющих экономический потенциал элементов и факторов. Во многом определяющими для развития Индии являются демографический фактор и состояние людских ресурсов. Исходная характеристика демографического потенциала — численность населения, которая непосредственно определяет и величину трудовых ресурсов и потребительный потенциал страны, равно как и возможности дальнейшего их роста. Индия - второе (после Китая) государство мира по численности населения (по данным Всемирного банка - 1080 млн. чел., 2004г.). В стране достаточно высокие темпы годового прироста численности населения (1,6%, 2004г.). И хотя пик «демографического взрыва» уже в целом пройден, демографическая проблема еще не потеряла остроту. Индия - самая многонациональная страна мира. В ней живут представители нескольких сотен наций, народностей и племенных групп, находящихся на разных ступенях социально-экономического развития и говорящих на разных языках. Уровень урбанизации достаточно низкий - 27%, но число больших городов и «городов-миллионеров» постоянно увеличивается; по абсолютному числу горожан (250 млн. чел.) Индия занимает 2-е место в мире. Тем не менее, более 60% населения Индии живет в многолюдных деревнях (41;43). Значительная численность населения, обеспечивая базу для крупномасштабного хозяйства и развертывания диверсифицированного производства в то же время оказывает на экономический рост Индии далеко не однозначное воздействие. Глубоко противоречивы и последствия «демографического взрыва» 50-70-х годов. В социально-экономических условиях Индии он привел к значительному увеличению неиспользуемой или неэффективно используемой доли трудовых ресурсов, «проеданию» численно растущим населением существенной части прироста 17 национального дохода, обострению продовольственной проблемы, осложнению для государства выбора между экономическими и социальными императивами развития. Удельный вес трудоспособного населения в Индии, где под влиянием «демографического взрыва» шел процесс омоложения его возрастного состава, едва превышает половину всех жителей. При этом довольно устойчивыми остаются темпы прироста численности безработных: в |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ
2.1. Роль госсектора во внешнеэкономических связях
2.1.1. Участие госсектора в экспорте
2.1.2. Участие госсектора в импорте
2.2. Экспорт государственного и частного капитала
2.3. Роль иностранного
частного капитала во
3. ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ
3.1. Индия и промышленно
развитые капиталистические
3.3. Советско-индийские
торгово-экономические
3.4. Индия и страны Восточной Европы
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. ТАБЛИЦЫ
5.1. Структура импорта
5.2. Структура экспорта
5.3. Отраслевая структура
зарубежных инвистиций
компаний 1985 г.
5.4. Крупнейшие частные
международные инвеститоры
5.5. Непогашенные иностранные инвистиции в Индию
6. Список использованной литературы.
7. СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ
Индия, одна из древнейших стран мира, в течении почти 200 лет находилась под господством английских колонизаторов. В 1947 году Индия добилась независимости, получив статус доминиона, а 1950 году была провозглашена республикой.
Политика Индии, оного из наиболее далеко прошедшего по капиталистическому пути развития освободившегося от колониального гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внутреэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйственной отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит ускоренное развитие национальных производительных сил. Индийское правительство принимает активное участие в решении этой задачи, используя рычаги косвенного регулирования национальной экономики и непосредственно участвуя в воспроизводственном процессе через механизм государственного сектора.