Экономика и политика их взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:28, реферат

Описание работы

Сферы политического и экономического, включающие в себя общественные отношения по поводу власти и воспроизводства благ, со времени своего конституирования являются важнейшими социальными подсистемами. Если политика отвечает на вопросы что, как и кто получит, а экономика связана с более витальными вопросами что, как и для кого производить Алюшин А. Г. Лассуэлл о природе политической реальности / А. Алюшин // Полис. - 2006. - №5. - С. 167., то, очевидно, научно обоснованные ответы на эти вопросы будут иметь первостепенное значение для нормального функционирования общества.

Работа содержит 1 файл

реф 1.docx

— 28.26 Кб (Скачать)

Одной из проблем  глобализации является разрыв между  двумя её направлениями - политическим и экономическим. Комиссия ООН, созданная  в 1995 г., констатировала, что экономическая и политическая взаимозависимость приобрели качественно новый характер. Однако это ведёт при отсутствии координации в мировых масштабах к кризису управляемости. Появились даже теории о возрождении «дезорганизованного капитализма» (Оффе). Влиятельное направление, ставящее вопрос о необходимости разрешения противоречия между фиксированной географией государств и внетерриториальной природой сегодняшних проблем и решений представлена теорией глобального (международного) управления (governance).

Об опасности  деформации демократических институтов в связи с изменением соотношения  между политическим управлением  и технико-экономическими решениями, утратой функций политической системы, которая постепенно перестаёт быть фиксированным центром власти, предупреждает  профессор социологии Мюнхенского  университета Ульрих Бек, один из ведущих  исследователей Бек. У. Общество риска. На пути к другому модерну. М. : Прогресс-Традиция. 2000. С. 285.. Возникает проблема: каковы границы политики в глобализирующемся обществе? Как соотносятся внутренние демократические институты и глобальное управление? Действительно ли большая часть принимаемых в сферу глобального соуправления решений носит неполитический характер или, наоборот, происходит расширение политики и наполнение её новым содержанием? Ведёт ли глобализация к активизации участия граждан или к росту значения закрытых клубов?

Идеология неолиберализма, принижающая значение политики и ставящая на рыночные силы, ведущие к «миру без границ», управляемому частными корпорациями, оправдывает или недооценивает серьёзный вызов, который глобализация бросает всем демократическим политическим системам и международным организациям. Глобальные проблемы требуют глобальных решений и институтов, создания многоуровневой системы управления. Появилось даже понятие «глобальная публичная политика» (англ. - global public policy), отражающее идеи о необходимости удовлетворения общественных потребностей в различных сферах глобальных отношений путём принятия управленческих решений. Однако управление не может быть вне политики, оно всегда подчинено политическому курсу, поскольку, будучи предоставленным самому себе, вырождается в узкий технократический менеджеризм. Выработка политического курса и политико-управленческих решений включает следующее:

1) анализ проблемы;

2) выдвижение  требований;

3) определение  приоритетов;

4) формулирование  предложений;

5) разработку  программы;

6) распределение  ресурсов и бюджета.

Это означает, что  управление на глобальном уровне, во-первых, затрагивает широкие социальные интересы, во-вторых, находится на пересечении  национальных, государственных интересов, общечеловеческих потребностей и частных  коммерческих интересов.

Заключение

Сферы политического  и экономического, включающие в себя общественные отношения по поводу власти и воспроизводства благ, со времени  своего конституирования являются важнейшими социальными подсистемами. Если политика отвечает на вопросы что, как и кто получит, а экономика связана с более витальными вопросами что, как и для кого производить, то, очевидно, научно обоснованные ответы на эти вопросы будут иметь первостепенное значение для нормального функционирования общества.

В отечественной  и западной общественной науке упрочилась традиция жёсткого разделения экономики  и политики на «сферы» общественной жизни. На этом разделении основывается и научная специализация и, к  сожалению, узость и искусственная  ограниченность теоретического видения  и практических подходов. В результате экономисты игнорируют политические условия  развития общества, а политологи и  международники абстрагируются от экономической  составляющей политического процесса.

Управленческие  решения в области экономики  пронизаны политическим началом. Решениям требуется политическая легитимизация, которая приобретается на национальном, региональном или локальном уровнях путём ратификации или проведения выборов. В дополнение к легитимизации внутри национального государства требуется политическая легитимизация на глобальном уровне. Структуры управления, таким образом, обязаны будут бороться за основные ресурсы доверия для повышения собственной эффективности. Требуется подотчётность международных организаций, их транспарентность, открытость для демократического участия, иначе невозможно решить проблему демократического контроля над международными институтами.

Список  использованной литературы

1. Алюшин А.Г. Лассуэлл о природе политической реальности / А. Алюшин // Полис. - 2006. - №5. - С. 165-178.

2. Глушенкова  М. Линейная экономика: [инвестиционная  политика] / М. Глушенкова, П. Чувиляев, П. Рушайло / / Коммерсантъ-Деньги. - 2006. - N42. - С. 67-69.

3. Демкин А.В. Экономика и политика рука об руку: (270 лет первому русско-британскому договору) / А.В. Демкин / / Финансовый бизнес. - 2005. - N3. - С. 77-79.

4. Коновалов В.С. Жуков В.И. Российские реформы: социология, экономика, политика. - М.: РИЦ ИСПИРАН, 2002. - 508 с.: [реферат] / В.С. Коновалов / / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5. История. - 2003. - N2. - С. 53-60.

5. Маневич В.Е. Российская экономика в посткризисный период: политика стагнации / В.Е. Маневич / / Бизнес и банки. - 13/10/2010. - №36. - С. 1-5.

6. Муштук О.З. Взаимоотношения политики и экономики в условиях рынка и отечественные реалии / О.З. Муштук / / Современная конкуренция. - 2007. - №3. - С. 70-80.

7. Стокер Дж. Управление как теория: пять тезисов // Международный журнал социальных наук. 1998. №22. С. 21 - 34.

8. Титов Д.  Экономика стимулов: [нужна новая  экономическая политика] / Д. Титов, С. Омельченко / / Экономика и жизнь. - 10/ 7/2008. - №28. - С. 4.

9. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М.Б. Левина. М.: АСТ, 2005. С. 211.

10. Ян Чэн Сюй. Китайская дипломатия в условиях изменчивой и нестабильной международной обстановки // В кн.: Китай в мировой политике. М.: МГИМО, 2001. С. 31 - 39.


Информация о работе Экономика и политика их взаимодействие