Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:28, реферат
Сферы политического и экономического, включающие в себя общественные отношения по поводу власти и воспроизводства благ, со времени своего конституирования являются важнейшими социальными подсистемами. Если политика отвечает на вопросы что, как и кто получит, а экономика связана с более витальными вопросами что, как и для кого производить Алюшин А. Г. Лассуэлл о природе политической реальности / А. Алюшин // Полис. - 2006. - №5. - С. 167., то, очевидно, научно обоснованные ответы на эти вопросы будут иметь первостепенное значение для нормального функционирования общества.
Введение
Сферы политического и экономического, включающие в себя общественные отношения по поводу власти и воспроизводства благ, со времени своего конституирования являются важнейшими социальными подсистемами. Если политика отвечает на вопросы что, как и кто получит, а экономика связана с более витальными вопросами что, как и для кого производить Алюшин А. Г. Лассуэлл о природе политической реальности / А. Алюшин // Полис. - 2006. - №5. - С. 167., то, очевидно, научно обоснованные ответы на эти вопросы будут иметь первостепенное значение для нормального функционирования общества.
В периоды относительной
стабильности перед социумом на первом
плане стоят экономические
Результаты
проведенного исследования способствуют
приращению знаний на стыке политической
науки и экономики в части
представлений о
Особенности взаимодействия политики и экономики
Рассмотрение проблемы взаимодействия политики и экономики лучше всего начать с выяснения границ политики и соответственно экономики. В отечественной и западной общественной науке упрочилась традиция жёсткого разделения экономики и политики на «сферы» общественной жизни. На этом разделении основывается и научная специализация и, к сожалению, узость и искусственная ограниченность теоретического видения и практических подходов. В результате экономисты игнорируют политические условия развития общества, а политологи и международники абстрагируются от экономической составляющей политического процесса.
Между тем границы как экономики, так и политики подвижны и определяются каждый раз по-разному. Вот что писал о границах экономики и политики М. Вебер: «Качество явления, позволяющее считать его социально-экономическим, не есть нечто, присущее ему как таковому «объективно».
Оно обусловлено направленностью нашего познавательного «интереса», формирующейся в рамках специфического культурного значения, которое мы придаем тому или иному событию в каждом отдельном случае» Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - С. 360..
О социально-экономической проблематике можно рассуждать в тех случаях, когда речь идёт об институтах «преднамеренно созданных или используемых для осуществления какой-либо экономической цели» Там же. - С. 361.. Так же решается вопрос об «экономически релевантных явлениях»: «Сфера «экономических» явлений не стабильна и не обладает твердыми границами», а «экономические» аспекты явления отнюдь не «обусловлены только «экономически» и оказывают не только экономическое влияние» Там же.. Если рассматривать политику как форму самоорганизации общества, то можно определить её роль как структурирующую все другие общественные отношения, в том числе экономические. У политики как сферы есть определённые границы, отделяющие её от других областей общественной жизни. Если исходной категорией экономики является «богатство», то исходной категорией политики следует считать «власть». Политика пронизывает всю совокупность общественных отношений. Любая проблема приобретает политический характер, если только для её разрешения требуется использование власти или воздействие на власть. Структурирующая функция политики реализуется через государство и его правовую систему.
Можно выделить следующие направления активной роли политики по отношению к экономике:
1) через определение
общенациональных приоритетов (
2) через политическую
жизнь (то есть борьбу между
партиями), избирательные процессы,
механизм преемственности и
3) через роль государства в экономике и его экономическую политику;
4) через отношения
между собственностью и
5) через внешнюю
политику, обеспечивающую благоприятные
условия для национального
Экономика влияет на политику посредством экономической системы, тесно связанной с характером политического режима; материально-вещественного фактора, влияющего на ресурсное обеспечение политической деятельности и выступающего в качестве критерия эффективности политических систем и составной части механизма мотивации политического поведения.
Таким образом, между политикой и экономикой существует диалектическая взаимосвязь. Любой политический строй не может содержать оправдания в самом себе, без проверки его эффективности экономикой. Политика в «чистом виде» становится беспредметной и ничем не детерминированной, что лишает её как социальный феномен и понятие какого-либо смысла.
В то же время
не может быть экономики как важнейшего
социального института вне
На условность появившегося в эпоху модерна разделения общественной жизни на отдельные сферы, которые в реальности объединены в единое целое, а также на необходимость объяснить, каким образом удалось «разложить всё происходящее в обществе на отдельные сферы и отделить в реакциях «homo oeconomicus» от «homo politicus» на уровне индивидов и их действий, указывал еще в 1929 г. К. Манхейм Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 340 - 341.. В таблице представлено сравнение двух рассматриваемых институтов.
политика общественный экономика социальный
Таблица 1. Характерные черты политики и экономики
Характерные черты | Политика | Экономика | |
Базовая категория | Власть | Богатство | |
Институты | Государство, партии | Система производства и обмена | |
Процессы | Конфликты и
поиск
согласия |
Сосредоточение и распределение редких ресурсов | |
Содержание взаимодействия экономики и политики | Институционализирует экономику, обеспечивает стабильность и безопасность для экономической деятельности | Обеспечивает политику ресурсами, служит главным критерием практической ценности политики | |
Субъекты | «Политический человек» | «Экономический человек» | |
Субъективная мотивация (по М. Веберу) | Ценностно-рациональное поведение | Целерациональное поведение, обусловленное материальным интересом | |
Международная политическая экономия - направление, отрицающее разделение экономики и политики на две якобы независимые друг от друга сферы. Экономика и политика рассматриваются в рамках данного направления не просто как некоторым образом связанные между собой, но и как непрерывно взаимодействующие друг с другом. Формулу, выражающую основное содержание международной политической экономики (далее - МПЭ), предложил Роберт Гилпин: «МПЭ = государство + рынок».
В современной
ТМО и международной
Обратимся теперь
к основным парадигмам глобализации,
объясняющим соотношение
Каждый вкладывает
в данный термин свой собственный
смысл. В то же время политологи,
специалисты-международники в трактовке
сущности, причин и движущих сил
глобализации, а также её последствий
делятся на несколько направлений,
которые мы кратко рассмотрим ниже.
Либеральное направление
Вопрос о соотношении
экономики и политики имеет важное
методологическое значение для понимания
движущих сил и последствий
(Нео) либералы в противоположность неореализму придерживаются той точки зрения, что стабильность определяется не количеством игроков - великих держав, а «текстурной средой» (то есть системой экономических, социально-политических отношений), в которой они действуют. «Текстура» международных отношений включает отношения взаимозависимости, многосторонность при решении спорных проблем, институционализацию и глобализацию международной жизни. Либералы на передний план выдвигают «текстуру», а неореалисты - «структурные» силы международной системы, основанной на балансе сил.
В результате развития капитализма начиная с XVI в. сложилась единая мир-экономика, делящаяся на три части - центр (ядро), периферию, полупериферию. Страны ядра занимают по экономическому развитию, военной мощи и силе государств высшие позиции. Периферия и полупериферия подвергаются эксплуатации, пытаясь оказывать сопротивление. Неомарксистская парадигма подчёркивает противоречия между глобальным экономическим порядком, с одной стороны, и политическим порядком, по-прежнему являющимся анархическим. Глобальная политика рассматривается в качестве продукта экономического развития.
Значительный интерес представляет китайский подход к глобализации. Некоторые справедливо отмечают, что политическая мысль Китая приняла на вооружение теорию И. Валлерстайна. Для китайской версии марксизма характерно разделение политики и экономики, что является полезным и во внутреннем (как обоснование противоречивого курса экономических реформ по пути углубления рыночных отношений при сохранении социалистической «политической надстройки»), и во внешнеполитическом планах.
В анализе тенденций мирового развития китайскими политологами выделяются две тенденции: «многополярность в политике и глобализация в экономике» Ян Чэн Сюй. Китайская дипломатия в условиях изменчивой и нестабильной международной обстановки // В кн. : Китай в мировой политике. М. : МГИМО, 2001. С. 34.. Концепция мира как развивающаяся «многополюсность» была впервые представлена в мае 1988 г. в речи министра иностранных дел КНР Цянь Цичэня и в настоящее время противопоставляется глобализации в политике. Китайское руководство в политической глобализации «усматривает угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, реформирование политической системы, обеспечивающей ныне власть Компартии Китая» - пишет известный китаевед В. Михеев Михеев В. Китай в свете тенденции глобализации и азиатского регионализма // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 3. С. 45..