Экономическое развитие Японии, место и роль государства в экономике Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать опыт экономического развития Японии и определить место и роль государства в экономике Японии.
В соответствии с данной целью в курсовой работе нами решаются следующие задачи:
1. Определить исторические предпосылки экономического подъема Японии
2. Определить особенности экономической модели Японии.
3. Определить основные элементы государственного регулирования Японии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая модель Японии 5
1.1 Исторические предпосылки экономического подъема 5
1.2 Социальная структура и трудовые отношения 8
1.3 Особенности организации предпринимательства 9
Глава 2. Государство в экономике Японии 12
2.1 Основные элементы государственного регулирования Японии 12
2.2 Послевоенные экономические реформы 19
2.3 Государственный сектор в экономике Японии 23
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 106.74 Кб (Скачать)
  1. Ясная макроэкономическая политика.

В дополнение к другим мерам  японское правительство проводило  стабильную макроэкономическую политику. Низкие затраты на оборону позволяли много лет добиваться профицита бюджета. Уровень индивидуальных сбережений граждан был высок, что способствовало росту предложения капитала, который корпорации могли инвестировать в свое развитие. К тому же политическая стабильность, последовательная и преемственная политика, проводимая в течении длительного времени, высокий уровень образования явились факторами, способствовавшими экономическому успеху Японии [18].

Мы можем сделать вывод, что японская модель государственного регулирования экономики, превратившая Японию в одну из сильнейших мировых держав, стала эталоном управления экономикой страны, даже ведущие страны мира стали организовывать развитие экономик своих стран по японскому образцу, многие элементы этой модели копировались. Широко копировались такие элементы японской модели государственного регулирования, как спонсируемые правительством совместные программы в области НИОКР. Так в Европе под влиянием японской «Программы создания компьютера пятого поколения» принимались многомиллиардные программы исследований и разработок в области информационных технологий для повышения конкурентоспособности европейских стран в области компьютеров и информационных технологий. В Англии был начат проект Alvey, целью которого так же было создание компьютера пятого поколения [21].

2.2 Послевоенные  экономические реформы

К моменту окончания Второй мировой войны Япония оказалась  с полностью разрушенной экономикой. Общие потери в войне исчислялись в размере почти 20% стоимости довоенного национального богатства страны [2].

В чем же кроется причина  относительно быстрого подъема экономики  страны, разрушенной после второй мировой войне? Попытаемся ответить на этот вопрос, рассмотрев обстоятельства, послужившие причиной высокой экономической  динамики.

Реформирование японской экономики в послевоенный период осуществлялось при активном вмешательстве  США и под контролем оккупационной  администрации, возглавляемой генералом  Дугласом   Макартуром, формально  подчинявшимся международной Дальневосточной  комиссии в Вашингтоне и Союзному Совету в Токио, но фактически несшим ответственность перед президентом  и конгрессом США [5].

Главная цель преобразования механизма рыночных отношений в  Японии, принципиально реализованного к середине 90-х годов,  состояла  в активизации предпринимательской  деятельности в стране и получении  на этой основе максимальных результатов  во всех главных сферах страны, в  том числе включая выход на мировой рынок [9].

Ключевое средство реализации этой цели виделось в создании наиболее благоприятных условий для рыночной конкуренции. Такие условия в  довоенной японской экономике отсутствовали. Здесь господствовали дзайбацу, частные  промышленно-торгово-банковские концерны. В 1947 г. девять крупнейших концернов  – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Ниссан», «Асано», «Нисикава», «Накадзима» и «Номура» – контролировали 32,5% всего капитала Японии [6]. Семейные  конгломераты,  легко обеспечивавшие сверхприбыли на монопольных ценах и замораживании зарплаты, никак не ограниченные законодательством, были мало  заинтересованы в техническом обновлении аппарата. Значительный технологический рост в период их господства исключался [2].

Антимонопольный закон, принятый в 1947 г., запрещал создание  холдингов  и устанавливал жесткий контроль над слияниями  и  поглощениями  компаний. Этот закон, направленный против рыночной дискриминации и не  привычный для делового мира Японии тех лет, был встречен в штыки [11].

Ликвидация «дзайбацу» на основе новых законов, пересмотр  налоговой  системы в сторону  ее смягчения ознаменовали начало формирования конкурентной среды. Процесс развитие малого предпринимательства жестко контролировался Министерством  внешней торговли и промышленности  (МВТП) и Комиссией по справедливым сделкам. При этом сохранялся  принцип  «трехглавости» прежних «дзайбацу» – объединение в единую  координационную  структуру торговли, производства и  банковской  деятельности. Доля возрожденной «девятки» в объеме промышленного  производства  оказалось  сниженной до 25% при явном ее преобладании  на  внешнем рынке (около 60% внешнеторгового оборота страны) [15].

Таким образом, в  Японии состоялся  переход  на  рыночные правила регламентированной конкуренции  на внутреннем рынке, которые позволяли  добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара. В силу жесткого административного  обеспечения правительственными органами, в японской антимонопольной политике утвердился принцип общего контроля и регулирования  национальной экономики в целом [6].

В то же время Японским правительством, по приказу американского командования, была проведена комплексная «шоковая терапия»: бюджетная, кредитная и валютная. Программа была разработана Джозефом Доджем (управляющим Детройтским банком, автором проекта денежной реформы Западной Германии) и введена в действие в апреле 1949 г [16]. Им же был составлен госбюджет по принципу сбалансированности расходов, принятый парламентом Японии без единой поправки. Все имеющиеся обязательства правительство должно было  погасить  в течение года, а новые - не брать. Ценовые субсидии сокращались на 30%, импортные - отменялись. Иеновая выручка от продажи американских товарных поставок должна была  концентрироваться в «эквивалентном фонде» – на специальном счете бюджета.  Вводился  твердый курс  иены  по  отношению к доллару, и все валютные средства должны были собираться на едином валютном счете [12].

В результате в 1949 г. произошло  сближение фиксированных и  свободных  цен. Уже в августе отменили фиксированные  цены на 7 537  наименований товаров, после  чего распустили  Управление  цен.  В  том  же  году  отменили карточную  систему, просуществовавшую 10 лет [10].

Большие позитивные последствия  имела аграрная реформа 1946-1949 гг., которая  ликвидировала крупное помещичье  землевладение и привела к  созданию класса мелких независимых  фермеров. Главное — она существенно  расширила потребительский спрос, в том числе и на средства производства, что послужило мощным импульсом  для роста промышленности [8].

Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства, а именно, относительно низкого уровня  военных расходов. В течение длительного  послевоенного периода их  доля не превышала 1% от  валового национального  продукта Японии. В США она составляла около 7% ВНП, в Великобритании –  свыше 5, а в ФРГ – более 3, в  СССР этот показатель в послевоенные годы равнялся от 12 до 17% [12].

Вкладывая значительно меньше средств на оборону, что само по себе способствовало подъему экономики  и укреплению позиции Японии на  мировом рынке, японские предприниматели  сорвали солидный куш,  исполняя  в 50-60-х годах заказы для американской армии во время  корейской и  вьетнамской авантюр США. В период с 1950 по  1966 г. общая  сумма  «спецзаказов»  составила свыше 8,3 млрд. долларов. В  отдельные  годы на  спецзаказы приходилось  от 1/3 до 1/4 всех валютных поступлений  Японии [14]. Американские военные заказы способствовали повышению загрузки  японских промышленных предприятий и вызвали расширение  производственных мощностей, а так же содействовали оживлению экономики Японии. Не менее важным оказалось их косвенное влияние: они вызвали приток инвестиций в японскую промышленность и ускорили  процесс обновления и расширения основного капитала. Кроме того, Япония получила более широкий доступ к  американской технологии [18].

Нам так же следует отметить, что присущие японцам трудолюбие, дисциплинированность и бережливость явились также важным фактором мобилизации  средств послевоенного подъема  и дальнейшего роста японской экономики, позволили Японии избежать серьезной внешней задолженности. Так, в 1947 - 1949 гг. помощь, полученная от американцев (продовольствие, горючее, медикаменты, хлопок и проч.) на сумму в 2,2 млрд. долл. продавалась населению, а выручка зачислялась на созданный в 1949 г. специальный бюджетный счет, который в начале 50-х годов использовали для целевого финансирования народного хозяйства [13].

До сих пор рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, а его темпы  прироста выше, чем во многих странах  Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях  значительно меньше, чем в США и странах Западной  Европы. Отношение японских  рабочих  и служащих к порученному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании «своего» предприятия  очень высока [14].

Таким  образом, после 1945 года за шесть лет в Японии была предпринята серия важных комплексных  преобразований по выводу экономики  из кризиса: денежная реформа 1946 г.; реформа  трудовых   отношений   и   форм собственности на землю (1946 – 1949 гг.); демонополизация экономики (осень 1947 – март 1950 гг.); конверсия военных  предприятий;  бюджетная  реформа,  стабилизация денежного обращения  и валютного курса (1949 – 1950 гг.), налоговая  реформа (1949 – 1950 гг.) [13].

Проведение  реформ  помогло  решить  три   главные проблемы. Во-первых, в первый же год удалось  сбалансировать бюджет. Во-вторых, с  помощью резкого дефляционного  шока был снят избыточный платежеспособный спрос. Денежная эмиссия  в  1949-1950  гг. была сведена к нулю. В-третьих, после реформы  Дожа  прямой  контроль  над хозяйственной  частной деятельностью был снят, за исключением системы внешних  расчетов. В относительно сжатые сроки  было покончено с экономическим хаосом в стране, были либерализованы цены и стабилизирован бюджет с фиксированным валютным курсом, реализована программа демонополизации экономики, важнейшей составной частью которой был роспуск довоенных концернов — дзайбацу во главе с семейными холдингами [13].

Таким образом, мы рассмотрели  жесткие и, вместе с тем, успешные преобразования внутри страны, которые  подготовили благоприятную почву  для выхода ее на мировой рынок. При  чем, последнее обстоятельство было особенно важно для японской экономики, существенным образом ограниченной собственными  сырьевыми, топливными и продовольственными ресурсами.

2.3 Государственный  сектор в экономике Японии

Центральному правительству  принадлежат всего пять казённых (унитарных) предприятий (в том числе  Монетный двор и государственное  лесное хозяйство), 13 банков, сеть высших учебных заведений и паевое участие  в 73 организациях, преимущественно  некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями институты и лаборатории, центр научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства. Есть, наконец, группа предприятий, которые специализируются на строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерных сооружений (многопролётный мост через Внутреннее море, соединяющий острова Хонсю и Сикоку) [16].

Ряд крупных государственных  предприятий был приватизирован во второй половине 80-х гг., в том числе Корпорация государственных железных дорого, национально телефонно-телеграфная система, табачная и алкогольная монополия, авиалинии «JAL» [12].

На местном уровне государству  принадлежат водопровод и канализация, предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы, а также несколько тысяч  акционерных и паевых компаний, занятых  строительством и эксплуатации муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и  т.д.

Таким образом, мы делаем вывод, что в Японии, как и в США, государственный сектор невелик. В отличии от стран Западной Европы, он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры. Япония - страна с сильной государственной экономической политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в её арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов [12].

Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких  темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложения. В открытой экономики такие индикаторы корпорации уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларации о намерениях и официальный ритуал.

Широко используется система  общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Основные цели и задачи общенациональных планов экономического развития конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, которые имеют директивный характер [12]. Этим образуется сложная взаимоувязанная система планирования. Внутрикорпоративные планы в свою очередь также учитываются при разработке общегосударственных программ через механизм консультаций с крупнейшими объединениями частных компаний -- «Кэйданрэн», «Дюкай», «Никкэйрэн», а также с соответствующими ассоциациями и финансово-промышленными группами [15].

Система общегосударственных  планов складывается из пяти групп  планов -- план экономического и социального  развития, план развития и использования  земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные  программы и региональное планирование.

Государство является монопольным  покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для данной отрасли [18]. Важное место в системе регулирования занимают процентные ставки и валютный контроль с разделением внутреннего и мирового рынков. Комитет по политике Банка Японии устанавливал депозитные и ссудные ставки в пределах минимума. Депозитный процент по каждому виду, краткосрочный процент и привязанная к нему вся система процентных ставок следовали за движением официальной учетной ставки. Наряду с количественным ограничением банковского кредитования это позволяло до начала 70-х годов эффективно осуществлять прямое кредитно-денежное регулирование, а также занижать издержки привлечения средств банками и в определенной мере капитальные издержки компаний [11].

Информация о работе Экономическое развитие Японии, место и роль государства в экономике Японии