Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать опыт экономического развития Японии и определить место и роль государства в экономике Японии.
В соответствии с данной целью в курсовой работе нами решаются следующие задачи:
1. Определить исторические предпосылки экономического подъема Японии
2. Определить особенности экономической модели Японии.
3. Определить основные элементы государственного регулирования Японии.
Введение 3
Глава 1. Экономическая модель Японии 5
1.1 Исторические предпосылки экономического подъема 5
1.2 Социальная структура и трудовые отношения 8
1.3 Особенности организации предпринимательства 9
Глава 2. Государство в экономике Японии 12
2.1 Основные элементы государственного регулирования Японии 12
2.2 Послевоенные экономические реформы 19
2.3 Государственный сектор в экономике Японии 23
Заключение 27
Список литературы 29
Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15-18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы [5].
Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны [6].
Таким образом, на развитие экономики огромное влияние оказали следующие факторы: эффективное использование иностранной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; широкое использование иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау и т.д.
Надо отметить, что особенностями
современной экономики Японии являются:
редчайшая инициативность японских
предпринимателей всех уровней и
сложившаяся система принятия решений;
традиционно сложившаяся
2.1 Основные элементы
государственного
Выдающиеся экономические успехи послевоенной Японии, ее высокая конкурентоспособность, стремительное развитие «японского чуда» - это результат действий государства, осуществляющего комплекс мер экономической политики.
Чалмерс Джонсон, который
считается «автором»
Главную роль в выборе направления развития экономики, разработке и осуществлении соответствующей конкретному периоду и конкретной отрасли политики играло Министерство международной торговли и промышленности (MITI, Ministry of international Trade and Industry), которое исследователи называют «главным катализатором японского чуда» [3]. По мнению, Джонсона, успехи MITI были связаны с тем, что ему удавалось разрабатывать практические, соответствующие реалиям рынка рекомендации и меры, которые стимулировали инвестиции и быстрый рост экономики [8].
MITI поддерживало сложную
систему взаимосвязей японских
правительственных и бизнес-
Выделяют ряд причин быстрого
роста японской экономики: хорошо образованную
рабочую силу, большое число
Сейчас мы рассмотрим основные элементы государственного регулирования Японии:
Краеугольным камнем японской экономической модели является убеждение, что правительство должно активно направлять развитие экономики. Главными агентами, выполняющими эту роль, были влиятельные министерства, в первую очередь MITI и Министерство финансов. Сотрудники этих министерств, чиновники от элиты, профессиональные бюрократы обеспечивали преемственность экономической политики независимо от смены правительств на длительный период [17].
Правительство выбирает и поддерживает целевые отрасли. Эта поддержка отражается в Законах, инструкциях и циркулярах, направленных в корпорации и официальном видении концепции экономического развития страны, которое готовится MITI и распространяется среди широкой аудитории. Подчеркивая важность той или иной отрасли, государство влияет на частные инвестиции, способствуя, тем самым, на ее развитие без прямых субсидий и налоговых льгот [18].
Правительство Японии было уверенно в том, что для Японии, маленькой страны, не обладающей обширными природными ресурсами, единственный путь выжить – это производить товары на экспорт. Поэтому для целевых экспортных отраслей предусматривались многочисленные меры поддержки, включая специальные налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропорциональной увеличению экспорта, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития сырья и комплектующих [22].
Разнообразные правительственные
предписания включают в себя как
требования обязательных согласований,
так и «добровольные» правила, которые
устанавливались после
Для того, чтобы защитить японские компании от конкуренции импортеров, иностранным фирмам был практически закрыт доступ на японский рынок. Были разработаны специальные меры в сфере торговли и валютного обмена, которые позволяли японским фирмам «нагнать» зарубежных конкурентов в ряде растущих отраслей. Такие протекционистские меры применялись в широком спектре отраслей, начиная от производства сырья и заканчивая производством готовых товаров. Например, фирма Singer , крупнейший в мире производитель швейного оборудования, была лишена доступа на японский рынок швейных машин, который в послевоенный период переживал настоящий бум. Эти ограничения постепенно ослаблялись под давлением других стран и международных организаций. Либерализация импорта началась лишь со вступлением Японии в члены Международного валютного фонда (МВФ). однако и сейчас японский рынок считается закрытым [17].
Государство проводило политику
жесткого ограничения прямых иностранных
инвестиций и осуществляло энергичные
меры поддержки японских собственников
и не позволяло иностранным
Постепенная либерализация законодательных ограничений на прямые иностранные инвестиции была завершена только к середине 70-х годов.
Государство поддерживало монополии
в нескольких целевых растущих отраслях
путем слияния создавались
В дополнение к разрешению и стимулированию подобных слияний, существенно повышавших уровень концентрации в отрасли, правительство координировало объем инвестиций в новые предприятия. Так происходило в нефтехимической отрасли, производстве синтетических волокон, в целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслях. Главной целью было минимизировать перепроизводство и избежать чрезмерной конкуренции. Поэтому принимаемые антимонопольные законы были мягкими и даже в случае нарушения принятых законодательств не предусматривалось официальных санкций и наказаний, никаких штрафов не следовало [8].
В последние годы под активным
давлением США и других стран
антимонопольное
Для того чтобы воспользоваться экономией масштаба японским компаниям правительство настоятельно рекомендовало усилить линейное разделение труда и производства между компаниями и затем на основе кооперации увеличить объемы выпуска продукции, что позволило бы воспользоваться эффектом масштаба. Такое разделение производства и кооперация изменили структуру промышленности страны, создав множество фирм и компаний, связанных между собой кооперационными связями и превратив японские корпорации в крупных игроков на глобальном рынке [18].
Для ослабления влияния цикличности деловой активности и оказания помощи, отраслям находящимся в кризисе правительство стремилось создать легальные картели. Регулировалось на сколько во время экономического спада каждая из конкурирующих компаний должна была снизить свои производственные мощности и выпуск продукции. Одним из типов картелей были рецессионные картели, которые помогали компаниям и отрасли в целом выжить в трудные времена [19]. Участникам таких картелей разрешалось договариваться об объемах производства, ценах и ограничениях на ввод производственных мощностей. Целью их создания было стремление избежать безработицы, которая была бы неизбежной в случае банкротств компаний, а это оказалось бы серьезной социальной проблемой, учитывая характерный для Японии низкий уровень мобильности рабочей силы. Сохранение рабочих мест расценивалось как социально важная задача, решение которой оправдывало создание картелей [8].
Были разрешены и другие типы картелей. Среди них – рационализационные картели, которые создавались для того чтобы сократить затраты и повысить качество продукции. Участникам таких картелей разрешалось согласовывать стандарты, распределять различные модели продукции между собой, совместно использовать склады и транспорт, обмениваться технологиями и т.д.. что позволяло более рационально использовать имеющиеся ресурсы. И экспортно-импортные торговые картели – создавались для того, чтобы мелкие компании не экспортировали товары по низким ценам. Японское правительство считало, что это может снизить доходы от иностранной валюты и поэтому участники этих картелей согласовывали количество, цену и качество экспортируемых товаров [15].
В целом создание различных картелей рассматривалось как средство защиты мелких и средних компаний от крупных корпораций, так как давали возможность мелким и средним компаниям, входящим в картели, отстаивать свои интересы. Такая защита считалась благотворной для конкуренции, так как ограничивала влияние большого бизнеса [7].
Для рационального направления ограниченных финансовых ресурсов в нужные отрасли, когда рынок капитала еще был неразвит и банковские кредиты были доминирующей формой корпоративного финансирования, государство жестко регулировало финансовые рынки. Это регулирование было направлено на защиту фирм, ведущих операции с ценными бумагами, им гарантировалась определенная прибыльность через систему фиксированных комиссионных. Министерство финансов внимательно наблюдало за деятельностью фирм, торгующих ценными бумагами, принимая различные инструкции и жестко контролируя финансовую информацию [17].
Практиковалась политика взаимного владения акциями других компаний, что защищало компании от давления рынков капитала. У Совета директоров корпораций было очень мало возможностей для контроля, так как согласно правилам , в Совет директоров входили только свои компании – инсайдеры.
Японское правительство
играло большую роль в организации
и финансировании совместных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Информация о работе Экономическое развитие Японии, место и роль государства в экономике Японии