Экономическое развитие Японии, место и роль государства в экономике Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать опыт экономического развития Японии и определить место и роль государства в экономике Японии.
В соответствии с данной целью в курсовой работе нами решаются следующие задачи:
1. Определить исторические предпосылки экономического подъема Японии
2. Определить особенности экономической модели Японии.
3. Определить основные элементы государственного регулирования Японии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая модель Японии 5
1.1 Исторические предпосылки экономического подъема 5
1.2 Социальная структура и трудовые отношения 8
1.3 Особенности организации предпринимательства 9
Глава 2. Государство в экономике Японии 12
2.1 Основные элементы государственного регулирования Японии 12
2.2 Послевоенные экономические реформы 19
2.3 Государственный сектор в экономике Японии 23
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 106.74 Кб (Скачать)

Япония отличается традиционно  высоким уровнем сбережений населения (15-18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы [5].

Финансовая структура  японских корпораций характеризуется  низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны [6].

Таким образом, на развитие экономики огромное влияние оказали следующие факторы: эффективное использование иностранной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; широкое использование иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау и т.д.

Надо отметить, что особенностями  современной экономики Японии являются: редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и  сложившаяся система принятия решений; традиционно сложившаяся система  наемного труда, проявляющаяся в  гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным работником; стремительное  развитие собственной научно-исследовательской  базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в  первую очередь в области электроники.

 

  1. Государство в экономике Японии

 

2.1 Основные элементы  государственного регулирования  Японии

Выдающиеся экономические  успехи послевоенной Японии, ее высокая  конкурентоспособность, стремительное  развитие «японского чуда» - это результат  действий государства, осуществляющего  комплекс мер экономической политики.

Чалмерс Джонсон, который  считается «автором» сформулировавший принципы японской модели государственного регулирования экономики утверждал, что в Японии правительство фактически «выращивало» промышленность, в то время как в западных странах  государство просто устанавливало  «правила игры» [16].

Главную роль в выборе направления  развития экономики, разработке  и осуществлении соответствующей конкретному периоду  и конкретной отрасли политики играло Министерство международной торговли и промышленности (MITI, Ministry of international Trade and Industry), которое исследователи называют «главным катализатором японского чуда» [3]. По мнению, Джонсона, успехи MITI были связаны с тем, что ему удавалось разрабатывать практические, соответствующие реалиям рынка рекомендации и меры, которые стимулировали инвестиции и быстрый рост экономики [8].

MITI поддерживало сложную  систему взаимосвязей японских  правительственных и бизнес-институтов, которые определяли характер  конкуренции и кооперации в  японской экономике. При помощи этой системы взаимосвязей MITI влияло на экономическую политику и координировало различные инициативы. Эта система выполняла так же роль эффективной системы разрешения конфликтов и споров между различными группами заинтересованных лиц. В то же время эта система затрудняла иностранным компаниям вход на японские рынки [14].

Выделяют ряд причин быстрого роста японской экономики: хорошо образованную рабочую силу, большое число квалифицированных  менеджеров и технических специалистов, высокий уровень инвестиций и  быстрое развитие технологий [6].

Сейчас мы рассмотрим основные элементы государственного регулирования  Японии:

  1. Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников, прежде всего MITI.

Краеугольным камнем японской экономической модели является убеждение, что правительство должно активно  направлять развитие экономики. Главными агентами, выполняющими эту роль, были влиятельные министерства, в первую очередь MITI и Министерство финансов. Сотрудники этих министерств, чиновники от элиты, профессиональные бюрократы обеспечивали преемственность экономической политики независимо от смены правительств на длительный период [17].

  1. Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста.

Правительство выбирает и  поддерживает целевые отрасли. Эта поддержка отражается в Законах, инструкциях и циркулярах, направленных в корпорации и официальном видении концепции экономического развития страны, которое готовится MITI и распространяется среди широкой аудитории. Подчеркивая важность той или иной отрасли, государство влияет на частные инвестиции, способствуя, тем самым, на ее развитие без прямых субсидий и налоговых льгот [18].

  1. Агрессивное развитие экспорта.

Правительство Японии было уверенно в том, что для Японии, маленькой страны, не обладающей обширными  природными ресурсами, единственный путь выжить – это производить товары на экспорт. Поэтому для целевых экспортных отраслей предусматривались многочисленные меры поддержки, включая специальные налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропорциональной увеличению экспорта, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития сырья и комплектующих [22].

  1. Многочисленные инструкции, правила и согласования.

Разнообразные правительственные  предписания включают в себя как  требования обязательных согласований, так и «добровольные» правила, которые  устанавливались после консультаций с ассоциациями бизнесменов той  или иной отрасли. Например для работы с ценными бумагами нужна была не только лицензия, но и одобрение Министерства финансов на принятие таких решений как открытие новых филиалов или открытие бизнеса, который выходил за рамки традиционных операций с ценными бумагами [17].

  1. Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка.

Для того, чтобы защитить японские компании от конкуренции импортеров, иностранным фирмам был практически  закрыт доступ на японский рынок. Были разработаны специальные меры в сфере торговли и валютного обмена, которые позволяли японским фирмам «нагнать» зарубежных конкурентов в ряде растущих отраслей. Такие протекционистские меры применялись в широком спектре отраслей, начиная от производства сырья и заканчивая производством готовых товаров. Например, фирма Singer , крупнейший в мире производитель швейного оборудования, была лишена доступа на японский рынок швейных машин, который в послевоенный период переживал настоящий бум. Эти ограничения постепенно ослаблялись под давлением других стран и международных организаций. Либерализация импорта началась лишь со вступлением Японии в члены Международного валютного фонда (МВФ). однако и сейчас японский рынок считается закрытым [17].

  1. Ограничение прямых иностранных инвестиций.

Государство проводило политику жесткого ограничения прямых иностранных  инвестиций и осуществляло энергичные меры поддержки японских собственников  и не позволяло иностранным компаниям  проникать на японский рынок. Считалось, что молодые отрасли  и отрасли, которые могли оказать влияние на развитие других отраслей, нуждаются в государственной защите. Совместные предприятия стали создаваться лишь в 70-е годы с распределением собственности 50 на 50. А в секторе ценных бумаг либерализация иностранных инвестиций была задержана до середины 80-х годов. Только в 1986 году членами Токийской фондовой биржи стали всего шесть иностранных фирм [19].

Постепенная либерализация  законодательных ограничений на прямые иностранные инвестиции была завершена только к середине 70-х  годов.

  1. Мягкое антимонопольное законодательство.

Государство поддерживало монополии  в нескольких целевых растущих отраслях путем слияния создавались достаточно крупные корпорации, способные конкурировать  на мировых рынках. К примеру, MITI в сталелитейной промышленности способствовало слиянию двух крупных компаний и созданию сталелитейной корпорации Nippon Steel , которая контролировала более 30% рынка основной металлопродукции. Специалисты по планированию из японского правительства полагали, что регулирование производственных мощностей и предотвращение излишней конкуренции необходимы для долговременного развития японской промышленности. Считалось, что японские компании слишком малы для того чтобы воспользоваться преимуществами экономическими масштабами производства, необходимыми для конкуренции на международных рынках. Поэтому чтоб добиться эффекта масштаба поощрялись различные слияния [18].

В дополнение к разрешению и стимулированию подобных слияний, существенно повышавших уровень  концентрации в отрасли, правительство  координировало объем инвестиций в  новые предприятия. Так происходило в нефтехимической отрасли, производстве синтетических волокон, в целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслях. Главной целью было минимизировать перепроизводство и избежать чрезмерной конкуренции. Поэтому принимаемые антимонопольные законы были мягкими и даже в случае нарушения принятых законодательств не предусматривалось официальных санкций и наказаний, никаких штрафов не следовало [8].

В последние годы под активным давлением США и других стран  антимонопольное законодательство Японии стало несколько ужесточаться, наметилась тенденция усиления конкуренции  как внутри страны, так и на международной  арене [22]. 

  1. Реструктуризация промышленности под руководством правительства.

Для того чтобы воспользоваться  экономией масштаба  японским компаниям правительство настоятельно рекомендовало усилить линейное разделение труда и производства между компаниями и затем на основе кооперации увеличить объемы выпуска продукции, что позволило бы воспользоваться эффектом масштаба. Такое разделение производства и кооперация изменили структуру промышленности страны, создав множество фирм и компаний, связанных между собой кооперационными связями и превратив японские корпорации в крупных игроков на глобальном рынке [18].

  1. Официальное разрешение картелей.

Для ослабления влияния цикличности  деловой активности и оказания помощи, отраслям находящимся в кризисе  правительство стремилось создать  легальные картели. Регулировалось на сколько во время экономического спада каждая из конкурирующих компаний должна была снизить свои производственные мощности и выпуск продукции. Одним из типов картелей были рецессионные картели, которые помогали компаниям и отрасли в целом выжить в трудные времена [19]. Участникам таких картелей разрешалось договариваться об объемах производства, ценах и ограничениях на ввод производственных мощностей. Целью их создания было стремление избежать безработицы, которая была бы неизбежной в случае банкротств компаний, а это оказалось бы серьезной социальной проблемой, учитывая характерный для Японии низкий уровень мобильности рабочей силы. Сохранение рабочих мест расценивалось как социально важная задача, решение которой оправдывало создание картелей [8].

Были разрешены и другие типы картелей. Среди них – рационализационные картели, которые создавались для того чтобы сократить затраты и повысить качество продукции. Участникам таких картелей разрешалось согласовывать стандарты, распределять различные модели продукции между собой, совместно использовать склады и транспорт, обмениваться технологиями и т.д.. что позволяло более рационально использовать имеющиеся ресурсы. И экспортно-импортные торговые картели – создавались для того, чтобы мелкие компании не экспортировали товары по низким ценам. Японское правительство считало, что это может снизить доходы от иностранной валюты и поэтому участники этих картелей согласовывали количество, цену и качество экспортируемых товаров [15].

В целом создание различных  картелей рассматривалось как средство защиты мелких и средних компаний от крупных корпораций, так как  давали возможность мелким и средним  компаниям, входящим в картели, отстаивать свои интересы. Такая защита считалась благотворной для конкуренции, так как ограничивала влияние большого бизнеса [7].

  1. Жесткое регулирование финансовых рынков  ограниченное влияние Совета директоров.

Для рационального направления  ограниченных финансовых ресурсов в  нужные отрасли, когда рынок капитала еще был неразвит и банковские кредиты были доминирующей формой корпоративного финансирования, государство жестко регулировало финансовые рынки. Это регулирование было направлено на защиту фирм, ведущих операции с ценными бумагами, им гарантировалась определенная прибыльность через систему фиксированных комиссионных. Министерство финансов внимательно наблюдало за деятельностью фирм, торгующих ценными бумагами, принимая различные инструкции и жестко контролируя финансовую информацию [17].

Практиковалась политика взаимного владения акциями других компаний, что защищало компании от давления рынков капитала. У Совета директоров корпораций было очень мало возможностей для контроля, так как согласно правилам , в Совет директоров входили только свои компании – инсайдеры.

  1. Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок.

Японское правительство  играло большую роль в организации  и финансировании совместных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Целью таких проектов было распределение расходов на НИОКР между несколькими участниками, чтобы избежать напрасных затрат и дублирования работ. В качестве примера можно привести совместный проект сверхнебольших интегральных схем, целью которого было совершить прорыв в полупроводниковых технологиях. В этом проекте участвовали все крупнейшие японские производители полупроводников, правительство взяло на себя 22% всех затрат. Именно этот проект, по мнению многих специалистов, помог японским компаниям стать мировым лидером в своей отрасли [19].

Информация о работе Экономическое развитие Японии, место и роль государства в экономике Японии