Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:15, реферат
Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно.
- тайный провоз через границу,
- провоз товаров через таможни без объявления.
Одной из причин роста контрабанды
в XVIII веке было принятие в 1724 году протекционистского
тарифа, в соответствии с которым
резко возросли пошлины. Одновременно
с этим принимались меры к закрытию
границ. Создавались форт-постные команды
из числа военных формирований. Они действовали
на разъездах и не только препятствовали
проникновению контрабанды, но одновременно
выполнили задачу по охране границы и
задержанию беглых людей. Но это не остановило
незаконный провоз товаров. Лишь умеренный
тариф 1731 года некоторым образом снизил
уровень контрабанды. В 1753 году были ликвидированы
внутренние таможни, а таможенный сбор,
составлявший 13 % таможенных доходов, переложен
на пограничные таможенные учреждения.
Увеличение таможенных сборов вновь способствовало
активизации контрабанды.
Учитывая, что контрабандисты причиняют
значительный ущерб казне, в 1754 году в
пограничной полосе был учрежден институт
объездчиков, на который возлагалась обязанность
поимки контрабандистов.
В 1811 году было введено «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», подписанное военным министром России Барклаем де Толли: на каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Одиннадцать донских казачьих полков несли службу от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр.
Среди казаков было много
злоупотреблений. Они подчас потворствовали
контрабанде, а в ряде случаев
и сами занимались незаконным провозом
товаров через границу. Отрицательно
сказывалась и двойная
Пограничная стража в начале XIX века охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном отношении способствовали более активной борьбе с контрабандистами. Так, например, если в 1827 году в государственную казну поступило 16 млн. руб. серебром таможенных сборов, то в 1857 году - 32 млн. руб.
В пограничных бригадах были учреждены учебные команды. Начиная с 1856 года на офицеров, а с 1878 года и на нижних чинов распространялся порядок, установленный в армии, по награждению орденами и медалями за отличия в охране государственной границы и задержание контрабандистов.
Практика охраны границы в таможенном отношении в XVIII -первой половине XIX века целиком оправдала себя. Являясь составной частью органов по защите экономических интересов на государственной границе, Пограничная стража внесла существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами.
Создание и превращение
в крупный центр международной
торговли Санкт-Петербурга обусловили
важнейшую роль в охране экономических
интересов государства
Фактически после прихода первого иностранного торгового судна (12 ноября 1703 года) произошло первое таможенное оформление грузов, и было положено начало внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга. Именно это событие - приход в петербургский порт первого иностранного торгового судна - голландского купеческого корабля было принято в качестве условной даты начала деятельности таможенной службы в Санкт-Петербурге. Подтверждением того, что в первые годы существования нового города в нем уже действовала таможенная служба, может явиться факт существования в начале XVIII века внутренних таможенных пошлин - обложения торговых операций, совершавшихся на внутреннем рынке. Поэтому несомненно, что уже в год основания Петербурга появилась в Санкт-Петербурге внутренняя таможня
Официальное учреждение портовой таможни в Санкт-Петербурге произошло, видимо, в 1724 году. Об этом свидетельствуют, в частности, официальные документы - ответ на запрос Ревизионконторы из Государственной Коммерц-Коллегии в июле 1756 года и представление Министерства финансов от 6 февраля 1912 года, в соответствии с которыми «Санкт-Петербургская портовая таможня учреждена с начала 1724 года ...и поныне обрета-етца». Портовая таможня становится главной таможней города. Именно на ее основе происходило развитие органов таможенной службы Санкт-Петербурга.
Развитие Санкт-Петербургской портовой таможни проходило в тесной взаимосвязи со становлением Петербургского порта. Предпосылками его бурного развития явились распоряжения Петра I, стремившегося сделать Петербург «великим купеческим магазином». В 1731 году портовая таможня была объединена с внутренней.
В течение XVIII - первой половины XIX века Санкт-Петербург превратился в крупный центр международной торговли. Таможенная служба Санкт-Петербурга прошла этап создания и успешно функционировала, выполняя функцию охраны экономических интересов государства.
Вторая глава - «Организационно-правовые
основы формирования и функционирования
таможенной службы в пореформенной
России» - включает параграфы: «Взаимообусловленность
развития внешней торговли и формирования
таможенно-тарифной политики России во
второй половине XIX - начале XX века»
«Организационно-правовые основы получения
государством таможенных доходов» «Структурные
и функциональные преобразования таможенных
органов во второй половине XIX - начале
XX века» «Таможенная служба Санкт-Петербурга
как орган защиты государственных
интересов в пореформенной
Диссертант отмечает, что развитию внешней торговли России во второй половине XIX - начале XX века способствовал ряд обстоятельств, в частности: освобождение крестьян от крепостной зависимости, понижение таможенного обложения привозных товаров, развитие сети железных дорог, отмена подушной подати с мещан и крестьян, создание земских учреждений, проведение судебной реформы, принятие городского положения и др. Все эти меры были направлены на активизацию общественной и экономической деятельности и обеспечение большей свободы личности. На внешнеторговом обороте благоприятно сказывалось развитие промышленного капитализма. Однако стремление к активному балансу привело к усилению таможенной охранительной политики, особенно начиная с конца 70-х годов. Это неблагоприятно сказалось и на вывозе товаров: обороты внешней торговли почти не увеличивались.Застой во внешней торговле во многом был обусловлен тем, что:
1) в России восторжествовали
идеалы ультрапротекционистов.
2) российские товары зачастую
оказывались
3) Россия не имела развитого
рынка, оставаясь, по сути
4) низкий уровень жизни
в России, в условиях которых
внутренний рынок остается
Структура внешней торговли отражала уровень экономического развития России, которая оставалась самой промышленно отсталой среди крупных стран мира со значительным внешним долгом. Протекционистские тенденции во второй половине XIX - начале XX века не ослаблялись, однако их тесная связь с решением фискальных задач отрицательно сказывалась на жизненном уровне народа и его благосостоянии. Если промышленность страны была достаточно развита, то сельское хозяйство оставалось на уровне натурального. Россия по-прежнему была сырьевым придатком Запада. Это накладывало отпечаток на внешнеэкономические связи страны и, естественно, на развитие таможенного дела.
Фискальные интересы абсолютистского
государства проявлялись в
Таможенные доходы России
являлись фактически косвенным налогом
на потребление, так как основной
процент обложения, пошлиной падал
на жизненные припасы. Все активнее
наблюдается рост таможенных доходов
в начале XX века. Они существенно
пополняли государственную
В первом десятилетии XX века наметилась депрессия в промышленном производстве, но начиная с 1909 года Россия вступила в полосу промышленного подъема. Это сказалось на организации таможенного дела, перед которым стояли основные задачи:
- фискальная (пополнение государственной казны за счет таможенных сборов в форме таможенного дохода);
- экономическая защита
государственных интересов (
- полицейская (контроль
за привозом в страну
- статистическая.
Поставленные задачи свидетельствуют
о том, что таможенные учреждения
начали выполнять функции
Эволюция организационно-
Вектором развития таможенной
службы в рассматриваемый период
являлся переход от гражданской
службы с элементами коммерческой структуры
к военизированному органу в системе
государственной бюрократии. С другой
стороны, на протяжении всего периода
таможенные органы так и не превратились
в обособленный государственный
орган, оставаясь частью финансового
ведомства. Наряду с совмещением
службой таможенных и пограничных
функций такая организация
Диссертант отмечает, важным
звеном системы органов таможенной
службы оставались таможенные органы
столицы, выполняющие функцию
Информация о работе Экономическое развитие России в первой половине XIX в