Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:15, реферат
Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно.
Экономическое развитие России
в первой половине XIX в. можно охарактеризовать
как предкризисное, поскольку в
экономике переплелись самым
сложным образом старые, феодальные
формы хозяйства и новые, рыночные
отношения. В эти годы стало ясно,
что страна не может двигаться
вперед с тяжелыми кандалами крепостного
права, но сделать радикальные шаги
в этом направлении оказалось
очень трудно. Этим обусловлена противоречивость
многих мероприятий в период правления
Александра I и Николая I.
К началу XIX века Россия занимала огромную
территорию от Прибалтики до Дальнего
Востока. Население страны к середине
века составило около 74 млн. человек. Оно
состояло из многочисленных народов, проживавших
на бескрайних землях, и это также накладывало
отпечаток на состояние экономики.
В это время капиталистические производственные
отношения начинают проникают во все сферы
экономики, углубляется общественное
разделение труда, вырисовывается специализация
промышленных и аграрных районов, что
приводит к оживлению хозяйственных связей.
Хотя рост промышленности и городов требовал
увеличения сельскохозяйственного производства
и повышения его товарности, сельское
хозяйство – главная отрасль экономики
России – развивалось по-прежнему крайне
медленно.
В 30-40-е годы XIX века в России начинается
промышленный переворот – переход от
мануфактур к фабрикам, основанным на
машинной технике. Этот период занял примерно
полстолетия. Промышленный переворот
в России начался в эпоху крепостного
права, а завершился уже в эпоху капитализма.
В первую очередь он произошел в тех отраслях,
где преобладал вольнонаемный труд.
Естественно, что промышленный переворот
имел свои социально-экономические последствия.
Повысилась производительность труда,
увеличился выпуск продукции, возникли
первые машиностроительные. Однако техническая
база, основанная на крепостном труде,
была слаба.
Что касается крупного капитала, то он
сконцентрировался в основном в торговле
и ростовщичестве. Капиталистические
отношения охватили и сферу обращения;
происходит смена форм внутренней торговли.
Так, в городах ярмарки заменяются магазинами
и лавками.
Финансово-кредитная система и денежное
обращение в первой половине XIX в. испытывают
постоянные трудности из-за дефицита бюджета,
увеличения государственного долга, нарастания
инфляционных процессов.
В начале XIX в. М. М. Сперанским был разработан
проект финансовых реформ, намечавший
широкий спектр мероприятий – образование
частных банков, введение протекционистского
тарифа, переход от подушного обложения
к поземельному, замена винного откупа
акцизом. Однако проект не был реализован,
его идеи использовались в последующих
преобразованиях.
1. Государственный бюджет России
Бюджет, как сбалансированный финансовый
план доходов и расходов государства на
ближайший год, стал формироваться в России
лишь в начале XIX столетия. К тому времени
финансовая и эмиссионная политика правительства
под давлением внешних обстоятельств
приобрела явно авантюрный характер. Дело
в том, что бумажные деньги одновременно
обслуживают две относительно обособленные,
но все же связанные между собой сферы:
рынок и бюджет. На рынке они используются
в основном как средства обращения, меры
стоимости и платежа. В сфере государственных
финансов они применяются не только в
качестве платежного средства, но и как
инструмент реализации принудительных
займов или налогов, в зависимости от того,
намеренно ли правительство изъять излишние
деньги из обращения или девальвирует
их.
В сфере государственных финансов после
1786 г. фискальная функция бумажных денег
приобрела главное значение. Их эмиссия
стала основным источником покрытия растущего
разрыва между расходами и доходами государства.
Рынок был переполнен ассигнациями. В
1802 г. обмен ассигнациями даже на медные
деньги был окончательно приостановлен.
Но, эмиссия их продолжалась, поскольку
войны с Наполеоном требовали все новых,
растущих расходов. Кстати, французы “помогали”
в этом деле: они завезли в Россию большое
количество фальшивых ассигнаций.
Государственные расходы выросли за одиннадцать
лет больше, чем в четыре раза, а обыкновенные
доходы – только в три. Дефицит пришлось
покрывать в основном за счет эмиссии
ассигнаций и внутренних займов среди
различных кредитных учреждений. В 1814-1815
гг. курс акций на петербургской бирже
упал до самого низкого уровня – 20 копеек
серебром. Возникла реальная угроза полного
расстройства денежной системы страны.
Правительство давно уже лихорадочно
искало выход из создавшегося положения.
Чтобы повысить спрос на бумажные деньги,
еще в 1812 г. ассигнации были официально
объявлены основным платежным средством.
Все расчеты между казной и частными лицами
должны производиться на основе ассигнаций.
При этом устанавливался их принудительный
курс: 1 бумажный рубль приравнивался к
50 коп. серебром. Такие меры не остановили
продолжающегося обесценения ассигнаций.
Только после окончания войны их рыночный
курс поднялся до 25.3, а еще через год –
26.4 копейки. Главным направлением дальнейшего
укрепления денежной системы, по мнению
министра финансов Д. Гурьева, должно было
стать сокращение на половину или хотя
бы на одну треть общего объема ассигнаций,
находящихся в обращении. Для того, чтобы
получить деньги для их выкупа, пришлось
выпустить несколько внутренних займов.
За пять лет удалось с немалым трудом “вытащить”
из оборота бумажных денег на 240 млн. руб.
За это же время их курс повысился менее,
чем на 1 копейку.
Весной 1823 г. новым министром финансов
был назначен Е. Ф. Канкрин. Ученый по призванию
и опытный хозяйственник-практик Егор
Францевич соединял в себе гибкий ум, огромное
трудолюбие, честность, энергию и упрямство
человека, который мог спорить и даже не
соглашаться с Николаем I, если считал,
что этого требуют интересы дела.
В своей деятельности как министр финансов
он опирался на выработанную им общую
концепцию подъема российской экономики,
в том числе, торговли, промышленности,
сельского хозяйства, а также науки и образования.
Исходная предпосылка – наведение порядка
в государственных финансах, прежде всего,
установление равновесия бюджета. В этой
связи он постоянно требовал и добивался
рационального, бережливого отношения
к расходованию финансовых ресурсов.
Конкретные данные подтверждают, что линия
на сдерживание государственных расходов,
особенно в первое десятилетие деятельности
Е. Канкрина, дала заметные результаты.
Их общий объем в 1833 году по сравнению
с 1823 годом увеличился всего на 3.3%. Военные
расходы даже снизились. Удалось стабилизировать
бюджеты Министерства иностранных дел,
МВД, императорского двора и других.
В то же время возросли затраты на народное
образование, строительство дорог, а также
платежи по государственному долгу. За
первое десятилетие снизились подушные
и другие прямые налоги. В то же время вдвое
возросли таможенные сборы, что не только
увеличило поступление денег в казну,
но и защищало молодую еще национальную
промышленность.
Главным плодом своих свершений на посту
министра финансов Е. Канкрин считал успешно
проведенную денежную реформу, позволившую
восстановить серебряное обращение в
России. К достижению этой цели он приближался
поэтапно, хотя определенные сбои в ритм
такого движения внесли: война с Турцией
(1828-1829 гг.), восстание в Польше, неурожаи
хлебов. На начальном этапе, в 1827 г., было
официально разрешено при взносах в казну
некоторых налоговых платежей принимать
от населения серебро по биржевому курсу
1: 3.7 или 27 копеек серебром за рубль ассигнациями.
Формально это означало девальвацию бумажных
денег, но фактически население уже несколько
десятилетий использовало примерно такой
курс в хозяйственной практике.
Эксперимент прошел удачно, и в 1830 г. в
27 губерниях разрешили принимать металлические
деньги при платежах за все подати и сборы
по чуть уточненному курсу 27.4 копейки.
Благодаря этому предприятию резко увеличился
приток в казну звонкой монеты. Люди привыкли
к забытой уже форме металлических денег,
которые начали обращаться на рынке наравне
с ассигнациями. Последние постепенно
стали превращаться как бы во вспомогательные
деньги. Тем не менее спрос на них возрос,
поскольку и продавцы, и покупатели убедились
на практике в устойчивом характере курсовой
стоимости ассигнаций.
1839 год принято считать началом денежной
реформы Е. Канкрина серебряный рубль
объявили базовой монетной единицей и
установили его твердый курс по отношению
к ассигнациям. С 1 января 1940 г. при государственном
коммерческом банке открылись депозитные
кассы для привлечения вкладов населения
в звонкой монете. В обмен вкладчик получал
специальные депозитные билеты достоинством
1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 рублей серебром. Такие билеты
имели хождение наравне с серебряной монетой
по всей стране. Очень быстро население
привыкло к тому, что:
* в качестве платежного средства везде
можно использовать и звонкую монету,
и бумажные деньги;
* курс ассигнаций в течение длительного
времени остается практически стабильным;
* при совершении крупных платежей использование
денежных купюр предпочтительнее по сравнению
с металлическими монетами.
В конце 1841 г. депозитные билеты были заменены
кредитными билетами. Еще через два года
оставшиеся в обращении ассигнации были
выкуплены по курсу 3.5 рубля ассигнациями
= 1 серебряному рублю или 1 рубль ассигнациями
приравнивался к 28.6 копейкам серебром.
Несмотря на то, что стабилизация денежного
обращения и была достигнута, она имела
кратковременный характер.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, показывается степень разработанности проблемы, связанной со становлением и развитием таможенной службы Российской Империи, определяются цели, задачи, теоретические и методологические основы исследования, его новизна, приводятся основные положения, выносимые на защиту, а также констатируется теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава - «Обеспечение
финансово-экономических
В Киевской Руси таможенное дело носило эпизодический характер, осуществлялось от случая к случаю. С образованием новых центров государственности в период феодальной раздробленности содержание таможенного дела стало в большей степени, чем прежде, определяться внутренними экономическими интересами.
В условиях покорения монголо-татарскими завоевателями русских княжеств количество таможенных платежей увеличилось, система их стала сложней и дифференцированней. Появилась новая пошлина - тамга. В переводе с тюркского слово «тамга» означало знак собственности, клеймо или печать. «Тамжить» - значило взыскивать пошлину. Место на рынке, ярмарке, где таможили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником или таможенником.
Взимание пошлин переводилось на откуп и передавалось князьями откупным таможенникам. Привнесенные в период средневековья изменения в деле взимания пошлин прочно закрепились в Московском государстве, «Тамга» в широком смысле слова стала означать пошлину со всех продававшихся товаров, как с привозившихся на рынок, так и отвозившихся с него.
Пошлины, взимавшиеся в удельное время можно условно разделить на несколько групп: торговые, проезжие, пошлины за обслуживание, штрафные.
В XIV-XV веках система таможенных
обрядностей утвердилась
Развитие внутренней и внешней торговли способствовало товарообмену, совершенствованию таможенного дела и развитию таможенного законодательства. Правовыми документами этой сферы в XIV-XV веках являлись грамоты (ярлыки) монгольских ханов на право свободной торговли, межкняжеские договоры и духовные грамоты великих и удельных князей. В них содержались таможенные нормы права.
В этот период сформировался тесный таможенный союз, основанный на государственном единстве Северо-Восточной Руси куда входили Москва, Тверь, Рязань, Псков и Новгород.
Важную роль в централизации таможенного законодательства и таможенного дела сыграло Соборное Уложение 1649 года, положившее начало правовому обеспечению отношений в этой сфере.
Таможенные функции выполняли несколько учреждений: Четвертной Приказ, Приказ Большого прихода, Сибирский и Казанский Приказы, Приказ Большой казны. В конце XVII века большинство функций были сосредоточены в Приказе Большой казны.
В XVII веке в России таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их насчитывалось несколько (в Москве, например, - Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота). К середине XVII века в царствование Алексея Михайловича российская таможенная система оставалась запутанной и архаичной. Принятием Торгового устава (1653), Уставной таможенной грамоты (1654) началось ее коренное преобразование.
В XVI-XVII веках сборы за провоз товаров и за содействие торговым людям направлялись на содержание государственного аппарата, и не были связаны с производителем товара. Такой внеэкономический - характер таможенного дела сохранялся вплоть до первой четверти XVIII века.
При Петре I торговля сделала значительный шаг вперед. При этом внешняя торговля сохраняла по преимуществу пассивный характер и часто сформировалась в соответствии с потребностями соседних народов.
Ретроспективный анализ источников,
характеризующих развитие правоотношений
в сфере таможенного
- таможенная политика
в XVIII - первой половине XIX века
характеризуется
- на формирование стратегии
и тактики таможенной политики
оказывала влияние внутренняя
и внешняя политика
- таможенная политика
во многом определялась острой
необходимостью увеличения
- в таможенном деле
появилось понятие «таможенная
граница», которое совпадало с
понятием «государственная
- таможенная политика
России первой начала XIX века представляла
смешение фискальных, меркантилистских
и протекционистских начал.
Рассматривая организационно-
В 1715 году была создана Коммерц-коллегия, одной из главных задач которой являлось развитие внешней торговли. Коммерц-коллегии были подведомственны порядок таможенных сборов и учреждение института таможенных служителей.
По регламенту Коммерц-коллегии 1719 года были определены штаты таможен и круг должностей. Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого же сословия назначались вице-директора, комиссары таможен, оберцолнеры и другие должностные лица. В таможнях имелись инспектора, амбарные контролеры, стемпельмейстеры, вагмейстеры, досмотрщики.
Служителями во внутренних
таможнях оставались выборные посадские
люди, пограничные и портовые таможни
комплектовались оплачиваемыми
работниками. Жалованье выплачивалось
из собранных «по примеру
В 1762 году Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение. Надзор над ними осуществляла Главная над таможенными сборами канцелярия, а с 1789 года - таможенные экспедиции Казенных палат. В 1796 году была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии, в подчинении которой находились таможни. Министр коммерции стал главным начальником всех таможенных учреждений России.
В начале XIX века Коммерц-коллегия была разделена на семь экспедиций. После принятия Манифеста об учреждении министерств 8 сентября 1802 года таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции. 25 июня 1811 года был подписан Манифест о новом учреждении министерства. В состав Министерства финансов вошел Департамент внешней торговли, который состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного. Таможенное отделение ведало делами, относящимися к управлению таможен. В его составе действовало три стола: первый - по всему производству дел в таможнях по европейской границе и на морях Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй - по делам таможен на Азиатской границе и по Каспийскому морю; третий - по делам обопределении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и производстве их; об определении и увольнении маклеров; таможенных зданиях.
В 1864 году Департамент внешней торговли был переименован в Департамент таможенных сборов, первым директором которого был назначен тайный советник, статс-секретарь князь Д. А. Оболенский. Департаменту таможенных сборов, кроме таможен, подчинялись Пограничная и Корчемная стражи. Общей тенденцией стала военизация службы.
Основой государственной
политики регулирования внешней
торговли в исследуемый период являлись
стимулирование экспорта и ограничение
импорта. Такая структура внешней
торговли при ведущей роли морских
перевозок нашла свое отражение
в организационно-правовых основах
таможенного дела. Главными сопроводительными
документами на импорт были коносаменты
для морского и накладные для
сухопутного ввоза, а также таможенные
декларации и объявления на получение
товара. Содержание коносаментов и
накладных подробно регламентировалось
в ведомственных нормативно-
Информация о работе Экономическое развитие России в первой половине XIX в