Экономическое развитие Республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:20, реферат

Описание работы

Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади субъектом Российской Федерации. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. До настоящего времени Якутия является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении: 90% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения. Якутия – самый холодный из обжитых регионов планеты. Экосистема Якутии является уникальным резервом биосистемы земли. Почти 90% ее территории еще не затронуто хозяйственным и промышленным освоением. В Якутии насчитывается более 700 тысяч озер, 400 тысяч рек общей продолжительностью более 1,5 млн. км.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3
2. Проблемы экономического развития республики Саха (Якутия)…………………………………………………………….…5
3. Перспективы экономического развития республики Саха (Якутия)……………………………………………………………….8
4. Вывод………………………………………………………………...14
5. Список литературы………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Cоц. экология.docx

— 34.99 Кб (Скачать)

    Схемой  предусмотрены как модернизация действующих производственных мощностей, так и реализация новых инвестиционных проектов в угольной отрасли. Крупнейшим из них является проект освоения уникального по запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей. Его реализация позволит на первом этапе увеличить добычу угля в Якутии на 30 млн.т в год, а после 2020 года полностью восполнить планомерно выбывающие мощности крупнейшего на Дальнем Востоке Нерюнгринского угольного разреза. Реализация проекта общей стоимостью около 60 млрд. рублей, начнется после решения ряда организационных вопросов в 2007 году. 

      Главным проектом в электроэнергетике республики Схемой определен Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, состоящий из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс.МВт. Особенностью проекта является минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Так, удельная площадь затопления на единицу мощности в 45 раз меньше стандартной нормы. 

      Создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса позволит повысить системную надежность Якутской энергосистемы, обеспечить не только внутренние потребности республики, связанные с реализацией новых инвестиционных проектов, но и перетоки в объединенную энергосистему Сибири и Востока, что создаст предпосылки к снижению стоимости одного кВт-часа электроэнергии на Дальневосточном рынке и ликвидации дефицитов мощностей. Появляются также и новые возможности для экспорта электроэнергии из объединенной системы Дальнего Востока. Общая стоимость проекта оценивается в 361 млрд. рублей. В 2006 году уже начаты проектно-изыскательские работы и выбор створов. 

      В золотодобывающей промышленности планируется к 2015 году за счет перевода на открытую разработку Куранахского рудного поля, вовлечения в промышленную отработку месторождений Нежданинское и Кючус увеличить добычу золота на 10-15 тонн в год. Реализация этих трех проектов с 2005 года ведется ОАО «Полюс золото» ГМК «Норильский никель». Добыча золота в целом по республике к 2020 году достигнет 40-45 тонн в год. Я хочу подчеркнуть, что в непосредственной близости от Нежданинского месторождения и самого, наверное, большого месторождения в Российской Федерации «Наталка» в Магаданской области, благодаря массированному вливанию геологоразведочной работы по линии Министерства природных ресурсов Российской Федерации, выявлена новая металлогеническая провинция, которая содержит огромные запасы золота, серебра и цветных металлов. Этот важный ресурс тоже может быть вовлечен в эксплуатацию при условии создания инфраструктуры. Речь идет об окончании строительства федеральной дороги «Колыма» (Якутск – Магадан с ответвлением на Нежданинское месторождение); строительство ЛЭП (300 км.), которая позволила бы объединить две энергосистемы – Магаданской области и Якутии. Создание инфраструктуры для новой металлогенической провинции планируется на принципах государственно-частного партнерства. 

    На  территории Республики Саха (Якутия) расположена  крупнейшая в Российской Федерации  группа месторождений урановых руд. Схемой предусматривается создать  в самые короткие сроки – до 2010 года – крупное предприятие  по разработке этих месторождений. Проектная  мощность предприятия – до 5 тысяч  тонн химического концентрата природного урана в год. Проект реализуется  ОАО «Техснабэкспорт». В настоящее время ведутся работы по подготовке месторождения к лицензированию и разработке ТЭО. Общая стоимость проекта оценивается в 60 млрд.рублей. 

      Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлургического комплекса на базе месторождений железных руд Якутии и Амурской области. Разработка железорудных месторождений позволит получать до 10 млн. тонн железорудного концентрата в год. А с учетом того, что рядом находятся запасы коксующегося угля и большие возможности электроэнергетики Амурской области и Республики Саха (Якутия), создаются условия для формирования комплекса железорудной базы и металлургического производства. Поэтому считаем необходимым объединить все месторождения в один лот и провести не аукцион, а конкурс по этим месторождениям. Главным условием конкурса должно быть создание к 2015 году на базе всех месторождений Дальневосточного металлургического комбината. В принципе, потенциальные инвесторы существуют и некоторые из них уже разрабатывают ТЭО. 

      Схемой предусматривается, что  в связи с активизацией инвестиционной  и производственной деятельности  потребление электроэнергии в  республике возрастет к 2020 году  в 3,1 раза. Поэтому планируется  создание новых генерирующих  мощностей в Южной Якутии, о  которых я уже говорил. Но  помимо этого, в области электроэнергетики  схема предусматривает объединение  линиями электропередач трех  изолированных энергосистем Якутии в одну с соединительными линиями в Амурскую область (ОДУ «Восток»), Магаданскую область («Магаданэнерго») и Иркутскую область (ОЭС России). Это позволит впервые в истории нашей страны создать объединенную энергосистему всей Российской Федерации с максимальным экономическим эффектом. Очень важно, что проектируемые линии электропередач пойдут вдоль линейных общенациональных коммуникаций (нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан, проектируемый газопровод Чаянда – Дальний Восток, железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, автодорога «Колыма»), что позволит организовать их надежное электроснабжение. В 2006 году начались предпроектные работы и обоснование реализации этого проекта. Я уже говорил о том, что 90% территории Республики Саха (Якутия) имеют только сезонную транспортную доступность. Поэтому для Якутии и в сегодняшнем ее качестве, и для реализации новых инвестиционных проектов ключевое значение имеет дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры. В ряду транспортных проектов главным является окончание строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск. Железная дорога окажет непосредственное влияние на развитие хозяйственного комплекса не только республики, но и соседней Амурской области, позволит более чем на 2/3 ликвидировать зависимость от сезонного завоза грузов, минимизировать затраты бюджетов, предприятий и населения. Схемой предусматривается, что синхронно, с приходом железной дороги в Якутск будет завершено строительство широтных автомобильных дорог «Колыма», «Вилюй», «Амга», «Анабар». Некоторые из них являются федеральными, некоторые –республиканскими. Все это в совокупности создаст транспортную систему, которая позволит более 50% территории республики отказаться от северного завоза. При этом надо иметь в виду, что там проживает 80% населения и производится 88% ВРП Республики Саха (Якутия). Конечно, даже при реализации этих масштабных проектов необходимо развивать и другие виды транспорта: речной, авиационный и т.д. Только в совокупности они могут дать мультипликативный эффект для резкого улучшения транспортных и коммуникационных путей Республики Саха (Якутия).

    Для реализации этих масштабных проектов планируется перестройка системы  образования. В частности, планируется  открыть новые факультеты в Якутском государственном университете, касающиеся нефтегазового комплекса, и т.д. Уже  открыт техникум энергетики и жилищно-коммунального  хозяйства с учетом того, что предстоят  большие события в области  электроэнергетики. Но это структурные  аспекты. А в абсолютном выражении, конечно, будут проблемы. Проблема кадров будет решаться двумя путями, во-первых, путем мобилизации внутренних ресурсов, в основном за счет сельской местности, во-вторых, привлечения дополнительной рабочей силы из-за пределов Республики Саха (Якутия). Социальную инфраструктуру для переселенцев планируется создавать пополам как за счет средств республики, так и за счет средств предприятий. Значительную часть мигрантов, видимо составят мигранты из числа россиян, русских из стран ближнего зарубежья. 

    Сумма инвестиций только в основные проекты  Схемы оценивается в 2,5 трлн. руб. Основная часть приходится на средства, привлекаемые бизнес-структурами (76 %). Если в полном объеме реализовывать инфраструктурные проекты за счет бюджета, то это 548 млрд. рублей, но я хочу сказать, что ведется проработка организации государственно-частного партнерства. И можно ожидать, что значительную часть расходов могут взять на себя заинтересованные бизнес-структуры. 

      2/3 из указанных проектов имеют на сегодня либо недропользователей, которые реализуют эти программы, либо находятся в стадии разработки ТЭО и готовятся к аукционам на месторождения. Еще одну особенность Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия). Она разработана не только в отраслевом аспекте, но и в территориальном. В частности, на территории Республики Саха (Якутия) выделены особые зоны, в которых могут сформироваться территориально – производственные комплексы по классному принципу. 

      Например, Южная Якутия, которая формируется в новый промышленный район, основанный на классном принципе. Сейчас программа развития Южной Якутии выделена из общей Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия). Она связана с этой Схемой, но, тем не менее, рассматривается отдельно для того, чтобы представить этот проект для участия в использовании инвестиционного фонда Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. 

    Вывод. 

      Прогнозные результаты реализации Схемы Реализация Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики будет иметь колоссальный экономический эффект для Республики Саха (Якутия). Я уже говорил, что валовой региональный продукт возрастет в 2,8 раза, инвестиции в основной капитал — в 2 раза, рост денежных доходов — в 3,6 раза. И соответственно, будет решен ряд острых социальных проблем, которые сегодня имеются в республике. Но надо иметь в виду, что отличие Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которую мы сегодня представляем, от других документов, разработанных для республики, заключается в том, что она имеет ярко выраженный межрегиональный эффект. Ее реализация приведет к экономическому росту сопряженных с Республикой Саха (Якутия) субъектов Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. Создаются условия для газификации населенных пунктов южных районов Республики Саха (Якутия), а также Амурской области, Приморского, Хабаровского краев и Еврейской автономной области. Будут обеспечены заказами предприятия машиностроения, созданы предпосылки для развития в этих регионах газо-, нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Реализация Схемы будет способствовать снижению тарифов в целом на Дальнем Востоке, формированию конкуренции в сфере энергетики, появятся новые транспортные коридоры, как внутри Дальневосточного федерального округа, что очень важно для того, чтобы сформировался внутренний рынок округа, которого сегодня нет, так и новые транспортные связи дальневосточных регионов с другими территориями Российской Федерации. Реализация программы будет иметь и общенациональный эффект для Российской Федерации, который заключается в наращивании экспортных возможностей, производстве топливно-энергетических ресурсов и электроэнергии, повышении энергетической безопасности Российской Федерации, повышении инвестиционной привлекательности и улучшении предпринимательского климата на Дальнем Востоке, создании условий для обратного притока населения в Дальневосточный федеральный округ. В конце концов, увеличатся доходы бюджетов всех субъектов Дальневосточного федерального округа. Она станет важным документом для взаимодействия на федеральном уровне при разработке отраслевых и территориальных федеральных программ. Очень важно, что она будет служить ориентиром для бизнеса, который будет понимать, в каком направлении будут развиваться экономика и инфраструктура Республики Саха (Якутия), где у него есть возможности, к чему надо готовить ТЭО, финансовые ресурсы. Немаловажный аспект заключается в том, что и люди, население, особенно на Дальнем Востоке, должны знать перспективы своего развития, потому что одна из самых главных задач – остановить отток населения с Дальнего Востока. Республика Саха (Якутия) – один из первых дальневосточных субъектов, который разработал долгосрочный документ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Донской Ф.В. - Интеграционные процессы в жизни  северян: проблемы и перспективы. С. 96-100.
  2. Васильев Я.Т. - Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. С. 112.
  3. www.yandex.ru
  4. www.wikipedia.ru
  5. www.google.ru

Информация о работе Экономическое развитие Республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы