Экономическое развитие «новых индустриальных стран»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Новые индустриальные страны» по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран. Черты, отличающие НИС как от развивающихся стран, из среды которых они вышли, так и от развитых капиталистических стран, позволяют говорить о появлении особой «новоиндустриальной модели» развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН
1.1. Характер экономики новых индустриальных стран, модель
«летящих гусей» 5
1 .2. Международные связи «новых индустриальных стран» 11
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ СЕГОДНЯ
2.1. Пути преодоления кризиса конца XX в. 15
2.2. Политика импортозамещения 16
ГЛАВА 3.РАЗВИТИЕ НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН НА
ПРИМЕРЕ КИТАЯ И БРАЗИЛИИ
3.1 Китай - новый экономический фактор Юго-Восточной Азии 20
3.2.Бразилия: основные тенденции и проблемы социально-
экономического развития 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 61.43 Кб (Скачать)

воздействия рыночных сил: экономики с избытком рабочих рук и нехваткой капитала на международном рынке становятся конкурентоспособны в трудоемких секторах. Но по мере того как сбережения и образование создают резерв капитала и квалифицированной рабочей силы, вырастают более капиталоемкие и требующие более высокой квалификации секторы промышленности, а, следовательно, повышается уровень конкурентоспособности всей экономики.

       В сравнении трех существующих моделей  развития есть одно достаточно любопытное обстоятельство. Если определяющим институтом для доктрины «большого скачка» являлась государственная собственность в промышленности, а для доктрины «замены импорта» - частная собственность, опирающаяся на протекционизм, то для модели «летящих гусей» необходима экспортная платформа3. Идея экспортной платформы состоит в том, чтобы создать в экономике анклав, открытый для иностранных инвесторов и интегрированный в глобальную экономику, свободный от проблем инфраструктуры, безопасности, господства закона и торговой политики, которые обременяют остальную экономику. В странах Азии было создано несколько вариантов такой экспортной платформы, включая экспортно-промышленные зоны, таможенное хранение, специальные экономические зоны и систему возврата таможенных пошлин. И правительства поддерживали эти институты макроэкономической политикой, стимулируя экспорт трудоемкой продукции, особенно с помощью соответствующих обменных курсов.

       Однако  и данная модель не лишена своих  негативных сторон. Глобализация экономической жизни, жесткие правила мирового разделения труда, ограниченность рынков сбыта, стремление получать наибольшую прибыль за счет экспорта высокотехнологичной продукции и перенасыщение этой продукцией рынков сбыта, естественная конкуренция стран-экспортеров

- вот неполный перечень причин, ограничивающих абсолютную ценность 
данной модели.

       До  тех пор пока экономика и финансовая сфера стран «догоняющего развития»  оставались относительно закрытыми, а  национальная валюта не являлась свободно конвертируемой, перепады на мировом рынке не оказывали существенного влияния на эти страны. Как только произошло открытие экономики, а национальная валюта оказалась «привязанной» к твердым валютам развитых стран, так национальный рынок попал под воздействие конъюнктуры мирового рынка. С учетом же того обстоятельства, что в качестве основы «догоняющего развития» принимается стратегия экспортной ориентации, зависимость от основных мировых рынков

- США, Японии и Европейского союза - становится еще более значительной. 
Рассмотрим международные связи НИС более подробно.
 

     
    1.2. Международные связи «новых индустриальных стран».

       Внешнеэкономические связи «новых индустриальных стран» являются важнейшим звеном их хозяйственного развития. Основной формой таких связей НИС является внешняя торговля. Уровень развития внешней торговли НИС, ее характер, структура и географическое направление в значительной мере определяют роль и место этих стран в мировой системе хозяйственных отношений.

       С 1970 по 1985 год удельный вес экспорта в ВВП развитых капиталистических стран увеличился с 10,5 до 14,5%, развивающихся - с 15,4 до 19,7, то НИС - с 11,7 до 26,0%. Аналогичный показатель по импорту возрос за тот же период у развитых стран с 11,1 до 15,8%, у развивающихся -с 16,2 до 18,8 и у НИС - с 14,9 до 21,6% Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что роль внешней торговли в экономике наиболее велика в НИС. Особенно большое значение имеет внешняя торговля для НИС.

       Развитие  экспорта в экономике НИС (особенно азиатских) имеет свои особенности. Именно экспортные доходы во многом способствовали росту внутренних накоплений и ускоренной индустриализации хозяйства. С 1970 по 1986 год экспорт НИС увеличился в 14 раз и достиг 200.4 млрд. дол.

       Как было сказано выше, ведущей статьей  экспорта НИС является продукция обрабатывающей промышленности. С 1970 по 1985 год доля готовых изделий в экспорте НИС увеличилась с 42 до 71%. В экспорте отдельных НИС сохраняется и значительная доля сырьевых товаров (например, натуральный каучук, тропическая древесина, пальмовое масло, олово, нефть, рис, кукуруза, кофе).

       Рост  валютных доходов НИС от экспортного  бума дал им реальную возможность  расширить импорт товаров и услуг  и использовать их для стимулирования экономики. С 1979 по 1986 год импорт НИС возрос в 9 раз и достиг 169 млрд. дол.

       В отличие от других развивающихся  государств, НИС смогли наиболее рационально использовать импорт товаров для ускорения экономического развития, о чем свидетельствует структура их закупок. В номенклатуре импорта НИС уже на протяжении многих лет преобладали машины, оборудование и транспортные средства. При этом импорт уже не замещает производство данной продукции в НИС, а, наоборот, дополняет его.

       Второй  по значимости статьей импорта НИС  являются обработанные изделия, прежде всего полуфабрикаты для филиалов ТНК и местных фирм, использующих иностранную технологию; электронные компоненты, отдельные узлы и детали для быстро развивающихся в НИС электронной и электротехнической промышленности. Сюда же включается и импорт

сборных комплектов для автомобильной промышленности и других отраслей машиностроительного  комплекса.

       Так же, как и экспорт, импорт НИС ориентирован в основном на развитые страны, где к середине 80-х годов закупалось уже до 65% необходимых товаров. Латиноамериканские НИС большую часть своих импортных потребностей, особенно в машинах, оборудовании и промышленных полуфабрикатах, удовлетворяют за счет США, азиатские - за счет Японии, расширяется ввоз товаров из Западной Европы.

       Развивающиеся страны поставляют в НИС преимущественно  сельскохозяйственное и минеральное  сырье, топливно-энергетические и продовольственные  товары. Доля освободившихся государств в импорте азиатских НИС уже к 80-м годам составляла 27%6.

       В последние годы отмечается тенденция  к диверсификации внешнеэкономических связей НИС. Наряду с быстрым ростом внешней торговли активно развивается промышленная кооперация, создание совместных компаний и особенно научно-техническое сотрудничество.

       Кроме того, активный процесс расширения внешнеэкономических связей НИС, их специализация на экспорте промышленной продукции благоприятно отразились на структуре их ВВП: значительно увеличилась доля обрабатывающей промышленности, что, несомненно, указывает на рост благосостояния этих стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ СЕГОДНЯ 

    2.1. Пути преодоления кризиса конца XX в.

     Как показал кризис 1997-1998 годов и особенно последующие события, связанные с преодолением последствий этого кризиса, основные его причины лежали не в экономике, а в политической сфере. В большинстве стран Азии власть закона остается слабой. Сильные центральные правительства не контролируют мощную и политизированную бюрократию, которая может игнорировать местные интересы, судебную систему и даже права частной собственности. Корпоративные и личные интересы в большинстве случаев превалировали над интересами государства, что в конечном итоге и привело к «финансовому перегреву».

     Особенности функционирования «системы чэболей» в  Южной Корее7, корпоративные интересы «клана Сухарто» в Индонезии, государственный протекционизм и попустительство по отношению к нескольким крупным финансово-промышленным группам в Японии - вот далеко не полный перечень составляющих, которые и привели к кризису.

     Не  менее существенно и то обстоятельство, что некоторым странам удалось вообще избежать финансового кризиса. Ярчайший пример - Тайвань. Залог успеха Тайваня - реализация комбинированной стратегии наращивания конкурентных преимуществ отечественного производства. Взяв на вооружение стратегию «летящих гусей», Тайвань несколько модернизировала ее с учетом имеющегося потенциала и факта конкуренции на мировом рынке. Стратегия, которая реализуется в Тайване, получила название «экспортоориентированное импортозамещение». И именно она позволила Тайваню избежать тупиков как стратегии «летящих гусей», так и «импортозамещения», одновременно используя преимущества и той и другой. Результат превзошел все ожидания. Если в КНР и Индии за счет

экспорторасширения  обеспечивается 5-8% прироста ВВП, в Таиланде - 14-16%, в Южной Корее - 42-45%, то на Тайване расширение внутреннего спроса обеспечивает 43-45%, а увеличение экспорта (до половины которого составляют высокотехнологичные изделия) - 55-57% прироста ВВП.

     Вторая  составляющая успеха Тайваня заключается  в том, что, в отличие от остальных «азиатских тигров», еще в 70-е годы превратившись в чистого экспортера капитала (его размеры во второй половине 1990-х годов были эквивалентны 4-5% ВВП, а валютные резервы достигли в конце 1999-го 103,5 млрд. долл.), Тайвань достаточно жестко контролировал свою инвестиционную экспансию и, проводя курс на весьма взвешенную, постепенную финансовую либерализацию, не допустил сколько-нибудь значительного притока «горячих денег», разрушивших экономику ряда азиатских стран и стран с переходной экономикой.

     
    2.2. Политика импортозамещения.

     Как показывает опыт «догоняющего развития»  азиатских стран, наибольших успехов добились государства, которые наращивали свой экспорт одновременно с процессом импортозамещения8. И этому есть вполне логичное объяснение.

     Как свидетельствуют показатели экономического развития, высокие темпы инфляции, низкие уровни сбережений и отдачи от инвестиций, проблемы с внешним долгом и платежным балансом и как следствие всего этого низкие темпы роста экономики и благосостояния населения стали основными характеристиками развивающихся стран, выбравших стратегию импортозамещения. В большинстве случаев не удалось структурировать внутренний рынок с помощью изделий местного производства. Более того, предприятия создаваемой «молодой индустрии», поддерживаемые правительствами различными способами, так и не стали

конкурентоспособными. Наконец, в силу постоянной нехватки финансовых средств государства, избравшие  эту стратегию, попадали в своеобразный порочный круг: обращение к внешним займам, не обеспеченное необходимым прогрессивным приростом в структуре производства и экспорта, лишь увеличивало потребность в новых займах, отсюда дальнейшее сокращение темпов экономического роста, увеличение финансовой, технологической и товарной зависимости экономики. Результат - не сокращение импорта, а еще большая зависимость от него.

     Не  менее существенно и то обстоятельство, что данная стратегия, реализация которой связана с прямым государственным регулированием, подспудно способствует росту коррумпированности чиновного аппарата. Как показывает опыт, при проведении политики импортозамещения появляется соблазн покрыть дополнительные расходы на защиту отечественных производителей, конкурирующих с импортом, за счет потребителей и производителей-экспортеров посредством искажения цен с использованием прямых методов государственного регулирования, в частности при помощи внешнеторговых и валютных ограничений9.

     Нельзя  не сказать и еще об одном обстоятельстве. Любая стратегия «догоняющего развития» предполагает активизацию процесса индустриализации. Причем на более высоком качественном уровне. А это в свою очередь требует не только привлечения новых технологий, модернизации действующих предприятий и создания новых производств, но и подготовки новых кадров. В условиях, когда государство «сбрасывает» с себя ответственность за социальную сферу, это вряд ли представляется возможным.

     В условиях реализации концепции импортозамещения чрезвычайно важна роль государства. И речь даже не о протекционистских мерах по отношению к отечественному товаропроизводителю или о необходимости стимулирования науки и образования как основной базы успешной

реализации  концепции импортозамещения. Речь о  выборе самой стратегии импортозамещения: либо внутриориентированное, либо внешнеориен-тированное.

     Разница между этими двумя стратегиями  принципиальная. В первом случае приоритет  отдается освоению внутреннего рынка  промышленных и продовольственных товаров, целью которого является достижение структурных сдвигов в экономике в направлении ее дальнейшей индустриализации. Во втором - нацеливанию производителя на продвижение отечественных товаров на мировой рынок, что косвенно способно порождать сдвиги в структуре экономики в направлении ее постиндустриального развития.

Информация о работе Экономическое развитие «новых индустриальных стран»