Экономическое развитие Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:04, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - выявить особенности экономического развития Германии. В соответствии с поставленной целью были определены следующие важнейшие задачи:
• дать общую характеристику Германии и ЕС
• выявить место Германии в мировой торговле
• рассмотреть товарную структуру экспорта и импорта
• проанализировать современное экономическое положение Германии сегодня и развитие ее экономических отношений с Россией.

Работа содержит 1 файл

Введение разработка.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

В таблице 3,  по данным годового статистического отчета Германии за 2007 год, указаны импорт товаров, а также ВВП ФРГ за период с 2002 по 2006 гг. Была подсчитана импортная квота, которая показывает долю импорта товаров и услуг в валовом внутреннем продукте страны. Импортная квота для Германии в 2006 году составляла 30,2%, что на 6,9% меньше, чем экспортная квота. Можно сделать вывод о том, что Германия – страна ориентирована на экспорт, несмотря на значительную долю импорта в общем объеме ВВП страны. Чтобы наиболее полно сопоставить показатели экспорта и импорта государства, необходимо составить таблицу динамики внешнеторгового оборота страны.

   Таблица 4 – Динамика внешнеторгового  оборота Германии в 2002–2006 гг.

  2002 2003 2004 2005 2006
Экспорт ,млн. евро 651 320 664 455 731 544 786 266 896 048
Импорт, млн. евро 518 532 534 534 575 448 628 087 731 479
Внешнеторговый товарооборот, млн. евро 1 169 852 1 198 989 1 306 992 1 414 353 1 627 527
Сальдо  внешнеторгового товарооборота, млн. евро 132 788 129 921 156 096 158 179 164 569

 

В таблице 4, по данным годового статистического отчета Германии за 2007 год, указаны экспорт и импорт товаров ФРГ за период с 2002 по 2006 гг. Были подсчитаны внешнеторговый оборот, который показывает сумму экспорта и импорта государства, а так же сальдо внешнеторгового товарооборота, которое показывает разницу между экспортом и импортом страны. Так же были подсчитаны темпы роста всех тих показателей по годам. Если сальдо внешнеторгового товарооборота государства положительное, значит показатель экспорта доминирует над показателем импорта, и наоборот. Как видно из расчетов, сальдо (разница между экспортом и импортом) внешнеторгового товарооборота Германии положительное. Это свидетельствует о том, что экспорт страны превышает импорт, страна является экспортоориентированной.

   Итак, внешняя торговля – одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. Статья экспорта является существенной в общем объеме ВВП Германии. Сейчас по объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире. Так же страна имеет положительное сальдо внешнеторгового товарооборота, а следовательно можно сделать вывод о том, что Германия больше экспортирует товаров, чем импортирует их. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Товарная  структура экспорта и импорта Германии

   Свыше 55% экспорта Германии приходится на четыре товарные группы – автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. Немецким компаниям принадлежит первое место в экспорте готовых химических товаров (17%). Участие в международной торговле продукцией общем машиностроения отражает состояние конкурентоспособности продукции. По удельному весу в мировом экспорте: страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них – горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля - около 12% мировых поставок и третье место в мире после Китайской Народной Республики (КНР) и Италии в экспорте одежды – 6 – 7%.

   Страна  занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты.

   В то же время повышается роль сферы  услуг. Однако интенсивность мировой торговли услугами ниже, чем торговли товарами. По доли торговли услугами во всем обороте ФРГ уступала другим ведущим странам: в 2003 г. он составил 17,3%, тогда как в США - 20,3%, Японии - 18,8%, Великобритании - 25,7%, Франции 19,7% .

   По  данным Всемирной торговой организации (ВТО), в 2005 году Германия заняла 3-е место в мире (после США и Великобритании) по экспорту услуг, общий объем которых составил более 140 млрд. долларов США. В некоторых отраслях (например, экспорт строительных и почтовых услуг) Германия заняла лидирующие позиции в мире. По экспорту транспортных услуг ФРГ находится на втором месте, а в таких секторах как логистика, финансовые услуги, телекоммуникации немецкие предприятия относятся к наиболее значимым экспортерам услуг.

Таблица 5 – Динамика товарной структуры экспорта Германии в 2004–2006 гг.

    Товар 2004 год 2005 год 2006 год
    Млн.евро % Млн. евро % Млн. евро %
    Всего 734 544 100 786 266 100 896 048 100
    Продукция пищевой промышленности 25 907 3,5 28 326 3,6 28 921 3,2
    Напитки, тобак 4 879 0,7 5 743 0,7 5 941 0,7
    Сырье товары(исключая миниральное топливное  сырье и его продукты) 11 609 1,6 12 541 1,6 14 983 1,7
    Миниральное топливное сырье, продукты 14 177 1,9 16 986 2,2 22 058 2,5
    Продукция химической промышленности 100 646 13,8 109 274 13,9 122 785 13,7
    Продукция обрабвтывающей промышленности 101 581 13,9 109 335 13,9 124 117 13,9
    Продукция машиностроительной электротехнической 2промышленности 381 226 52,1 404 925 51,5 440 932 49,2
    Различные готовые промышленные товары 72 327 9,9 77 372 9,8 83 875 9,4
    Прочие  товары 17  790 2,4 77 424   2,5 51 132 5,7

 

     По данным годового статистического  отчета Германии за 2007 год была  составлена таблица 5, в которой прослеживается динамика товарной структуры экспорта Германии в 2004–2006 гг.

   Как видно из составленной таблицы, наибольший удельный вес (49,2%) в общей товарной структуре экспорта Германии занимает продукция машиностроительной и  электротехнической промышленности. Так  же достаточно высока доля продукции химической и обрабатывающей промышленности (13,7% и 13,9% соответственно). За период 2004–2006 гг. наблюдается положительная динамика роста экспорта продукции всех отраслей промышленности. Что же касается удельного веса, то для сырьевых товаров, в т.ч. для топливного минерального сырья, и прочих товаров можно отметить, что их удельный вес вырос. Для сырьевых товаров – 1,6% до 1,7%, для прочих товаров – с 2,4% до 5,7%. В связи с этим понизился удельный вес продукции пищевой (с 3,5% до 3,2%), химической (с 13,8% до 13,7%), машиностроительной и электротехнической промышленности (с 52,1% до 49,2%). Удельный вес продукции обрабатывающей промышленности остался неизменным (13,9%). Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени специализируется на экспорте продукции машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности.

   В импорте основная доля приходится на готовые промышленные товары и полуфабрикаты. Эти группы и дали основной прирост импорта за счет таких товаров, как автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, текстиль, одежда, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье.

   По  данным годового статистического отчета Германии за 2007 год была составлена таблица 6, в которой прослеживается динамика товарной структуры импорта Германии в 2004–2006 гг.  Так же рассчитан удельный вес каждой товарной группы в общем объеме импорта.

Товар 2004 год 2005 год 2006 год
Млн.

евро

% Млн. евро % Млн. евро %
Всего 575 448 100 628 087 100 731 479 100
Продукция пищевой промышленности 33 928 5,9 35 742 5,7 35 945 4,9
Напитки, тобак 5 091 0,9 5 070 0,8 5  030 0,7
Сырье товары(исключая миниральное топливное сырье и его продукты) 18 945 3,3 20 413 3,3 24 594 3,4
Миниральное топливное сырье, продукты 52 487 9,1 72 209 11,5 89 833 12,3
Продукция химической промышленности 66 424 11,5 73 466 11,7 81 396 11,1
Продукция обрабатывающей промышленности 78  010 13,6 84 299 13,4 96 046 13,1
Продукция машиностроительной электротехнической промышленности 226 521 39,4 239 399 38,1 260 105 35,6
Различные готовые промышленные товары 68 734 11,9 71 993 11,5 74 396 10,2
Прочие  товары 23 650 4,1 23 637 3,8 61 580 8,4

 

   Как видно из составленной таблицы, наибольший удельный вес (35,6%) в общей товарной структуре импорта Германии занимает продукция машиностроительной и  электротехнической промышленности. Так  же достаточно высока доля продукции  химической и обрабатывающей промышленности, минерального топливного сырья (11,1%, 13,1% и 12,3% соответственно). За период 2004–2006 гг. наблюдается стабильный рост импорта продукции всех отраслей промышленности. Что же касается удельного веса, то для сырьевых товаров, в т.ч. для топливного минерального сырья, и прочих товаров можно отметить, что их удельный вес вырос. Для сырьевых товаров – 3,3% до 3,4%, для прочих товаров – с 4,1% до 8,4%. В связи с этим понизился удельный вес продукции пищевой (с 5,9% до 4,9%), химической (с 11,5% до 11,1%), машиностроительной и электротехнической (с 39,4% до 35,6%) и обрабатывающей промышленности (с 13,6% до 13,1%). Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени импортирует продукцию машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности и минеральное топливное сырье.

   Важнейшими  торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря  продолжающемуся процессу экономической  интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.

   Важнейшим торговым партнером Германии по-прежнему остается Франция. Вторым по величине рынком сбыта германской продукции - после Франции - стали США.

Что касается германского импорта, то США занимают здесь второе место, уступая лишь Франции. За ними следуют Нидерланды и Италия.

   В территориальном отношении прямые капиталовложения сосредоточены в  Западной Европе (Франция, Швейцария, Бенилюкс, Британия) и Северной Америке. При  этом основным объектом приложения капитала стали США (около 30% зарубежных инвестиций). Создание собственных производственных мощностей германских компаний стало дополняться поглощением действующих американских корпораций. Три известных гиганта химической промышленности (Hoechst, Bauer, BASF) обеспечивают на американском рынке 1/4 своих оборотов. Одним из крупнейших инвесторов в США в области электротехники является «Сименс», который занял там ведущие позиции в производстве рентгеновской аппаратуры и компьютерных томографов. Укрепили свои позиции в американской экономике германские автомобильные компании.

   Германия  укрепила свои позиции на международном  рынке ссудных капиталов, выступает  четвертым по величине донором экономической  помощи развивающимся странам. Около половины средств в рамках помощи развитию получают 16 развивающихся стран, в том числе Индия, Израиль, Пакистан, Турция, Индонезия, Танзания, Бангладеш, Кения, Намибия.

Информация о работе Экономическое развитие Германии