Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:04, реферат
Цель данного реферата - выявить особенности экономического развития Германии. В соответствии с поставленной целью были определены следующие важнейшие задачи:
• дать общую характеристику Германии и ЕС
• выявить место Германии в мировой торговле
• рассмотреть товарную структуру экспорта и импорта
• проанализировать современное экономическое положение Германии сегодня и развитие ее экономических отношений с Россией.
Введение
На современном этапе развития международных отношений, во времена распространения НАТО и ЕС на восток политики, экономисты, аналитики рассматривают Германию в качестве наиболее перспективного партнёра. Hе только для России, но, в частности, и для Хакасии. Об этом свидетельствует, во-первых визит Генерального консула ФРГ Гудрун Штайнаккер в июле 2011 в Хакасию с предложением о сотрудничестве экономических предприятий Хакасии с немецкими бизнесменами, во-вторых регулярные визиты немецких делегаций на ведущие предприятия республики такие как «Мавр», «СААЗ», «Абаканвагонмаш». Именно поэтому была выбрана Германия в качестве объекта данного исследования. Предметом является экономическое развитие Германии в период с 2000-2011г. Данная тема выбрана не случайно и является научно актуальной. Осмысление тех экономических процессов, которые произошли в Германии, является важным, поскольку вносит вклад в развитие экономической науки, означает ее творческое развитие и обогащение. ФРГ не случайно называют «экономическим локомотивом» Европы. По большинству экономических показателей она в числе лидеров, а по размерам экономики и масштабам участия в международных экономических отношениях Германии нет равных в Европе. Экономическое развитие Германии (как, впрочем, и любой другой страны) напрямую влияет на благосостояние мирового населения и на стабильность в обществе, следовательно, к изучению экономики страны возникает не только узко научный, но и широкий общественный интерес.
Цель данного реферата - выявить особенности экономического развития Германии. В соответствии с поставленной целью были определены следующие важнейшие задачи:
Материалом
анализа, источником данных послужили:
учебные пособия, журналы, данные интернет-
сайтов.
1.Общая характеристика ЕС и Германии
В 1952 году Федеративная Республика Германии (ФРГ) вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), а в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Благодаря договору о слиянии в Европейские сообщества (ЕС) от 1965 г. были созданы единые органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома. При этом преследовалась цель повысить политический вес Европейского совета и Европейской комиссии и упорядочить деятельность совместных органов ЕС.
Благодаря Единому европейскому акту от 1986г., договору о Европейском Союзе, подписанному в Маастрихте 7 февраля 1992 г., и новому Амстердамскому договору от 2 октября 1997 г. были сделаны важные шаги по пути объединения Европы. Маастрихтский договор дал старт созданию экономического и политического союза. Третий и последний этап, предусматривающий введение единой валюты, - евро - начался 1 января 1999 г. Тем самым в Европе появляется второе по величине единое валютное пространство мира. Кроме того, с момента вступления в силу Маастрихтского договора ЕС проводит совместную внешнюю политику и политику безопасности (СВППБ), а также совместную политику в сфере юстиции и во внутренних делах. Итак, созданы предпосылки для превращения ЕС в подлинно широкий политический союз.
Дальнейшим шагом на пути углубления европейской интеграции стал новый Амстердамский договор, создающий также предпосылки для будущего расширения ЕС. Германия первой из стран ЕС ратифицировала этот договор. 1 мая 1999 г. он вступил в силу.
Доля европейской зоны с населением свыше 300 млн. человек в мировом ВВП составляет 19,4 проц., в мировой торговле - 18,6 %. Для сравнения:
Еврорынок капиталов - второй по величине в мире. За ним стоит огромная экономическая мощь.
Германия- одна из наиболее развитых стран мира и Западной Европы. Германия (Deutschland), Федеративная Республика Германия (die BRD), государство в Центральной Европе, омывается Северным и Балтийским морями. Площадь 357 тыс. км2. Население 81,7 млн. человек (2010г.); свыше 90% - немцы. Городское население свыше 85%. Официальный язык - немецкий. Германия - федерация, в ее составе 16 земель. Глава государства - президент; глава правительства - федеральный канцлер. Законодательный орган - бундестаг, органы представительства земель - бундесрат. Столица – Берлин. Денежная единица - Евро.
Германия
- высокоразвитая индустриальная страна.
В структуре ВВП (2008) доля промышленности
и строительства составляет 35,6%,
сельского и лесного хозяйства
свыше 2%. Здесь добывают бурый и каменный
угль, нефть, природный газ, полиметаллические
руды, калийную и поваренную соль. Электроэнергия
производится главным образом на теплоэлектростанциях.
К важнейшим отраслям немецкой промышленности
относятся черная и цветная металлургия,
разнообразное машиностроение: станкостроение,
электротехника и радиоэлектроника, приборо-
, автомобиле - , судостроение, мощная химическая
и нефтехимическая промышленность. Здесь
развита деревообрабатывающая, легкая,
пищевая промышленность, производство
изделий из фарфора, музыкальных инструментов.
В высокоинтенсивном сельском хозяйстве
преобладает животноводство (свиноводство
и молочное животноводство). В Германии
развито хмелеводство, виноделие, рыболовство.
Растениеводство специализируется на
производстве зерна, пшеницы, ячменя, сахарной
свеклы, картофеля. Длина железных дорог
48,4тыс.км, автодорог 644,6тыс. км. Главные
морские порты: Гамбург, Бремен, Бремерхафен,
Вильгельмсхафен, Любек, Росток-Варнемюнде.
Экспортируются машины, оборудование,
химические продукты, изделия легкой промышленности.
Основные внешнеторговые партнеры - страны
ЕС, США, Россия.
2.Место Германии в мировой торговле
По
результатам исследований многих специалистов
стало известно, что Германия - главный
производитель продукции
Стабильная
внешняя обстановка позволила Германии
достичь лидирующих позиций на мировых
рынках. Так, например, экспортный коэффициент
полиграфических и
По результатам проведенного исследования выяснилось, что Германия по праву является лидером (наряду с США и Японией) в мировом автомобилестроении. Качественные немецкие легковые автомобили пользуются популярностью во всем мире. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг (Ауди, Даймлер-Бенц), Нижней Саксонии (Фольксваген), Гессене (Опель), Северной Рейн-Вестфалии (Форд, Опель), Баварии (БМВ) и Саарленде (Форд). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но Фольксваген, Опель и Даймлер-Бенц быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок. Германия производит также пожарные, поливальные, уборочные машины (фирма IVEKO) и грузовые автомобили.
Авторы многих учебников по мировой экономике по праву называют ФРГ одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню мирового развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семёрку». "Большая Семерка" – это объединение экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих (стратегических) политических, а также экономических решений. РФ ведет линию по превращению "Большой Семерки." в "Большую восьмерку" за счет вхождения в нее России.
Стоимость всех произведенных на территории страны в течение года товаров и услуг Германии Валовый Внутренний Продукт( ВВП )- составляет более 2 млрд. долл. (2005 г). ВВП на душу населения страны составляет около 24 тыс. долл. в год, что выше среднего показателя по западноевропейским странам. Германия занимает первое место в Европе по объему производства. ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. Она тесно связана с мировым хозяйством. Страна мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте составила в 2005 году 8,7% (таблица 1).
Таблица 1 – Мировой товарооборот, 2005 г.
Место в мире | Страна | Экспорт товаров, млрд.долл | Доля в мировом товарообороте,% |
Весь мир | 6364,0 | ||
1 | США | 781,1 | 12,3 |
2 | Германия | 551,5 | 8,7 |
3 | Япония | 479,2 | 7,5 |
4 | Франция | 298,1 | 4,7 |
5 | Великобритания | 284,1 | 4,5 |
6 | Канада | 276,6 | 4,3 |
7 | Китай | 249,3 | 3,9 |
8 | Италия | 237,8 | 3,7 |
9 | Нидерланды | 212,5 | 3,3 |
В таблице 1, составленной автором по данным сайта www.wto.org, указаны 9 крупнейших экспортеров мира, в числе которых находится Германия. Причем Федеративная Республика с экспортом в 551,5 млрд. долл. занимает в этой десятке второе место. На первом месте находится США с экспортом в 781,1 млрд. долл. Автором данной работы была подсчитана доля стран этой десятки в мировом товарообороте. Мы получили для США самую большую долю в мировом товарообороте: 781,1/6364,0 * 100% = 12,3%; для Германии данный показатель составляет 8,7%, что является вторым по величине после США. Это свидетельствует о том, что экспорт Германии является значительным в мировом масштабе.
В
экономической стратегии
Внешняя торговля – одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. В 2005 г. доля экспорта и, включая услуги, в объеме ВВП ФРГ составила в текущих ценах 44,2% (см. табл. 2).
Таблица 2 – Динамика экспорта товаров Германии в 2002–2006 гг.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
ВВП,млн.евро | 2 177 260 | 2 199 571 | 2 243 576 | 2 302 727 | 2 423 017 |
Экспорт,млн.евро | 651 320 | 664 455 | 731 544 | 786 266 | 896 048 |
Экспортная квота,% | 29,9 | 30,2 | 32,6 | 34,1 | 37,1 |
В таблице 2, по данным годового статистического отчета Германии за 2007 год, указаны экспорт товаров, а также ВВП ФРГ за период с 2002 по 2006 гг. Была подсчитана экспортная квота, которая показывает долю экспорта товаров и услуг в валовом внутреннем продукте страны. Экспортная квота для Германии в 2006 году составляла 37,1%. Данный показатель является достаточно существенным (в отличие, например, от США, для которых экспортная квота в 2005 г. составляла 8,2%). Таким образом, становится понятным, что статья экспорта является существенной в общем объеме ВВП Германии.
Сейчас
по объему экспорта ФРГ занимает второе
место в мире. По конкурентоспособности
ФРГ уступает CIIIA, Швейцарии, Японии и ряду
восточно-азиатских стран. Наиболее прочные
позиции на мировом рынке немецкие компании
занимают в экспорте традиционных товаров
– разнообразных по номенклатуре промышленных
товаров, главным образом инвестиционного
назначения; которые имеют преимущества
перед конкурентами, как правило, не в
цене, а в качестве товара.
Таблица 3 – Динамика импорта товаров Германии в 2002–2006 гг.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
ВВП,млн.евро | 2 177 260 | 2 199 571 | 2 243 576 | 2 302 727 | 2 423 017 |
Экспорт,млн.евро | 518 532 | 534 534 | 575 448 | 628 087 | 731 479 |
Экспортная квота,% | 23,8 | 24,3 | 25,6 | 27,3 | 30,2 |