Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:02, курсовая работа
Цель работы исследовать суть и содержание государственных программ регулирования социально-экономического развития Дальнего Востока.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить экономическое развитие Дальнего Востока;
- проанализировать выполнение государственных программ экономического развития дальневосточного региона.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическое развитие Дальнего Востока до 2010 года 5
2. Федеральная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» 10
3. Перспективы реализации государственных программ экономического развития региона в период кризиса 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19
-снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;
-реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.[5]
Основными направлениями реализации Программы являются развитие топливно-энергетического комплекса, транспортной и инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства и обеспечение охраны окружающей среды.
В
топливно-энергетическом комплексе
мероприятия Программы
В транспортном комплексе средства сконцентрированы главным образом на строительстве и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающих связь федеральных автомобильных дорог с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики, развитии инфраструктуры авиаперевозок межрегионального и местного значения, реконструкции объектов портового хозяйства, а также на строительстве объектов железнодорожного транспорта.
В области инженерной инфраструктуры в рамках Программы предполагается реализовать ряд мероприятий по модернизации систем жилищно-коммунального хозяйства.
В социальной сфере планируется реализация мероприятий по строительству и реконструкции ключевых объектов здравоохранения, культуры и спорта.
Кроме того, необходимо реализовать комплекс мероприятий по развитию водного хозяйства и охране окружающей среды, связанных с обеспечением защиты населенных пунктов от паводков и иных негативных воздействий окружающей среды.
Также будут осуществлены мероприятия по обеспечению устойчивости системы связи и телекоммуникаций.
В целях обеспечения ускоренного и комплексного развития г. Владивостока с учетом возможности проведения в нем в 2012 году саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" предполагается реализация подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе".
Общий объем средств, необходимых для реализации программных мероприятий с учетом подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на период 2008-2013 годов, составляет 566 008,7 млн рублей, в том числе по подпрограмме "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе" - 147 522,5 млн рублей. В том числе из средств федерального бюджета поступит 426 271,2 млн рублей, из региональных бюджетов - 4 9505,8 млн рублей, из местных бюджетов - 4 767,1 млн рублей, из внебюджетных источников - 85 464,6 млн рублей. [5]
Из общего объема средств затраты капитального характера составляют 563 902,4 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 424 164,9 млн рублей. Основная часть средств федерального бюджета в рамках программы будет направлена на развитие транспорта и энергетики. На эти цели в 2008-2013 годах будет направлено 58% и 28% средств соответственно. Остальную часть средств федерального бюджета предполагается направить на развитие инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства, связи.
Реализация
программы позволит обеспечить создание
экономических условий для
За период реализации программы планируется создать 69,9 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, ожидается, что рост ВРП в 2013 году по отношению к 2007 году составит 2,6 раза; рост объемов отгруженной продукции в 2013 году к 2007 году - 2,3 раза; рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников; рост финансирования в 2013 году к 2007 году - 3,5 раза; рост численности экономически активного населения в 2013 году к 2007 году - 1,1 раз; снижение уровня безработицы в 2013 году к 2007 году -1,7 процентных пункта.
По
замыслу разработчиков
Однако внедрение этой программы сложившейся экономической ситуацией из-за мирового финансового кризиса. Конечно, в регион поступают федеральные средства, хоть и не в полном запланированном объеме. Но они буквально растворяются в постоянном «латании дыр» и ситуация пока далека от положительной динамики.
Нельзя сегодня не говорить о влиянии на экономику рассматриваемого региона мирового финансово-экономического кризиса.
Как мы уже упоминали в первой главе, в 2009 году финансирование государственных программ социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья сокращено более чем на 8 млрд. руб. – с 92,8 до 84,7 млрд. руб.
Для регионов Дальнего Востока и Забайкалья сокращение финансирования программ развития может иметь серьезные последствия. Ситуация здесь достаточно напряженная: если в начале 1990-х годов прошлого века доля машин и оборудования в региональном экспорте составляла 34%, то сейчас – 3%. Вывозят из восточных регионов сырье, металлы и необработанную древесину. Кроме того, из-за отсутствия дорог транспортные издержки достигают 55–70% цены товаров при среднероссийском уровне в 25%. [9]
Однако, на наш взгляд, при всех своих негативных моментах кризис предоставляет уникальную возможность для реформирования экономики, оздоровления мировой финансовой системы, формирования современной повестки дня, в которой должна найти адекватное отражение возрастающая роль новых центров экономического роста и политического влияния. Прежде всего, на наш взгляд, это касается Азиатско-Тихоокеанского региона.
На сегодняшний день правительством подготовлен проект "Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года". Этот документ является, по сути, первым опытом стратегического планирования, предпринятым на федеральном уровне для столь крупного региона, который занимает 40 процентов территории страны. [11]
Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья опирается на инновационный сценарий развития, который предполагает наиболее полное использование конкурентных преимуществ региона, его природно-ресурсного и транзитного потенциала, модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры. Кроме того, этот документ уже учитывает кризисные явления в экономике и увязан с другими федеральными целевыми программами.
В качестве стратегических целей развития Дальнего Востока и Байкальского региона названы формирование развитой экономики и комфортной среды обитания населения региона, достижение уровня социально-экономического развития, превышающего среднероссийские показатели.
Это грандиозная задача, которая превосходит по своим масштабам все предыдущие программы освоения Западной Сибири. Сибирь и Дальний Восток имеют все возможности стать оплотом индустриального и инновационного рывка для всей страны.
Сейчас нужно обратить внимание на такие вопросы, как развитие перерабатывающих производств, внедрение в кооперационные цепочки национального и мирового рынка, обеспечение опережающего развития диверсифицированной энергетики и инфраструктуры, прежде всего транспортной.[11]
Несмотря на кризисные явления, анализ текущей ситуации на Дальнем Востоке показывает, что по ряду основных макропоказателей регион опережает остальную Россию. Индекс промышленного производства за первые семь месяцев 2009 года в ДФО вырос и составил 106%, в то время как в целом по стране отмечается падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14%.[11]
С начала 2009 года в регион инвестировано 267 млрд рублей, что составляет более 120% к уровню 2008 года. В последние три года за счет федеральных инвестиций закладывалась неплохая база динамичного развития региона.
Однако рост промпроизводства крайне неравномерно распределяется между отраслями и субъектами федерации, входящими в ДФО. Он по-прежнему обеспечен добывающим сектором за счет реализации нефтегазовых проектов на Сахалине, увеличения добычи золота на Чукотке и Амурской области.
Сейчас необходимо направить деятельность реальных и потенциальных инвесторов на обеспечение комплексного развития.
Для этого необходимо решить задачи развития высокотехнологичных производств в авиа- и судостроении, машиностроении и металлургии, обеспечить инновационное освоение ресурсов океана.
Особое внимание должно быть уделено вопросам внедрения новых технологий и высокопроизводительной техники. Необходимо обеспечить комплексное и опережающее, относительно средних параметров по стране, развитие социальной сферы и человеческого капитала.
Подводя
итоги данной главе, можно сказать,
что безусловной ближайшей
Устойчивое развитие региона предполагает преодоление барьера роста, с которым уже столкнулся регион в связи с оттоком населения и сокращением естественного прироста населения – по существу с разрушением демографического потенциала региона. Преодолеть это ограничение, а тем более стимулировать иммиграцию населения на восток в связи с потенциальными проектами в экономике возможно только в рамках специальной программы создания в регионе комфортных условий для жизнедеятельности и преодоления тенденции снижения привлекательности региона.
В заключение работы мы можем следующим образом обобщить изученную информацию:
Что касается Дальнего Востока, то мы можем сделать вывод, что он уже несколько лет находится в ожидании «великой» федеральной экономической программы и всех вытекающих из нее бумов — инвестиционных, строительных и даже, наверное, бэби-бума. Программа с завидным постоянством корректируется, причем оптимистично (в принципе, и реалистично) в сторону увеличения. Появляются и исчезают подпрограммы. Но нельзя однозначно сказать, что «воз и ныне там». Федеральный бюджет все-таки в рамках этой программы выделяет средства, хотя, конечно, и не в заявленных объемах.
Для
укрепления социально-экономической
безопасности ДФО необходима разработка
специальной федеральной
Необходимо
преодоление слабой представленности
России в целом в экономической
структуре Азиатско-
Необходима
такая модель развития региона, которая
позволяла бы сохранить региональную
экономику российского ДФО в рамках единого
экономического пространства России.