Экономическое развитие Дальнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать суть и содержание государственных программ регулирования социально-экономического развития Дальнего Востока.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучить экономическое развитие Дальнего Востока;

- проанализировать выполнение государственных программ экономического развития дальневосточного региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическое развитие Дальнего Востока до 2010 года 5
2. Федеральная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» 10
3. Перспективы реализации государственных программ экономического развития региона в период кризиса 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19

Работа содержит 1 файл

10022209 (а) Кур.р. Обществознание.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
 

      Актуальность  темы. После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.

      Ключевой  задачей развития Российской Федерации  в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на основе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства. В этих условиях для достижения поставленных государственных целей и задач необходимы организационно-экономические, финансово-бюджетные и социально-политические механизмы и методы решения существующих проблем.

     Анализ  изученных источников и литературы. Особенности стратегического и комплексного планирования экономического развития России изучались в работах Е. Самофаловой, И.Соколовой, А. Гранберга.

     Анализ  разработки и реализации государственных программ модернизации экономики и социального развития регионов Российской Федерации, и, в частности, на Дальнем Востоке России изучались в работах Н. Михеевой, П. Минакира и других.

     Так же для написания данной работы мы использовали аналитические и новостные  материалы периодической печати и сети Интернет.

     Цель  работы исследовать суть и содержание государственных программ регулирования социально-экономического развития Дальнего Востока.

     Исходя  из поставленной цели были определены следующие задачи:

     - изучить экономическое развитие Дальнего Востока;

     - проанализировать выполнение государственных программ экономического развития дальневосточного региона.

     Объектом  исследования являются государственные программы экономического развития. Предметом исследования – их воплощение и эффективность в данном конкретном регионе.

     Теоретико-методологической основой и эмпирической базой данной данной работы послужили  законы и подзаконные акты Российской Федерации, проекты и программы социально-экономического развития страны, а так же статистические данные, справочные и аналитические материалы, материалы периодической печати. 

  1. Экономическое развитие Дальнего Востока  до 2010 года

     Основной  проблемой Дальнего Востока и  Восточной Сибири уже многие десятилетия  остается привлечение долгосрочных инвестиций в регион, которые бы обеспечили его комплексное развитие.

     8-9 сентября 2009 года в Хабаровске  прошел IV Дальневосточный международный экономический форум., на котором  отмечалось, что попытки массированного государственного инвестирования в регионе предпринимались несколько раз. Так было в 1930-е, 1950-е и 1970-е годы прошлого века, а также в рамках Программы развития Дальнего востока на 1986-2000 годы.[11]

     Но  почти все из них начинались за здравие, а затем сводились к  нулю. До сих пор не реализован переход от стадии инфраструктурного развития к стадии нормального, диверсифицированного индустриального развития. Да и сама инфраструктура так и не была сформирована в соответствии с планом. «Комплексного развития не получилось», - констатировал в начале форума полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Виктор Ишаев.

     В дореформенный период Дальний Восток был встроен в систему национального разделения труда. Хотя она и не была лишена недостатков, но обеспечивала его развитие. В послереформенный период регион потерял свои позиции на национальном рынке.

     Характерной реакцией на рыночные реформы стал процесс обособления Дальнего Востока  в рамках национальной экономики. Естественное удорожание и сжатие национального рынка привело к созданию экономического барьера на западной границе Дальневосточного экономического района. Экономика региона как бы замкнулась сама на себя.

     Существенную  роль в реструктуризации экономики региона должна была сыграть Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, принятая в 1996 году. Стоит отметить, что подобные целевые программы принимались с 30-х годов, и степень реализации заданий этих программ постоянно снижалась. 

     Отличительной чертой программы 1996 года от других являлось стимулирование центром Российской Федерации внешнеэкономической деятельности и международного экономического сотрудничества территорий Дальнего Востока и Забайкалья, что предполагалось достигнуть через:

  • проведение активной государственной политики проникновения российских производителей на рынки стран АТР, представления и защиты их интересов;
  • развитие сотрудничества с международными  экономическими и финансовыми организациями, зарубежными инвестиционными фондами, эффективное использование зарубежной технической помощи, поступающей в районы Дальнего Востока и Забайкалья;
  • создание механизма, позволяющего аккумулировать в регионах доходы от внешнеторговых операций с целевыми направлениями этих сумм на инвестиции;
  • обеспечение финансирования развития комплексной инфраструктуры на Дальнем Востоке, привлечение российских и зарубежных коммерческих структур и банков к финансированию строительства и реконструкции транспортных объектов, телекоммуникационных сетей, гостиниц и др.;
  • создание свободных экономических зон, включая таможенные, внедренческие зоны и зоны экспортного производства.[2]

     К 2000 году заметных результатов реализация программы не принесла. Процесс интеграции Дальнего Востока в АТР был практически незаметен. К 2000 году только достигнут уровень экспорта 1997 года.  Крупные инвестиционные проекты не были реализованы, оставаясь на бумаге. Основной причиной такого положения является недостаточное финансирование.

     На  достижение программных целей предусматривалось  выделение в 1996-2005 годы государственных  средств в размере 75 млрд. долл. США, причем почти 50% этих средств должны были выделить бюджеты разных уровней. Но нагрузка на бюджеты оказалась непосильной, реальное выделение ресурсов из федерального бюджета составило 5,2%, а из региональных – около 17% от планировавшихся сумм. Валовой объем инвестиций в регион составил примерно 15 млрд. долл.

     Необходимость корректировки программы была отмечена в 2000 г. на совещании Президента РФ В.Путина с членами правительства РФ и главами субъектов РФ на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

     К 2000 г. ситуация в экономике страны коренным образом изменилась по сравнению  с 1996 г. Появились новые проблемы и новые возможности. В то же время ряд задач и механизмов, предусмотренных в программе до 2005 г., оказались нежизненными. Но это не касалось основных целевых проблем, которые по-прежнему были характерны для Дальнего Востока и Забайкалья. Именно поэтому было необходимо уточнить цели и задачи программы, механизм их реализации, расширить временной горизонт реализации. Это было выполнено в форме новой редакции федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. В этом постановлении были внесены изменения и продлен до 2010 г. срок реализации действовавшей до того Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 гг., утвержденной Постановлением  Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480.[2]

     Основные  направления развития Дальнего Востока  и Забайкалья были определены исходя из общей концепции социально-экономического развития Российской Федерации, согласно которой территориальное социально-экономическое развитие Российской Федерации в значительной мере будет определяться мировыми экономическими, экологическими и геополитическими тенденциями. Основными факторами, действующими на период до 2010 года, являются:

  • усиление интеграции российской экономики в мировую экономику;
  • дифференциация геополитической ситуации и стратегических приоритетов на различных участках Государственной границы Российской Федерации в регионе;
  • особая значимость территории региона как резервной ресурсной и экологической зоны мирового значения.

      Развитие  Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 года определяется следующими приоритетами:

  • развитие топливно-энергетического комплекса;
  • модернизация отраслей традиционной специализации (рыбохозяйственного комплекса, цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности);
  • развитие транспортного комплекса;
  • развитие минерально-сырьевого комплекса;
  • развитие социальной инфраструктуры и закрепление населения на южных территориях региона;
  • интеграция Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона.

      Программа была разработана для 13 субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье, – Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Корякского, Чукотского автономных округов, Республики Бурятия, Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа. [2]

      Хотелось  бы отметить, что общее оживление в экономике России должно было бы благотворно сказаться на реализации Президентской программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Но уже сегодня мы можем констатировать, что этого не произошло.

      Практически ни по одному важнейшему параметру не удалось пока реализовать программные намерения.

      За  время реализации программы валовой региональный продукт сократился на 12,3 %, объем промышленной продукции уменьшился в на 10 %. Общероссийское оживление «затухало» в регионе. Темпы роста производства на Дальнем Востоке и в Забайкалье были ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

     Средневзвешенный  тариф на электроэнергию в регионах Дальнего Востока и Забайкалья до сих пор превышает в 1,7 раза средние тарифы по России. Затраты на 1 тонну котельно-печного топлива превышают средние по России в 1,8 раза. [5]

     Задачи  структурной перестройки экономики  региона по-прежнему далеки от решения. Почти 75 % стоимости промышленной продукции  составляют сырьевые продукты и энергия.

      Сегодня экономическая ситуация в Дальневосточном федеральном округе достаточно сложная. Многие важные промышленные отрасли находятся в критическом состоянии. Например, уже давно физически и морально устарели суда и прибрежные рыбообрабатывающие базы, отсутствуют современные терминалы и логистические центры, тяжелое положение сложилось в энергетике и угледобывающей промышленности. Продолжается отрицательная миграция (отток населения в другие регионы страны). За последние десятилетие из Дальневосточного ФО уехало около 1,5 млн человек. Некоторые эксперты полагают, что постоянный отток населения - главная проблема региона. Если не закрепить людей на территории, то скоро строить-обслуживать трубопроводы-причалы-аэропорты просто будет не для кого и некому.

     Чуть  более трех лет назад, в декабре 2005 года на заседании совета безопасности Президентом России В.Путиным была дана оценка ситуации как «угрожающей». Среди всех федеральных округов Дальневосточный по всем показателям экономики и уровню состояния промышленности сильно отрывается от остальных округов. В связи с этим главой государства было отдано поручение о разработке Стратегии развития Дальнего Востока, в рамках которой в 2007 году была принята новая  обширная по средствам федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года».

     2. Федеральная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»

 

      Целью Программы является формирование необходимой  инфраструктуры и благоприятного инвестиционного  климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока  и Забайкалья с учетом геостратегических  интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.

      Задачами  Программы являются:

      -закрепление населения в регионе путем стимулирования сохранения и создания новых рабочих мест;

Информация о работе Экономическое развитие Дальнего Востока