Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:33, реферат
При разработках прогнозов специалисты нередко встречаются с трудностями, которые связаны с недостаточной определенностью терминологии этого сравнительно нового направления научных исследований.
Будущее стремятся предвидеть, предсказать, предвосхитить, предугадать, прогнозировать и т.д. Но будущее можно также планировать, программировать, проектировать. По отношению к будущему можно ставить цели и принимать решения. Иногда некоторые из этих понятий употребляются как синонимы, иногда в каждое из них вкладывается разный смысл. Такое положение во многом затрудняет развитие прогностики и порождает бесплодные дискуссии по вопросам терминологии.
По периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз, — различаются оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы. Оперативный, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования — ни количественных, ни качественных. Краткосрочный — на перспективу только количественных изменений, долгосрочный — не только количественных, но преимущественно качественных. Среднесрочный охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальнесрочный (сверхдолгосрочный) — перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития природы и общества.
Оперативные
прогнозы содержат, как правило, детально-количественные
оценки, краткосрочные — общие
количественные, среднесрочные —
количественно-качественные, долгосрочные
— качественно-количественные и
дальнесрочные — общие
Временная
градация прогнозов является относительной
и зависит от характера и цели
данного прогноза. В некоторых
научно-технических прогнозах
Однако
и здесь имеются различия, связанные
с особенностями отдельных
По объекту
исследования различают естествоведческие,
научно-технические и
Естествоведческие прогнозы разделяются на следующие направления:
1) метеорологические
(погода, воздушные потоки и другие
атмосферные явления);
2) гидрологические (морские волнения, режим стока воды, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акватории, другие гидросферные явления);
3) геологические
(залежи полезных ископаемых, землетрясения,
срыв лавин и другие
4) биологические,
включая фенологические и
5) медико-биологические (ныне преимущественно болезни человека);
6) космологические (состояние и движение небесных тел, газов, излучений, всех явлений космосферы);
7) физико-химические прогнозы явлений микромира.
Научно-технические
прогнозы в узком смысле, или, как
их еще называют, инженерные, охватывают
перспективы состояния
Обществоведческие прогнозы делятся на направления:
1) социально-медицинские
(здравоохранение, включая физическую
культуру и спорт);
2) социально-географические
(перспективы дальнейшего
3) социально-экологические
(перспектива сохранения
4) социально-космические
(перспектива освоения космоса)
5) экономические
(перспектива развития
6) социологические,
или социальные в узком смысле
(перспектива развития
7) психологические (личность, ее поведение, деятельность);
8) демографические (рост, половозрастная структура, миграция населения);
9) филолого-этнографические, или лингво-этнологические (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);
10) архитектурно-
11) образовательно-педагогические
(воспитание и обучение, развитие
кадров и учреждений в области
народного образования — от
детских яслей и садов до
университетов и аспирантуры,
включая подсистемы повышения
квалификации и переподготовки
кадров; самообразование взрослых,
образование родителей,
12) культурно-эстетические
(материально-техническая база
13) государственно-правовые,
или юридические (развитие
14) внутриполитические (внутренняя политика своей и другой страны);
15) внешнеполитические
(внешняя политика своей и
16) военные
(военно-технические, военно-
Нередко научно-техническими прогнозами именуют также естествоведческие, а обществоведческие часто называют социально-экономическими, причем все прогнозы данной группы, кроме экономических, выступают в этом случае под названием социальных. Особую область составляют философские и теоретико-методологические проблемы прогнозирования.
Следует
отметить, что между естествоведческими
и обществоведческими прогнозами нет
глухой стены, поскольку теоретически
взаимосвязь между
В то же
время нетрудно заметить известную
связь между прогнозами того и
другого типа. Это закономерно, поскольку
связи между естественными, техническими
и общественными науками
Заключение.