Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа
Государство является основным институтом политической структуры общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и играло роль "ночного сторожа". К концу XIX века по мере развития процессов акционирования, монополиз
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1.1. Сущность, факторы и основные типы экономического роста…………………………………………………………………………………….5
1.2. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы………………………………………………………………………………....9
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РК
2.1. Государственное регулирование экономического роста в Казахстане……….12
2.2. Экономический рост РК: особенности, цифры и факты……………………….13
2.3. Главные приоритеты устойчивого экономического роста в РК……………………………………………………………………………………….18
III. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1.Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы…………………………………………………………………………………….21
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана…………………………………………………………………………..…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..........31
ПРИЛОЖЕНИЯ
Программа направлена на
обеспечение устойчивого и
Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации.
Инициаторами продвижения
крупных проектов станут
АО «Фонд Национального Благосостояния
«Самрук-Казына» (далее – АО «ФНБ «Самрук-Казына»),
системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов
экономики, а также стратегические иностранные
инвесторы.
К 2014 году Казахстан должен достичь следующих результатов:
1. Рост ВВП на 50% от уровня 2008 года.
2. Повышение производительности труда на 50% в обрабатывающем секторе, на 100% в отдельных секторах экономики.
3. Доведение доли несырьевого экспорта до 40%.
4. Снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года.
5. Увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих. Основными реализаторами программы станут регионы, поэтому изменятся критерии оценки работы местных исполнительных органов всех уровней. Главными показателями станут:
1. Производительность труда.
2. Объем привлеченных прямых инвестиций.
3. Увеличение несырьевого экспорта.
4. Доля инновационно-активных предприятий.
5. Количество новых
высокопроизводительных
Глава Государства озвучил 7 приоритетных направлений (развитие АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации).
Кроме этого министерством экономического развития и торговли было предложено еще 5(машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм, космос). Если появятся высокопроизводительные и экспортоориентированные предприятия и в других отраслях, в будущем готовы расширять этот список.
Однако и в приоритетных отраслях государством будет поддерживаться не все, а только то, что соответствуют новым подходам:
1. Модернизация существующих
предприятий (критерии –
2. Создание новых
3. Селективная поддержка
предприятий «экономики
В настоящее время
объем промышленного
Важным инструментом реализации Программы станет разрабатываемая Схема рационального размещения производственных мощностей. Она позволит, во-первых, государству совместно с бизнесом выработать правильные инвестиционные решения, во-вторых, обеспечить взаимоувязку реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. Туда будут входить:
- прогнозные балансы
топливно-энергетических
- прогнозный баланс
развития минерально-сырьевой
- прогнозный баланс трудовых ресурсов;
- уточненные планы развития трубопроводной, железнодорожной, автодорожной, морской и воздушной транспортных инфраструктур;
- долгосрочные планы развития СЭЗ, Индустриальных зон. Очень важный вопрос по кадрам, которые наряду с инвестициями являются ключевым вопросом для индустриализации. Новый уровень подготовки (подготовка, миграционная политика). Производительность - Высвобождение (межрегиональные перетоки, переобучение). Привлечение инвестиций, как отметил в своем Послании Глава государства, должна стать национальной экономической идеей.
В части создания привлекательных условий для инвесторов, предусматривается три пакета стимулирующих мер.
Первое, разработка и реализация программы формирования имиджа РК как страны привлекательной для ведения бизнеса и инвестиций.
Второе, обеспечение льгот
и преференций для инвесторов,
включая создание СЭЗ, обеспеченных
необходимой инфраструктурой.
Третье, создание эксклюзивных
условий для ТНК через
– развитие предпринимательства в регионах,
- повышение производительности
существующих предприятий и
- создание благоприятных
условий для привлечения
- продвижение товаров
отечественных производителей
В условиях ограниченного доступа к финансовым ресурсам на международном рынке капитала в мире резко усилилась борьба за прямые иностранные инвестиции. При этом, Казахстан по привлекательности инвестиционного климата уступает многим своим конкурентам. Низкая конкурентоспособность кадров (по квалификации и стоимости), ненадлежащая инфраструктура, высокий уровень административных издержек. Все эти факторы значительно снижают возможности по привлечению качественных инвестиций в экономику страны. В рамках Программы предлагается сохранить, а в случае поддержки, и расширить инвестиционные преференции, предоставляемые в соответствии Законом «Об инвестициях». Сильным инструментом будет минимально гарантированный долгосрочный гос.заказ и заказ национальных компаний, который может быть предоставлен иностранным инвесторам через Комиссию по казахстанскому содержанию.
Кроме того, такие меры поддержки, как обеспечение внешней инфраструктурой, субсидирование процентной ставки, частичное гарантирование кредитов могут быть предоставлены инвесторам на региональном уровне, в рамках Дорожной карты «Бизнес-2020». Кроме того, в целях оказания сервисной поддержки инвесторов Национальное агентство по продвижению экспорта и инвестиций «KAZNEX INVEST» будет организовывать бизнес-форумы, роуд-шоу, проводить другие презентационные мероприятия по продвижению Казахстана как лучшего места для инвестиций. KAZNEX INVEST будет осуществлять и целевой поиск крупных инвесторов - ТНК со всемирно известными брендами и передовыми технологиями для реализации приоритетных проектов. Для таких инвесторов будут организованны необходимые встречи, организовано полное сопровождение, в том числе и в регионах.
Важное место в системе повышения производительности займут конструкторские бюро. Они будут исполнять роль интегрирующего звена между крупными потребителями машиностроительной продукции и ее отечественными производителями. Таким образом, деятельность КБ будет направлена на повышение эффективности таких компаний, как КТЖ, КМГ, Казахмыс, Казцинк и др. через предоставление более производительной и дешевой продукции, а также на загрузку и прибыльность машзаводов, повышение их технического уровня. Средства конструкторских бюро будут направлять на возвратной основе на приобретение необходимой для производства востребованной продукции документации, техподготовку производств, сертификацию и т.п. Еще один элемент инновационной инфраструктуры – технопарки. Технопарки должны стать технологическими инкубаторами, в которых будут оказываться консалтинговые, лабораторные и иные услуги. Средства на это также в этом году предусмотрены.
В рамках программы «Экспорт 2020» будет продолжена работа по оказанию сервисной поддержки экспорта нашей продукции. Это:
- определение потенциальных
рынков сбыта на внешних
- поиск партнеров покупателей,
в рамках таких мероприятий
как Торговые миссии за
- расчеты логистики оптимальных экспортных маршрутов с предоставлением информации о процедурах таможенного оформления, страхования грузов и подготовки товаросопроводительных документов.
Для создания отечественным экспортерам равных условий по отношению к экспортерам других стран, именно в части оказания государственной поддержки, будут возмещаться следующие виды затрат: расходы связанные с регистрацией продукции зарубежом, с ее сертификацией, расходы связанные с содержанием представительства зарубежом, с участием в зарубежных выставках и раскруткой товара зарубежом. Ключевым механизмом реализации Государственной программы является Карта индустриализации Казахстана. Она позволит государству совместно с бизнесом выработать правильные инвестиционные решения и обеспечить взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны.
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана
В части обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.
Повышение эффективности
экономической политики будет осуществляться
через внедрение системы
Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля.
Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.
Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики.
Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять меры по укреплению института частной собственности как основы гарантий прав и свобод граждан.
Государственное планирование
будет направлено на сопровождение
и управление процессами по обеспечению
роста конкурентоспособности
В связи с этим будут разработаны Стратегия устойчивого роста конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления деятельности органов государственного управления на конечные результаты.
Будут изменены требования к содержанию, процедурам разработки и утверждения, реализации государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ.
Будут приняты нормативные правовые акты по:
Будет усовершенствована методология разработки экономических прогнозов.
Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности экономики.
Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования.
Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.
Такая система позволит оценивать качество предоставления государственных услуг, степень достижения стратегических целей и задач, а также будет использована как инструмент повышения производительности работы государственных органов.
Это предполагает поэтапный переход к бюджету, ориентированному на результаты, а также внедрение контрактных обязательств по модели «заказчик-исполнитель», в первую очередь, с администраторами бюджетных программ. Будут приняты меры по предоставлению большей самостоятельности администраторам бюджетных программ в использовании бюджетных средств.