Экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Государство является основным институтом политической структуры общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и играло роль "ночного сторожа". К концу XIX века по мере развития процессов акционирования, монополиз

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1.1. Сущность, факторы и основные типы экономического роста…………………………………………………………………………………….5
1.2. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы………………………………………………………………………………....9
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РК
2.1. Государственное регулирование экономического роста в Казахстане……….12
2.2. Экономический рост РК: особенности, цифры и факты……………………….13
2.3. Главные приоритеты устойчивого экономического роста в РК……………………………………………………………………………………….18
III. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1.Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы…………………………………………………………………………………….21
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана…………………………………………………………………………..…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..........31
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

грэ курсовая.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

б) Характер распределения доходов в обществе. Кроме того, необходимо обращать внимание и на характер распределения доходов. Распределение доходов носит крайне неравномерный характер. Например, есть потребители, принадлежащие к высшему классу, на характере затрат которых никоим образом не отражаются события в экономике и которые остаются основными участниками рынков сбыта предметов роскоши.

в) изменение экономической  структуры страны. Возьмите, к примеру, соотношение и характер связей между тремя основными секторами экономики - сельским хозяйством, промышленностью и сектором  услуг или между городским и сельским секторами экономики, государственным и частным, военным и гражданским, ориентированным на экспорт или на внутреннее потребление. По мере роста экономики любой страны все или многие из этих пропорций и взаимосвязей претерпевают заметные изменения.

г) динамика цен в стране. Система стимулирования должна быть ориентирована на увеличение собственных капиталовложений (инвестиций) предприятий и фирм, на повышение загрузки имеющегося производственного потенциала, нормализацию соотношения цен внутреннего и внешнего рынков, снижение или в крайнем случае замораживание цен на энергоносители, транспортные услуги, уменьшение налогов на прибыль тех предприятий и фирм, которые обеспечивают реальный рост ВВП за счет собственных накоплений.

д) Инфляционные тенденции в экономике. При инфляционных тенденциях в экономике учетная ставка повышается. В этом случае кредит, получаемый коммерческими банками, становится дорогим. Это вызывает увеличение стоимости кредитов, которые коммерческие банки предоставляют субъектам экономических отношений. В результате происходит снижение привлечения инвестиционных ресурсов, что замедляет увеличение объемов производства и, следовательно, уменьшает инфляционные тенденции в экономике.

Теоретически можно  выделить два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе экономического роста расширение объема производства достигается за счет дополнительного вовлечения факторов производства (рабочей силы, земли, сырья, топлива и т.п.).

При интенсивном типе - расширение производства происходит за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения новейших технологий, переквалификации рабочей силы и т.п. В данном случае рост объемов производства сопровождается изменениями совокупных издержек. Обычно говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе экономического роста в зависимости от удельного веса тех или иных факторов, вызвавших этот рост. Понятно, что в реальной действительности не существует исключительно экстенсивного или интенсивного развития, тем не менее, каждое государство на той или иной ступени своей истории развивается, скорее, экстенсивно или - скорее, интенсивно и, как правило, успешность такого развития определяется тем, какой тип роста преобладает. Принято относить экономический рост к тому или иному типу в зависимости«от удельного прироста реального ВНП: если за счет интенсивных факторов производится более половины ВНП, то такая экономика развивается преимущественно интенсивно. И наоборот.

 

1.2. Понятие  государственного регулирования  экономического роста, его методы и формы

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования  наилучшим образом могут стимулировать  этот процесс.

Выше мы рассмотрели  модели экономического роста. Опираясь на них, представители разных моделей предлагают свои методы регулирования данного процесса.

Кейнсианцы рассматривают  экономический рост преимущественно  с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы  роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность  кейнсианцам, сторонники "экономики  предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Государственное регулирование экономического роста осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Стимулирование развития  фундаментальной науки. Без нее  немыслим НТП, а, следовательно,  и экономическое развитие страны. В рамках этого же направления  следует выделить меры государства, направленные на сохранение природной среды и невоспроизводимых ресурсов. Государство, должно руководствуясь экологическими соображениями определять предел экономического роста.

2. Антициклическое регулирование  (его часто называют политикой краткосрочной стабилизации). Известно, что рыночной экономике свойственна цикличность экономического развития, то есть периодические спады производства и замедление его роста. И хотя нестабильность кратковременна, в длительной перспективе она негативно сказывается на значении показателей экономической динамики. Чем глубже и продолжительнее спад, тем  ниже темп роста НД, рассчитанный в среднем за несколько лет.

3. Структурная и региональная  политика государства. Необходимость  проведения региональной политики оправдана тем, что существует региональные диспропорции, которые тормозят экономический рост в целом по стране.

4. Налоговая политика  особенность, которой в современных  условиях заключается в дифференциации  налоговых ставок. Так получая налоговые льготы, фирма осуществляет инвестиции из общей величины прибыли в новейшие технологии. В современной экономике возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста.   Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические. Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты контроля загрязнений предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.      Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.          В целях стимулирования экономического роста каждое государство пытается найти свой, наиболее адаптированный и эффективный путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Экономический рост в РК

2.1. Государственное  регулирование экономического роста  в Казахстане

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Экономический рост позволяет прогнозировать перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять новые программы по борьбе с загрязнением окружающей среды без сокращения производства общественных благ.

Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан – центральный исполнительный орган, осуществляющий межотраслевую и межрегиональную координацию разработки основных направлений государственной социально-экономической политики, миссией которого является формирование целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированной на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны, а также развитие торговой деятельности.

Основными задачами Министерства являются выработка предложений по формированию государственной политики в сфере: 

1) стратегического планирования  и формирования основных приоритетов  социально-экономического развития  Республики Казахстан; 

2) регионального развития; 

3) международных экономических и финансовых отношений, в том числе регулирования международной экономической интеграции; 

4) регулирования и  развития внешнеторговой деятельности; 

5) регулирования и  развития внутренней торговли;  

6) развития и поддержки  частного предпринимательства; 

7) инвестиций и государственно-частного  партнерства; 

8) управления государственными  активами в секторах экономики; 

9) развития системы  государственного управления; 

10) мобилизационной подготовки  и мобилизации.

Министерство в соответствии с действующим законодательством и возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:  

1)          разработку, корректировку, мониторинг и оценку реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан; 

2)          формирование перечня государственных программ;  

3)          согласование, мониторинг и оценку реализации государственных программ, программ развития территорий; 

4)          согласование и мониторинг реализации отраслевых программ;  

5)          согласование проектов стратегических планов (проекты изменений и дополнений в стратегические планы) центральных государственных органов;  

6)          согласование проектов стратегических планов (проекты изменений и дополнений в стратегические планы) исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов городов республиканского значения, столицы в пределах своей компетенции; 

7)          координацию деятельности государственных органов по повышению уровня конкурентоспособности Казахстана;

8)          выработку предложений по совершенствованию системы государственного планирования;  

9)          методологическое обеспечение функционирования системы государственного планирования;  

10)     разработку прогноза социально-экономического развития республики;

11)     мониторинг и анализ макроэкономических показателей республики;  

12)     экономическую экспертизу проектов контрактов на проведение разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи полезных ископаемых либо строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, а также дополнений к ним;  

13)     выработку предложений по формированию политики в области регионального развития в пределах компетенции Министерства;  

14)     разработку, корректировку, мониторинг и оценку реализации прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны;  

15)     разработку методики расчетов трансфертов общего характера;  

Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый  c должности Указом Президента Республики Казахстан. В данный момент министром экономического развития и торговли является  Кайрат Келимбетов.

Министерством экономического развития и торговли в настоящий момент реализуются следующие программы:

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, Программа "Дорожная карта бизнеса 2020", Программа "Ак булак" на 2011-2020 годы, Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, Программа по комплексному решению проблем Приаралья, Долгосрочная концепция экономического позиционирования города Алматы и Алматинской области до 2015 года.

 

2.2. Экономический рост в РК: особенности, цифры и факты.

Объективное стремление к увеличению потребления материальных благ, обусловленное действием закона возвышающихся потребностей и ростом численности населения, вызывает необходимость расширения их производства. Под экономическим ростом следует понимать процесс производства, характеризующийся увеличением массы создаваемых потребительских стоимостей в соответствии с объемом и структурой потребностей в них.

Экономический рост является той базой, которая определяет общий  уровень развития общества.

С первых дней независимости  Казахстан взял курс на построение рыночной экономики. Этот достаточно болезненный и сложный процесс сопровождался различного рода социальными проблемами и потрясениями.

Информация о работе Экономический рост