Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:58, реферат
Перед Беларусью стоит сложная задача: совершить экономический рывок, который позволит выйти на бо¬лее высокий уровень народного благосостояния. При этом следует четко понимать, что именно не позволяет нашей стране не только увеличивать темпы экономического роста, но и достигать запланированных. Для этого необходимо четко представлять себе имеющиеся в распоряжении источники экономического роста.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Возможности обеспечения экономического роста в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………...4
2 Фактор спроса……………………………………………………………….......7
3 Предложение и экономический рост…………………………………………10
4 Прямые иностранные инвестиции и динамика производства как факторы экономического роста в стране и мире………………………………………....12
Выводы………………………………………………………………………........16
Список использованных источников…………………………………………...17
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Возможности обеспечения экономического роста в Республике
Беларусь…………………………………………………………
2 Фактор спроса……………………………………………
3 Предложение
и экономический рост…………………………
4 Прямые иностранные инвестиции и динамика производства как факторы экономического роста в стране и мире………………………………………....12
Выводы………………………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Перед
Беларусью стоит сложная
1
Возможности обеспечения
экономического роста
в Республике Беларусь
Хотелось бы остановиться на тех возможностях, которыми обладает Беларусь для обеспечения экономического роста.
1. Анализ экономической ситуации последнего времени показывает, что возможности действующей системы государственного регулирования ограничены. Одновременно опыт новейшей истории Беларуси показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в экономику, все менее эффективны, а применение ресурсов по заниженным ценам (рабочей силы, энергоресурсов и др.) становится все менее осуществимым.
При этом следует отметить неэффективность функций, которые выполняет государство сегодня, используя административные рычаги оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий. В настоящее время такая система управления является значительным тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет использовать в полном объеме предпринимательскую энергию.
Более того, в условиях отсутствия механизма ответственности и контроля в деятельности чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции соблюдения интересов страны в целом, а в угоду индивидуальной и групповой корысти.
Таким образом, главная задача государства на данный момент - создание институциональных основ саморазвития.
2. Сегодня в целях обеспечения экономического роста важно создать условия для развития и увеличения поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит:
Развитие малого и среднего бизнеса не означает разбиения крупных предприятий на ряд более мелких. Размер предприятия должен определяться экономической целесообразностью.
Поэтому для Беларуси представляется наиболее приемлемым формирование крупных национальных корпораций (по отраслевому, территориальному или другим признакам), включение в международные корпорации (ТНК, ФПГ) при одновременной поддержке и развитии малого и среднего бизнеса. Это позволит придать экономике Беларуси устойчивость и гибкость, повысить ее структурную конкурентоспособность.
3.
Как показал опыт стран
Беларусь преобразование форм собственности проводит медленно и отстает по темпам осуществления этого процесса от большинства стран, находящихся на стадии рыночных преобразований. Вместе с тем в настоящее время вопрос разгосударствления и приватизации стоит все острее. Это обусловлено большими финансовыми затратами государства по поддержанию хотя бы минимального уровня конкурентоспособности белорусских государственных предприятий, однако проблема старения и необходимости модернизации производств стремительно возрастает.
В связи с этим важнейшей задачей на ближайший период времени является определение рационального перечня предприятий государственной собственности, функции которых не могут быть эффективно осуществлены другой организационно-правовой формой, предусмотренной Гражданским кодексом Республики Беларусь. Все остальные предприятия должны последовательно и достаточно энергично приватизироваться.
4.
В последние годы доля
5. С учетом ориентации экономики на повышение нормы накопления, рост конечного потребления должен быть высоким, но несколько ниже темпов роста ВВП. Вместе с тем представляется целесообразным продолжить политику на высокие темпы роста долларового эквивалента заработной платы. Такой экономический курс позволит: во-первых, создать более сильные стимулы к труду; во-вторых, обеспечить более приемлемые условия воспроизводства основного его фактора - человеческого капитала; в-третьих, сдержать отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж; в-четвертых, способствовать росту объемов совокупного спроса; в-пятых, создать базу для роста валовых сбережений, которые при соответствующих рыночных механизмах трансформируются в инвестиции в основной капитал.
6.
Приоритетным направлением
Следует отметить, что снижение ставок налогов необязательно ведет к снижению налоговых поступлений. В частности, введение унифицированной ставки подоходного налога в России на уровне в 13% привело к росту поступлений от данного налога примерно в 1,5 раза. Это обусловлено тем, что многие доходы в результате этой реформы стали легализовываться.
В целом налоговое и неналоговое бремя отечественных предприятий должно быть снижено до уровня сопредельных стран, и прежде всего основного партнера, с которым Беларусь находится в едином таможенном пространстве, - России. Это потребует реструктуризации бюджетных расходов. Повышение конкурентоспособности страны, наращивания бюджетных расходов на науку, воспроизводство человеческого капитала и инвестиций в основной капитал сопряжено с необходимостью значительного сокращения других расходов бюджета и внебюджетных фондов, а именно: на содержание силовых структур, дотации и субсидии сельскому хозяйству, на покрытие затрат по жилищно-коммунальным услугам и др.
7.
Жесткая кредитно-денежная
В конечном счете необходимо иметь в виду, что кредитно-денежная политика осуществляется не ради самой себя, не ради красивых показателей инфляции, девальвации и пр., а в целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития страны.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
Республика Беларусь обладает достаточным
потенциалом для увеличения темпов
экономического роста, однако для достижения
данного показателя необходимо провести
определенные изменения в экономической
и политической областях функционирования
страны.
2
Фактор спроса
Одним из основных показателей, характеризующих экономический рост, является валовой внутренний продукт. Наиболее активно на его величину в Республике Беларусь в последние семь лет влияло потребление домашних хозяйств, причем увеличение этой части валового внутреннего продукта выше общего его прироста. Стабильно высокий рост ВВП инициируется также внешним спросом, что обусловливает значительное ежегодное увеличение экспорта, часто превышающего объем общего прироста. Что касается инвестиционного спроса, то его уровень нестабильный: в отдельные годы он рос, а порой падал. В целом же этот показатель не является определяющим для динамики ВВП, характеризующейся со стороны спроса. Последний факт обусловлен во многом низкой инвестиционной активностью внутри страны и недостаточной загрузкой действующих производственных мощностей.
Особенно важно отметить, что значительный прирост внутреннего потребительского и производственного спроса (таблица 1) покрывается путем увеличения импорта. Фактически, если бы он удовлетворялся за счет внутреннего производства, то, например, в 2001 г. вместо 4,7% прирост ВВП составил бы 14.2%, а в 2002 г. вместо 4,7% равнялся бы 13,2%. То, что часть внутреннего спроса покрывается за счет импорта, вполне нормальное явление, так как многие товары и ресурсы в Беларуси не производятся. Однако имеющееся соотношение, когда на единицу прироста спроса приходится 0,3 единицы увеличения импорта (рассчитано по данным 2000—2002 гг.), неэффективно.
С учетом сказанного весьма актуально проведение более целенаправленной политики импортозамещения, которая предполагает меры по разумной защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаропроизводителей, повышению конкурентоспособности предлагаемых ими товаров и услуг. Необходимо также более эффективно использовать импортные ресурсы (в первую очередь углеводородное сырье, электроэнергию и металлы), отдавая приоритет развитию производств с высокой добавленной стоимостью и низким уровнем использования ввезенных извне комплектующих и, кроме того, организации на имеющихся и новых мощностях производств, замещающих импортные поставки, при условии их высокой эффективности.
Комплекс названных мер должен быть соответствующим образом сопряжен с действиями по расширению внутреннего спроса в стране. Это значит, что если прогнозируется рост доходов населения или инвестиционного спроса, то целесообразно предусмотреть адекватное увеличение предложения отечественных товаров и услуг соответствующего качества и ограничение неэффективного роста импорта. В противном случае возможен значительный рост дефицита торгового баланса.
Информация о работе Экономический рост в Республике Беларусь