Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:48, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность, модели и факторы обеспечения экономического роста и развития.
Задачи курсовой работы :
- изучить общие проблемы экономического роста и развития;
- проанализировать факторы и показатели экономического роста и развития;
- рассмотреть основные типы и модели экономического роста
- изучить государственное регулирование экономического роста;
- проанализировать экономический рост в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1.Экономический рост и развитие, их сущность, факторы и показатели.
1.1.Сущность экономического роста и развития.
1.2.Факторы экономического роста.
1.3.Показатели экономического роста.
2. Типы и модели экономического роста. Государственное регулирование экономического роста.
2.1.Типы экономического роста.
2.2.Модели экономического роста.
2.3.Государственное регулирование экономического роста.
3. Национальная модель экономического роста Республики Беларусь, факторы, механизмы обеспечения, результативность и проблемы реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
- количество и качество природных ресурсов (земля и полезные ископаемые, климат и т.д.) - чем лучше природные условия, тем больше возможностей страны для экономического роста;
- количество
и качество трудоспособного
- наличие основного капитала;
- уровень технологии, применяемой для производства продукции.
К факторам спроса относятся такие, которые повышают общий спрос общества на производимую продукцию и тем самым стимулируют экономический рост:
- заработная плата - чем она выше, тем выше спрос;
- фискальная политика государства - чем выше налоги, тем ниже заработная плата, следовательно, ниже спрос и экономический рост;
- склонность
населения к сбережению
Распределение ресурсов должно быть организовано наилучшим для экономического роста ( прироста продукции) образом.
Факторы экономического
роста взаимосвязаны между
По внешнеэкономическим
и внутриэкономическим
В зависимости
от количественного и
- увеличение
объема инвистиций при
- увеличение числа занятых работников;
- рост объемов
потребляемого сырья,
К интенсивным факторам роста относятся:
- ускорение
научно-технического прогресса
- повышение квалификации работников;
- улучшение
использования основных и
- повышение
эффективности хозяйственной
1.3.Показатели экономического роста и развития.
На макроэкономическом уровне ведущими показателями экономического роста и развития являются:
- рост объема ВВП или ВНД;
- темпы роста ВВП и ВНД в расчете на душу населения;
- темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.
ВВП ( валовый
внутренний продукт)
ВНД ( валовый национальный доход) представляет собой сумму первичных доходов, получаемых владельцами факторов производства внутри страны (резидентами) плюс сальдо факторных доходов из-за границы.
В экономической статистике для изучения динамики экономического роста используется годовой темп роста, темп прироста.
Темп роста ВНП = ВНП(о) / ВНП(б) х 100%
где ВНП(о) - национальный продукт отчетного года;
ВНП(б) - национальный продукт
Однако в практике под темпом роста часто понимают темп прироста.
Дискутируется вопрос о том, какие темпы роста выгоднее. На первый взгляд кажется, что выгоднее иметь высокие темпы. Но при этом следует учитывать:
- качество
продукции (например, высокие темпы
производства взрывающихся
- структуру
прироста продукции (при
2.
Типы и модели
экономического роста.
Государственное регулирование
экономического роста.
2.1. Типы экономического роста.
Различают три типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный (реальный).
Экстенсивный рост - это увеличение национального продукта за счет трех факторов:
а) основного капитала ( фондов);
б) рабочей силы;
в) материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).
Экстенсивный рост производства - самый простой и исторически первый путь расширенного воспроизводства. Ему присущи свои достоинства. Это наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы.
Такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом.
Экстенсивное расширение производства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики. Однако при этом неизбежно ухудшаются условия воспроизводства. Долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный путь роста выпуска продукции приводит к тому, что в национальном хозяйстве возникают тупиковые ситуации. Если в США показатель фондоотдачи в целом за послевоенный период практически не изменился, то у нас за последние 25 лет он упал почти в 2 раза. По оценке западных экономистов, СССР тратил на производство каждой единицы продукции в 2-3 раза большее количество энергии и сырья, чем страны Западной Европы и США. Экстенсивный путь экономического развития давно себя исчерпал, он неизбежно вел к общему упадку производства, что и произошло.
Главным отличительным признаком интенсивного типа развития является повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. Интенсивный тип роста экономики основывается на широком использовании более эффективных средств производства. Увеличение его масштабов обеспечивается за счет применения более прогрессивной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных предметов труда, повышения квалификации кадров. Благодаря этим факторам достигается также повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережение, улучшение использования имеющейся материальной базы производства.
Интенсивное
расширенное воспроизводство
В реальной жизни
не существует либо того, либо другого
типа роста. Они переплетены и
представлены смешанным типом. Смешанный
(реальный) рост - это увеличение производственных
мощностей в результате увеличения
количества используемых факторов производства
и совершенствования техники и технологии.
2.2.Модели экономического роста.
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.
Термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами получения знаний.
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале
Под моделирование понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.
Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.
Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А. Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в реальном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.
Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.
Четвертый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Информация о работе Экономический рост и развитие, модели и факторы обеспечения