Экономический рост и проблемы устойчивого развития: зарубежный и отечественный подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение экономического роста и проблем устойчивого развития зарубежных стран и Беларуси.
Чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность экономического роста, его факторы, модели, типы;
- изучить проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах;
- изучить перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Экономический рост: сущность, факторы, модели, типы……………..5
2 Проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах………………………………………………………………...19
3 Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста…………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………..47
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

Источник: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь

 

С учетом складывающейся ситуации важным является принятие достаточно энергичных мер по повышению конкурентоспособности  белорусской экономики при одновременном гибком применении мер временной защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Для достижения высоких темпов роста производства и доходов населения принципиальным элементом экономической политики является ориентация на развитие производства с высокой добавленной стоимостью, которая характерна для наукоемких, высокотехнологичных, конечных производств. Наоборот, в отраслях добывающих, с малым количеством переделов, добавленная стоимость не столь значительна.

В стратегическом плане большое значение для развития страны имеет правильный выбор отраслевых приоритетов, которые соответствовали  бы ее условиям и реализация которых  позволила бы ускорить социально-экономическое развитие.

Официальными  государственными приоритетами двух пятилетий (1996–2000 гг. и 2001–2005 гг.) наряду с другими являются продовольствие и жилье. Необходимость реализации указанных приоритетов заслуживает особого внимания.

Жилищное строительство, конечно, является важным для страны, в которой несколько сотен тысяч населения нуждаются в жилье. Однако прямое решение данной проблемы, особенно в сложных условиях переходной экономики, является неэффективным. Строительство жилья – импортоемкое производство. По расчетам, полная импортоемкость годовой строительной программы (с учетом потребления импортных ресурсов смежными по цепочке производствами) составляет около 1 млрд долл. Таким образом, развивая строительство, страна увеличивает спрос на импорт, что в условиях дефицита торгового баланса и иностранной валюты создает большие проблемы. Кроме того, увеличение жилищного строительства «отрывает» значительные ресурсы страны от инвестиций в реальное производство, что ведет к его старению и снижению конкурентоспособности, явлениям, действительно характерным для Беларуси.

Гарантированное обеспечение продовольствием населения  является важным для любой страны. Однако ставить задачу, чтобы все наиболее важные продукты производились в стране, большая часть районов которой относятся к полосе рискованного земледелия, вряд ли является правильным, так как ведет к неэффективному расходованию ресурсов и не к повышению экономической безопасности (понимаемой как системная категория), а к ее снижению. Более того, в основу решения проблемы продовольственной самодостаточности положен подход, основанный не на повышении эффективности, а на экстенсивном расширении сельскохозяйственного производства. В результате, практически не осуществляется реформирование аграрного сектора, кредитные вложения по льготным процентам даются всем хозяйствам, в том числе и неэффективным, которые заведомо их не вернут. Деньги «закапываются в землю», а самообеспеченность страны продовольствием в целом имеет тенденцию к снижению.

При формировании приоритетов экономического развития Беларуси необходимо исходить: из ее особенностей как малой страны с открытой экономикой; мировых экономических процессов; национальных, духовных и культурных традиций народа; экономико-географического положения; природно-климатических условий; минерально-сырьевой базы; состояния материально-технической базы отраслей; трудового потенциала и уровня квалификации работающих; научно-технического потенциала. Системный анализ исходных предпосылок показывает, что приоритетным для экономически несамодостаточной малой страны, которой является Беларусь, должна быть экспортная ориентация, основанная на более полном освоении и развитии тех конкурентных преимуществ и ограниченных ресурсов, которыми она обладает (табл. 3).

 

Таблица 3 Важнейшие направления повышения конкурентоспособности и приоритеты структурной перестройки экономики

 

Конкурентные  пре-

имущества Республики Беларусь

Основные  направления

повышения

конкурентоспособности

Приоритеты  структурной перестройки;

базовые точки роста

Высокое качество

человеческого капитала, низкая цена рабочей силы, эффективная система

подготовки  квалифицированных кадров

Поддержка образования, науки и инноваций через бюджет. Создание институциональных

основ эффективного использования человеческого капитала.

Развитие высокотехнологичных  и наукоемких производств;

оказание высокоинтеллектуальных,

научных и образовательных  услуг.

Развитый научно-технический  потенциал.

Создание комплексных  научно-производственных центров и  школ по разработке и освоению прорывных  технологий и налаживание производства

новой конкурентоспособной

продукции. Бюджетная  поддержка науки и инноваций. Поддержка малого инновационного бизнеса.

Развитие производств,

основанных  на технике и технологии V и VI технологических  укладов, обеспечивающих выход на

мировой рынок  и

обусловливающих рост доли добавленной стоимости.

Выгодное экономико-географическое положение.

Привлечение инвестиций в развитие транспортной системы, телекоммуникаций и инфраструктуры. Обустройство транспортных коридоров, модернизация путей и  подвижного состава.

Создание институциональных

основ привлекательности  белорусских транспортных услуг.

Развитие отраслей услуг транспортного комплекса  и телекоммуникаций.


 

Продолжение таблицы 3

Конкурентные  пре-

имущества Республики Беларусь

Основные  направления

повышения

конкурентоспособности

Приоритеты  структурной перестройки;

базовые точки роста

Развитая производственная инфраструктура.

Создание нормального  инвестиционного климата в части  институциональной среды как  дополняющего условия для размещения производств на территории Беларуси.

Увеличение  доли инвестиционных вложений в воспроизводственной  структуре ВВП.

Наличие магистральных  нефте- и газопроводов, проходящих через  территорию Беларуси.

Привлечение инвестиций в развитие производств, использующих органическое сырье.

Создание условий для увеличения потоков нефти и газа через территорию Беларуси.

Развитие производств  химической и нефтехимической промышленности.

Наличие больших

запасов возобнов-

ляемых лесных

ресурсов.

Привлечение инвестиций для углубления комплексной переработки древесины, расширения ассортимента и улучшения качества изделий.

Развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной

промышленности.

Обширные земельные  ресурсы. Благоприятные природно-климатические

условия для кормопроизводства, льноводства, картофелеводства.

Реформирование  сельского

хозяйства, привлечение  инвестиций в подотрасли эффективной  специализации сельского хозяйства Беларуси при одновременном соблюдении требований достаточности по критериям продовольственной

безопасности.

Развитие кормопроизводства, животноводства, картофелеводства и льноводства.

Наличие больших  запасов калийных солей.

Создание новых  комплексных удобрений, освоение новых  рынков, осуществление государственного протекционизма на зарубежных рынках.

Модернизация  и перевооружение производства.

Развитие отрасли

добычи и  переработки

калийных солей.

Наличие значительных запасов глины, цементного и другого  сырья.

Привлечение инвестиций для модернизации производства и  улучшения качества и расширения ассортимента продукции.

Производство  кирпича, облицовочных камней, цемента и других видов строительных материалов с улучшенными характеристиками.


 

Продолжение таблицы 3

Конкурентные  пре-

имущества Республики Беларусь

Основные  направления

повышения

конкурентоспособности

Приоритеты  структурной перестройки;

базовые точки роста

Наличие культурных и исторических ценностей, привлекательность природных ландшафтов.

Привлечение инвестиций в

развитие инфраструктуры туризма, в обеспечение сохранности и восстановление историко-культурных памятников.

Развитие отрасли туристических услуг

Наличие производств, производящих конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынках (тракторы, холодильники, телевизоры, алкогольные и безалкогольные напитки и

др.).

Привлечение инвестиций для

поддержания и  повышения кон

курентоспособности, создание

нормальных  общих институциональных, макроэкономических,

налоговых, кредитных, ценовых и институциональных условий воспроизводства для конкурентоспособных производств.

Создание интегрированных

корпоративных структур. Развитие системы научного обеспечения и смежных производств.

Повышение уровня менеджмента.

Развитие соответствующих конкурентоспособных и смежных производств.

Высокий уровень комплексности развития территорий.

Поддержание и  развитие

комплементарных (дополняющих) отраслей.

Развитие кластеров.

Улучшение институциональных  основ воспроизводства в регионе.

Увеличение инвестиций, ускоренное развитие отраслей территориальной специализации, комплексность развития территорий.


 

Следует отметить, что снижение ставок налогов необязательно ведет к снижению налоговых поступлений. В частности, введение унифицированной ставки подоходного налога в России на низком уровне в 13% привело к росту поступлений от данного налога примерно в 1,5 раза. Это обусловлено тем, что многие доходы в результате этой реформы стали легализоваться.

Снижение налоговой  нагрузки должно сопровождаться отменой индивидуальных льгот и преференций, сокращением числа и совершенствованием структуры налоговых и неналоговых платежей. Темпы уменьшения уровня налоговой и неналоговой нагрузки не должны быть очень высокими (составлять не более 2–3 пп. от ВВП в год до 2005 г.), поскольку неумеренно резкие подвижки в этой сфере могут привести к бюджетным проблемам, связанным с конкретными сферами финансирования.

В целом налоговое  и неналоговое бремя отечественных  предприятий должно быть снижено  до уровня сопредельных стран, и прежде всего основного партнера, с которым Беларусь находится в едином таможенном пространстве, – России. Это потребует реструктуризации бюджетных расходов. С учетом необходимости повышения конкурентоспособности страны, когда целесообразно наращивать бюджетные расходы на науку, воспроизводство человеческого капитала и инвестиции в основной капитал, возникнет необходимость значительного сокращения других расходов бюджета и внебюджетных фондов, а именно: на содержание силовых структур, дотации и субсидии сельскому хозяйству, на покрытие затрат по жилищно-коммунальным услугам и др. С учетом изменения доходной и расходной частей консолидированного бюджета уровень дефицита бюджета должен ежегодно находиться в пределах 2% от ВВП, который необходимо покрывать в максимальной степени на неинфляционной основе.

Меры по улучшению  структуры и сокращению количества применяемых налогов и сборов должны включать:

– объединение  налогов, имеющих сходную налоговую  базу и налогоплательщиков;

– сокращение налогов  и сборов, взимаемых непосредственно из выручки от реализации продукции (с 5 до 1–2% от выручки);

– унификацию и  отмену многочисленных отчислений во внебюджетные и бюджетные фонды;

– повышение  роли прямых налогов, снижение налогового давления на зарплату;

– повышение фискального значения экологических и имущественных налогов как основы расширения возможностей местных бюджетов.

Существенно должны измениться способы взимания налогов  и налогооблагаемая база большинства налогов. В контексте этих изменений должен быть отменен порядок взимания налогов за еще нереализованную продукцию, осуществлен переход к принципу страны назначения при взимании косвенных налогов (НДС и акцизов) во внешней торговле с Россией и странами СНГ.

Целесообразно постепенно снизить стандартную  ставку НДС до 16–18%. Необходимо также сократить ставки подоходного налога до диапазона 10–15%.

Учитывая мировой  опыт предоставления налоговых льгот, а также потери от них республиканского бюджета (6–8% от доходов бюджета), в кратчайшие сроки целесообразно максимально сократить число получателей и объем предоставления налоговых льгот, а само льготирование должно осуществляться путем предоставления отсрочки оплаты налоговых платежей, налогового кредита и, в крайнем случае, снижения налоговой ставки или базы, но не отдельным конкретным предприятиям, а сферам деятельности.

Информация о работе Экономический рост и проблемы устойчивого развития: зарубежный и отечественный подходы