Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение экономического роста и проблем устойчивого развития зарубежных стран и Беларуси.
Чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность экономического роста, его факторы, модели, типы;
- изучить проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах;
- изучить перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Экономический рост: сущность, факторы, модели, типы……………..5
2 Проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах………………………………………………………………...19
3 Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста…………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………..47
Список литературы……………………………………………
Источник: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь
С учетом складывающейся
ситуации важным является принятие достаточно
энергичных мер по повышению
Для достижения высоких темпов роста производства и доходов населения принципиальным элементом экономической политики является ориентация на развитие производства с высокой добавленной стоимостью, которая характерна для наукоемких, высокотехнологичных, конечных производств. Наоборот, в отраслях добывающих, с малым количеством переделов, добавленная стоимость не столь значительна.
В стратегическом плане большое значение для развития страны имеет правильный выбор отраслевых приоритетов, которые соответствовали бы ее условиям и реализация которых позволила бы ускорить социально-экономическое развитие.
Официальными государственными приоритетами двух пятилетий (1996–2000 гг. и 2001–2005 гг.) наряду с другими являются продовольствие и жилье. Необходимость реализации указанных приоритетов заслуживает особого внимания.
Жилищное строительство, конечно, является важным для страны, в которой несколько сотен тысяч населения нуждаются в жилье. Однако прямое решение данной проблемы, особенно в сложных условиях переходной экономики, является неэффективным. Строительство жилья – импортоемкое производство. По расчетам, полная импортоемкость годовой строительной программы (с учетом потребления импортных ресурсов смежными по цепочке производствами) составляет около 1 млрд долл. Таким образом, развивая строительство, страна увеличивает спрос на импорт, что в условиях дефицита торгового баланса и иностранной валюты создает большие проблемы. Кроме того, увеличение жилищного строительства «отрывает» значительные ресурсы страны от инвестиций в реальное производство, что ведет к его старению и снижению конкурентоспособности, явлениям, действительно характерным для Беларуси.
Гарантированное
обеспечение продовольствием
При формировании приоритетов экономического развития Беларуси необходимо исходить: из ее особенностей как малой страны с открытой экономикой; мировых экономических процессов; национальных, духовных и культурных традиций народа; экономико-географического положения; природно-климатических условий; минерально-сырьевой базы; состояния материально-технической базы отраслей; трудового потенциала и уровня квалификации работающих; научно-технического потенциала. Системный анализ исходных предпосылок показывает, что приоритетным для экономически несамодостаточной малой страны, которой является Беларусь, должна быть экспортная ориентация, основанная на более полном освоении и развитии тех конкурентных преимуществ и ограниченных ресурсов, которыми она обладает (табл. 3).
Таблица 3 Важнейшие направления повышения конкурентоспособности и приоритеты структурной перестройки экономики
Конкурентные пре- имущества Республики Беларусь |
Основные направления повышения конкурентоспособности |
Приоритеты структурной перестройки; базовые точки роста |
Высокое качество человеческого капитала, низкая цена рабочей силы, эффективная система подготовки квалифицированных кадров |
Поддержка образования, науки и инноваций через бюджет. Создание институциональных основ эффективного
использования человеческого |
Развитие высокотехнологичных и наукоемких производств; оказание научных и образовательных услуг. |
Развитый научно-технический потенциал. |
Создание комплексных научно-производственных центров и школ по разработке и освоению прорывных технологий и налаживание производства новой конкурентоспособной продукции. Бюджетная поддержка науки и инноваций. Поддержка малого инновационного бизнеса. |
Развитие производств, основанных на технике и технологии V и VI технологических укладов, обеспечивающих выход на мировой рынок и обусловливающих рост доли добавленной стоимости. |
Выгодное экономико- |
Привлечение инвестиций в развитие транспортной системы, телекоммуникаций и инфраструктуры. Обустройство транспортных коридоров, модернизация путей и подвижного состава. Создание институциональных основ привлекательности белорусских транспортных услуг. |
Развитие отраслей услуг транспортного комплекса и телекоммуникаций. |
Продолжение таблицы 3
Конкурентные пре- имущества Республики Беларусь |
Основные направления повышения конкурентоспособности |
Приоритеты структурной перестройки; базовые точки роста |
Развитая производственная инфраструктура. |
Создание нормального
инвестиционного климата в |
Увеличение доли инвестиционных вложений в воспроизводственной структуре ВВП. |
Наличие магистральных нефте- и газопроводов, проходящих через территорию Беларуси. |
Привлечение инвестиций в развитие производств, использующих органическое сырье. Создание условий для увеличения потоков нефти и газа через территорию Беларуси. |
Развитие производств химической и нефтехимической промышленности. |
Наличие больших запасов возобнов- ляемых лесных ресурсов. |
Привлечение инвестиций для углубления комплексной переработки древесины, расширения ассортимента и улучшения качества изделий. |
Развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. |
Обширные земельные
ресурсы. Благоприятные природно- условия для кормопроизводства, льноводства, картофелеводства. |
Реформирование сельского хозяйства, привлечение инвестиций в подотрасли эффективной специализации сельского хозяйства Беларуси при одновременном соблюдении требований достаточности по критериям продовольственной безопасности. |
Развитие кормопроизводства, животноводства, картофелеводства и льноводства. |
Наличие больших запасов калийных солей. |
Создание новых комплексных удобрений, освоение новых рынков, осуществление государственного протекционизма на зарубежных рынках. Модернизация и перевооружение производства. |
Развитие отрасли добычи и переработки калийных солей. |
Наличие значительных запасов глины, цементного и другого сырья. |
Привлечение инвестиций для модернизации производства и улучшения качества и расширения ассортимента продукции. |
Производство кирпича, облицовочных камней, цемента и других видов строительных материалов с улучшенными характеристиками. |
Продолжение таблицы 3
Конкурентные пре- имущества Республики Беларусь |
Основные направления повышения конкурентоспособности |
Приоритеты структурной перестройки; базовые точки роста |
Наличие культурных и исторических ценностей, привлекательность природных ландшафтов. |
Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры туризма, в обеспечение сохранности и восстановление историко-культурных памятников. |
Развитие отрасли туристических услуг |
Наличие производств, производящих конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынках (тракторы, холодильники, телевизоры, алкогольные и безалкогольные напитки и др.). |
Привлечение инвестиций для поддержания и повышения кон курентоспособности, создание нормальных общих институциональных, макроэкономических, налоговых, кредитных, ценовых и институциональных условий воспроизводства для конкурентоспособных производств. Создание интегрированных корпоративных
структур. Развитие системы научного
обеспечения и смежных Повышение уровня менеджмента. |
Развитие соответствующих конкурентоспособных и смежных производств. |
Высокий уровень комплексности развития территорий. |
Поддержание и развитие комплементарных (дополняющих) отраслей. Развитие кластеров. Улучшение институциональных основ воспроизводства в регионе. |
Увеличение инвестиций, ускоренное развитие отраслей территориальной специализации, комплексность развития территорий. |
Следует отметить, что снижение ставок налогов необязательно ведет к снижению налоговых поступлений. В частности, введение унифицированной ставки подоходного налога в России на низком уровне в 13% привело к росту поступлений от данного налога примерно в 1,5 раза. Это обусловлено тем, что многие доходы в результате этой реформы стали легализоваться.
Снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться отменой индивидуальных льгот и преференций, сокращением числа и совершенствованием структуры налоговых и неналоговых платежей. Темпы уменьшения уровня налоговой и неналоговой нагрузки не должны быть очень высокими (составлять не более 2–3 пп. от ВВП в год до 2005 г.), поскольку неумеренно резкие подвижки в этой сфере могут привести к бюджетным проблемам, связанным с конкретными сферами финансирования.
В целом налоговое
и неналоговое бремя
Меры по улучшению структуры и сокращению количества применяемых налогов и сборов должны включать:
– объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу и налогоплательщиков;
– сокращение налогов и сборов, взимаемых непосредственно из выручки от реализации продукции (с 5 до 1–2% от выручки);
– унификацию и отмену многочисленных отчислений во внебюджетные и бюджетные фонды;
– повышение роли прямых налогов, снижение налогового давления на зарплату;
– повышение фискального значения экологических и имущественных налогов как основы расширения возможностей местных бюджетов.
Существенно должны измениться способы взимания налогов и налогооблагаемая база большинства налогов. В контексте этих изменений должен быть отменен порядок взимания налогов за еще нереализованную продукцию, осуществлен переход к принципу страны назначения при взимании косвенных налогов (НДС и акцизов) во внешней торговле с Россией и странами СНГ.
Целесообразно постепенно снизить стандартную ставку НДС до 16–18%. Необходимо также сократить ставки подоходного налога до диапазона 10–15%.
Учитывая мировой опыт предоставления налоговых льгот, а также потери от них республиканского бюджета (6–8% от доходов бюджета), в кратчайшие сроки целесообразно максимально сократить число получателей и объем предоставления налоговых льгот, а само льготирование должно осуществляться путем предоставления отсрочки оплаты налоговых платежей, налогового кредита и, в крайнем случае, снижения налоговой ставки или базы, но не отдельным конкретным предприятиям, а сферам деятельности.