Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение понятия экономического роста и степени влияния на него инноваций, а также его финансовое обеспечение.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыт теоретический аспект экономического роста и определено влияние на него инновационной деятельности;
- определить цели национального экономического развития и противоречия становления нового качества экономического роста;
Для ускоренного экономического роста требуется порядково больший, нежели нынешний, объем инвестиций, в связи с чем необходимо вовлечение в процесс долгосрочного инвестирования всех внутренних ресурсов: сбережений населения (значительная часть которых не проходит через российскую банковскую систему), резервов Пенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, паевых инвестиционных фондов, и др. Перечисленные виды ресурсов сегодня обращаются на финансовых рынках и в долгосрочных инвестициях не участвуют. Для трансформации «коротких» спекулятивных капиталов в «длинные» кредитные источники важно умело использовать такие финансовые инструменты, как регулируемая ставка ссудного процента, госгарантии по вкладам, банки развития и бюджет развития, федеральные целевые программы; надлежит также реформировать банковскую систему и стимулировать развитие фондового рынка.
Коль скоро же для массированных инвестиций в реальный сектор экономики средств, задействуемых из внутренних источников, в обозримой перспективе, скорее всего, окажется недостаточно необходимо наращивание усилий по привлечению иностранных инвестиций, в особенности прямых (по имеющимся оценкам, их желательный ежегодный прирост должен составлять не менее 7—8 млрд. долл.). Привлечению иностранного капитала способствовало бы создание государственного гарантийного страхового фонда; к сожалению, вместо этого Правительство РФ планирует образовать — путем обращения сверхдоходов от сырьевого экспорта в иностранную валюту и иностранные ценные бумаги — стабилизационный фонд, т.е. расширять нынешнюю практику льготного кредитования зарубежных экономик. Возможно также использование схемы «долги в обмен на инвестиции», позволяющее в соответствии с договоренностями с зарубежными кредиторами трансформировать внешнюю госзадолженность в инвестиции на нашей территории. Учитывая, что Россия ежегодно выплачивает в погашение внешнего долга около 15 млрд. долл., в случае реализации подобной схемы можно было бы рассчитывать на солидный прирост инвестиций.
Предложенные и другие возможные меры стимулирования инновационной и инвестиционной активности в народном хозяйстве России важно сопровождать государственными усилиями по совершенствованию соответствующей инфраструктуры и расширению внутреннего спроса, равно как и другими обеспечивающими действиями.
Основными направлениями стимулирования инвестиционной активности являются:
-предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
- реализация принципа права собственности (рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а на развитие муниципальной — из муниципального бюджета;
- равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности предоставляются для всех инвесторов, как частных, в том числе иностранных, так муниципальных и государственных. Законопроектом предусматриваются равные права и гарантии при осуществлении инвестиционной деятельности.
Важное значение для активизации инвестиционного процесса имеет политика использования амортизации основного капитала. Для повышения роли амортизации в укреплении производственного потенциала предприятий предполагается
—- значительное сокращение количества амортизационных норм;
— улучшение методов начисления амортизации путем использования наряду с традиционным — линейным, нелинейных методов, что позволит предприятию концентрировать амортизационные ресурсы в периоды наибольшей их потребности;
— усовершенствование методики оценки основных фондов и определение на ее основе реальной стоимости амортизируемого имущества;
— введение порядка, при котором амортизация должна направляться строго по целевому назначению, в противном случае она включается в налогооблагаемую базу. Для инвестиционной поддержки малого бизнеса, новой амортизационной политикой предусматриваются более широкие возможности ускоренного списания основного капитала. Однако реальный эффект от новой амортизационной политики может быть получен только в случае использования амортизационных средств на инвестиционные нужды, а не на цели текущей хозяйственной деятельности.
Эффективным механизмом развития инвестиционной деятельности должен стать лизинг — долгосрочная специфическая аренда машин, оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества производственного назначения. В отличие от обычной аренды в нем участвуют, как правило, не два, а три и более субъектов: производитель (поставщик) оборудования, лизинговая компания, лизингополучатель (пользователь). Среди участников могут быть банки, страховые компании, посредники, гаранты и другие физические лица.
Развитию инвестиционного процесса будет содействовать становление общероссийской системы жилищного ипотечного кредитования, формирование вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.
В целях эффективного использования сбережений населения широкое распространение должна получить система паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и пенсионных фондов, призванных аккумулировать в значительных объемах вклады населения. Зарубежный опыт показывает, что 2/3 средств пенсионные фонды вкладывают в ценные бумаги, что является наиболее надежным их вложением. Наряду с этим 1/3 средств вкладывается в инвестиционные проекты. По мере снижения доходности ГКО пенсионные фонды должны стать важным источником средств для повышения инвестиционной активности.
Эффективности инвестиционной деятельности способствует снижение трансакционных издержек. Для этого принимаются меры, предусматривающие: развитие рыночной инфраструктуры (консалтинг, проектное финансирование, маркетинг, система информации и т.д.); регулирование тарифов на услуги монополий (арендная плата за производственные помещения, особенно для малого бизнеса; услуги железнодорожного транспорта, связи, электроснабжения и т.д.); защиту собственности и личности инвестора от криминогенной среды.
Вопросы совершенствования налоговой политики остаются одними из важнейших в процессе создания благоприятного инвестиционного климата. В ходе налоговой реформы намечается сократить число налогов, снизить ставку налога на прибыль, принимать к вычету все необходимые и обоснованные расходы, решить вопрос с налогом на добавленную стоимость при капитальном строительстве.
Состояние инвестиционного климата во многом определяется наличием системы гарантий и защиты инвестиций. Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации и международными договорами, действующими на территории России.
Условия осуществления иностранных инвестиций, правовой режим деятельности иностранных инвесторов в связи с их осуществлением не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности российских инвесторов, за исключениями, которые устанавливаются федеральными законами.
Заключение.
Проблемы обеспечения экономического развития России необходимо и реально возможно решить в ближайшем будущем. Для этого необходимо:
1. Улучшение макроэкономической конъюнктуры и инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов, обеспечение роста инвестиционной активности частного сектора и сектора смешанной формы собственности.
2. Государственная поддержка инвестиционной сферы, что предполагает увеличение доли централизованных капиталовложений в бюджете, сопровождающееся изменением их структуры.
3. Развитие организационно-правовых условий деятельности бизнеса. Оно включает: а) целевое использование амортизации; б) налоговые стимулы для капитализации прибыли. в) развитие вторичного рынка ценных бумаг, перелив капитала, г) страхование инвестиций, д) залоговое право и гарантии, ипотека, земля, квартиры, е) меры для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну, ж) привлечение иностранных инвестиций.
4. Стимулирование и повышение конкурентоспособности российских производственных структур важно направить на решение задач социально организованной экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты.
5. Социально ориентированное распределение доходов в стране – одно из решающих условий, обеспечивающих конкурентоспособность экономики России на мировой арене. Такие приоритеты социального развития, как укрепление и расширение социальных связей, создание климата законности и доверия, крайне важны не только для успешного экономического роста, но в контексте глобальных процессов - для сохранения национальной идентичности и государственной целостности России.
Список использованной литературы.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.- М.: МГУ им. М.В.Ломоносова; Изд-во ”ДИС”, 1997.
2. Банк готовых документов. Информация о социально-экономическом положении России - 2004 год. Copyright © Федеральная служба государственной статистики, 2004.
3. Белоусов А. Обзор макроэкономических тенденций. – Экономика России –ХХ1 век. № 10, 2003.
4. Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России. – Российский экономический журнал, № 5, 2003
5. Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве – Вопросы экономики, № 9, 2002.
6. Добрынин А, Дятлов С. Курганский С. Человеческий капитал (Методологические аспекты анализа) - Спб. -1999.
7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - Спб.: “Литера плюс”, 1998.
8. Ершов М. О финансовых механизмах экономического роста. – Вопросы экономики № 12, 2002.
9. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация – Мировая экономика и международные отношения , № 9, 2004 с 19 -32.
10. Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост – Вопросы экономики, № 9, 2002. с 18 -46.
11. Кулешов В., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического роста – Вопросы экономики, № 11, 2002
12. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2003.
11
Информация о работе Экономический рост и экономическое развитие: теория и методология анализа