Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение понятия экономического роста и степени влияния на него инноваций, а также его финансовое обеспечение.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыт теоретический аспект экономического роста и определено влияние на него инновационной деятельности;
- определить цели национального экономического развития и противоречия становления нового качества экономического роста;
Источник: Банк готовых документов
Информация о социально-экономическом положении России - 2012 год
Copyright © Федеральная служба государственной статистики, 2012.
В 1990-х гг. в ходе реформ была произведена деконструкция командно-административной экономики, на ее месте возникла особая модель, которая до сих пор совмещает в себе черты капиталистической и социалистической систем. Ее основными характеристиками являются высокая концентрация собственности в руках частных финансово-промышленных групп и стремление крупных корпоративных объединений оказывать влияние на органы государственной власти в процессе принятия важных экономических решений.
Современное состояние российской экономики характеризуют противоречивые тенденции. С одной стороны, с 1999 по 2008 гг. наблюдались высокие темпы экономического роста (кумулятивный экономический рост после кризиса 1998 г. превысил 68 %) (табл.1). С другой стороны, в связи с мировым финансовым кризисом не решена проблема зависимости российской экономики от мировых цен на энергоносители, практически не проводятся структурные реформы, в том числе реформы естественных монополий.
Рисунок 1
Динамика показателя валового
внутреннего продукта 1995-2010 г.г. (млрд. руб.)
Источник: Банк готовых документов
Информация о социально-экономическом положении России - 2004 год
Copyright © Федеральная служба государственной статистики, 2004.
Исходя из данных таблицы 1 можно с уверенностью сказать, что после августовского кризиса 1998 года, российская экономика стала развиваться более активными темпами, то есть прекратился спад производства и других экономических показателей. Но, какими бы хорошим не казался рост экономики после 1998 года, российская экономика не достигает результатов доперестроечного 1990 года. Огромным остается спад сельского хозяйства. Выросли лишь инвестиции в основной капитал, что позволяет надеяться на более высокие темпы роста экономики и модернизацию производственной базы промышленности.
Таблица 2
Динамика основных макроэкономических показателей России в
2005 -2011гг.
Годы | ВВП | Индекс промышленного производства | Продукция сельского хозяйства | Оборот розничной торговли | Инвестиции в основной капитал |
2005 | 106,2 | 104 | 102 | 112 | 110,5 |
2006 | 106,7 | 103,9 | 102,8 | 113 | 113,5 |
2007 | 108 | 106 | 103 | 115 | 120 |
2008 | 107,3 | 102,1 | 110,8 | 113,5 | 109,8 |
2009 | 92,1 | 90,7 | 101,2 | 95,1 | 83,8 |
2010 | 103,8 | 108,3 | 90,1 | 104,5 | 105,9 |
2011 | 104,2 | 104,1 | 109,3 | 104,8 | 109 |
______________________________
(Источник: Экономика и жизнь. 2004 г, ноябрь, № 45 с 38., данные сайта http://www.rusimpex.ru)
Из данных таблицы видно, что российская экономика имеет положительную динамику роста. Хорошей тенденцией является относительное увеличение экспорта по сравнению с предыдущими годами, правда нельзя забывать о том, что до сих пор в основную часть экспорта Р.Ф. составляют природные ресурсы. В целом заметен положительный рост промышленности. Намечается некоторый спад производства сельскохозяйственной продукции обусловленный увеличением импорта зарубежных товаров и падением курса доллара, что позволяет закупать продукцию за рубежом по относительно более низким ценам.
2.2. Показатели благосостояния и уровень развития человеческого капитала в России.
Цель экономического роста экономики - повышение уровня и качества жизни населения российского государства. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. Понятия человеческое развитие и ИРЧП как метод его измерения были введены ПРООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития. Рассмотрим изменение реальных доходов населения в России за 1999-2003 гг.
Таблица 3
Динамика среднемесячной номинальной и рассчитанной в ценах 1991 г. зарплаты в РФ в 1998 – 2011 гг.
Год | Размер средимесячной номинальной заработной платы, руб. | Динамика средимесячной заработной платы с учетом ИПЦ* в % к 1991 |
1991 | 548 | 100 |
1998 | 1051,5 | 46 |
1999 | 1522,6 | 36 |
2000 | 2223,4 | 43 |
2001 | 3240,4 | 52 |
2002 | 4360,3 | 61 |
2003 | 5498,5 | 67 |
2004 | 6739,5 | 74 |
2005 | 8554,9 | 84 |
2006 | 10634 | 95 |
2007 | 13593 | 111 |
2008 | 17112 | 122 |
2009 | 18638 | 118 |
2010 | 20916 | 123 |
2011 | 23490 | 127 |
*Индекс потребительских цен - это индекс, характеризующий изменение стоимости потребительской корзины товаров и услуг.
Из данных таблицы ясно видно падение реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы по стране за последние 14 лет. В 1992 – 1999 гг. в России произошло резкое снижение среднемесячной заработной платы, с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ). Затем в 2000 – 2008 гг. последовал рост среднемесячной зарплаты с учетом ИПЦ(табл. 3) .
Реальная заработная плата с учетом ИПЦ в связи с мировым финансовым кризисом в 2008 г. выросла на 22 % и составила 122 % к 1991 г. Среднемесячная номинальная заработная плата в декабре 2008 г. составила 17 112 руб. и возросла по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 11 %. При этом реальная заработная плата в 2008 г. увеличилась на 25 % по сравнению с 2007 г.
В 1992 –1995 гг. в России наблюдалась гиперинфляция, при которой ежегодные темпы роста потребительских цен составляли несколько тысяч (в 1992 –1994 гг. – несколько сотен) процентов (табл. 5). С 1996 по 2000 г. ИПЦ суммарно вырос на 173,9 %. В связи с экономическим кризисом 1998 г. ИПЦ в России составил 84,4 %.
3. Внутренние и внешние факторы перехода на режим устойчивого расширенного воспроизводства в России.
3.1. Финансовый обеспечение экономического роста.
Стабилизация экономики не может быть продолжительной, если не сопровождается ростом инвестиций. Преодоление негативных тенденций воспроизводства структуры народного хозяйства требует осуществления эффективной инвестиционной политики
Расширение внутреннего спроса. Один из изъянов российской экономики — недостаточный внутренний спрос; образованию этого специфического дефицита способствовали ориентация производителей на внешние рынки и опережающий рост импорта. Расширение внутреннего спроса является мощным катализатором роста экономики, причем соответствующие меры должны включать активизацию как государственного, так и частного спроса.
Учитывая, что сегодня основное воздействие на экономический рост оказывает внутреннее потребление (обеспечившее в 2002 г. 53% конечного спроса), приоритетные госрегулирующие усилия нужно направлять на повышение заработной платы до прожиточного минимума; особое внимание государство обязано уделять вопросам оплаты труда в бюджетной сфере, охватывающей главным образом нематериальное производство. Рост зарплаты бюджетников ведет к ее увеличению в реальном секторе и. как следствие, — к расширению внутреннего потребления. Следует отметить, что повышение заработной платы необходимо сориентировать на объективную цену рабочей силы и в материальном, и в нематериальном производстве. Повышению внутреннего спроса будут способствовать развитие ипотечного жилищного кредитования при страховании строительных рисков за счет бюджета, дорожное строительстве и реализация крупных инвестиционных проектов федерального значения. Остро необходим разумеется, и механизм сохранения в российской экономике генерируемых финансовых ресурсов: по некоторым оценкам, уровень ежегодного вывоза капитала в 15—20 млрд. долл. эквивалентен не реализации 450—600 млрд. руб. конечного спроса, т.е. утрате б—8% среднегодового прироста производства. Важное средство увеличения внутреннего спроса — таможенно-тарифная политика, в рамках которой целесообразен дальнейший перенос тяжести обложения с импортируемого производственного оборудования на вывозимое сырье и на ввозимы Потребительские товары (в этом случае растет потребление соответствующих отечественных товаров).
Налоговая реформа и совершенствование межбюджетных отношении. Значимость налоговой системы и бюджетного федерализма в качестве рычагов ускорения роста несомненна как очевидны и изъяны в соответствующих реформационных действиях. Так, несмотря на форсируемую с 2001 г. налоговую реформу, товаропроизводители продолжают считать фискальную нагрузку высокой, а бюджетные поступления во многих регионах не обеспечивают решения социальных проблем. Ежегодное уменьшение налогов по России планируется на уровне 1% ВВП, и в принципе это правильная установка: идея состоит в стимулировании инвестиционной активности предприятий и повышения их производственной эффективности, что должно вести к росту объемов производства и расширению налогооблагаемой базы. К сожалению, практическая реализация линии на снижение налоговой нагрузки на производителей обернулась дестабилизацией и подчас снижением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего в территориальные, даже при росте объемов производства.
Снижение издержек производства. Решение этой общенациональной задачи требует проведения мер на микро-, мезо- и макроуровнях. Применительно к первому необходимо повысить ответственность предприятий за эффективность использования производственного - аппарата, увеличив, в частности, ставку налога на имущество в отношении неиспользуемых мощностей и площадей — для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целях облегчения доступа малого предпринимательства к технологиям крупного бизнеса.
На макроуровне императив снижения издержек проявляется, в частности, как вышеупомянутая проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных (инфраструктурных) монополий, в том числе за их ценовой политикой. Так, практикуемое в последние годы регулярное повышение тарифов на электроэнергию стало одним из основных факторов наблюдающегося в последнее время снижения темпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Среди макроцелей реформирования естественных монополий — снижение тарифов, причем реализация этой цели — ключевой аспект контрольной деятельности государства в отношении реструктурирования соответствующих инфраструктурных систем.
Реформирование банковской системы и развитие фондового рынка. Среди приоритетных для реализации потенциала содействия экономическому росту проблем развития банковского сектора — становление ипотечного дела, развертывание кредитования лизинговых структур, налаживание тесного взаимодействия со страховыми и пенсионными системами, с фондовым рынком. Критически важное для ускоренного роста экономики вовлечение в инвестиционный процесс максимума свободных денежных средств немыслимо без государственного содействия упрочению отечественного фондового рынка.
Стимулирование малого предпринимательства. При несомненном прогрессе переднего в сфере услуг и торговле его роль в промышленном секторе остается мизерной. В целом этой недопустимой с точки зрения задач экономического роста ситуации видится в первую очередь на путях интеграции малого бизнеса с вышеупомянутыми крупнокорпоративными структурами (и господдержки многообразных форм интеграции)", превращения банковского сектора в основного кредитора малых предприятий (здесь возможны такие меры, как госсубсидированне процентных ставок по кредитам данным предприятиям, предоставлено последним госгарантий, и др.), расширения использования в соответствующих целях государственного и муниципального имущества (имеются в виду передача на льготных условиях производственных площадей и технологического оборудования малым предприятиям, упрощение процедур оформления разрешительной документации на ремонт и реконструкцию производственных объектов, и др.). Приоритетными задачами остаются налаживание за счет госбюджета учитывающей специфику малого бизнеса системы переподготовки и повышения квалификации менеджеров, обеспечение доступности для широких слоев населения обучения основам предпринимательской деятельности.
Реинтеграция всего постсоветского и собственно российского экономического, пространства. Это — непременное условие ускорения темпов роста отечественной экономики. Позитивную роль в развитии главного постсоветского регионального объединения — СНГ — призван, как известно, сыграть феномен «разноскоростной» интеграции, преимуществами которой являются ускоренное решение практических вопросов сотрудничества ряда участников Содружества, демонстрация преимуществ продвинутых форм взаимодействия, а также эволюционный характер интеграционных процессов. Эффективным дополнением разноскоростной интеграции способна стать «дифференцированная» (происходящая вокруг Союзного государства Белоруссии и России) интеграция: в ее рамках могут быть отработаны многие новые механизмы, перспективные для последующего распространения в масштабах СНГ в целом.
3.2. Стимулирование инвестиционных процессов в российской экономике.
Скачкообразное наращивание объемов и улучшение структуры инвестирования народного хозяйства — залог быстрого и качественного экономического роста, успеха национальной инновационной и структурной политики. Главной целью инвестиционной политики должны стать создание технологически современной конкурентоспособной экономики на основе широкой модернизации производственного аппарата, ликвидация существующего технологического разрыва с развитыми странами. Между тем наблюдаемые в инвестиционной сфере тенденции, в том числе низкие темпы роста капиталовложений явно не отвечают задачам ускорения экономического роста.
Информация о работе Экономический рост и экономическое развитие: теория и методология анализа