Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:38, реферат
К началу XX в. концентрация капитала и производства достигла столь высокой ступени, что значительная часть мирового производства важнейших видов товаров в ряде отраслей промышленности оказалась в руках небольшой группы крупнейших монополий.
1. Сущность и причины экономического раздела мира
2. Международные монополии и их формы
3. Обострение борьбы за экономический раздел мира
4. Интернационализация капитала в современных условиях
Важнейшую
роль среди различных форм инвестиций
играют прямые капиталовложения. Это обусловлено
тем, что их субъекты постоянно контролируют
их, а капиталом в ссудной форме на время
предоставления кредита распоряжается
импортер. Прямые инвестиции гарантируют
стабильный рынок или формируют основу
для выхода на рынки других стран. Такие
инвестиции дают право непосредственного
контроля или активного участия в управлении
предприятием через механизм реинвестирования
прибыли, приобретения части акций за
рубежом, внутрифирменных займов или внутрифирменной
задолженности, а также путем использования
неакционерных форм (заключение субконтрактных
и лицензионных договоров, френчайзинга
и др.).
Закономерности и особенности международного движения капиталов в
современных условиях.
Накануне первой мировой войны заграничные инвестиции ряда стран составляли 44 млрд. дол, в 1970 г. — около 285, а в 1990 г. — более 3 трлн. дол. После распада колониальной системы основная часть иностранных инвестиций направляется в высокоразвитые страны мира, что является признаком усиления процесса интернационализации капитала, действия закона интернационализации производства.
Главный субъект международного движения капиталов — ТНК. Из более 3 трлн. дол. иностранных инвестиций в 1995 г. доля ТНК составляла более 2,7 трлн. дол. Впервые в начале 70-х гг. общий объем производства зарубежных филиалов ТНК превысил экспорт из стран, в которых размещены эти корпорации. В значительной мере это обусловлено ростом численности самих филиалов, усилением процессов специализации и кооперирования производства между ними. В середине 90-х гг. объем производства зарубежных филиалов ТНК превысил масштабы международной торговли. Эти процессы получили название «второй экономики», под которой понимают зарубежное производство ТНК и масштабы их влияния на мировую экономику.
В
процессе движения международного капитала
наблюдается действие таких основных
закономерностей, как: — ускоренный рост.
иностранных капиталовложений. Так, в
послевоенный период они удваивались
сначала каждые 10 лет, потом каждые 6-7 лет,
а в 1983-1992 гг. имело место четырехкратное
увеличение таких инвестиций. Действие
этой закономерности обусловлено ростом
спроса на капитал в процессе ускоренного
экономического развития, развертыванием
НТР, преодолением таможенных барьеров
в процессе экспорта капитала, экономией
ресурсов (прежде всего, трудовых) в процессе
интернационализации производства, стремлением
снизить экономические затраты при вывозе
капитала в слаборазвитые страны и другими
факторами; — постоянное увеличение доли
прямых инвестиций по сравнению с портфельными.
Это связано с ростом роли прямых инвестиций
как средства завоевания новых рынков
сбыта или расширения существующих, средства
установления контроля над производством
и собственностью и другими факторами;
— усиление процессов монополизации в
экспорте капитала вследствие монополизации
капиталистического производства и собственности
в международной сфере. Важной чертой
этой закономерности является сосредоточение
около 80 % прямых инвестиций в США, ЕС и
Японии. Одновременно это — один из признаков
закона неравномерности экономического
развития; — растущая концентрация прямых
инвестиций в развитых странах мира. Если
раньше основная доля зарубежных инвестиций
направлялась в слаборазвитые страны,
то, например, в 1995 г. Доля иностранных
инвестиций в развитых странах мира составляла
около 60%, а в слаборазвитых — примерно
вдвое меньше. Исключение — Япония, основную
массу своего капитала вывозящая в слаборазвитые
страны. . — усиление интернационализации
собственности. Так, объем иностранного
капитала в США в 1996 г. составлял более
1,5 трлн. дол., около 20 % активов банков принадлежит
иностранцам, в иностранных компаниях
США работает более 3 млн. чел. В современных
условиях вывоз капитала приобретает
следующие характерные особенности. Во-первых,
экспорт капитала в развитые страны, где
находится более 2/5 заграничных филиалов
США. Основная масса капитала предназначается
для обрабатывающей промышленности и
банков. Вложения в обрабатывающую промышленность
объясняются углублением единичной формы
международного разделения труда. Сокращение
объемов вывоза капитала в слаборазвитые
страны связано с ростом их задолженности,
которая в середине 90-х гг. составляла
более 2,5 трлн. дол. Вследствие этого только
на протяжении 80-х гг. вывоз капитала в
слаборазвитые страны сократился почти
в 2,5 раза. Во-вторых, все более важными
элементами вывоза капитала становится
размещение ценных бумаг в международных
финансовых центрах и депозитно-кредитные
операции транснациональных банков (ТНБ),
которые производятся их многочисленными
заграничными отделениями. Внутренний
долг денежных ресурсов в каналах транснациональной
банковской системы исчисляется триллионами
долларов, большая часть которых направляется
на финансирование международного товарооборота.
В-третьих, в процессе вывоза капитала
усиливается соперничество между США,
Западной Европой и Японией. В-четвертых,
со времени энергетического кризиса, начавшегося
в 1973 г., экспорт капитала в форме нефтедолларов
интенсивно осуществляется отдельными
богатыми нефтью странами Ближнего Востока.
В-пятых, среди различных форм движения
международного капитала преобладают
негосударственные. На их долю приходится
около 60 % всего вывоза капитала, а на долю
государственного капитала — 30 и 10 % экспорта.
Вместе с тем, переплетение этих форм капитала,
особенно монополистического и государственного,
означает, что по своему характеру вывозимый
капитал носит в основном государственно-корпоративный,
государственно-
В начале 90-х гг. сферой миграции международного капитала постепенно становятся страны Центральной и Восточной Европы, страны бывшего СССР, после распада которого и капитализации экономики большинство стран СНГ, с одной стороны, становятся объектами ввоза капитала, а с другой — субъектами его вывоза теневыми структурами. Приток иностранных инвестиций в страны СНГ сдерживается несовершенным и нестабильным законодательством, отсутствием научно обоснованной экономической политики и другими факторами.
Положительные последствия международного движения капитала для стран- импортеров — внедрение более совершенных технологий и техники, передовых форм организации производства, снижение уровня безработицы, приток иностранной валюты, ускоренное развитие существующей экономической системы или ее совершенствование (таким путем развивалась экономика Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и других новых индустриальных государств). Среди отрицательных последствий — постепенная утрата контроля над частью предприятий, отраслей, усиление иностранного влияния в сфере военно-стратегических и политических интересов.
Международная экономическая интеграция
Некоторые
стороны интернационализации
Наиболее зрелые формы, отмеченные процессы обрели в интеграции стран Западной Европы, в частности, в создании и функционировании Европейского экономического сообщества, или «Общего рынка». Сначала это было объединение шести стран — ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, которые в 1957 г. подписали «Римский договор», вступивший в силу с 1 января 1958 г. В 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Португалия и Испания. В 1991 г. на сессии ЕЭС подписано соглашение между ЕЭС. и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В ЕАСТ, которая была образована в 1960 г., вошли Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Австрия, Швейцария, Португалия. Таким образом, в ЕЭП в настоящее время состоит 17 европейских стран, в ЕЭС — 15. В соответствии с Единым Европейским актом 1987 г. и Маастрихтским договором 1991 г. был образован Европейский Союз (ЕС) с общей численностью населения более млн. чел. Заявки о вхождении в ЕС подали Австрия, Турция, Польша, Венгрия, Украина, Прибалтийские республики. В недалеком будущем ЕС может насчитывать более 20 государств Европы. Главными органами ЕС является Совет Министров, в который входят представители стран-членов на уровне министров, он наделен законодательной властью, его решения носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство; Европейская комиссия в составе 20 чел., назначаемых национальными правительствами сроком на 5 лет, выступающая с законодательными инициативами и содействующая их воплощению в жизнь; Европейский парламент, куда прямым голосованием избираются 626 депутатов, осуществляющих законотворческую деятельность и контролирующих деятельность Еврокомиссии, Суд и другие органы.
Бывший председатель Еврокомиссии Жак Делор подсчитал, что за 33 года существования ЕС пережил 10 лет динамичного развития, 5 лет кризисов, 19 лет застоя. За это время были заложены основы таможенного союза; жители стран- участниц получили возможность передвигаться внутри сообщества без паспортов и виз; началось взаимное признание свидетельств и дипломов об образовании, граждане интегрированных стран получили право на постоянное проживание в другой стране при наличии работы; в рамках ЕС проводится общая сельскохозяйственная политика; компаниям этих стран предоставлено право почти беспрепятственно делать взаимные инвестиции; достигнут значительный прогресс в свободном перемещении товаров и услуг, рабочей силы и капиталов. С 1993 г. любой банк-резидент имеет право на осуществление всех банковских операций в любой стране ЕС; введена единая валюта евро, создан Центральный Европейский банк, который вместе с центральными банками других стран сформирует единую европейскую систему центральных банков. В дальнейшем планируется согласовать единую налоговую, ценовую политику и т. д.
Эксперты Европейской комиссии подсчитали, что окончательная ликвидация торговых барьеров даст 15 странам ЕС ежегодную экономию в сумме около 330 млрд. дол.; введение единой денежной валюты сэкономит около 10 млрд. дол.; цены на потребительские товары в результате усиления конкуренции будут снижаться на 4,5-7 % ежегодно, темпы роста экономики повысятся на 4,5—7 %; на 1,85 — 7 млн. увеличится количество рабочих мест. Для решения этих проблем уже сейчас формируется единый наднациональный бюджет в сумме около 100 млрд. экю.
Наряду с экономической в ЕС проводится единая социальная политика, направленная, как подчеркивается в официальных документах, на обеспечение более высокого уровня социального единства, исключение эксплуатации. Экономическая интеграция сопровождается и немалыми экономическими потерями. В странах ЕС безработица выросла до 22 млн. чел, из сельскохозяйственного оборота ввиду перепроизводства продукции до 2000 г. намечается изъять около 15 млн. га земли. При том, что в странах ЕС насчитывается почти 30 млн. бедняков, немало готовой сельскохозяйственной продукции по причине ее перепроизводства уничтожается. Однако в целом жизненный уровень большинства населения повышается. В конце 80-х гг. расходы на продовольствие в среднем составляли около 20 % всех потребительских затрат населения, а в 1987 г. расходы на отдых и развлечения впервые превысили расходы на питание. Предвидится сокращение рабочей недели до 35-36 ч и др.
Экономическая интеграция не может не сопровождаться политической, юридической и другими видами интеграции в сфере надстроечных отношений. Сегодня ЕС — это преимущественно конфедеративное устройство со значительными элементами федерации. В соответствии с решениями Маастрихтского договора в ЕС введено единое гражданство. Такие руководящие органы, как Совет Министров и Европейская комиссия, наделены правом принятия юридически обязательных для государств-членов этой организации решений по широкому кругу вопросов. Кроме проблем свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, руководящим органам сообщества предоставлено право решающего голоса (наднациональное право) в сфере сельскохозяйственной, антитрестовской, транспортной политики, в сфере внешней и внутренней торговли. С введением единой валюты органы ЕС получили право регулировать валютные отношения. В то же время страны ЕС не проводят единой промышленной политики. Если интеграция расширится на сферу безопасности, то это сообщество может стать федеративным государством.
Учитывая, что наднациональные органы принимают законы только в рамках тех функций, которые добровольно передают им национальные государства, законы отдельных стран не могут противоречить законам всего сообщества и не должна возникать сама проблема их приоритета. В соответствии с принятым в 1986 г. Единым Европейским актом, в случае конфликта национального права и права сообщества приоритет отдается последнему. Право "сообщества распространяется на всех физических и юридических лиц в странах-участниках. Для того чтобы оно вступило в силу, требуется согласие всех участников сообщества. К 2000 г. сферами такого права, кроме уже названных, стали охрана окружающей среды, фундаментальные исследования, региональная и социальная политика. Кроме того, большинство стран ЕС пришли к выводу о необходимости углубления интеграции в сфере внешней политики и безопасности. В перспективе планируется создание Кабинета Министров ЕС. До 2010 г., когда количество государств этого сообщества возрастет почти вдвое, встанет вопрос об избрании президента, основной функцией которого будет координация деятельности государств сообщества в политической, военной, социальной, экономической и других сферах.
В
то же время, как считают специалисты,
в текущем столетии может усилиться
борьба двух противоречивых тенденций.
Первая из них заключается в стремлении
к созданию моноэтнических государств.
Согласно научным прогнозам, к 100-летию
ООН на планете возникнет около 100 новых
государств. Действие второй тенденции
обусловит появление новых экономических
объединений и союзов стран конфедеративного
и федеративного типа.
Список литературы: