Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:32, реферат
Цель данной работы - исследование взглядов представителей Лозаннской школы - современной экономической школы, которая разрабатывала идеи маржинализма.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика Лозаннской школы…………………………………...4
2. Экономические взгляды Леона Вальраса и Вильфредо Парето.....................7
2.1 Леон Вальрас: модель общего экономического равновесия……..7
2.2 Критерий эффективности производства по В.Парето………………..10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы ……………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Общая
характеристика Лозаннской
2. Экономические взгляды Леона Вальраса
и Вильфредо Парето.....................7
2.1 Леон Вальрас: модель общего экономического равновесия……..7
2.2 Критерий эффективности
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
…………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
В конце XIX века появляется новое направление в экономической теории - маржинализм, которое отличается от подхода классической школы и даже выступает определенной альтернативой ему. Из всех направлений маржинализма Лозаннская школа (или математическая школа) сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. Лозаннская школа является центральной, у нее есть фундаментальные идеи, ставшие всеобщим достоянием. Лозаннская школа была одной из движущих сил маржиналистской революции и внесла свой вклад в фундамент современного экономикс.
Возникновение и развитие лозаннской школы связано с трудами Леона Вальраса и Вильфредо Парето.
Цель
данной работы - исследование взглядов
представителей Лозаннской школы - современной
экономической школы, которая разрабатывала
идеи маржинализма.
В конце XIX - начале XX века большое влияние приобретает новое направление в экономической теории - маржинализм. Название происходит от слова marginal - предельный. Маржинализм - направление экономической теории, которое основывается на определении функции спроса и цен субъективными предельными оценками полезности продуктов. К маржинализму обычно относят австрийскую школу предельной полезности, математическую или лозаннскую школу, а также микроэкономические теории А.Маршалла и Д.Б.Кларка.
Представители этого направления в своих работах используют категории «предельная полезность», «предельная производительность факторов производства», «предельный продукт», «предельный рабочий» и др. Термин «полезность» введен в употребление в XIX веке английским философом Иеремией Бентамом, который считал, что чувство удовлетворения, достижения цели не может быть полностью выражено словами «счастье», «благополучие» и потому предложил более емкое по содержанию понятие.
Особенности подхода представителей маржинализма заключаются в том, что:
- на первом месте у них стоит анализ индивидуального хозяйства- «робинзонады», замкнутого хозяйства Робинзона. Субъективные действия Робинзона они переносят и на все остальное хозяйство, т.е. закономерности развития товарного хозяйства - результат простого суммирования особенностей развития индивидуального хозяйства;
- определяющей в установлении пропорций товарного обмена у маржиналистов является сфера потребления, тогда как до них приоритет отдавался производству;
- большое внимание уделяется психологическим моментам в оценке субъектом полезности товара;
- если во всех предшествующих теориях рассматривалось предложение, то представители маржинализма впервые сосредоточили свои усилия на исследовании спроса;
- маржиналисты перешли от анализа стоимости (что было свойственно классикам) к анализу полезности.
Из всех направлений маржинализма Лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы.
Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами У. С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления.
Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было ее уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков уподобление экономики механическим объектам имело значение с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Для представителей лозаннской школы такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.
Также, лозаннцы впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории.
Отличительные особенности лозаннской школы:
-
Ее представители сознательно
превратили математику из
- В отличие от австрийцев, представителей Лозаннской школы интересовала не природа цены (полезность как ее основа), а закономерности установления обменных пропорций в результате взаимодействия функций спроса и предложения.
-
Впервые в рамках маржинализма
была поставлена проблема
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЕОНА ВАЛЬРАСА
И
ВИЛЬФРЕДА ПАРЕТО
2.1 Леон Вальрас: модель общего экономического равновесия. К числу маржиналистов первой волны можно отнести Леона Вальраса - профессора Лозаннского университета. В своем основном труде «Элементы чистой политической экономии», он дает характеристику предельной полезности, считая ее основой ценности товара.
Леон
Вальрас считается
В отличие от Маршалла Вальрас занялся не прикладной, а общетеоретической проблемой - проблемой общего экономического равновесия. Ее основной смысл можно свести к трем вопросам:
1)
достижимо ли рыночное
2) является ли это равновесие (если оно достижимо) устойчивым;
3) каковы условия устойчивости равновесия?
Вальрас исходил из того, что решение проблемы может быть достигнуто с использованием математического аппарата. Построив довольно сложную систему взаимосвязанных уравнений, он доказывает, что система «равновесности» может быть достижима как некий «идеал», к которому стремится конкурентный рынок.
Весь
экономический мир Вальрас
Рис.1:
Схема общего равновесия
В этой модели роли продавцов и покупателей постоянно меняются. Все расходы производителей товаров превращаются в доходы домашних хозяйств, а все расходы домашних хозяйств - в доходы производителей (фирм).
Цены факторов зависят от объемов производства, от спроса, а значит, от цен на производимые товары. В свою очередь, цены на товары зависят от факторных цен.
Для нормального функционирования системы должно устанавливаться соответствие между спросом и предложением (факторов и товаров). Цены факторов должны соответствовать издержкам фирм; доходы фирм - «сочетаться» с расходами домашних хозяйств.
Состояние равновесия предполагает наличие трех условий:
- во-первых, спрос и предложение факторов производства равны; на них устанавливается постоянная и устойчивая цена;
- во-вторых, спрос и предложение товаров (и услуг) равны и реализуются на основе постоянных, устойчивых цен;
- в-третьих, цены товаров соответствуют издержкам производства.
Первые два условия предполагают равенство пропорций обмена. Третье условие выражает равновесие в сфере производства.
Равновесие
является устойчивым, ибо на рынке
действуют силы, выравнивающие отклонения
и восстанавливающие «
Таким
образом, согласно Вальрасу, равновесие
является устойчивым, ибо на рынке
действуют силы, выравнивающие отклонения
и восстанавливающие
Из модели Вальраса вытекают следующие выводы:
1.
Существует взаимосвязь и
2.
Математически доказывается
3.
Из теоретически достижимого
экономического равновесия
4. Равновесие в экономике не сводится к равновесию обмена, к рыночному равновесию. Из теоретической концепции Вальраса вытекает принцип взаимосвязи и взаимозависимости основных элементов рыночной экономики. Это исходное положение для понимания взаимосвязи производства, потребления, доходов на макроуровне.
Хотя
модель Вальраса логически завершенная,
тем не менее, она заслуживает
нескольких критических замечаний.
Она является весьма абстрактная
и строится на ряде допущений, делающих
ее статичной: неизменность запаса и
видов продукции, неизменность способов
производства, потребительских предпочтений.
Кроме того, жесткими являются и предположения
о совершенной конкуренции и абсолютной
информированности хозяйствующих субъектов.
Поэтому в модели Вальраса открытым остался
вопрос о роли времени и природе неопределенности.
Заметим также, что в модель Вальраса не
«вписались» деньги. По сути, его модель
осталась бартерной.
2.2 Критерий эффективности производства по В.Парето (Оптимум Парето) Вильфредо Парето (1848-1923) - крупный итальянский представитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций «лозаннской школы» маржинализма. Парето наряду с экономией интересовали и политика и социология.
Основные научные труды Парето - «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) и «Трактат по общей социологии» (1916). В своих работах Парето дает характеристику экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.
Вильфредо Парето развивал идеи Леона Вальраса и внес заметный вклад в развитие теории благосостояния, а также стоял у истоков ординалистского подхода в определении предельной полезности.
Вклад Парето в ординализм состоит в следующем:
-
признал невозможность
Информация о работе Экономические взгляды Леона Вальраса и Вильфредо Парето